Битва мнений: куда отправить машину на ремонт — к гаражникам или на официальную СТО?

 
09 декабря 2015 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Тарналицкий

Какой бы ни была ситуация на рынке новых или б\у автомобилей, одно останется неизменным — они будут продолжать ломаться. Даже если ездить аккуратно, даже если запереть машину в гараже. Рано или поздно ее придется везти на ремонт. И тут перед автомобилистом встает вопрос: кому доверять? С одной стороны — официалы, гарантирующие качество. С другой — гаражники, подкупающие невысокими прайсами и возможностью «договориться». По данным экспертов, в начале года в Минске насчитывалось 984 зарегистрированные станции, примерно столько же в столице и нелегалов (всего в Беларуси — 20 тысяч). То есть численность ремонтных войск примерно равна по обе стороны баррикад. Onliner.by побеседовал с представителями обоих «лагерей», чтобы узнать два разных мнения.

Сергей. Пытался зарегистрировать СТО, но остался работать в гараже

Истории гаражников, решивших выйти из тени, до неприятного схожи. «Опыт и инструмент есть — значит, можно работать», — думают они перед открытием ИП. Но не тут-то было. Профессионализм мастера, по нашим законам, отходит на второй план перед важными требованиями санэпидемстанции, необходимостью работать только сертифицированными инструментами (цены на которые в два раза выше рыночных) и со вмененным налогом в 5 процентов с каждого сотрудника. В итоге на открытие дела понадобится минимум 20 тысяч долларов.

После немалых трат и довольно продолжительных попыток сделать свой бизнес легальным молодой человек махнул рукой и решил остаться «Серегой из гаража». Но это, так сказать, внутренние вопросы, касающиеся клиентов лишь опосредованно. Мы же попросили автомеханика примерить на себя роль рекламщика и доказать, что его сервис лучше официальных СТО.

«По моему опыту, главная проблема зарегистрированных станций — это работники, — уверяет гаражник. — Одни не совсем компетентны и далеко не все умеют и знают. Другие злоупотребляют спиртным. Те мастера, которые не пьют и хорошо разбираются, не хотят работать „на дядю“, а устраивают свой бизнес. Легально работать, к сожалению, у нас практически невозможно, потому уходят в подполье, в гаражи. Официалы любят говорить про гарантии качества своих работ. У нас гарант — „цыганская почта“. После плохого ремонта к тебе больше не приедут, да еще и друзьям скажут, мол, к этому ни-ни. Если с проблемой не справляемся, обычно денег не берем, перенаправляем к коллегам. На станции же сумму возьмут — нормо-часы-то потрачены».

Примеров, когда автовладельцы приезжают в ГСК после «профессионального ремонта», масса, утверждает Сергей. «У меня сейчас стоит машина. Владельцу официалы сказали, что сделали развал на две оси. Но как это можно было сделать, если задняя ось разбита — гуляет и пляшет в разные стороны? Загнал автомобиль на яму. Там по болтам видно, что туда никто не залазил, не откручивал. Говорю ему: можешь ехать на СТО с бумагами и ругаться. Был еще один случай. Мужчина приехал из Гродно. Что-то у него затроило. Завез машину на станцию, через пару часов пригласили посмотреть на результат работы. Завел — появился непонятный стук. На СТО стали уверять, что необходимо перебирать мотор. То есть минус 4 тысячи долларов. На эвакуаторе завез автомобиль в родной город, там ребята из гаражей все разобрали и нашли шарики от подшипника. Понятное дело, сами они туда попасть не могли. Магнитом все шарики достали, поменяли какой-то датчик, разобрались — машина заработала. Все обошлось в полтинник», — рассказал мастер.

Для чего официалы приписывают лишние работы? Ответом на этот вопрос, как и на многие другие, являются деньги. Сергей, знающий «кухню» изнутри, решил объяснить их распределение: «Вмененный налог рассчитывают на каждого работника. Не важно, крутит ли он гайки и анализирует поломки либо подметает пол и составляет финансовые отчеты. 1,6 миллиона уходит только по этой статье. Плюс сумасшедшие аренда (по тысяче долларов за каждое место с подъемником), налоги, сертификация и так далее. То есть примерно 20 миллионов нужно отдать в казну. А что платить сотрудникам, вкладывать в развитие? Вот и дописывают в счет работы, которые не проводились. Смотрят на клиента: разбирается он в техчасти или нет, сможет ли найти. Простой человек и не догадается».

Но наш собеседник, конечно, не простой. Однажды, как он уверяет, «от нечего делать» устроил десятке случайных СТО тест. Вначале детально изучил состояние подвески своего Volkswagen Passat, записал все неисправности. А после отправился колесить по станциям, чтобы сравнить «показания»: «Точный „диагноз“ мне не назвали нигде. Оборудование не помогло. Один раз напросился в ремзону, попросил „показать пальцем“ на неисправности. С умным видом механик мне начал описывать: „Вот тут у вас стучит, а тут проблемку видите?“ Когда он закончил, настал мой черед. Показал ему еще три нюанса и спрашиваю: „А почему вы не обратили внимания?“ Ответа не последовало, в итоге бумаги об осмотре переписывали три раза. Забрал машину после ремонта. Опять загнал на яму — шрусы хрустят на весь гараж. Вернулся на станцию, говорю: „В документах написано «проверено и исправлено», а по факту хруст. Ладно я разбираюсь. А приедет блондинка, через 15 минут после вашего ремонта попадет в ДТП из-за вырванного шруса. Инспекторы в бардачке найдут вашу бумажку с фразой «проверено и исправлено», а следователи определят причину происшествия. Кто будет отвечать?“ Долго беседовали, в итоге мне предложили там работать. Отказался, конечно».

 

Михаил Арефьев, директор автосервиса

«Когда автовладелец обращается на официальную СТО, он получает партнера по делу. Отношения узаконены и подчиняются требованиям государства. Это то, что скрывается за фразой „деятельность в правовом поле Республики Беларусь“. Мы отвечаем за проделанную нами работу. Клиент получает чек, договор, может обратиться в случае проблем в общество по защите прав потребителей, суд. У него есть возможность доказать свою правоту и получить услугу без обманов. В случае споров с гаражниками практически невозможно востребовать компенсацию за некачественный ремонт или повреждения. Чаще всего они работают не в собственных гаражах, а в съемных. За день-два в случае проблем он сможет оттуда съехать. Многие работают и по три года на одном месте, но при малейшем намеке на неприятности уезжают. Найти контакт такого мастера не удастся даже у арендодателя. Представьте ситуацию: после ремонта в боксе ГСК отвалилось колесо и машина вылетела в кювет. Человек в страховую компанию обратиться не сможет, в милиции попросят документы — окажется, что деятельность не ведется, спросить не с кого», — рассказал директор автосервиса.

По мнению Михаила, суждение о более низких ценах в гаражах по сравнению с официалами преувеличено: «Все они (самоучек — не более 10 процентов) работали когда-то на СТО. Стоимость своих работ вычислят тоже исходя из предыдущего опыта. В стиле „на предыдущей работе это стоило 600 тысяч, я поставлю ценник в 400“. Но на самом деле есть официальные станции, где прайс еще ниже. Живой пример: недавно пришел клиент, чтобы купить запчасть, заодно спросил „ради интереса“, сколько стоит замена тормозных колодок. Открываем документы, показываем: 287 тысяч. Человек удивился: „А я уже больше года у знакомого гаражника обслуживаюсь, отдал 30 долларов“. Не буду спорить, пять лет назад, до кризиса, когда был больший спрос на наши услуги, дисбаланс цен был велик. Сейчас же разница снивелировалась».

Еще один важный аспект — комфорт. Как считает директор автосервиса, клиент заслуживает большего, нежели оставить машину на отшибе города и искать путь до дома или работы, а после — добираться своим ходом до гаража: «Мы же предлагаем подождать в холле, посидеть с чашкой кофе, газетой, воспользоваться Wi-Fi. И немаловажный момент — мы оказываем весь спектр услуг в одном месте, не надо после замены детали ехать в другое место для регулировки схождения или проверки тормозов на стенде. Пусть за удобство придется переплатить 10 процентов, но сервис для людей, пересевших с общественного транспорта на личный автомобиль, имеет большое значение. Один автовладелец купил у нас в магазине комплект ГРМ + водяной насос. Уехал с ним в гаражи. Вскоре вернулся — оказалось, не подошел, машина переходного года. Поменяли без проблем. Он проговорился, мол, договорились на 900 тысяч за замену. А у нас эта услуга стоит 990 тысяч. Мужчина потратил 3 часа на обмен запчастей, а на СТО это сделали бы за 10 минут без его участия».

За официалами тянется шлейф прошлых обманов — тех, о которых говорил Сергей: например, требование платы за работы, которые не проводились. Что на это скажет представитель зарегистрированной станции? «Этим грешили в первую очередь сервисы некоторых дилеров три-четыре года назад. В принципе, обман клиентов зависит от совести руководителя станции. Уверен, и гаражники не без греха. На станции такое происходит, если руководство не досмотрит или проигнорирует. По моему мнению, если человека однажды обманули, он больше не вернется. Не те времена, чтобы терять клиентов способом „одноразовой“ выгоды», — отметил Михаил.

Все авторизованные СТО подлежат обязательной сертификации. Другими словами, квалификация персонала, оборудование и инструменты соответствуют требованиям госстандарта. Позиция официалов: гаражник не будет инвестировать в приобретение диагностического и гаражного оборудования. Это сказывается как на качестве выполненных работ, так и на безопасности. Сергей из гаража уверяет, что оборудование есть не у всех, но гаражные мастера нередко перенаправляют автомобилистов к друзьям, у которых нужные станки и приборы все же имеются. Правда, как он сам признался, наиболее ответственные работы (перепрошивка «мозгов», починка ПО) лучше все-таки выполнять на официальных станциях, ответственный гаражник за них не возьмется, а даст именно такой совет.

* * *

Доводов у обеих сторон немало. Многие из них категоричны, однако ни в коем случае не стоит ассоциировать их абсолютно со всеми станциями — официальными и неофициальными. Как показывает практика обоих наших собеседников, выбор, куда отправить машину на ремонт, водителям подсказывает именно психология. Люди доверяют тем, у кого чинили автомобиль в первый раз: если сделали хорошо, туда и будут обращаться. И так происходит до первой серьезной ошибки, до первого обмана.

А чья позиция ближе вам? Голосуйте и высказывайтесь в комментариях.

Вам будет интересно:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Куда отправить машину на ремонт
Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Тарналицкий
Без комментариев