Достучаться до Поднебесной: как на китайских дорогах умещаются 300 миллионов автомобилей

 
27 838
14 августа 2016 в 8:00
Источник: «МАЗ-СПОРТавто». Фото: «МАЗ-СПОРТавто»
Источник: «МАЗ-СПОРТавто». Фото: «МАЗ-СПОРТавто»
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Белорусская команда «МАЗ-СПОРТавто» в этом году успешно прошла тяжелейшую многодневку «Шелковый путь», ралли-марафон из Москвы в Пекин. В конце пилоты сказали так: эта гонка сложнее Дакара. Впечатляет, согласитесь. Но кроме бездорожья и испытаний, у них была возможность увидеть совершенно другой мир, чарующий Восток с его тайнами и традициями. О том, как ездят в Китае, насколько трудно там приходится иностранцу и каково это — ездить среди 300 млн автомобилей, — члены команды рассказали Onliner.by.

Китайские дороги, как и их мегаполисы, напоминают карту нейронов головного мозга: автобаны, городские трассы, магистрали для тихоходного транспорта, дороги для скутеров и многоуровневые развязки — в этих «лабиринтах» трудно не запутаться.

Первая мысль о китайских дорогах — они бесконечны: одна магистраль через каждый километр делится на три, те в свою очередь ветвятся, множатся и дробятся, как мангровые заросли. Цифры дают представление о масштабе: всего в Поднебесной построено 4,5 млн километров дорог. Больше — только в США и Индии.

По количеству транспортных средств Китай и вовсе впереди планеты всей — около 300 миллионов единиц. И как только они выезжают на дороги, начинается «броуновское движение» — по крайней мере, именно это приходит на ум нездешним водителям.

«Главное правило — это отсутствие всяких правил»

— Для иностранца, который впервые оказался в Китае, организация дорожного движения может показаться полным хаосом. Складывается такое впечатление, что главное правило — это отсутствие каких-либо правил, — рассказывают в «МАЗ-СПОРТавто». — Тут можно встретить всякое: например, водитель с невозмутимым выражением лица и без всякого зазрения совести может на перекрестке из первой полосы повернуть налево или пересечь посредине дороги две сплошные линии, поскольку ему срочно понадобилось развернуться.

Пешеходные переходы встречаются часто, но относиться к ним следует весьма условно. Как и в европейских странах, пешеходы в Китае чувствуют себя очень важными персонами. Могут, например, внезапно перейти дорогу в любом месте, просто потому что понадобилось. Водители при этом не сигналят: они просто либо пропускают пешехода, либо мчатся перед его носом.

Сигналят китайские водители от всей души, по поводу и без — такая вот у них манера общения. По длительности и интонации сигнала китайцы всегда могут догадаться, какой маневр собирается совершить, скажем, иномарка справа или мотоцикл слева. Как правило, истошный звук клаксона обозначает что-то вроде «подвинься, мне нужно перестроиться».

Но самое парадоксальное при этом то, что китайцы отлично понимают друг друга. За 10 дней, которые белорусские гонщики провели в Китае (а проезжали они как небольшие, так и крупные города), они не увидели ни одной аварии.

Made in China

Ездят китайцы на всем, что может передвигаться, — от скутера и гужевой повозки до удлиненных премиум-седанов и внедорожников. На дорогах можно встретить как европейские бренды (в основном, конечно, немецкие), так и пестрый китайский автопром, многие торговые марки которого неизвестны даже маститым экспертам.

Западные производители наловчились выпускать легковушки в Поднебесной, объединяясь с местными компаниями. Впрочем, иначе китайцы обошлись бы и своими силами, что неоднократно доказывали, в том числе в судах.

В провинциальных городах крайне популярны мотоциклы и скутеры (их даже больше, чем автомобилей), а велосипед здесь — полноценное средство передвижения, а не способ скоротать вечер или сбросить калории.

Китайских дорожников есть за что хвалить. Прежде всего, за большое число вспомогательных дорог с качественным покрытием. Это касается как автобанов, так и городских улиц. Параллельно крупным магистралям проходят дороги, которые предназначены для передвижения тихоходного транспорта и подъезда к предприятиям или населенным пунктам.

Предусмотрены также специальные дороги, по которым ездят на всем, что имеет два или три колеса (мотоциклы, мопеды, велорикши и т.д.). Сложные многоуровневые развязки присутствуют в каждом крупном городе. Без них было бы невозможно справиться с многотысячными потоками автомобилей.

Трудности перевода

Даже в крупных городах встретить китайца со знанием английского непросто, а в провинции и вовсе — большая удача. Языкового барьера не избежать, и с этим, похоже, надо просто смириться. Он возникает даже при чтении дорожных знаков — на трассах нет названий, написанных латинскими буквами.

Если и путешествовать по Китаю на автомобиле, то хотя бы с навигатором. Он пригодится банально при поиске автозаправок — на некоторых дорогах их днем с огнем не сыщешь в радиусе сотен километров.

АЗС в Китае не отстают от европейских: включают магазин и кафе, оборудованы душем и уборной. Так что вполне неплохо, разве что все надписи — только иероглифами. Поди догадайся, что дизельное топливо доступно в колонке с символом «0».

Чтобы ездить по китайским дорогам, потребуются временные местные права (Provisional Driving Permits). Кроме того, на иномарку нужно получить временный госномер.

Все участники ралли-рейда «Шелковый путь» получили их через организаторов гонки. Гонщики заранее подали заявки и предоставили сканы белорусских удостоверений, а на китайской границе получили местные аналоги. Что интересно, все прошло без какого-либо формализма: документы выдали быстро и без лишних вопросов. Временные права участников ралли были разложены по папкам: оставалось лишь поставить подпись, забрать документы и продолжить путь.

Безрассудство и отвага

Рискнуть передвигаться на личном автомобиле в стране, где такая плотность движения, — это нужно быть очень храбрым человеком. Проще всего в Поднебесной воспользоваться такси, которыми «кишат» местные города. Вот только один момент: многие китайские извозчики ни слова не понимают по-английски или уж тем более по-русски. Так что лучше всего иметь при себе бумажку с адресом, написанным иероглифами.

Белорусским гонщикам пришлось немного понервничать на китайских дорогах.

— Кроме спецучастков, на которых нет постороннего транспорта, нам приходилось передвигаться и по дорогам общего пользования. Время на прохождение лиазона (части маршрута между двумя пунктами контроля времени), как правило, было ограничено, а из-за ремонтных работ возникали пробки — приходилось потом ускоряться и наверстывать, — рассказал руководитель команды «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович.

Экипаж Вязовича закончил ралли на шестом месте благодаря тому, что стойко выносил все возникающие сложности.

По словам пилота, больше всего раздражали автомобили, которые ехали по третьей полосе со скоростью 70 км/ч (при ограничении в 90 км/ч) и не собирались никого пропускать. Ох, как это знакомо белорусским водителям!

— Был даже случай, когда автомобиль перед нами начал разворачиваться из первой полосы, включив при этом правый поворот, — не то со смехом, не то с возмущением рассказал Сергей Вязович. И есть чему удивиться. Рискнуть выполнять такой маневр, когда сзади приближается гоночный МАЗ, — воистину безрассудство и отвага.

В целом же правила дорожного движения в Китае мало чем отличаются от белорусских. Если уж удастся привыкнуть к невероятному количеству людей и машин вокруг, то разве что-то вообще способно удивить? Главное — это учитывать особенности и менталитет местного населения.

Читайте также:

Китайские автомобили на «Автобарахолке» Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by