Миссия: купить авто на зарплату. Ищем «живую» машину за 500 у. е.

 
13 мая 2016 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Павел Лебедев
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Павел Лебедев

Глядя на старые невзрачные автомобили в потоке, иной водитель задается вопросом: «Как вообще это можно было купить?» Ответ очевиден — с помощью денег. Нас же интересует другой, более глубинный аспект: что готов предложить рынок после своего обвала в обмен на минимальную сумму? Можно ли купить машину, подходящую под определение «сел и поехал», за условные $500 — ту самую «копейку», которую еще недавно называли средней зарплатой по стране. Еще пять лет назад с одной получки автомобилист мог рассчитывать разве что на несвежий постсоветский автопром. Сейчас же можно найти варианты и поинтереснее. Отправляемся на поиски.

Для честности эксперимента сперва мы начали искать «машину за пятьсот» среди предложений официальных компаний. А чем черт не шутит? Может, имея $500 в кармане, можно замахнуться и на новенький автомобиль из салона? Менеджер по продажам одного из минских дилеров ничуть не удивился нашему запросу — новыми машинами интересуются и люди с минимальными сбережениями. «Лизинг вам не подойдет, — стал перечислять варианты молодой человек. — В самой простой комплектации самая бюджетная наша модель обойдется примерно в $9 тыс. По условиям лизинга первый платеж составит 5,6 млн рублей, но компания потребует с вас 20% от общей суммы ($1,8 тыс.) авансом. В принципе, со столь минимальными суммами люди к нам не обращаются, стараются подкопить, дабы быстрее погасить основной долг и выплачивать только проценты. На выходе получается меньше переплата». Продолжаем поиски.

С тем же вопросом мы обратились в один из банков, чьи условия кредитования показались наименее проигрышными: «Есть $500, но очень хочется машину: чтобы отдать деньги и уехать на новом авто. Дадите кредит?» Оператор убеждала, что хватит и меньшей суммы: «В случае если вы покупаете самую дешевую модель в салоне (есть компании, которые продают малолитражки за 140 млн), у нас есть специальное предложение. При такой сумме первый платеж составит около 6 млн. Но нужно предоставить документы, что совокупный доход семьи больше 11,1 млн в месяц. Каждую заявку рассмотрят отдельно в течение трех дней». Предложение заманчивое, но представляет собой лишь самообман — пятьюстами долларами тут не обойтись.

В автохаусах к нашей просьбе подобрать машину отнеслись с пониманием, но помочь ничем не смогли: «Принимаем на продажу автомобили ценой от двух тысяч и выше. Дешевле нет смысла. У нас некоторые свежие модели после долгого простоя не заводятся с первого раза. Что говорить о 20—25-летках? Тут не идет речь об имидже. Просто наши технические специалисты не будут справляться с работой, если стоянка заполнится такими машинами». Что ж, поверим на слово и обратимся к частным объявлениям.

Изучая предложения на «Автобарахолке» Onliner.by, обнаружили, что в нашем ценовом сегменте сформировался своеобразный рынок. Еще не так давно, имея одну зарплату в кармане, потенциальный покупатель мог рассчитывать разве что на ВАЗы да ГАЗы. Сегодня, после обвала цен, ситуация изменилась в лучшую сторону. Не удивительно, что наш рынок называют перекормленным. Даже за $500 (и меньше) можно найти не менее двух тысяч актуальных объявлений. Отсекаем откровенно разбитые образцы и варианты «на запчасти». Несколько сотен продавцов готовы предоставить свои немолодые, но «живые» автомобили для теста. Наши критерии просты: рассчитался, сел и поехал. Главное, чтобы машина была на ходу. «Автобарахолка» предлагает нам огромное количество Ford из конца 80-х — начала 90-х: Scorpio, Sierra, легендарный Escort, который многие называют своим первым авто, встречаются и Mondeo. Чуть менее распространены 25-летние Mazda, Volkswagen, Fiat и Opel. Мы решили проиллюстрировать своеобразный срез супербюджетного рынка и отправились посмотреть на варианты.

Екатерина продает Volkswagen Jetta 1986 г. в. с 1,3-литровым двигателем и пробегом в 300 тыс. Автомобиль — ровесник покупателя, но выглядит довольно «живым». Заводится с первого раза и едет. Конечно, нет гидроусилителя руля, электростеклоподъемников, кондиционера и современной магнитолы. Но за $500 вполне неплохой вариант — в качестве первого авто (которое не жалко) для новичка.

«Год назад родился сын Иван, — рассказывает владелица. — Пару раз пробовала поездить с ним в машине. Посадила в автолюльку, а он рыдает, не нравится ему кататься. Другие дети засыпают в автомобилях, но не мой. В итоге чаще ездим на общественном транспорте, Volkswagen теперь стоит. Покупала его как первый авто пару лет назад за $1,4 тыс. С тех пор отреставрировали задние суппорты, перебрали стартер, настроили карбюратор. Некоторые проблемки остались: туго открывается задняя правая дверца, не всегда срабатывает индикатор поворота, нет датчика температуры двигателя. На фоне минимального комфорта ходовые качества отличны. Едет без проблем, сделана надежно и просто. Машину продаем и потому, что собираемся уехать в Бразилию».

Небольшой тест-драйв подтвердил слова Екатерины. Стоит также упомянуть специфическую тугую педаль сцепления и потенциальные проблемы с переоформлением — автомобиль был куплен по доверенности. Отсюда и номера Брестской области.

А как дела у «попятьсотного» премиума? Едем смотреть BMW 3-Series 1988 г. в. в легендарном кузове е30. «Кузов переварен, полностью подготовлен под покраску, двигатель заводится, — убеждал нас Влад. — Машина едет так, как должен ехать BMW». Одна беда — автомобиль представляет собой конструктор. «Тройка» разобрана чуть более чем полностью. Пару недель с ней определенно придется повозиться.

«У меня просто не хватает сил и умелых рук, — признается продавец. — Изначально покупал ее под восстановление, уже начал что-то делать: убрал всю ржавчину, купил новые детали, элементы подвески, оптику Hella Black. Но, каюсь, перегорел этой идеей, поменялись планы. „Колхозить“ машину, чтобы продать за тысячу, не хочу. Лучше отдам ценителю классических „баварцев“, который сможет закончить мою работу».

Тестируем BMW на территории ГСК. Завелась машина со второго раза, но поехала весьма резво. Сказывается отсутствие 300 кг деталей и элементов салона. При старте передняя часть заметно подпрыгнула. С ревом двигателя и ветром, проникающим сквозь забрало «тройки», разобранный, но весьма резвый автомобиль отправился пугать гаражное сообщество. Отмечаем неприятный люфт в коробке передач и возвращаем машинокомплект владельцу. Влад прощается с нами фразой «Покупайте и собирайте».

Еще один «живой» вариант машины за зарплату минчанина — ВАЗ-21099 «Спутник». Выпущенный в 1998 году, он имеет в нашей стране интересную историю. На заре белорусского автобизнеса этот экземпляр считался служебным авто в компании «Траянда» — той самой, что предшествовала «Атлант-М». Из видимых проблем — капот и погнутая крыша. Владелец говорит, что с крыши дома на автомобиль упала снежная лавина.

«Машину готовил для старшего сына, — рассказал Дмитрий. — В авто все перебрал, довел до хорошего состояния. А тут новость — парня призывают в армию. Через полтора года ожидания этот ВАЗ придет в упадок. Сам я езжу на Volkswagen T4, так что „Спутник“ оказался ненужным в нашей семье. Салон не ставлю специально, чтобы показать целостность днища. Переварил его полностью, листами толщиной в 3 мм. Поменял тормозные диски, колодки, суппорты, глушитель, бензонасос, водяную помпу, радиатор. Перебрал генератор, сделал „капиталку“ мотора».

Заводится машина на отлично, никаких специфических особенностей в управлении. Немного шумная, но для нашей суммы это не страшно. Разгоняется и тормозит без посторонних звуков. Разбитые дороги частного сектора не смогли ей помешать. Пожалуй, самый годный из рассмотренных нами вариантов.

Но даже после детального изучения предлагаемых на «Автобарахолке» вариантов мы не стали останавливаться в своих поисках. Повинуясь инстинкту обычного покупателя, мы направились к последнему источнику вдохновения — другу, приближенному к рынку подержанных машин. В нашем случае таковым стал Игнат, организатор автобоев на выживание. Почти перед каждым соревнованием он покупает за недорого очередную жертву, чтобы окончательно разбить ее во время боя. Признался, что гордится своим приобретением «Волги» — удалось сторговаться до 1 млн. Такой человек точно должен знать, где купить авто на ходу за одну зарплату.

И вот мы на секретном дворе тайного дома беседуем с человеком без имени. Криминала за машинами не числится, но вот деятельность мужчины может вызвать вопросы, потому он остается инкогнито. Все, что нам следует знать, — продавец работает на эвакуаторе и скупает старые автомобили. Картина на его приусадебном участке впечатляет.

За нашу сумму мужчина предлагает янгтаймер Mitsubishi Galant 70-х годов, ввезенный в Беларусь еще в советские времена. Машина едет, только нужно «убрать колхозные пороги и арки», как выразился продавец. Покупателя ждет и Toyota Camry. В этот автомобиль нужно «перекинуть движок». Работы наш новый знакомый берет на себя.

«Есть и еще более бюджетный вариант, — ошарашивает мужчина. — Представляю „ИЖ Комби“ с двигателем 1,4 литра, задним приводом, родной краской и — внимание — заводской магнитолой!» Ирония очевидна. Но машина за $290 заводится и едет, бодро выбрасывая из-под колес комья земли при старте. На холостом ходу обороты заметно падают, нужно подгазовывать, но двигаться вполне возможно.

Игнат делает еще один звонок, и мы едем оценивать Volkswagen Passat II с 1,6-литровым бензиновым мотором. Машина покоится у края проезжей части в Минске, состояние у нее плачевное: ржавые арки, облупившаяся краска, добитый салон. Раньше, по словам продавца Дмитрия, она служила для перевозки запчастей на СТО. Склад находился в километре от станции, и несколько последних лет «Пассатик» гонял туда-обратно. Вставляем ключ в замок зажигания, активно подгазовываем, и 35-летний автомобиль начинает тарахтеть — завелся. Правду говорят, в те времена немцы делали неубиваемые модели. Спрашиваем Дмитрия: «За 300 отдашь?» — «По рукам», — не задумываясь говорит владелец.

Машины за $500 пусть и страшненькие, но рабочие. Они сформировали свою нишу на рынке, которой не было и трех лет назад. Объективно: в ближайшем будущем машины дорожать не собираются. Как бы только такая ситуация не привела к повсеместной автозагруженности.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by