«Автомобилисты не знают специфики троллейбусов и думают, что их пропускают». Разбор аварии на площади Ванеева

28 944
22 октября 2016 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

«Автомобилисты не знают специфики троллейбусов и думают, что их пропускают». Разбор аварии на площади Ванеева

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Если что-нибудь случится на площади Ванеева в Минске, можно не сомневаться, что вскоре фото с места происшествия разместит в Twitter пользователь @kazz_by. А что-нибудь случается там регулярно. Так, в минувшую среду столкнулись грузовик и троллейбус. Хотя ДТП было несильным, но лобовое стекло у последнего оказалось «вывернутым». Вместе с экспертом, а также представителем троллейбусного парка мы выехали на площадь и обнаружили, что по ПДД это вовсе не круг и что многие двигаются там неправильно.

Одна из самых популярных веток в автомобильной части форума Onliner.by касается как раз проезда круговых перекрестков. Там уже двести страниц, и все равно у автомобилистов возникают вопросы! Значит, в таких местах организация дорожного движения должна быть идеальной, чтобы все сразу было понятно. А как обстоят дела на площади Ванеева?

— По форме она кажется нам обычным круговым перекрестком, — говорит Виталий Жуковский, выступающий в роли эксперта. — Но соответствующих знаков нет. А значит, мы имеем дело с рядом простых перекрестков. В то же время применяется разметка, типичная для кругов, и это может сбивать с толку, особенно если нужно маневрировать.

Речь идет о пересечении разметок двух видов. Водители могут растеряться: какой из них подчиняться? А если ты выбираешь какой-то вариант, не факт, что сосед по полосе выберет его же.

При нас, например, водитель грузовика решил ориентироваться не по разметке 1.7. Получается, он совершил перестроение и из третьей полосы переместился во вторую. Этот ряд, к слову, возникает буквально из ниоткуда. В треугольничке, ограниченном линиями разметки, соединяются две вторые полосы. Вот такой курьез!

Особенность перекрестка заключается в том, что здесь большое количество грузового транспорта. Еще бы! Все-таки это пересечение Партизанского проспекта, на котором сконцентрировано несколько крупных предприятий, и второго городского кольца.

Накладывается на это общественный транспорт, который, по нашему мнению, должен иметь приоритет в городе. А по факту он зажат в тиски организации дорожного движения с одной стороны и водительской привычки с другой.

— Давайте посмотрим, как проедет этот узел 41-й троллейбус, — предлагает Виталий Жуковский. — Он подъезжает по крайнему правому ряду. Но из этой полосы можно только поворачивать направо. Ориентируясь по разметке 1.7, водитель движется по второму ряду и выруливает на круг. Обратим внимание, что троллейбус вынужденно пересек сплошную линию разметки. Другого выхода у него просто-напросто нет.

Иногда водители троллейбусов пытаются выехать на круг из второго ряда. Этот вариант возможен, если кольцо не загружено. Тогда задача чуть упрощается. Но расслабляться рано. Оказывается, мало выехать на круг: не исключено, кто-то начнет поворачивать направо, на Партизанский проспект, как было в рассматриваемом случае.

Откуда взялся грузовой автомобиль? Варианта два: он либо двигался по улице Ванеева, как и троллейбус, либо ехал по кругу, а потом водитель вдруг понял, что надо поворачивать направо. Почему же шофер рискнул проскочить перед общественным транспортом? Мог ли водитель троллейбуса увернуться? И какая стратегия при движении по этой площади должна быть выбрана как приоритетная? Чтобы посмотреть на ситуацию с другой стороны, мы пригласили для участия в ее анализе заместителя директора по безопасности движения троллейбусного парка №5 Дмитрия Мицкевича.

— Автовладельцы не знают и не понимают важную специфику троллейбусов: у наших водителей дорога не одна, а две, поскольку мы также вынуждены учитывать особенности контактной сети, — обращает внимание специалист. — В частности, так называемые стрелки, которые могут быть разводными, сходными и так далее. При их прохождении нужно придерживаться определенной скорости — не более 10 км/ч, но если двигаться слишком медленно, то спидчасть может не сработать и токоприемники пойдут в разные стороны или вообще слетят.

По словам Дмитрия Мицкевича, часто такую паузу в движении троллейбуса автомобилисты воспринимают чуть ли не как приглашение: мол, я пропускаю тебя. Возможно, именно так произошло и в ситуации с грузовиком. Хотя общественный транспорт притормаживал, чтобы пройти стрелку и потом набрать скорость.

— Водителю порой приходится действовать, исходя из конкретной ситуации, — продолжает заместитель директора троллейбусного парка. — Однако мы всегда инструктируем своих водителей: не надо никого «учить», лучше уступить другому, даже если тот не прав. Любой резкий маневр может привести к травме пассажиров в салоне.

Дмитрий Мицкевич

Хочется заметить, что это уже второй раз, когда мы говорим о недопонимании из-за стрелки в контактной сети для троллейбусов. Помните ДТП на улице Калиновского, где столкнулись мотоцикл и автомобиль? Тогда погибла девушка. При разборе у нас возникла версия, почему водитель Honda решил выполнить поворот налево: возможно, он решил, что раз встречный троллейбус стал притормаживать (а он замедлялся как раз из-за стрелки), то для того направления загорелся красный и все остановятся.

Как раз подъезжает очередной 41-й, и Дмитрий Мицкевич комментирует действия водителя:

— Двигаться правее нет смысла. Он явно метит во второй ряд и вынужден пересекать сплошную линию разметки. Если бы он двигался по второй полосе, то на кругу сместился бы в третью, а там уже не хватает длины токоприемников… Вот он проходит одну стрелку, вторую и нажимает на ходовую педаль, чтобы уйти по кругу.

Как отметил специалист, нередко аварии с участием троллейбусов происходят не там, где случилось рассматриваемое ДТП, а в другой части круга. Часть общественного транспорта движется по кольцу и поворачивает налево. А слева от троллейбуса едет автомобиль, который хочет продолжать движение прямо. Вот и конфликт… Как раз в этом месте находится стрелка. Автомобилисты думают, что троллейбус уступает, и потом — бац!

Мы сами попробовали проехать по площади Ванеева формально, по правилам. Двигались по второму ряду и планировали ехать по кругу (то есть выполнить поворот налево). В этот момент нам начал сигналить водитель из третьей полосы, который хотел поехать прямо.

— Поскольку по ПДД это не круг, то получается, что водители, съезжая с площади, выполняют перестроение, следовательно, должны уступать. Но многие этого не знают и едут «по понятиям». Иногда происходят конфликты, — заключает эксперт.

Заметим, что за последние несколько лет на площади не произошло ни одного учетного ДТП (с пострадавшими или погибшими). В условиях небольших скоростей страдает «железо», но не люди. Однако речь все-таки идет об общественном транспорте, для которого должны быть созданы комфортабельные условия. На деле же получается, что не очень.

— Водителю троллейбуса приходится и тормозить, и прибавлять ход, а еще отслеживать ситуацию вокруг и помнить о пассажирах, — подытоживает Виталий Жуковский. — Проезжая по площади Ванеева, помните об этом и не мешайте! А вообще, ситуацию спасут резиновые троллейбусы, которые будут надуваться перед выездом на рейс.

Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by