«Покатушки» по Минску: какие опасности кроются на популярных велосипедных маршрутах

 
419
08 мая 2015 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Аркадий Соболев

Совсем скоро в Минске будет полмиллиона велосипедов. А это, грубо говоря, полмиллиона человек, которые хотя бы изредка готовы сесть в неестественной позе в жесткое седло и методично крутить педали. Им нужно пространство. По крайней мере, для того, чтобы не создавать неудобств другим и не вносить хаос в привычную схему «водитель — пешеход». Пространства не хватает. С наступлением тепла город превращается в треугольный ринг, где порой с самоотверженностью, достойной Мейвезера и Пакьяо, водители, велосипедисты и пешеходы доказывают друг другу, кто и где должен ездить и ходить. Корреспондент Onliner.by сел на велосипед, взял в попутчики экс-чемпиона Беларуси по маунтинбайку, представителя торговой сети velozona.by Михаила Бесагу и поехал по Минску, пытаясь распутать этот клубок противоречий, не дающий ребятам жить дружно. Что из этого вышло, читайте в нашем материале.

Михаил Бесага, конечно, не рядовой велосипедист, выехавший в субботу покататься по проспекту часок-другой. Он — профессиональный спортсмен, маунтинбайкер. Десять лет спортивной карьеры, выступления на соревнованиях, призовые места. Теперь Михаил — эксперт по велосипедам, помогает другим разобраться в том, чего они хотят от велосипеда и от себя самого на велосипеде.

«Значительная часть проблемы в том, что мы все находимся, по сути, в одной лодке. Нет какого-то явного либо легко осуществимого решения, как разграничить зоны пересечения велосипедов и пешеходов или велосипедов и автомобилей таким образом, чтобы они не пересекались, не представляли друг для друга помехи или угрозы. В результате возникают конфликтные и даже опасные ситуации», — считает Михаил Бесага.

Велосипед vs. пешеход

Велосипед — это быстро, удобно, экономично и экологично. Он помогает укрепить здоровье. Отличный вариант, как провести время с друзьями или с семьей. Неужели велосипед может кому-то помешать?

Может, и еще как. Спросите любого автомобилиста, пообщайтесь с пешеходами, и вы услышите много негатива о велосипедистах, а также узнаете о том, где им самое место. Это, к слову, принципиальный вопрос, который и лежит в корне проблемы. Где велосипедистам место?

Тротуары:

Как это ни странно, но самая большая опасность для велосипедистов и соседствующих с ними пешеходов кроется на любом тротуаре. Достаточно проехать в час пик по проспекту Независимости, и картина представится вполне ясно. На загруженной пешеходной зоне любой велосипедист, который так или иначе движется со скоростью, раза в четыре превышающей скорость пешехода, представляет опасность.

«По сути, и велосипедист и пешеход вынуждены постоянно находиться в напряжении, — считает Михаил Бесага. — Летом это очень заметно. Одни думают, как бы увернуться от всех пешеходов, которые ходят как угодно, но не всегда предсказуемо, потому как чувствуют себя на своей территории и в целом правы. Пешеходы же при виде движущегося на них велосипедиста начинают нервничать, думать, куда уйти с его траектории, метаться из стороны в сторону, только осложняя ситуацию».

Мы выехали в город в будний день, когда большая часть горожан должна быть на работе. И тем не менее трафик на пешеходной зоне был вполне существенным. Это и студенты, и мамы с маленькими детьми, и пожилые люди. Но все же была возможность ехать свободно. В другое время дня ситуация была бы совсем другой.

Яркий пример: спуск с Октябрьской площади к цирку по обеим сторонам проспекта. Довольно крутая горка, спускаясь с которой даже не педалируя запросто разгоняешься за 40 км/ч. А кругом ходят люди, которые склонны перед приближающимся объектом уворачиваться как раз в ту сторону, куда сворачивает он. Не каждый сможет грамотно затормозить перед внезапно возникшим препятствием. А увернуться бывает некуда — кругом люди.

Мы рискнули здесь разогнаться, так как путь был относительно свободным. Но очевидно, что в выходной день это крайне опасно.

Столкновение велосипедиста с человеком на такой скорости грозит очень серьезными травмами обоим. Еще раз отметим, что скорость набирается сама собой, никто намеренно не разгонялся. Соответственно, так ехать здесь может любой.

Внизу цирк, рядом парк Горького, сквер им. Я. Купалы. Мамы гуляют с детками, молодые парочки не спеша прогуливаются вдоль проспекта. Но и велосипедистам деваться некуда. Ехать-то нужно по тротуару. На дорогу выезжать запрещено, да и небезопасно: движение здесь очень интенсивное, выделенной полосы для велосипедистов, понятное дело, нет.

К тому же прямо внизу спуска проспект пересекает улица Я. Купалы с регулируемыми пешеходными переходами по обеим сторонам. Это создает двойную опасность: с одной стороны, приходится тормозить с большой скорости до полной остановки, с другой — это провоцирует многих проскочить переход, если горит «зеленый», не замедляясь.

«Ко всему прочему всегда может найтись водитель, который предпочтет остановиться не до пешеходного перехода, а прямо на нем. И реагируй как хочешь», — добавил Михаил Бесага.

Остановки:

Также часто велосипедисты и пешеходы вынуждены очень тесно соседствовать в районе остановок общественного транспорта. Узкий тротуар, остановка, прибывший автобус, люди, спешащие на посадку, и велосипедист. Когда эти факторы сходятся в одно время — только успевай жать на тормоза.

Для того чтобы продемонстрировать возможную ситуацию, мы выбрали остановку общественного транспорта «Гвардейская» на проспекте Победителей.

«Эта остановка фактически располагается прямо по маршруту единственной в Минске магистральной велодорожки. Значит, изначально предполагалось, что движение здесь будет интенсивным. К тому же поблизости расположен Музей истории Великой Отечественной войны, здесь останавливается немало автобусных маршрутов. И снова школьники, мамы, папы и т. д.», — отметил маунтинбайкер.

Велосипедист, который движется в сторону парка Победы, подъезжает к остановке в гору на невысокой скорости. У него есть возможность увидеть людей, выбрать безопасную траекторию и проехать остановку относительно безопасно. Но двигаясь в обратном направлении, он должен проскочить в узкий промежуток между столбом, афишной тумбой и остановкой, при этом никого не задев. Скорость обычно гораздо выше — перед этим небольшой спуск. Многие здесь отдыхают после подъема при выезде из парка и просто идут накатом.

«Если кто-то неожиданно выйдет из-за афишной тумбы или навеса остановки, чтобы посмотреть, не приближается ли автобус, у велосипедиста будет очень ограничено и время и пространство, чтобы среагировать. Остановка не пустует, и уклоняясь от одного пешехода, важно не зацепить другого или не влететь в скамейку. Кроме того, на спуске не следует брать левее — там ступеньки, которых сверху не видно. На них ко всему прочему предпочитают проводить время любители скейтбордов, велосипедов BMX и роликов. Они, случается, так и норовят выполнить очередной пируэт прямо под колеса проезжающего велосипеда», — предупредил опытный велосипедист.

Но самая неприятная ситуация здесь возникает тогда, когда на остановку приезжает очередной автобус. Выходящие из него люди, так же как и те, кто торопится войти, обычно не смотрят по сторонам, так как не ожидают подвоха. То, что в это самое время на остановку может выезжать велосипедист, их не особо волнует — не трамвай, объедет. А объехать нет возможности. Поток входящих и выходящих может быть настолько плотным, что в него упираешься будто в стену. В лучшем случае велосипедист просто остановится или предельно замедлится. Хотя даже в этом случае пешеходы его либо не заметят, либо раздраженно выскажут претензии в духе: «Что это вы тут разъездились? Здесь же люди ходят».

К тому же сюрприз подготовили дорожники: совсем недавно на велодорожке возле этой остановки обновили разметку. Мало того что поменяли местами половины, на которых должны находиться велосипедисты и пешеходы, так еще и старую разметку не стерли и не замазали. То есть вот так при беглом взгляде и не разберешь, где должен ехать двухколесный транспорт, а где — шагать человек.

Магазины:

Помимо прочего, трудно складываются взаимоотношения пешеходов и велосипедистов вблизи социально значимых объектов: магазинов, кафе, пешеходных переходов, спортивных комплексов и т. д.

Самый яркий пример — соседство велодорожки и ТРЦ «Арена-Сити». Снова складывается дурацкая и нелепая ситуация, когда велодорожка с несущимися там велосипедистами пересекает такой очевидный пешеходный маршрут. Не пролегает где-то в стороне, чтобы свести к минимуму возможный конфликт интересов, а разрезает его, как железнодорожная колея разрезает скоростное шоссе. Вот только шлагбаумов и светозвуковой сигнализации вдоль велодорожки нет. Впрочем, это могло бы помочь.

На проспекте Победителей, напротив «Минск-Арены», люди выходят с остановки общественного транспорта либо из подземного пешеходного перехода и направляются ко входу в многофункциональный торгово-развлекательный центр «Арена-Сити». Редкий человек посмотрит по сторонам. Чаще смотрят под ноги, ведь практически сразу за велодорожкой начинаются ступени ко входу в ТРЦ.

Идут взрослые и дети, неспешно переходят дорожку мамы с колясками, покачивая свое дитя. Ну кому в самом деле интересно, с какой там скоростью к ним приближается велосипед? Он же должен остановиться, нет? Тут же люди ходят!

Кто-то даже предпочитает задолго до ступеней сойти с плитки тротуара и оставшийся путь пройти по ровному асфальту. Разумеется, ничего страшного в этом нет. Почему бы и не пройтись погожим днем.

И после покупок люди возвращаются на остановку или идут на переход. Дети спрыгивают со ступенек и играют в догонялки — иначе они не могут, это же дети. Те велосипедисты, которые нередко ездят по этому маршруту, заблаговременно снижают скорость, а то и вовсе едут по тротуару в стороне. Там безопаснее.

Парки:

Когда люди отдыхают, они вряд ли думают об опасности, которая грозит им со стороны других отдыхающих. Ну в самом деле, неужели что-то может произойти в парке в центре города? Разве что не хватит мороженого либо кто-то перегреется на солнце.

Детки катаются по велодорожке туда-сюда. Кто-то на велосипеде, кто-то на самокате. Какая-нибудь девочка будет учиться с мамой кататься на роликах и случайно упадет в неподходящий момент. Велосипедисту нужно быть ко всему этому готовым.

«На самом деле это проблема. Просто в Минске всего одна такая велодорожка, и на ней собираются абсолютно все: и новички, и дети, и роллеры, и велосипедисты. Более продвинутый велолюбитель едет быстрее, перед ним на роликах катится маленький ребенок. Родители очень любят здесь прогуляться с колясками. Понять их можно: на тротуарной плитке коляску беспорядочно трясет, ребенок плачет, а на ровном гладком асфальте велодорожки его проще укачать», — отметил Михаил Бесага.

Ситуация напоминает дорогу в одну полосу, по которой одновременно пытаются проехать пенсионер на «Запорожце», семья на минивэне, любитель скоростной езды на Ferrari и конная повозка.

Кстати, летом в парке Победы можно запросто встретить и лошадей, и всевозможные велорикши с паровозиками, и даже парочки, устраивающие здесь свадебную фотосессию.

В парк, если ехать в сторону «Минск-Арены», въезжаешь с горочки, опять же на скорости. И нередко сразу за поворотом можно наткнуться на присевшего фотографа и влюбленную парочку, позирующую ему прямо на велодорожке. Причем заняты бывают обе полосы. Приходится объезжать по траве, ведь главное — это любовь.

Таким образом, ездить по тротуару и велодорожке часто очень рискованно. Это возвращает нас к первоначальному вопросу: а где же место велосипеду?

Велосипед vs. автомобиль

На проезжей части нельзя. По крайней мере, таково требование Правил дорожного движения. Нельзя за редким исключением, которое для огромного Минска не столь актуально.

«На практике все немного иначе, — признался велосипедист. — Кому нужно — все равно съезжают на проезжую часть, опасливо жмутся к тротуару. Своей полосы нет, но едут».

Как правило, это те, кто уверен в себе больше остальных. Они лучше экипированы, быстрее едут, увереннее ведут себя на дороге. Много на проезжей части шоссейных велосипедистов — не обязательно профессионалов, но и любителей в том числе. Понять их можно: тонкие колеса, пристегнутые к контактным педалям ноги. По бордюрам особо не попрыгаешь, да и не поспешиваешься.

Скорость у них существенно выше, чем у среднего велолюбителя на горном велосипеде начального уровня. Соответственно, маневрировать между пешеходами труднее, да и не разгонишься сильно. И еще одно. Возможно, это кому-то покажется странным (однако не минчанам точно), но тротуары у нас в большинстве своем гораздо худшего качества, чем проезжая часть. А трястись на колдобинах, когда любой ухаб отдает в копчик и локти, — то еще удовольствие.

Тем не менее нужно констатировать следующее — велосипедисты на проезжей части есть. И это очень опасное явление. Опасное даже не с точки зрения соседства тяжелого железного автомобиля и маленького беззащитного велосипеда. Риск многократно возрастает из-за того, что их возможное соседство никак не регулируется. Пункт первый: велосипедистов на дороге быть не может, потому что это запрещено, и все тут! Пункт второй: если на дороге все же есть велосипедист, то смотри пункт первый.

При этом есть интересный опыт других стран и мегаполисов, где власти предпочли регулировать соседство велосипедистов именно с автомобилями. Так, в Лондоне, где огромное количество велосипедистов, байки ездят по выделенным полосам и ничего страшного не происходит, какого-то всплеска аварийности местные полисмены не отмечают. Напротив — аварийность существенно ниже, чем в Минске.

Фото www.gudphoto.com

У нас же не обходится без нежелания уважать друг друга. Если велосипедистам ПДД запрещают появляться на проезжей части, то ведь и автомобилям нечего делать на тротуарах, зеленых зонах и уж тем более велодорожке. Здесь также есть свои исключения из правил. Вот такую картину на велодорожке на проспекте Рокоссовского совсем недавно наблюдал пользователь Дмитрий. Снимок он отправил на сайт интернет-проекта минской милиции «Перехват».

Велосипед vs. велосипед

Очень часто велосипедисты сами создают себе проблемы. И лобовое столкновение между ними — вполне реальное происшествие. «Многие проблемы возникают из-за того, что велосипедисты не могут вовремя друг друга увидеть. А когда успевают заметить — уже крайне трудно среагировать. Я думаю, с такой же ситуацией сталкиваются автомобилисты. Это не пешеходные 5 км/ч. Чем выше скорость, тем больше риск, тем меньше времени на раздумья», — подчеркнул Михаил Бесага.

Подъем-спуск:

Показательный случай произошел на велодорожке в районе двух мостиков возле футбольных полей по дороге к «Минск-Арене». В конце мая прошлого года на одном из этих мостиков столкнулись два велосипедиста — мужчина и девушка. Девушка упала и ударилась головой, получив серьезную черепно-мозговую травму. Через несколько часов после произошедшего девушка впала в кому и уже из нее не вышла.

«Такие подъемы опасны тем, что не каждый велосипедист может адекватно оценить свои силы — заберется или не заберется. Если человек не может подняться, то лучше сойти с велосипеда заранее и пойти рядом по тротуару. Но ни в коем случае не по дорожке», — советует эксперт.

Похожие горки есть в районе станции метро «Первомайская» и дальше за Партизанским проспектом. Причем там у велосипедистов даже нет возможности сойти на тротуар, и они вынуждены подниматься на горку по велодорожке.

Но многие рискуют. На подъеме, если не хватает сил, они закручиваются «узлом» и пытаются изо всех сил забраться на горку. Велосипед начинает вилять из стороны в сторону (так легче забираться, потому что сокращается угол подъема), скорость падает, в любой момент человек может остановиться.

«Когда велолюбитель чувствует, что больше не сделает и половины оборота, он спрыгивает. Этим он ставит и себя и других в очень опасное положение, — подчеркнул Михаил Бесага. — Чаще всего он спрыгивает посреди дороги, зачастую либо на разделительной полосе, либо даже на встречной. И он не может реагировать мгновенно. Какое-то время просто стоит на месте, принимая решение, уйти ли ему в сторону либо дошагать до вершины по дороге, вести велосипед рядом или доковылять в той позе, в которой спрыгнул с него. Так или иначе он не двигается. В итоге есть риск столкнуться с кем-то лоб в лоб, так как едущий навстречу не видит велосипедиста с противоположной стороны подъема и не готов к тому, что он может оказаться у него на пути. Также есть вероятность подставить того, кто движется сзади. Если дистанция невелика, он может не успеть увернуться и начнет резко тормозить, что на крутом подъеме чревато падениями».

Проблема еще и в том, что многие начинающие велолюбители не могут оценить возможности своего велосипеда, а иногда просто опасаются ими пользоваться. «Когда люди покупают у нас велосипед, мы по умолчанию выставляем там одну из средних передач — крутить ни тяжело, ни легко. И многие так и ездят на ней, почему-то не переключаются, чтобы облегчить себе поездку. Между тем перед крутым подъемом нужно обязательно скинуть несколько передач, чтобы взобраться было легче. Причем сделать это нужно заранее — на подъеме переключатели начального уровня просто не сработают», — предупредил специалист.

На спуске обратная проблема: люди не пользуются в полной мере передним тормозом, так как боятся перелететь через руль. «А между тем передний тормоз гораздо эффективнее заднего. И бояться нечего. Плавное движение и небольшое отклонение веса назад. Нельзя лишь блокировать переднее колесо, тормозить им слишком сильно. Замедляться нужно обоими колесами», — рассказал собеседник.

Некоторые мостики заканчиваются крутым поворотом и бетонным «отбойником». К тому же на спусках хватает песка, который значительно ухудшает сцепление колес с дорогой. Иной раз могут поджидать и явные дефекты покрытия.

Вся надежда на опыт и надежные тормоза. Тем, кто чувствует себя неуверенно, лучше идти пешком либо двигаться на маленькой скорости.

Внезапное препятствие:

Езда по городу чревата тем, что препятствие может появиться неожиданно. К сожалению, на велосипедных маршрутах есть зоны, при подъезде к которым нельзя с уверенностью сказать, а не выпрыгнет ли кто из-за угла прямо под колеса. Это и проезды под мостами на главной минской велодорожке, и арки жилых домов, выходящие прямо на тротуар. Но есть в районе Немиги еще одно препятствие, которое в первую очередь должно помогать любителям «покатушек», а никак не мешать. Речь о пунктах проката катамаранов, велосипедов, роликовых коньков.

Они расположены на узком тротуаре вплотную к велодорожке. Подъезжающие с обеих сторон велосипедисты не могут видеть, что происходит за киосками. Если вдруг оттуда выедет ребенок на взятом напрокат велосипеде или роликах, сколько времени будет у велосипедиста, чтобы среагировать? Это все равно что выезд на кольцевую без полосы разгона. При условии, что обзор с кольцевой закрывает забор.

Опять же всегда найдутся те, кто не захочет обходить по тротуару и предпочтет спуститься к реке и пунктам проката напрямик — по горке, покрытой травой. Она достаточно крутая, чтобы пешеход мог успеть затормозить до велодорожки, спускаясь бегом. И произойти это тоже может неожиданно, лишая велосипедиста возможности среагировать. Столкновения на этом участке происходят довольно часто.

P. S.

Минские велосипедисты слишком быстро повзрослели. Им нравится ездить на существенное расстояние по велодорожке и не нравится прыгать по бордюрам. Их уже достаточно много, чтобы устроить масштабный велопарад. И им понемногу становится тесно в довольно просторном городе. Велодорожку заняли дети и мамы с колясками, на тротуарах ходят люди, а по дороге ездят машины. В итоге каждый мешает каждому и никто не хочет уступать. Нет сомнений, что без осмысленного вмешательства и регулирования ситуации, без формулирования четких правил, без развития инфраструктуры и усовершенствования уже существующих маршрутов ситуация очень скоро выйдет из-под контроля.

Не каждый велосипедист способен мгновенно среагировать и выйти целым и невредимым из практически любой опасной ситуации, как наш чемпион Михаил Бесага. Это годы тренировок и идеальное чувство байка.

Но городская инфраструктура и не должна быть «заточена» под профессионалов. Здесь должны комфортно себя чувствовать и ребенок, который только учится ездить на двух колесах, и его мама, которая лет десять не сидела на велосипеде, и ребята-студенты, которые каждые выходные ездят веселой компанией на «покатушки» по городу.

Нужно признать, что велосипедисты в Минске есть, их достаточно много и пора бы определиться с тем, какое место они могут занять по праву в этом городе, чтобы никому не мешать, никого не травмировать и не травмироваться самим. Чтобы можно было получать удовольствие от езды на велосипеде и пропагандировать собственным примером активный и здоровый образ жизни. В конце концов, это модно.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by

Автор: Виталий Петрович. Фото: Аркадий Соболев
ОБСУЖДЕНИЕ