Когда приезжаешь в Штутгарт, сразу понимаешь, что это богатый западногерманский город. И дело даже не в том, что все вокруг ездят на автомобилях премиум-марок, а ВВП на душу населения приближается к €40 тыс. Штутгартцы в первую очередь гордятся традициями: на гербе города изображен гарцующий жеребец — как дань тому, что все начиналось с конной фермы. Исторический символ метафорически перекликается с нынешними временами. Это место называют колыбелью автомобилестроения: в городе расположены штаб-квартиры двух гигантов — Porsche и Mercedes.
С утра до позднего вечера поток транспорта из окрестностей в город не прекращается. На автобанах интенсивное движение, и это одна из особенностей Штутгарта. В нем живет чуть более 600 тыс. человек, а в округе — более 2 млн.
Куда ни ткни на карте, обязательно попадешь в производство, научный центр или виноградник. В пригородах размещены сотни частных компаний, часть из которых — семейные бизнесы.
Удивительно, что при этом крупный промышленный центр буквально утопает в зелени. В округе развито сельское хозяйство и виноделие, а в самом Штутгарте много парков и скверов. Оказывается, серьезный уровень ВВП совсем не означает наличие высоких бетонных заборов, труб и промышленных кварталов.
Наоборот! За примерами далеко ходить не надо. Самый центр города — Поршеплатц, где расположены штаб-квартира, музей и мануфактура Porsche. Квартал выглядит как типичная немецкая улица с аккуратными коттеджами, паркингами и даже уличной инсталляцией, устремленной ввысь.
— Власти города категорически запрещают что-то менять в старой архитектуре, — рассказывали сотрудники Porsche AG. — Да, новые корпуса позволили бы нам развиваться, но как можно разрушать историю?
Прямо над проезжей частью движутся кузова из покрасочного цеха в сборочный. Часть производственной цепочки может наблюдать любой прохожий.
Музей Porsche шикарен не только снаружи. По модельному ряду, представленному в залах, понимаешь, когда компания переживала взлеты, а когда — падения.
Штутгартцы настоятельно советовали нам посетить также музей Mercedes, насчитывающий 1500 экспонатов, из которых 160 — это автомобили. Можно проследить историю развития марки от первых машин, пришедших на смену конным экипажам, до современных люксовых седанов.
Только не надо думать, будто Штутгарт — это только производство автомобилей. Здесь выпускают знаменитый шоколад Ritter Sport. Тут была основана компания Kärcher, оборудование которой используют на многих белорусских автомойках. А еще в городе находятся штаб-квартиры IBM Deutschland и Bosch. (Вы знали, что многие современные автомобили состоят из комплектующих Bosch?)
Штутгарт — это не только средоточие интеллектуальных сил Германии (еще один любопытный факт: тут регистрируется больше всего патентов), но и финансовый центр. Фондовая биржа города — крупнейшая в стране, разумеется, после франкфуртской.
И все-таки многое здесь так или иначе связано с машинами. В респектабельных пригородах расположены салоны люксовых марок мотоциклов и автомобилей.
Есть даже автоотель со специализированными номерами, стилизованными под СТО, мойку или гараж.
Богатые штутгартцы хранят свои суперкары и олдтаймеры в ангарах, где их обслуживают сервисмены, знающие ретроспецифику.
Заторы — тоже в каком-то смысле признак зажиточности жителей города. В первый же день мы попали в пробку и довольно долго ехали по одной из улиц, имевшей сужение.
С переизбытком трафика в Штутгарте борются традиционными методами — рублем, точнее евро. Парковки платные и дорогие. Остальные места закреплены за местными жителями. Попробуй только занять чужую стоянку — сразу же вызовут полицию и эвакуируют.
Город с трех сторон окружен горами. Внизу, в котле, застаивается воздух и иногда ощущается загазованность. В определенный момент тут стали сильны позиции «зеленых», которые требуют все активнее наступать на автомобили. Штутгартцы констатируют: «Значит, надо ожидать подорожания парковок».
Проще пересаживаться на электромобили, имеющие существенные льготы (в частности, бесплатную парковку).
Неудивительно, что здесь популярен общественный транспорт. Развита автобусная сеть, S- (городские электрички) и U-bahn (трамваи, ныряющие под землю). Вовсю задействованы современные технологии: информационные табло, приложения для смартфонов и так далее.
До 2019 года должны закончить глобальную и скандальную (сопровождавшуюся забастовками) реконструкцию хауптбанхофа — главного железнодорожного вокзала. Пути пройдут под землей, что позволит более рационально использовать городскую территорию.
Особого смысла говорить про организацию дорожного движения мы не видим. Она по-немецки педантичная, но по-европейски свободная. Большая роль отводится разметке, потому что водитель в первую очередь смотрит на поверхность дороги, а уже во вторую — на знаки.
Общественному транспорту выделены свои полосы. Причем они могут быть обозначены как жесткими мерами (сплошной линией разметки, когда заезжать туда запрещено), так и довольно демократично — если ширина проезжей части не позволяет выделить целый ряд для автобусов.
В Штутгарте много тоннелей, которые могут раздваиваться. Пока у нас строят третью линию подземки, немцы прокладывают метро для автомобилей.
Велосипедистам традиционно отведено свое пространство на дороге. Никаких компромиссов и самообмана! Немцы считают, что на тротуарах велосипедисты могут быть опасны для пешеходов. В то же время у водителей есть привычка пропускать при повороте направо попутные велики, в автошколах учат плечевому взгляду. Если экзаменатор заметит, что курсант игнорирует правило, то, можно не сомневаться, отправит на пересдачу.
Ритм в Штутгарте вальяжно-неспешный, мерно движутся Porsche и Mercedes, никуда не спешат велосипедисты, тянутся к автомузеям туристы, по графику ездят автобусы и трамваи. Ощущается уверенность в завтрашнем дне. Что ж, богатый город — может себе позволить.
GPS-навигаторы в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by