Метро для машин, которому больше века. Зачем немцы построили тоннель за 50 миллионов евро
 
126
16 июня 2016 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

В Беларуси нет ни одного автомобильного тоннеля, а вот Германия храбро пробивает горы и прокладывает полосы для машин под землей. Впрочем, у немцев есть опыт возведения более сложных сооружений — под водой. Только один факт: более сотни лет назад в Гамбурге построили пешеходно-автомобильный тоннель под рекой Эльбой! Это был не просто амбициозный проект, мол, смотрите, как мы умеем. Огромное число докеров не могло добраться до своих рабочих мест, возмущение росло, и дело дошло до крупной забастовки. Власти города решили: дорогому проекту быть! Спустя более века корреспонденты Onliner.by спустились в действующий тоннель и убедились, что проектировщики думали не только про функциональность, но и про эстетику.

Центр Гамбурга. Станция метро St. Pauli. Сейчас это целый район, и даже футбольный клуб такой есть. А начиналось все с одноименного грузового порта, расположенного на правом берегу Эльбы. В конце 19-го века город стал въездными воротами Европы. В Гамбург устремлялись суда со всего мира, и это привело к транспортному коллапсу. Вот такой парадокс!

Порт разрастался, и тогда его решили расширить за счет противоположного берега. Это сыграло положительную роль в экономическом смысле, но не в транспортном. Увеличилось число судов, и вскоре уже несколько десятков тысяч рабочих трудились на той стороне. Однако на воде возникли пробки... Да-да, не удивляйтесь, заторы бывают не только на дорогах!

Поначалу докеры добирались на паромах. Однако своей очереди приходилось ждать по несколько часов под ветром, дождем или палящим солнцем — не было предусмотрено никакого укрытия. А когда река покрывалась льдом или погодные условия сильно ухудшались, то движение паромов вообще запрещали. Теперь представьте, что утром докерам надо было добраться на работу, а вечером — домой. Вскоре это еще стало и опасным для жизни: было зафиксировано несколько серьезных столкновений паромов и входящих (выходящих) в порт судов, в результате которых имелись пострадавшие и погибшие.

Конечно, была альтернатива, если ее можно так назвать, — ближайший мост. Он располагался на расстоянии в 11 километров, которые нужно было пройти пешком, разумеется. С каждым днем недовольство портовых рабочих, которые приносили городу немалый доход, росло, и это вылилось в большую забастовку в 1896 году. Во время протестов поднимались и другие вопросы, но одним из главных стал путь на работу. Власти города больше не могли закрывать глаза на проблему. Требовалось инженерное и дорогостоящее решение.

Это социальные и транспортные предпосылки для строительства тоннеля. Для понимания, что новая стройка — не прихоть, а вынужденная необходимость. Гамбуржцы известны тем, что не склонны принимать быстрые решения, но уж если что-то предлагают, то наверняка и на века!

Прежде чем возникла идея строительства первого крупного подводного тоннеля в Европе, рассматривали несколько других вариантов. Например, возведение моста. Но его необходимо было строить на большой высоте, поскольку мачты отдельных судов достигали 60 метров. Кроме того, конструкция должна была выдерживать тяжесть десятков конных повозок — требовались большие пандусы, но в акватории просто не было места, чтобы их разместить. После бурных обсуждений от дорогостоящего проекта отказались.

Вариант тоннеля был смелым. Но опыт подобного строительства имелся у шотландцев: ранее под рекой Клайд в Глазго проложили «трубу» для конных повозок. Правда, гамбургский тоннель был масштабнее во всех отношениях.

Строительство тоннеля очень напоминало прокладку линии метро. Собственно, использовались такие же технологии, как в лондонском сабвее. Проходческий щит продвигали с помощью домкратов. Землю оперативно доставали, а стены бетонировали. Однако есть и печальная страница в этой истории. Гамбургский тоннель построен буквально на костях. Из-за необходимости поддерживать давление воздуха, у нескольких сотен рабочих проявилась кессонная болезнь, причем некоторые из них скончались. Мэрия даже выделила отдельного врача для изучения проблемы. Невролог Артур Борнштайн с женой сделали массу важных медицинских заключений по декомпрессионной болезни, однако вскоре, во времена Третьего рейха, чету забыли — из-за их еврейского происхождения.

Впрочем, недостатка в рабочих руках при строительстве тоннеля не ощущалось — труд хорошо оплачивался (60—70 пфеннигов в час). Получать около 100 марок в месяц по тем временам было очень даже неплохо!

Попасть в тоннель можно не по пологому спуску, а с помощью лифтов. Это еще одна отличительная деталь. Вход (так называемый северный) со стороны города — это настоящий памятник архитектуры. Обратите внимание, сколько здесь деталей и как они выполнены: колонны, фронтон, купол, барельефы, скульптурные композиции… Такое чувство, что делали не для докеров, а для самого Вильгельма II.

Разглядывать всю эту красоту можно довольно долго, чем многие и занимаются. В порту много туристов, им сейчас мало пару «селфи», они стараются запечатлеть каждую деталь. Мы их понимаем!

В свое время за «излишества» создатели получили изрядную порцию скептицизма. Их нещадно критиковали за копирование стиля римского Пантеона. «Мавзолей, не иначе!» — придирались журналисты.

Построили тоннель за четыре года, и он был открыт в 1911-м. Бюджет составил 10 млн золотых марок. Огромная сумма по тем временам (в современных расценках это примерно 50 млн евро)! Отдельная история связана с платой за пользование. После долгих дискуссий социал-демократам удалось отстоять бесплатный проход для людей. Но транзит легкового автомобиля или конной повозки стоил 50 пфеннигов. Такса для грузовиков зависела от массы перевозимого.

Под землю, а точнее, под воду, спуститься можно по лестнице, на современном пассажирском лифте либо на старинном грузовом. Многие предпочитают последнее. В такую кабину помещаются 130 человек!

Изначально были установлены лифты знаменитой компании Otis. Они огромные! Во-первых, рассчитаны на габариты конных повозок. Во-вторых, лошади не должны были бояться. В-третьих, размеры позволяли не провоцировать столпотворения. Верой и правдой лифты служили почти сотню лет. В них заезжали автомобили массой до 10 тонн и длиной до 9 метров. Подъемники были заменены лишь 15 лет назад во время реконструкции.

Процесс использования грузового лифта вообще напоминает целый церемониал: специальный служащий следит за загрузкой, потом закрывает двери и кабина приходит в движение. Несколько секунд погружения в историю. В начале 20-го века одно из немецких изданий проводило аналогию: «Открытие дверей лифта напоминает поднятие занавеса в театре».

Второй вход (так называемый южный) попроще. Во время войны он был разбомблен. Восстанавливали его не с тем размахом, с каким строили. Получилось довольно скромно.

Довольно, не будем томить! Спускаемся в сам тоннель, который разделен на два коридора. Один из них в данный момент закрыт на реконструкцию.

Один из коридоров закрыт на реконструкцию

А вот по второму (его еще ожидает ремонт, а вообще работы оцениваются в 100 млн евро) идет весьма активное движение. В выходные возможно перемещение только пешеходов и велосипедистов. За спуск автомобилей берут плату в два евро.

В день открытия (7 сентября 1911 года) в тоннеле побывали 60 тыс. жителей города, которым было чрезвычайно интересно, что же такое построили под Эльбой. Оценки были восторженными: никакого дискомфорта и боязни!

Стены и свод облицованы керамической плиткой. На отделке, судя по всему, в те далекие времена не экономили.

В тоннеле очень светло — с обеих сторон расположены два ряда стилизованных «фонарей». При его открытии многие отмечали, что коридор буквально залит светом. Прагматичные немцы пошли на это, чтобы лошади не пугались в темноте стесненного пространства.

Высота «трубы» составляет четыре с половиной метра. Это сделано для того, чтобы по тоннелю могла проехать конная упряжка с кучером и у того была возможность орудовать кнутом.

В каждом коридоре предусмотрена лишь одна полоса для движения транспорта (шириной 1,9 метра) и нечто вроде тротуара. Есть знаки, предписывающие пешеходам двигаться правее. Впрочем, этих рекомендаций придерживаются далеко не все.

По автомобильному ряду в выходные движутся велосипедисты, которые нервно позвякивают, если путь им перекрывают пешеходы.

Минским водителям это вряд ли понравится, но кое-где предусмотрены «спящие полицейские».

Общая длина тоннеля составляет 426 с половиной метров. Это всего пять-семь минут быстрым шагом. Но за это время получаешь массу интересных эмоций. Казалось бы, прошел всего полкилометра, а ощущение, что вернулся на век назад — особенно если представить, как толпами шли на работу докеры, вечно спешащие возницы поторапливали лошадей, мерно шло непрекращающееся движение.

Строительство тоннеля быстро окупилось. Рекорд был зафиксирован в 1923 году, когда «трубой» воспользовались 19 млн пешеходов. А в 1930-е, когда регистрировался пик велосипедизации, ежедневно в тоннель спускались 18 тыс. велосипедистов. Огромные лифты были забиты этими легкими двухколесными транспортными средствами.

Сейчас рабочий трафик, конечно, не такой большой. И люди уже не торопятся в порт — современные логистические системы не требуют участия такого большого количества людей.

В день, когда мы спустились в тоннель, было довольно жарко, но на глубине мы нашли долгожданную прохладу. Говорят, в любую погоду здесь комфортно и не душно. За циркуляцию воздуха отвечают турбины, подвешенные к своду.

То, что над тобой еще 12 метров воды, совсем не чувствуется. На глубину намекают лишь барельефы с изображением дельфинов, морских котиков и т. д.

Разумеется, за сто лет многое изменилось. Например, в начале 1980-х фарватер реки углубили, и расстояние между дном и тоннелем изменилось. Свод дополнительно укрепили, о чем есть соответствующая табличка. А в одном месте даже проглядывает железобетонная плита.

Сейчас тоннель получил вторую жизнь. Это памятник архитектуры, в котором, например, проходят художественные выставки. В самом деле, присмотритесь — это же отличное пространство для демонстрации полотен!

А еще это место для спортивных состязаний. Периодически здесь проводят марафоны. Правда ведь коридор напоминает беговую дорожку?

Но в первую очередь это символ экономического благополучия. Город инвестировал в удобство для рабочих огромные деньги и получил колоссальную отдачу. Это памятник рациональному использованию средств и улучшению условий для мобильности.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
16.06.2016 в 8:01
Потому что в Германии все для людей !
16.06.2016 в 8:02
А у нас только на бумаге что-то полезное делается, а по итогу получаем только пшик
16.06.2016 в 8:03
Потому что в Германии все для людей !
"Bеня":

а у нас для власти.... эт правда!
16.06.2016 в 8:03
Настоящая Европа.
16.06.2016 в 8:03
Потому что в Германии все для людей !
"Bеня":

а унас будет Керченский мост за 5 мрд долларов
16.06.2016 в 8:03
На злобу дня. Мол завидуйте белорусв
16.06.2016 в 8:04
Хорошо там где нас нет....
16.06.2016 в 8:04
Германия великая страна.
16.06.2016 в 8:04
за 50 миллионов евро более века назад построили

А как это? Тогда уже евро были?
16.06.2016 в 8:05
А у нас есть трехуровняя развязка! Единственная.
16.06.2016 в 8:06
Потому что в Германии все для людей !
"Bеня":

а унас будет Керченский мост за 5 мрд долларов
"1780607":

У нас?
16.06.2016 в 8:06
Германия свободная страна и в ней все для народа
16.06.2016 в 8:06
А мне у нас нравится.
16.06.2016 в 8:07
Потому что в Германии все для людей !
"Bеня":

а унас будет Керченский мост за 5 мрд долларов
"1780607":

У нас?
"Scrooge":

у нас
16.06.2016 в 8:07
Русскому Немца не понять. Поэтому так и живём, у них развитый капитализм , у нас загнивающий социализм...
16.06.2016 в 8:08
Побежеденные ... Вот бы победителям так пожить.
16.06.2016 в 8:11
В Беларуси нет ни одного автомобильного тоннеля, а вот Германия храбро пробивает горы и прокладывает полосы для машин под землей.

У нас даже М1 не ограждена от животных и нет переходов для них. А вы про тоннели!
16.06.2016 в 8:18
Красота да и только.
Немцы очень во многом новаторы.
16.06.2016 в 8:19
Интересная статья, спасибо)
16.06.2016 в 8:21
Потому что в Германии все для людей !
"Bеня":

а унас будет Керченский мост за 5 мрд долларов
"1780607":

У нас?
"Scrooge":

у нас
"1926967":

У Вас
16.06.2016 в 8:25
В Беларуси нет ни одного автомобильного тоннеля, а вот Германия храбро пробивает горы и прокладывает полосы для машин под землей.

У нас даже М1 не ограждена от животных и нет переходов для них. А вы про тоннели!
"fogast":

Это точно! А еще хайвеев в Минске понастраивали, зачем?
16.06.2016 в 8:27
Потому что в Германии все для людей !
"Bеня":

а унас будет Керченский мост за 5 мрд долларов
"1780607":


Не будет у вас ничего - ни моста, ни пяти мрд долларов )))
16.06.2016 в 8:28
Хорошо в Европе)
16.06.2016 в 8:28
если кому-то что-то не нравится... не нуди, собирай вещички и гоу. Чем меньше нытиков в стране, тем лучше.
16.06.2016 в 8:30
глядя на все это сердце кровью обливается....
16.06.2016 в 8:32
Потому что в Германии все для людей !
"Bеня":

а унас будет Керченский мост за 5 мрд долларов
"1780607":

Не у нас, а у них
16.06.2016 в 8:33
Немцы молодцы, могут удивить мир!
16.06.2016 в 8:34
Если немец сделает- то один раз и на всю жизнь....
16.06.2016 в 8:35
Если бы строили белорусы, строительство заняло бы 15 лет. На это время эльбу осушили бы, а все постройки в радиусе 500 м от выходов снесли. Воспользоваться новым тоннелем смогли бы 3.5 человека в день, ибо могилевские лифты слишком нежны, чтобы перевезти больше
16.06.2016 в 8:37
Зато наши деды в то время качественные землянки рыли!
16.06.2016 в 8:40
Высокое качество всегда окупается
16.06.2016 в 8:41
Потому что в Германии все для людей !
"Bеня":

а унас будет Керченский мост за 5 мрд долларов
"1780607":

У нас?
"Scrooge":

у нас
"1926967":

У Вас
"ALLYas":

У них
16.06.2016 в 8:42
Эх, Гамбург!
Классный город.
Северная готическая Венеция...
16.06.2016 в 8:43
Потому что в Германии все для людей !
"Bеня":

а унас будет Керченский мост за 5 мрд долларов
вы забыли поставить знак вопроса в конце предложения!
16.06.2016 в 8:43
По чему проигравшие живут как победители?
16.06.2016 в 8:44
В Беларуси нет ни одного автомобильного тоннеля, а вот Германия храбро пробивает горы и прокладывает полосы для машин под землей.

У нас даже М1 не ограждена от животных и нет переходов для них. А вы про тоннели!
"fogast":

Это точно! А еще хайвеев в Минске понастраивали, зачем?
"ALLYas":

хайвеев в Минске понастраивали ГДЕ?
Не спорю, с проспектами в Минске все хорошо.
Но видели ли Вы хайвей?
16.06.2016 в 8:44
Потому что в Германии все для людей !
"Bеня":

а унас будет Керченский мост за 5 мрд долларов
"1780607":

вы забыли поставить знак вопроса в конце предложения!
16.06.2016 в 8:45
По чему проигравшие живут как победители?
"ВиниПух":

Потому что руки правильно заточены.
И мозгами умеют думать, а не седалищным нервом.
16.06.2016 в 8:45
В Беларуси нет ни одного автомобильного тоннеля, а вот Германия храбро пробивает горы и прокладывает полосы для машин под землей.

У нас даже М1 не ограждена от животных и нет переходов для них. А вы про тоннели!
"fogast":

Это точно! А еще хайвеев в Минске понастраивали, зачем?
"ALLYas":

хайвеев в Минске понастраивали ГДЕ?
Не спорю, с проспектами в Минске все хорошо.
Но видели ли Вы хайвей?
"well_well":

Это Талатай писал, который против широких проспектов.))
16.06.2016 в 8:46
Потому что в Германии все для людей !
"Bеня":

а унас будет Керченский мост за 5 мрд долларов
"1780607":

вы забыли поставить знак вопроса в конце предложения!
"Владимир:

Какие вопросы? Нолик надо приписать за пятеркой...
16.06.2016 в 8:53
Потому что в Германии все для людей !
"Bеня":

а унас будет Керченский мост за 5 мрд долларов
"1780607":

У нас?
"Scrooge":

у нас
"1926967":

У Вас
"ALLYas":

уезжайте
16.06.2016 в 8:55
Потому что в Германии все для людей !
"Bеня":

а унас будет Керченский мост за 5 мрд долларов
"1780607":


Не будет у вас ничего - ни моста, ни пяти мрд долларов )))
"mececha":

ахаха, я возле него живу недалеко-а у вас да ничего нет и не будет
16.06.2016 в 8:55
Потому что в Германии все для людей !
"Bеня":

а унас будет Керченский мост за 5 мрд долларов
"1780607":

вы забыли поставить знак вопроса в конце предложения!
"Владимир:

Какие вопросы? Нолик надо приписать за пятеркой...
"well_well":

это не Олимпиада)
16.06.2016 в 8:56
Потому что в Германии все для людей !
"Bеня":

а унас будет Керченский мост за 5 мрд долларов
"1780607":

вы забыли поставить знак вопроса в конце предложения!
"Владимир:

там же точка
16.06.2016 в 8:56
Богатая,красивая страна. Власть отменная. Люди живут превосходно. На рынке стоят крепко. Не боятся ничего. Люди за властью как за стеной. Все делается для народаааа. Так держать. Главное что бы люди жили в достатке. А мы попросту выживаем.
16.06.2016 в 8:58
Власть отменная
немцы так не считают
16.06.2016 в 8:58
инженерное искусство на высоте
16.06.2016 в 8:59
Ледовый дворец? Не, не слышал.
16.06.2016 в 9:02
Гамбуржцы известны тем, что не склонны принимать быстрые решения....
да ладно...
МЫ ИХ (РЕШЕНИЯ ТО ЕСТЬ) ВООБЩЕ НЕ ПРИНИМАЕМ...
и этим известны
16.06.2016 в 9:06
Потому что в Германии все для людей !
"Bеня":

Вы не улавливаете смысл. Все началось с забастовки рабочих!
16.06.2016 в 9:08
Потому что в Германии все для людей !
"Bеня":

Сколько можно ныть?
16.06.2016 в 9:09
Потому что в Германии все для людей !
"Bеня":

Вы не улавливаете смысл. Все началось с забастовки рабочих!
"Fuji":

ахаха-в точку))
16.06.2016 в 9:12
1926967, у вас, не у нас
16.06.2016 в 9:13
Потому что в Германии все для людей !
"Bеня":

а унас будет Керченский мост за 5 мрд долларов
"1780607":

вы забыли поставить знак вопроса в конце предложения!
"Владимир:

Какие вопросы? Нолик надо приписать за пятеркой...
"well_well":

это не Олимпиада)
"1926967":

Но принцип тот же.
16.06.2016 в 9:14
Очень интересная и позновательная статья.
Все для народа!
Нашим властям на заметку!
16.06.2016 в 9:15
Потому что в Германии все для людей !
"Bеня":

а унас будет Керченский мост за 5 мрд долларов
"1780607":

вы забыли поставить знак вопроса в конце предложения!
"Владимир:

Какие вопросы? Нолик надо приписать за пятеркой...
"well_well":

это не Олимпиада)
"1926967":

Роттенберг тот же!
16.06.2016 в 9:15
Потому что в Германии все для людей !
"Bеня":

а унас будет Керченский мост за 5 мрд долларов
"1780607":

У нас?
"Scrooge":

у нас
"1926967":

У Вас
"ALLYas":

У Них, и всё рано не будет, ни моста, ни ярдов долларов))
16.06.2016 в 9:17
Немцы это такие гномы которые не могут без движения , им постоянно надо, что-то делать ,а так-как каждый из них в душе перфекционист то всё,что они планируют выходит отменного качества
16.06.2016 в 9:19
Потому что в Германии все для людей !
"Bеня":

а у нас для власти.... эт правда!
"peski8888":


мне кажется, что такие комментаторы не переведутся... налоги не хотите платить, получаете ЗП в конвертах - тем самым мимо казны идет очень-очень много денег и в итоге нет должного поступления в детские сады, школы, больницы, поликлиники и т.д. Страдает ЗП всех кто работает в этих учреждениях, а следовательно и качество обслуживания за счет не должной мотивации.
Вывод такой. Прежде чем ругать власть, то начни с себя - это и есть 1й вариант решения. 2-й вариант - раз так уже все достало, то ищите вариант в ближнем зарубежье и не пишите абы что. С ув.
16.06.2016 в 9:23
Потому что в Германии все для людей !
"Bеня":

а у нас для власти.... эт правда!
"peski8888":


мне кажется, что такие комментаторы не переведутся... налоги не хотите платить, получаете ЗП в конвертах - тем самым мимо казны идет очень-очень много денег и в итоге нет должного поступления в детские сады, школы, больницы, поликлиники и т.д. Страдает ЗП всех кто работает в этих учреждениях, а следовательно и качество обслуживания за счет не должной мотивации.
Вывод такой. Прежде чем ругать власть, то начни с себя - это и есть 1й вариант решения. 2-й вариант - раз так уже все достало, то ищите вариант в ближнем зарубежье и не пишите абы что. С ув.
"stalker_85":


1 вариант. 2-й для нытиков, которые всё равно будут ныть, лежать на диване, и каждую пятницу..., как у Слепакова короче)
16.06.2016 в 9:26
а у нас построили библиотеку... нафига!???
16.06.2016 в 9:28
Германия великая страна.
"Pashka216":


При условии, что это проигравшая в свое время страна. Может не все зависит от властей, может все-таки менталитет у людей другой. Не мусорить, там где нельзя, латать ямки сразу, а не тогда когда колесо у авто отвалится... и так во всем
16.06.2016 в 9:32
18 тысяч (!) велосипедов в день в 1930-х. Посчитаем, сколько тысяч проезжает по велодорожке или по проспекту Незалежнасци в ГОД у нас в 2016? Думаю, все равно по тоннелю больше ехало. Все на велики!)
16.06.2016 в 9:35
Это был не просто амбициозный проект, мол, смотрите, как мы умеем.
"1780607":

О майн год! Опять у вас БУДЕТ! газ в Арктике под водой роботами уже я так понял добываете? Помню ,Дима батут говорил....
16.06.2016 в 9:44
латать ямки сразу, а не тогда когда колесо у авто отвалится... и так во всем
"Псилоцибе":

Открою вам секрет.Тут все гораздо сложнее.Чтобы ямку ВООБще не латать,нужно полотно дороги укладывать на метровый фундамент(как на немецких автобанах к примеру,) и с небольшим,незаметным глазу уклоном,стобы осадки не застаивались.Понятно что это чрезвычайно затратно. На это никто не пойдет.Ну как это так-один раз сделал- и всё.!А латать-самое то.Асфальтные заводы загружены,дорожные рабочие при деле.Безработицы нет.
16.06.2016 в 10:06
Потому что в Германии все для людей !
"Bеня":

а у нас для власти.... эт правда!
"peski8888":


мне кажется, что такие комментаторы не переведутся... налоги не хотите платить, получаете ЗП в конвертах - тем самым мимо казны идет очень-очень много денег и в итоге нет должного поступления в детские сады, школы, больницы, поликлиники и т.д. Страдает ЗП всех кто работает в этих учреждениях, а следовательно и качество обслуживания за счет не должной мотивации.
Вывод такой. Прежде чем ругать власть, то начни с себя - это и есть 1й вариант решения. 2-й вариант - раз так уже все достало, то ищите вариант в ближнем зарубежье и не пишите абы что. С ув.
"stalker_85":

аха, - не говорите мне, что делать, и я не скажу вам куда идти!!!
насчет выделенного - вот точно, начните с себя. если вы знаете жизнь только по методичкам брсм, то просвещу вас:
ни один вменяемый работодатель в РБ ни за что не свяжется с серыми зарплатами, чуть что (стуканет кто-то) - отберут все, подчистую, штрафы в разы больше "выгоды"
16.06.2016 в 10:09
Потому что в Германии все для людей !
"Bеня":

а унас будет Керченский мост за 5 мрд долларов
"1780607":

У кого у нас?
16.06.2016 в 10:10
1780607, у нас это где?
16.06.2016 в 10:11
произведение искусства прям
16.06.2016 в 10:13
1926967, тогда чего ж на беларуских форумах ошиваешься.
16.06.2016 в 10:16
Я там был)) водку пил!!
16.06.2016 в 10:21
Потому что в Германии все для людей !
"Bеня":

а у нас для власти.... эт правда!
"peski8888":


мне кажется, что такие комментаторы не переведутся... налоги не хотите платить, получаете ЗП в конвертах - тем самым мимо казны идет очень-очень много денег и в итоге нет должного поступления в детские сады, школы, больницы, поликлиники и т.д. Страдает ЗП всех кто работает в этих учреждениях, а следовательно и качество обслуживания за счет не должной мотивации.
Вывод такой. Прежде чем ругать власть, то начни с себя - это и есть 1й вариант решения. 2-й вариант - раз так уже все достало, то ищите вариант в ближнем зарубежье и не пишите абы что. С ув.
"stalker_85":

аха, - не говорите мне, что делать, и я не скажу вам куда идти!!!
насчет выделенного - вот точно, начните с себя. если вы знаете жизнь только по методичкам брсм, то просвещу вас:
ни один вменяемый работодатель в РБ ни за что не свяжется с серыми зарплатами, чуть что (стуканет кто-то) - отберут все, подчистую, штрафы в разы больше "выгоды"
"mac_os77":


ответ просвещателю mac_os77 "если вы знаете жизнь только по методичкам брсм" даже в универе не состоял, хотя заставляли и обходной не подписали пока взносы не сдал в их кассу)))
ни один вменяемый работодатель в РБ ни за что не свяжется с серыми зарплатами
такое ощущение, что мы с Вами в разных городах живем и работаем)
16.06.2016 в 10:26
В Антверпене похожий тоннель под Шельдой, тоже очень понравился!
16.06.2016 в 10:29
Эка невидаль, тоннель, мля..... У нас такой же при переходе от ст. м. Октябрьская на Купаловскую.......
16.06.2016 в 10:30
Но в первую очередь это символ экономического благополучия. Город инвестировал в удобство для рабочих огромные деньги и получил колоссальную отдачу. Это памятник рациональному использованию средств и улучшению условий для мобильности.


С этим не поспоришь.
16.06.2016 в 10:31
Потому что в Германии все для людей !
"Bеня":

а у нас для власти.... эт правда!
"peski8888":

У нас тоже для людей, только вот поименный список этих людей коротковат.
16.06.2016 в 10:36
Хорошо там где нас нет....
"Brabus777":

Согласен, хорошо там где Вас нет...
16.06.2016 в 10:47
Гамбург чудесный город, жил там почти год в начале 00х на Альтекёнигтрассе.
16.06.2016 в 10:52
У нас размеры были бы до 2 м в длину и 1,5 м в ширину
16.06.2016 в 11:29
лучьше бы проиграли войну....
16.06.2016 в 11:43
Что-то очень часто стали командировать "Онлайнер" в разные страны......
Потому что в Германии все для людей !
"Bеня":

а у нас для власти.... эт правда!
"peski8888":


мне кажется, что такие комментаторы не переведутся... налоги не хотите платить, получаете ЗП в конвертах - тем самым мимо казны идет очень-очень много денег и в итоге нет должного поступления в детские сады, школы, больницы, поликлиники и т.д. Страдает ЗП всех кто работает в этих учреждениях, а следовательно и качество обслуживания за счет не должной мотивации.
Вывод такой. Прежде чем ругать власть, то начни с себя - это и есть 1й вариант решения. 2-й вариант - раз так уже все достало, то ищите вариант в ближнем зарубежье и не пишите абы что. С ув.
"stalker_85":

Смешно.
16.06.2016 в 11:54
Потому что в Германии все для людей !
"Bеня":

а унас будет Керченский мост за 5 мрд долларов
"1780607":

Вы пiшыце з Украiны?
16.06.2016 в 12:04
Читаешь подобное, смотришь фото и настроение падает... Живут же люди- молодцы...
16.06.2016 в 12:06
А где обещанное метро для машин?
16.06.2016 в 12:08
По чему проигравшие живут как победители?
"ВиниПух":

потому что они не ноют и трудятся с закрытым ртом!
16.06.2016 в 12:13
shmellok, тогда вас, вообще бы не было! спросите у родителей, чем они занимались. когда пропускали добрую порцию ремня в вашем детстве!?

мост строили до войны! во время войны они создавали оружие! даже статью осилить не смог. а все туда же. атрофированный нытик
16.06.2016 в 12:22
Потому что в Германии все для людей !
"Bеня":


Их люди не собирают лайки днями в интернете. Таких называют унтерменьшами и стесняются подавать руку.
16.06.2016 в 12:31
латать ямки сразу, а не тогда когда колесо у авто отвалится... и так во всем
"Псилоцибе":

Открою вам секрет.Тут все гораздо сложнее.Чтобы ямку ВООБще не латать,нужно полотно дороги укладывать на метровый фундамент(как на немецких автобанах к примеру,) и с небольшим,незаметным глазу уклоном,стобы осадки не застаивались.Понятно что это чрезвычайно затратно. На это никто не пойдет.Ну как это так-один раз сделал- и всё.!А латать-самое то.Асфальтные заводы загружены,дорожные рабочие при деле.Безработицы нет.
"PabloEscobar":

ну, это не секрет) у нас так вся страна на этом держится)
16.06.2016 в 12:43
Кстати, в прошлом году ездил по этому тоннелю на велике.
Схема движения там довольно сложная: если пешеходы всегда могут идти в обе стороны, то автомобилисты и велосипедисты чередуются. Например, чтобы пройти с северного берега на южный, мне пришлось слезть с велика, а велосипедисты, едущие с юга на север, могли спокойно ехать с шаговой скоростью.
16.06.2016 в 13:08
Плиточники были из РБ?
16.06.2016 в 13:11
Это вам не мостик построить. Это вам настоящее немецкое "сталь-бетоннвад абгешоттет".
16.06.2016 в 13:19
под землю в Гамбурге залезли, порты показывали, а крупнейший мост Европы до сих пор не показали
16.06.2016 в 13:24
Потому что в Германии все для людей !
"Bеня":

а у нас для власти.... эт правда!
"peski8888":


онлайнер тоже?
16.06.2016 в 13:48
Потому что в Германии все для людей !
"Bеня":

а у нас для власти.... эт правда!
"peski8888":

Ну так что мешает свалить в толерантную?) Тут вас никто не держит)
16.06.2016 в 13:55
Так какая его длина? Что-то не нашел.
16.06.2016 в 14:39
не увидел ни одного "мигранта" на фото. они там есть или их там нет?
16.06.2016 в 14:43
Bеня, это сейчас там все для людей,а во времена третьего рейха это все делалось для титульной нации,а вот всех остальных ждали газовые камеры концлагерей
16.06.2016 в 14:51
А у нас скоро БИТВА за урожай начнется.
16.06.2016 в 15:01
лучше скажите зачем в рб построили дварэц независимости за 300 млн$???
16.06.2016 в 15:13
Молодцы!
16.06.2016 в 15:25
Потому что в Германии все для людей !
"Bеня":

а унас будет Керченский мост за 5 мрд долларов
"1780607":


это не самая крупная постройка у вас рассиян, есть и подороже. эта самая популяризированая
16.06.2016 в 15:26
*Россиян
16.06.2016 в 15:35
В прошлом году были в Гамбурге. Были в этом тоннеле поздно вечером, непередаваемые впечатления))
16.06.2016 в 15:52
Потому что в Германии все для людей !
"Bеня":

а унас будет Керченский мост за 5 мрд долларов
"1780607":

не у нас, а у русских
16.06.2016 в 15:58
Странно неосведомленность журналистов онлайнера, первые метро были именно для пешеходов и конных повозок, это в лондоне, а затем вообще пустили паровоз на угле, так что прибытие поезда сопровождалось клубами копоти.
16.06.2016 в 16:25
Потому что в Германии все для людей !
"Bеня":

Гитлер тоже для людей!?
16.06.2016 в 16:27
а у нас построили библиотеку... нафига!???
"Edict":

а нафига там построили тоннель!???
16.06.2016 в 16:28
Плиточники были из РБ?
"viliv":

ихнии плиточники ни чем не отличаются от РБ
16.06.2016 в 16:39
mac_os77, В настоящее время работодатель делает с рабочим что хочет и з/п платит такую, какую посчитает нужной.
16.06.2016 в 16:40
daubah, Они прячутся.Боятся депортации.
16.06.2016 в 16:41
а я там был пару лет назад, но даже не знал как река называется :(
16.06.2016 в 19:45
им надо вот и построили а где построенное за 50 милиардов саня где деньги.
16.06.2016 в 20:08
1926967, тогда чего ж на беларуских форумах ошиваешься.
"Karl_Kori":

люблю вас -братьев и сестер
16.06.2016 в 22:36
этот народ всегда умел работать, создавать и отдыхать...а еще там есть порядок который соблюдается законопослушным народом...и поощряется правительством.
16.06.2016 в 23:19
это не ледовые арены стоить)))
17.06.2016 в 3:19
если кому-то что-то не нравится... не нуди, собирай вещички и гоу. Чем меньше нытиков в стране, тем лучше.
"sergey_diamant":

Была объективная возможность, вся бы страна туда свалила.
17.06.2016 в 3:23

Puch Pic-Nic - прообраз всех раскладушек
17.06.2016 в 7:43
мне в Гамбурге больше понравился музей, сделанный на бывшей советской подводной лодке
17.06.2016 в 7:49
Журналисты такие журналисты...
Построили тоннель за четыре года, и он был открыт в 1911-м. Бюджет составил 10 млн золотых марок. Огромная сумма по тем временам (в современных расценках это примерно 50 млн евро)!
Спускаемся в сам тоннель, который разделен на два коридора. Один из них в данный момент закрыт на реконструкцию.
А вот по второму (его еще ожидает ремонт, а вообще работы оцениваются в 100 млн евро) идет весьма активное движение.
Вопрос: почему бы не построить два новых тоннеля, чем ремонтировать за те же деньги старый?
17.06.2016 в 7:53
Потому что в Германии все для людей !
"Bеня":

а унас будет Керченский мост за 5 мрд долларов
"1780607":

И ОЛИМПИАДА за 50!!! распилили и забыли...
17.06.2016 в 8:43
Общая длина тоннеля составляет 426 с половиной метров. Это всего пять-семь минут быстрым шагом.-Или Болт за 22 сек. бегом)
17.06.2016 в 11:59
1780607, Да ну за 5,а может за 10-15? 5 "ваши" только украдут
18.06.2016 в 14:50
А в Минске есть велодорожка по зелёной зоне.
21.06.2016 в 22:15
умеют же строить