Дрезден: автомобилистов поджимают трамваи, велосипедисты и пешеходы

 
30 августа 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Насколько быстро немцы ездят по автобанам, настолько же медленно передвигаются в городах. Белорусу сложно представить, как скорость в населенных пунктах может быть по умолчанию ограничена 50 км/ч, а в спальных районах — 30 км/ч. Это так же необычно, как и то, что в чрезвычайно автомобильной Германии велосипедисты потеснили на проезжей части машины: иногда велодорожка проходит посередине дороги, а сами полосы выводят авто прямо на трамвайные пути. Особенности организации дорожного движения в полумиллионном Дрездене — в репортаже Onliner.by.

Вообще, все немецкие города с точки зрения дорожной инфраструктуры (светофоры, разметка, знаки) похожи друг на друга, как близнецы-братья. Это всегда на руку автомобилистам: не надо каждый раз изучать перекрестки, решать ребусы и бояться аварийных ситуаций из-за незнания «узких» мест. Но в каждом населенном пункте все равно есть нюансы, связанные с особенностями архитектуры, сетью общественного транспорта и так далее.

Полумиллионный Дрезден, в который мы заехали, не исключение. Например, в городе очень развито трамвайное движение. По улицам ходят изящные составы, включающие от трех до семи вагонов.

Как и у нас, установлены специальные светофоры, но зато встречаются сложные перекрестки с путями. Конфликт решается просто: для трамваев выделена отдельная фаза, то есть они едут, а все стоят. Это увеличивает цикл и время ожидания для автомобилистов. Не нравится — пересаживайся на общественный транспорт!

Тем более что одним из приоритетов называют развитие этого вида транспорта, которому хотят придать ускорение, обеспечив приоритетный пропуск на светофорах. Аналогичная система уже несколько лет тестируется в Минске (на перекрестке улиц Козлова и Платонова).

Всего в городе 12 трамвайных маршрутов. Общая протяженность путей — 209 км! Для сравнения: в Минске, где проживает вчетверо больше человек, 11 маршрутов и 53 км.

Метро в Дрездене нет, но есть городская (пригородная) электричка S-Bahn, с которой удачно интегрирован трамвай. В городе внедрен специальный билет — Dresden Welcome Card. По нему можно ездить на автобусном и рельсовом транспорте, посещать музеи и получить скидки в кафе и на экскурсии. Вы можете представить себе — пройти по трамвайному талону в Национальный художественный музей?

Разумеется, абсолютное число трамваев низкопольные (166 из 169). А в районе остановок пути, как правило, углублены по отношению к тротуару. Пожилым людям и мамам с колясками не надо взбираться по ступенькам.

На самих остановках — информационные табло, в чем-то похожие на минские. Вообще-то, их можно было не закупать: общественный транспорт ходит по расписанию. Немцы такие педанты…

Также возле трамвайных остановок предусмотрено ограждение, направляющее пассажиров к пешеходному переходу. Похожее решение пытались реализовать на улице Якуба Коласа в Минске.

Обычно (кроме остановочных зон и некоторых улиц) трамвайные пути находятся на одном уровне с проезжей частью. Их даже не сразу замечаешь с водительского места. И, конечно, при пересечении их не приходится снижать скорость, как у нас.

Иногда разметка выводит автомобили прямо на трамвайные рельсы. Вагончики делят пространство с машинами. Для минчанина очень непривычно ехать вслед за составом.

Обратите внимание на такое решение: пространство отдали под парковку и в то же время «согнали» машины на трамвайные пути. И никого это не смущает! Нечто похожее можно было бы сделать на Старовиленском тракте в Минске.

Аналогичная ситуация с поворотами. Если надо налево, то будь добр выехать на трамвайную линию. Так экономится городское пространство — путем поиска компромиссов.

Вообще, многие улицы довольно узкие — не разгонишься. Это также в целом успокаивает трафик: меньше желания поиграть в шашечки. Никакого смысла метаться из полосы в полосу, как у нас на широчайших городских магистралях, нет.

У пешеходов здесь неоспоримый приоритет (думается, не надо говорить, что все бордюры в зоне переходов понижены), их безопасность обеспечивается также низким скоростным режимом. Как и во всей Европе (кроме Беларуси, Украины и России), в Дрездене скорость по умолчанию ограничена 50 км/ч. Причем тут не прибавляют 9 км/ч, как привыкли белорусы: нарушение фиксируется с 53 км/ч. В спальных районах — и вовсе 30 км/ч.

В особых случаях можно увидеть знаки «20». Например, в центре города, где много людей.

Скоростной режим в городе контролируют камеры. Напомним, в Минске до сих пор нет стационарных приборов фотофиксации (Партизанский проспект, где находится тестировочная зона, и МКАД не в счет).

Огромное значение уделяется разметке, потому что водитель смотрит в первую очередь на дорогу, а уже потом наверх. Например, нет совершенно «пустых» знаков вроде «Направления движения по полосам». Их отлично заменяют краска и наклейки на асфальте. У нас же приоритет имеют знаки, а не разметка.

Отлично обозначается любое изменение в организации дорожного движения. Знак или разметку перечеркивают, причем используются материалы с повышенной световозвращаемостью. У нас же это делают, как правило, втихомолку и незаметно.

При этом дорожных знаков в Дрездене минимум, и многие из них небольшого размера. Это к вопросу об информационной перегруженности белорусских городов. Да и с эстетической точки зрения немецкий вариант выглядит уместно.

В Дрездене легковая машина есть у каждого второго жителя. Однако город не стоит в пробках. Одна из мер по снижению автомобилизации, кроме развития комфортабельного общественного транспорта, — платные парковки. В центре, за исключением некоторых лазеек, любая стоянка стоит денег — даже для электромобилей!

О наличии свободных мест в ближайших паркингах и на стоянках сообщают световые табло.

На светофорах в Германии не экономят, поэтому дополнительные секции встречаются крайне редко. Обычно над каждой полосой свешивается трехглазый корпус. Это не порождает вопросов: а когда можно поворачивать налево, на какой сигнал? Конфликт левого поворота также решается выделением отдельной фазы. На крупных перекрестках редко бывает, чтобы при этом маневре надо было пропускать встречные автомобили: те обычно стоят на красный.

Создалось ощущение, что у немцев нет единого стандарта касаемо светофорных конструкций. Это может быть Г- или П-образная стойка. Иногда миниатюрные светофоры установлены на высоте в метр, к тому же они повернуты в сторону водителя. Главный принцип — чтобы автомобилисту сигналы были видны из любой точки, чтобы не было слепых зон.

На светофорах, где разрешен поворот направо на красный, установлена соответствующая табличка. К слову, таких перекрестков не много.

Велосипедистам тут раздолье! Предусмотрены выделенные велодорожки. Они не упираются в тупик, участника дорожного движения не бросают посередине пути. Это разветвленная и интегрированная в город сеть. То есть велосипед имеет статус полноценного транспорта. Мы быстро привыкли перед выездом с парковки на улицу сначала смотреть, не приближаются ли велосипедисты, и только потом — не едут ли автомобили.

Причем пространство забрали именно у машин. Многие велодорожки располагаются на проезжей части и выделены разметкой, а также другим цветом асфальта. Разумеется, автомобилисты на не свою территорию не заезжают, а при перестроении внимательно смотрят, нет ли велосипедистов.

В случаях, когда с крайней правой полосы разрешен поворот только направо, велодорожка располагается между двух рядов для автомобилей. Не представляется, что такое когда-нибудь будет возможно в Минске.

Для велосипедистов предусмотрены специальные светофоры. Это такой прямой намек: у вас не только права, но и обязательства. И люди стоят на красный, не делают вид, что их это не касается!

Честно признаться, несмотря на практически идеальную организацию дорожного движения — ведь в Дрездене позаботились обо всех: и о велосипедистах, и о пассажирах, и о пешеходах, и об инвалидах, — передвигаться по городу не так легко, как в Минске. Автомобилиста все время заставляют «кланяться» светофорам, двигаться за трамваем и зорко следить за велосипедистами. Здесь приоритет не у машины, а у человека.

Ранее опубликовано:

...Наверняка не только у нас есть путевые заметки. Если считаете, что ваши фотоотчеты с комментариями о зарубежных поселках, городах, регионах достойны внимания, присылайте их на ga@onliner.by.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by