Не вытесняйте! В Минске проверяют, кто паркуется на спецместах для инвалидов

 
14 апреля 2016 в 19:50
Автор: Андрей Журов. Фото: Павел Лебедев
Автор: Андрей Журов. Фото: Павел Лебедев

Бутерброды, фотокамера наготове, участники занимают места напротив мест для инвалидов… Так начиналась акция, которая проходила сегодня на 15 минских парковках. В столице по-прежнему существует проблема: на специальные стоянки заезжают те, кто не имеет на это права. Причем несмотря на публичные мероприятия, негодование со стороны других водителей и т. д. Вместе с инвалидами-колясочниками мы исследовали ситуацию и выслушивали аргументацию автомобилистов. Что говорили сами водители?

На парковке возле ТЦ «Корона» оживление. Туда заезжают эвакуатор, машина ГАИ, журналисты с видеокамерами. В этот момент специальные места для инвалидов мгновенно освобождаются. Обычная реакция. Но стоит акцию свернуть, все возвращается на круги своя. Так, увы, всегда.

Евгений Шевко, председатель Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников, паркуется на Volkswagen Caravelle.

Несколько минут у него уходит на то, чтобы пересесть с водительского сиденья на коляску и заехать на подъемник. Тот выдвигается автоматически. Не часто увидишь такой девайс на минских парковках!

Подобные устройства покупают обычно подержанными. Кто-то пригнал бус из-за границы, специализированный подъемник ему не нужен, вот и продает. Новый же стоит несколько тысяч евро.

Вообще, к местам для инвалидов возле «Короны» много вопросов. Во-первых, как понимать знаки? Инвалиды могут занимать все 25 метров? Тогда почему разметкой обозначены только два парковочных места? Даже сотрудники ГАИ были в некотором недоумении. Во-вторых, почему именно здесь? Обычно самое удобное место — ближайшее ко входу. В-третьих, размеры. По стандарту места для парковки инвалидов должны быть шириной 3,5 метра и длиной 8 метров.

— Даже если я буду не на микроавтобусе, а в обычной легковушке, мне придется открыть двери полностью — чтобы выгрузить коляску, которая может быть шириной от 60 до 80 см, — рассказывает Евгений. — Именно поэтому так важны эти самые 3,5 метра. Сейчас законодательство работает формально: надо — сделаем! Но по поводу удобства, размещения, оформления спецпарковок у нас много вопросов.

Сегодняшняя задача Евгения — фиксировать автомобили, которые заезжают на специальные места. У него в руках бланк, ручка и фотоаппарат. Раньше инвалиды разговаривали с водителями, предупреждали. Сейчас решили действовать через ГАИ. Но только заочно — посредством письменного обращения.

— Запасся провиантом. Буду сидеть до-о-олго, — кивает на бутерброды председатель ассоциации инвалидов-колясочников.

Для справки: в Беларуси около 520 тысяч инвалидов разных групп, из них 15—20 тысяч — инвалиды-колясочники. Передвижение на общественном транспорте для таких людей, мягко говоря, сильно затруднено. Поэтому в основном ездят на автомобилях — кто-то за рулем, кто-то в качестве пассажира. Так что свободные места возле магазинов и разного рода учреждений жизненно необходимы. Это не привилегия, не особый статус, а вопрос доступности и мобильности. Инвалиды тоже хотят и могут быть полезны обществу.

В это время рядом останавливается Nissan Qashqai (место для парковки разметкой не обозначено, но многие здесь паркуются). Достаточно было открыть дверь, чтобы водитель увидел подъемник, сразу все понял и уехал.

Но не успели мы выдохнуть, как он остановился на соседнем месте, обозначенном разметкой.

— Мужчина, здесь места для инвалидов, — обращается Евгений.

— А-а-а. Я не заметил, — водитель кроссовера явно смутился.

— Оставлять машины на специальных местах имеют право инвалиды 1-й и 2-й групп, а также 3-й группы (у кого имеются нарушения опорно-двигательного аппарата). Кроме того, это касается тех, кто их привез, — объясняет Шевко. — При этом обязательное условие — на автомобиле на время парковки должен быть опознавательный знак «Инвалид». К слову, в продаже я нигде его не нашел. Пришлось распечатать и заламинировать самостоятельно.

Не проходит и минуты, как рядом останавливается Mitsubishi с дипномерами. Легкое движение двери Volkswagen, и водителю открывается вид на спецподъемник и коляску. Лишних слов не нужно — минивэн сразу уезжает…

Некоторые водители используют такой аргумент: а откуда вы знаете, что я не инвалид? Мол, размещение наклейки не обязательно. Председатель ассоциации обращает внимание на важный нюанс: передвигаться можно без опознавательного знака, но парковка под табличкой 7.17 «Инвалиды» разрешена только транспортным средствам с опознавательным знаком «Инвалид». А как иначе, например, ГАИ узнать, кто приехал? Гадать по рисунку протектора? Или по номерам?

В прошлом году в Гродно произошел скандал. Сотрудники ГАИ эвакуировали автомобиль, на котором перевозили ребенка-инвалида. На машине не было опознавательного знака. Евгений Шевко убежден: «Инспекторы действовали правомерно. И мы всех предупреждаем, что наличие знака обязательно при парковке».

С водительской стороны Volkswagen паркуется Mitsubishi. Пассажир и водитель несколько секунд недоуменно смотрят на нас, потом на фотокорреспондента и без лишних слов уезжают. Вообще, это типичная реакция: нужно живое напоминание — ты сделал что-то не так, подумай! Большинство действуют адекватно ситуации.

В Москве и Киеве сейчас есть другая проблема. Некоторые водители смекнули, как можно избежать штрафа и порицания за парковку на спецместах, и возят с собой знак «Инвалид», хотя не имеют на то права. О таких случаях сверхнаглости в Минске пока неизвестно.

— Считаем, что в Беларуси по опыту Западной Европы надо вводить специальные карточки, — говорит Евгений Шевко. — Они имеют уникальный номер и разные степени защиты. Приехал человек — положил на панель. Парковочная полиция может проверить по базе, подлинная карточка или нет. Это у нас решило бы много проблем.

Один за одним на место, которое ничем не обозначено, паркуются девушка на Subaru и мужчина на Volvo. Дама на Legacy с ходу понимает, что «что-то не так», и уезжает. А вот со вторым водителем пришлось перекинуться парой фраз. Мужчина было заметил: места для инвалидов он не занял, но потом взглянул на подъемник и уехал.

Рассуждаем с Евгением Шевко, кто вообще должен фиксировать подобную парковку. В данном случае этим занимаются сами инвалиды. Для Западной Европы это нонсенс. Там это считается одним из грубейших нарушений ПДД, наступлением на права инвалидов и вызовом обществу. Если кто-то станет не туда — его машину начнут фотографировать прохожие, они же вызовут полицию, нарушителя начнут искать по громкой связи в магазине, отреагирует служба безопасности. В общем, подключатся все!

Не успеваем поговорить со следующим водителем, припарковавшимся в нескольких десятках сантиметров от Caravelle, как он покидает салон своей Skoda Yeti и уходит.

Председатель ассоциации инвалидов-колясочников решает выйти на улицу. Места хватает. Зато наглядно видно, как критичны эти сантиметры для инвалидов: коляска помещается тютелька в тютельку.

— На самом деле меня это устраивает. Главное, чтобы места для инвалидов в принципе были свободны, — признает Евгений. — Самое сложное даже не выйти из салона автомобиля, а попасть обратно. Пару раз возвращался из магазина, а машины по бокам стоят вплотную. Приходилось просить кого-нибудь выгнать автомобиль с парковочного места.

Вскоре Skoda уезжает. А на это место метит девушка на Kia Rio. Эффектная барышня долго паркуется, а потом выходит из салона, ничего не замечая.

— А вас ничего не смущает? — спрашиваем девушку.

— Что, здесь нельзя стоять? Два места для инвалидов же рядом, — водитель проявляет знание обстановки и тем не менее переставляет машину.

По части 2 статьи 18.22 Кодекса об административных правонарушениях за неправомерную стоянку на месте для инвалидов предусмотрен штраф в размере 2 базовых величин (сейчас — 420 тысяч рублей). Но сами инвалиды-колясочники говорят: главное не размер, а неотвратимость наказания. Но как ее обеспечить?

Вот и сейчас: пока разговаривали с девушкой из Kia, на место, обозначенное разметкой, стал Porsche Cayenne. Евгений делает снимок и заносит информацию в бланк, который потом отправят в ГАИ.

Подобные мероприятия сейчас проходят на 15 парковках. В основном расположенных возле крупных торговых центров — «Ома», ProStore, «Гиппо» и т. д.

Решаем посмотреть, как обстоят дела у других активистов, и перемещаемся на пр. Рокоссовского, к гипермаркету «Гиппо». Там дежурят Инна с Александром.

Сразу заметно, что о местах для инвалидов здесь позаботились. Они расположены ближе всего ко входу, по ширине явно более трех метров. Есть знак с табличкой. Разве что разметку нужно было обновить.

Проблема в том, что эта парковка часто занята и нередко вполне здоровыми водителями. Логика очевидная: удобно, далеко идти не надо, зимой эти места убирают в первую очередь.

— Я — хронический пассажир, — признается Инна. — Но муж у меня тоже инвалид-колясочник. То есть нужно, чтобы с обеих сторон машины было достаточно места. Приезжаешь, а спецместа заняты. Что делать? Находим парковку и становимся по диагонали. Кому-то может показаться неправильным, но иначе мы не выберемся.

Проблема в том, что человек на инвалидной коляске совсем не заметен за корпусом автомобилей. Для других водителей его появление становится полной неожиданностью. Кроме того, в плохую погоду (снег, дождь, гололедицу) колеса коляски скользят, и ехать о-о-очень неприятно.

Выходим на парковку для инвалидов, которая практически вся заполнена. Вот за руль Kia, хромая, садится женщина. На приборной панели ярко-желтый квадрат опознавательного знака.

Тут все понятно. А кто рядом? Вскоре приходят двое с виду здоровых мужчин и садятся в Hyundai. Активисты уже сделали соответствующие пометки в своих бланках.

Через минуту на стоянку заруливает Audi Q7. Из автомобиля выходит женщина. Здороваемся с ней. В ответ слышим: «Извините, нету времени. Ребенок один дома». Но на вопрос, не смущает ли ее ничего, реагирует адекватно и переставляет машину.

В это время водитель Mazda, несмотря на свободную инвалидную стоянку, тщательно паркуется, даже не посягая на святое. Мужчина выходит и высказывает слова поддержки.

Тем не менее свободное местечко находит очередной водитель. Он заезжает на парковку на своем Volkswagen. Пассажирка, увидев инвалидов-колясочников, что-то говорит ему, и они уезжают.

Через некоторое время мы вернулись сюда опять и обнаружили несколько автомобилей без опознавательных знаков, в том числе машину службы такси.

А пока идем через дорогу — к гипермаркету «Ома». Здесь работает волонтер по имени Татьяна. Из своего наблюдательного поста — водительского места Renault 19 — ведет фиксацию. За пару часов составлен список, в который вошло более 20 автомобилей. Говорит, если машина была оставлена на пять минут, то так и быть, нарушение она не фиксировала.

— Может, у водителей есть какие-то объяснения? — спрашиваем.

— А вы подойдите — узнайте.

Так и делаем. Как раз к Citroen C5 подошел мужчина с тележкой, выгружает мешки со строительной смесью.

— А знаете, что сегодня акция проходит? На местах для инвалидов фиксируются нарушения.

— Извините, я не знал… Знак не заметил.

Знак действительно установлен несколько странно. Но есть же разметка на местах... Впрочем, по этому поводу тоже есть замечание. За границей парковка для инвалидов закрашена ярким цветом — синим, красным, желтым. Это пятно сразу бросается в глаза. Само оформление как бы кричит: а ты имеешь право? Нельзя!

Ассоциация инвалидов-колясочников договорилась с одним из торговых центров в Минске сделать нечто подобное. А потом проверить, изменилось ли поведение водителей. Интересный опыт, который, надеемся, будет перенесен и на другие стоянки.

— Ребята, а у вас тут акция? — подходит еще один водитель. — Знаете, я сам гоняю тех, кто паркуется на местах для инвалидов. Да, такая гражданская позиция.

Что ж, приятно слышать.

...Бросить машину на месте для инвалидов водителю, который не имеет на это права, — высшая степень безразличия и невнимательности. Это все равно что обидеть слабого, вытеснив его со специальной стоянки и заставив проделывать тяжелый и небезопасный путь через половину парковки. И дело вовсе не в штрафах, а в человечности.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by