15 ноября 2016 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

О ценах на топливо, экспорте в Западную Европу и качестве. Руководство «Белнефтехима» отвечает на вопросы читателей Onliner.by

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Будут ли повышаться цены на топливо? Сколько тонн было экспортировано и в какие страны? Почему в Украине некоторые продавцы выдают бензин и ДТ небелорусского производства за белорусский продукт? Руководство концерна «Белнефтехим» довольно подробно ответило на острые вопросы читателей Onliner.by. Признаться, столько деталей от собеседников подчас сложно получить даже самым въедливым журналистам.

Onliner.by: самый популярный вопрос, набравший 400 «лайков», касался стоимости дизтоплива, которая превышает цену бензина. В самом деле, раньше было не так. Изменение пропорции обосновывалось тем, что более половины продаваемых объемов приходится на ДТ.

— Каждая страна принимает самостоятельное решение об уровне цен на нефтепродукты в зависимости от ряда факторов: технологичности НПЗ, качества нефтепродуктов, потребностей экономики и общества, экологии.

Более 70 процентов валовых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух производит транспорт, прежде всего — работающий на дизельном топливе. С учетом внимания к экологическим вопросам, в Беларуси сохраняется незначительное превышение цены дизельного топлива над стоимостью бензина.

Аналогичной ценовой политики придерживаются также Великобритания, Венгрия, Исландия, Кипр, Сербия, Швейцария, Швеция (по данным октября 2016 года).

— Когда дизтопливо у нас будет такого же качества, как на Западе? — спрашивает пользователь demona. Onliner.by: какими стандартами руководствуются в Беларуси?

— Качество дизельного топлива, произведенного на белорусских НПЗ и реализуемого на АЗС «Белоруснефть», абсолютно такое же, как и в странах Западной Европы, поскольку весь объем моторных топлив на белорусских НПЗ выпускается в полном соответствии с требованиями европейских стандартов. В том числе — дизельное топливо. Оно выпускается по стандарту СТБ 1658, который является аналогом европейского стандарта EN 590:2009 (Евро-5), действующего в Европе. Более высокого стандарта, по которому осуществляется производство дизельного топлива, пока в ЕС не существует.

Показателем высокого качества дизельного топлива белорусского производства является его активный экспорт (превышающий объемы реализации на внутреннем рынке) в первую очередь в Великобританию, Польшу, Нидерланды, страны Прибалтики.

Белорусскими НПЗ налажен выпуск автомобильного бензина для высокофорсированных двигателей АИ-98-К5, арктического дизельного топлива, нового вида авиационного топлива, что также является свидетельством высокой технологичности НПЗ.

— А поляки тоже плюются от контрабандной соляры? — иронизирует пользователь DimaC5. Onliner.by: есть ли данные, сколько топлива покупают жители приграничных зон Украины, Польши, Литвы?

— Как известно, Беларусь с июля 2011 года была вынуждена вводить ограничения на вывоз топлива со своей территории, поскольку некоторые предприимчивые автомобилисты активно покупали местное топливо и перевозили для перепродажи на территорию соседних стран — Прибалтики, Украины, Польши. Высокий спрос на белорусские бензин и дизтопливо сохраняется на приграничных АЗС и сейчас. Со дня отмены ограничений (1 сентября 2016 года) продажи на приграничных заправках возросли.

Конечно, определенную роль играют невысокие цены на наших АЗС, но качество белорусского автомобильного топлива зарубежный потребитель также оценил высоко.

Нефтепродукты «Сделано в Беларуси» — сегодня уже бренд, признанный автомобилистами многих стран-соседей благодаря именно прекрасному качеству продукта, гарантированному государством.

Например, на украинском рынке нефтепродуктов, где высокая конкуренция и представлены польские, прибалтийские, российские производители, продукция белорусских НПЗ пользуется особым спросом. Маркетинговые исследования, проведенные в Украине «Белорусской нефтяной компанией», показали, что многие продавцы зачастую пытаются выдавать продукт небелорусского производства за белорусский, тем самым пытаясь получить дополнительное преимущество. Это свидетельствует о том, что у массового потребителя белорусское топливо имеет стабильный положительный имидж.

Что касается Польши, то за девять месяцев 2016 года в эту страну было экспортировано более 400 тыс. тонн белорусского дизельного топлива, экспорт значительно вырос. Выводы делайте сами.

— Когда ждать повышения цены на ДТ? — интересуется djsilent. Onliner.by: стоимость топлива давно не менялась. Есть ли для этого предпосылки?

— Цены на нефтепродукты в Беларуси не менялись более 660 дней (на начало ноября 2016-го). Благодаря ряду предпринятых мер концерну удавалось столь длительный срок сдерживать рост цен на автомобильное топливо.

Однако есть объективные внешние факторы, которые НПЗ не в состоянии компенсировать за счет собственных резервов. В настоящее время мы видим, что назрела необходимость повышения розничных цен на автомобильное топливо.

Причин для пересмотра цен несколько. Во-первых, негативное воздействие «налогового маневра», введенного Российской Федерацией. В результате произошло удорожание цены нефти для белорусских НПЗ на фоне мирового падения цен на нефть. Например, при мировых котировках 50 долларов США за 1 баррель цена нефти для Республики Беларусь увеличилась на 21 доллар США за 1 тонну. В 2017 году за счет налогового маневра при таких же значениях мировых котировок цена нефти для нашей страны увеличится на 8—9%.

Во-вторых, исчезла возможность поддерживать низкий уровень цен на внутреннем рынке за счет экспортных продаж. Конъюнктура мирового нефтяного рынка ухудшилась. Цена экспортной корзины нефтепродуктов снизилась больше, чем котировки на нефть. Кроме того, НПЗ платят экспортные пошлины.

Значительное негативное влияние на производственные показатели отрасли, а также показатели внешней торговли оказало ограничение с 3-го квартала 2016 года поставок на НПЗ российской нефти.

В-третьих, увеличение с марта 2016 года акцизов на нефтепродукты, уплачиваемых заводами в бюджет. Например, потери ОАО «Нафтан» из-за роста акциза составили за март — сентябрь 2016 года около 48 млн долларов США.

В-четвертых, свою роль сыграла девальвация белорусского рубля. Например, на 1 июля 2015 года цена 1 литра бензина АИ-92 на внутреннем рынке (1,11 рубля) равнялась 0,72 доллара США, а на 10 ноября 2016-го — всего лишь 0,58 доллара США. Снижение цен в долларовом эквиваленте составило около 20%.

То есть цена на нефть для НПЗ выросла в валюте, а цены на АЗС в валютном эквиваленте снизились. Указанные факторы резко ухудшили финансовое состояние белорусских НПЗ. Заметим, что розничные цены на автомобильное топливо в Беларуси по-прежнему значительно ниже, чем в сопредельных странах за исключением РФ.

Например, розничная цена дизельного топлива в Литве, Латвии и Польше в 1,7—1,8 раза выше белорусской, в Украине — в 1,2 раза. Автобензин АИ-95 в Литве дороже в 2 раза, чем в Республике Беларусь, в Латвии и Польше — в 1,9 раза, в Украине — в 1,4 раза, в Российской Федерации цена АИ-95 паритетна белорусской.

— Почему качество АИ-92 и АИ-95 на всех заправках разное? Почему никто не контролирует качество топлива? — пишет 1845767. Onliner.by: как можно удостовериться в качестве топлива обычному водителю?

— Хотелось бы уточнить, какие заправки имеет в виду читатель? Можно допустить, что качество, например, АИ-92 на заправках государственной сети и частных структур может отличаться, поскольку АЗС «Белоруснефть» продают только белорусское топливо, а частные сети завозят и топливо российского производства.

На АЗС концерна весь АИ-92 одинаков, и его качество строго контролируется по всей технологической цепочке.

Мы можем говорить только о системе контроля качества на автозаправочных станциях концерна «Белнефтехим». Проверять работу АЗС других сетей концерн по законодательству не может. Это прерогатива контрольных (надзорных) органов, наделенных правом проведения внеплановых тематических оперативных проверок, — Комитета госконтроля, Госстандарта и его территориальных органов, МАРТа (пункт 10 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»).

На всех заправках системы концерна (РУП «ПО „Белоруснефть“») продают только белорусское топливо производства ОАО «Нафтан» и ОАО «Мозырский НПЗ», выработанное в строгом соответствии со стандартом. Немаловажным фактором обеспечения соответствующего качества является строгое соблюдение требований по срокам продажи летнего и зимнего дизельного топлива без допуска продаж межсезонного. Качество одного и того же вида бензина или дизтоплива на всех АЗС «Белоруснефть» соответствует всем предъявляемым требованиям, что неоднократно подтверждалось всевозможными проверками.

Качество продукции строго контролируется на всех этапах, начиная от входного контроля сырья на НПЗ и заканчивая получением готовой продукции. При отгрузке нефтепродуктов с НПЗ отбирается арбитражная проба, которая хранится на НПЗ в течение 45 суток, для того чтобы можно было подтвердить качество отгруженного нефтепродукта в случае каких-либо споров, претензий.

Каждая партия нефтепродукта, доставляемая с НПЗ на нефтебазу, сопровождается паспортом качества, выданным заводской лабораторией после проверки готовой продукции и подтверждающим соответствие топлива государственным стандартам. После слива нефтепродукта в резервуары нефтебазы отбирается объединенная проба и проверяется в лаборатории нефтебазы. При доставке топлива на АЗС каждый бензовоз сопровождается заводским паспортом качества со штампом лаборатории нефтебазы. Перед сливом на АЗС из бензовоза отбирается проба, которая сохраняется до полной реализации нефтепродукта. Покупатель на заправочной станции вправе потребовать паспорт качества. В нем указано, на каком нефтеперерабатывающем заводе выпущено топливо, его технические характеристики, заключение на соответствие ГОСТу или ТУ.

Кроме того, не реже одного раза в месяц отбирается и проверяется проба топлива из резервуаров на АЗС «Белоруснефть». Все проверки и испытания проводятся аккредитованными в системе Госстандарта лабораториями, оснащенными необходимым оборудованием. Таким образом, качество топлива в системе АЗС концерна находится под постоянным контролем.

Обращаем внимание, что все АЗС общего пользования РУП «ПО „Белоруснефть“» оснащены специальной компьютерной системой (СТБ 1364.6–2002), обеспечивающей единый замкнутый цикл автоматизированного учета отпускаемых нефтепродуктов и выручки от их реализации. Система предусматривает включение оператором топливораздаточной колонки только через компьютер, который имеет фискальную память (доступна только налоговому инспектору) и фиксирует все операции по поступлению в резервуар, отпуску топлива и приему денежных средств. Такая технология способствует сохранности топлива и его качественных показателей. А самое главное — позволяет исключить так называемый человеческий фактор.

Считаем, что созданная РУП «ПО „Белоруснефть“» автоматизированная система весьма современна и эффективна.

— Что зимнее ДТ, что обычное — по-моему, разницы нет. Просто наклейки поменяют. В чем разница? При –10, –15 °С не замерзнет? — популярный вопрос в комментариях. Onliner.by: как производится замена?

— Конечно, разница есть. Наши НПЗ производят, а АЗС предлагают следующие марки топлива дизельного автомобильного:

ДТ-Л-К5 сорт C с предельной температурой фильтруемости не выше минус 5 °C, реализуется с 1 апреля по 31 октября (так называемое летнее топливо);

ДТ-З-К5 сорт F с предельной температурой фильтруемости не выше минус 20 °C, реализуется с 1 ноября по 31 марта (так называемое зимнее топливо);

ДТ-З-К5 класс 2 с предельной температурой фильтруемости не выше минус 32 °C, температурой помутнения не выше минус 22 °C (так называемая «Арктика»), также реализуется с 1 ноября по 31 марта.

Концерн рекомендует автомобилистам при прогнозе понижения температуры от минус 15—17 °C и ниже использовать дизтопливо с улучшенными низкотемпературными характеристиками («Арктика»). Это позволяет сохранить работоспособность топливных систем самых современных двигателей внутреннего сгорания при значительном понижении температуры окружающего воздуха.

Каждая марка топлива хранится в отдельном резервуаре, марки топлива не смешиваются. Если возникает необходимость замены одного вида или марки топлива другим, топливо полностью сливается, резервуар зачищается по специальной технологии, а затем заполняется новым видом топлива.

— А мы и так топливо на Запад поставляем, так в чем вопрос? — замечает Mari79. Onliner.by: куда мы экспортируем топливо? В какие страны?

— Украина, Польша, Великобритания, Литва, Латвия, Нидерланды, Молдова, Словакия, Эстония… Главный приоритет экспортных поставок — коммерческая эффективность и удобная логистика.

— Они теперь даже в стеклянной банке его на улице не выставляют — замерзает безбожно, несмотря на все соответствия и многочисленные проверки, — утверждает еще один комментатор. Onliner.by: была такая практика на некоторых сетях АЗС. Как такой аргумент в качестве доказательства?

— Это просто рекламный ход. Вы знаете, что за продукт находится в этой банке? Но даже если дизтопливо помутнело, это не значит, что оно не будет «работать» в двигателе.

Температура помутнения — это температура, при которой начинают зарождаться кристаллы парафинов; при этой температуре топливо действительно начинает мутнеть. Вместе с тем при помутнении дизтопливо не теряет текучести, т. е. сохраняет свою работоспособность.

Более значимым низкотемпературным параметром зимних сортов дизельного топлива, характеризующим подвижность топлива при отрицательной температуре, является предельная температура фильтруемости.

Это та температура, при которой кристаллы парафинов достигают размеров, вызывающих проблемы с фильтрацией и прокачкой топлива в системе питания автомобиля. Для обеспечения нормальной эксплуатации двигателя необходимо, чтобы температура фильтруемости дизельного топлива была ниже температуры окружающего воздуха.

— Почему с колонок убрали слово «Арктика» и вместо него указали символ «*» (снежинка)? Обычное зимнее топливо имеет буквенно-цифровую кодировку. Арктическое топливо под каким брендом продается на заправках? Что за история с торговой маркой?

— Наши НПЗ, кроме зимнего, выпускают дизельное топливо с улучшенными низкотемпературными характеристиками. Оно также имеет буквенно-цифровую кодировку — ДТ-З-К5 класс 2 (экологического класса 5). Это топливо имеет предельную температуру фильтруемости не выше минус 32 °C, а температуру помутнения — не выше минус 22 °C.

Это показатели, имеющие среднее значение между зимним дизельным топливом и топливом для арктического климата. Для белорусского климата, даже при пиках низких температур, таких показателей достаточно, чтобы дизельные автомобили сохраняли свою работоспособность. Ранее такое топливо на АЗС называлось «Арктика», однако зарегистрировать данный товарный знак не удалось.

— Почему все работники СТО говорят, что топливо у нас очень плохое? В том числе те, которые ремонтируют топливные системы! — вопрос интересует многих читателей.

— Это голословные заявления. Ни одного доказательства, подтверждающего такое мнение, ни разу не было предоставлено.

Не подтверждаются и жалобы автомобилистов. Минувшей зимой мы попросили нескольких пожаловавшихся граждан доставить технику на сертифицированные СТО для проверки. Качество топлива также проверяли Госстандарт и следственные органы в независимых лабораториях. Претензии к топливу белорусского производства не подтвердились.

Можно предположить, что некоторым работникам СТО, особенно гарантийного обслуживания, проще и дешевле обвинить топливо, чем заменять по гарантии дорогостоящие запчасти автомобиля.

— Почему мы не можем сделать топливо таким, каким его хотят современные автомобили? Что для этого нужно? — спрашивает пользователь ddimma.

— Белорусские НПЗ производят топливо, полностью подходящее для современных автомобилей, — 5-го класса, или Евро-5.

Требования по стандарту Евро-6 полностью не определены. Первоначально вступление его в силу в Европе планировалось с 31 декабря 2013 года, однако впоследствии введение было отложено, и до настоящего времени данный стандарт в силу не вступил. По своим требованиям он близок к действующему с 2010 года в США экологическому стандарту EPA-10, а также к японскому POST NLT. Требования данного стандарта при этом больше касаются топливных систем двигателей, а не содержания вредных соединений в выхлопных газах.

— Какое содержание серы в выпускаемом в Беларуси дизельном топливе? — задает такой вопрос han2211. Onliner.by: в свое время на «Мозырском НПЗ» вводилась дорогая установка по снижению содержания серы. Что это дало нам?

— В дизельном топливе класса 5, которое выпускается ОАО «Нафтан» и ОАО «Мозырский НПЗ» и продается на белорусских АЗС, содержание серы составляет не более 10 мг на 1 кг — 0,001 процента!

С 1 января 2015 года в Беларуси продается моторное топливо только 5-го класса — как бензины, так и ДТ. На обеспечение внутреннего рынка самым современным и экологичным автомобильным топливом Беларусь перешла первой среди стран СНГ.

А практический переход на обеспечение внутреннего рынка высококачественными бензинами экологического класса К5, в которых уменьшено содержание ароматических углеводородов, состоялся уже в 2013 году, учитывая значимость чистоты атмосферы для здоровья людей и благодаря проведенной модернизации НПЗ.

Переход на моторное топливо более высокого экологического качества имеет свои преимущества как для автомобилистов, так и для других граждан. Какие плюсы дает использование автотранспортом ДТ-К5?

Благодаря применению низкосернистого топлива ДТ-К5 увеличивается срок службы катализаторов и выхлопной системы, значительно возрастает эксплуатационный ресурс двигателя автомобиля. Дизельное топливо класса К5 снижает кислотную сернистую коррозию, которой наиболее подвержены форсированные быстроходные дизельные двигатели, установленные на большинстве современных легковых автомобилей.

Кроме того, в дизельном топливе ДТ-К5 значительно снижено содержание полициклических ароматических углеводородов, что повышает его цетановое число и, как следствие, благоприятно влияет на воспламеняемость топлива, плавность роста давления, пусковые свойства в холодный период, а также коэффициент полезного действия двигателя.

А главное — использование бензина и дизельного топлива более высокого экологического класса обеспечивает уменьшение вредных выбросов в атмосферу и способствует оздоровлению экологической обстановки в стране.

— Почему в стране продается так мало дизельных автомобилей? Кто виноват в том, что на протяжении десятков лет ведущие мировые производители отказываются от поставок дизельных машин вообще и официальной гарантии на дизельные двигатели автомобилей, заправляющиеся местным «качественным» топливом? Как он ответит за это и когда эта ситуация изменится? — негодует пользователь Codman.

— Возможно, автор вопроса живет в другой стране, а не в Беларуси? Не располагаем информацией, что приведенные сведения действительны для нашей страны. Соответствие автомобильного топлива белорусского производства международным стандартам система концерна гарантирует.

Другой вопрос, какое топливо заливает в бак своего автомобиля конкретный автолюбитель? Еще раз рекомендуем водителям не заправлять свои машины топливом, предложенным «дядей Васей» из соседнего гаража. А перед заправкой автомобиля на АЗС ознакомиться с паспортом качества реализуемого топлива. Например, прошлой зимой были случаи, когда на заправках некоторых частных сетей продавалось не зимнее, а российское межсезонное топливо, предельная температура фильтруемости которого гораздо выше, чем зимнего.

Будьте внимательны и отдавайте предпочтение белорусскому топливу на АЗС «Белоруснефть», качество которого гарантировано системой отраслевого контроля.

— Тяжело рассчитать, чтобы полностью и прямо перед заправкой. Или на эвакуаторе надо приезжать? — формулирует свой вопрос Awtogen. Onliner.by: речь про то, как освободить бак от летнего ДТ. Как это лучше сделать?

— По максимуму выездить летнее топливо, начать заливать зимнее не дожидаясь морозов, как можно раньше, чтобы к настоящим холодам бак обновился несколько раз и примеси летнего топлива уже не было. Не помешает и замена перед началом зимы топливного фильтра, проверка свечей накала, моторного масла.

— Лейте бензин на «Газпроме», у них у единственных в РБ есть своя собственная передвижная лаборатория, которая постоянно гоняет по РБ и проверят качество топлива, — утверждает junioro. Onliner.by: что это за лаборатория? Есть ли у других сетей АЗС подобные?

— Передвижная лаборатория, к сожалению, не может полностью проверить качество топлива по всем параметрам — только по основным, и может быть использована только для внутреннего контроля.

У нас другая система контроля качества, по всей цепочке производства и реализации. Тем более что наши заводы находятся рядом — всегда есть возможность проверить любые параметры.

Считаем, что и на НПЗ, и в системе нефтепродуктообеспечения «Белоруснефть» достаточно имеющихся сертифицированных лабораторий, которые могут проверить любой показатель качества топлива.

— Когда надо менять топливный фильтр после этого топлива и как часто эту процедуру нужно проводить зимой? — интересуется raal. Onliner.by: есть ли рекомендации «Белнефтехима» на этот счет?

— Придерживайтесь рекомендаций автопроизводителя.

— Почему обычное зимнее дизтопливо (температура застывания: −35 °C) продается по цене «Арктики» (температура застывания: −55 °C)? Мы что, на Северном полюсе живем? — эмоционально реагирует на предложение задать вопрос руководству «Белнефтехима» участник форума Vladi0880. Onliner.by: приведены странные цифры. Даже не совсем понимаем, о чем речь. Но что будет с арктическим топливом? По-прежнему будет поставляться на заправки?

— Кроме обычного зимнего, топливо с улучшенными низкотемпературными характеристиками уже с 15 октября продается более чем на 120 АЗС. Зимой их количество увеличится с учетом технических возможностей резервуарных парков заправок. При этом с учетом спроса потребителей белорусские НПЗ готовы отгрузить его на каждую АЗС.

— Чем топливо из Западной Европы лучше нашего? — задает вопрос yakytenok. Onliner.by: кстати, а каковы объемы продажи АИ-98, которое так просили белорусские автомобилисты?

— По поводу европейских стандартов ответ читайте выше. А что касается АИ-98, то ежемесячные объемы продажи белорусского бензина премиум-класса АИ-98 на АЗС «Белоруснефть» составляют около 300 тонн (для сравнения: АИ-95 — 22 тыс. тонн). Топливо также экспортируется в Российскую Федерацию, Украину, Азербайджан, Монголию, Молдову, Казахстан. За 10 месяцев 2016 года «Мозырским НПЗ» отгружено на экспорт 7 тыс. тонн АИ-98.

— Будет ли зимой продаваться летнее ДТ под видом зимнего или его смесь? — спрашивает Storm1984.

— На АЗС «Белоруснефть» точно нет.

— Какие добавки можно добавлять к зимнему топливу, чтобы повысить до минус 24 хотя бы, — интересуется xamelleon.

— Никаких добавок зимнее ДТ белорусского производства не требует. Они, наоборот, могут ухудшить работу заводского топлива, поскольку все необходимые присадки в него уже добавлены при производстве.

— Дизельное топливо с ОАО «Нафтан» и ОАО «Мозырский НПЗ» будет поступать только в сеть АЗС «Белоруснефть» или в другие сети тоже — «Татнефть», «Газпромнефть-Белнефтепродукт», «РН-Запад», LukOil? — вопрос от пользователя под ником Юрр.

— «Нафтан» и «Мозырский НПЗ» готовы обеспечить внутренний рынок Беларуси полностью, однако некоторые сети АЗС завозят автомобильное топливо российского производства.

— Что-нибудь изменилось в технологии производства зимнего ДТ по сравнению с прошлым годом? — спрашивает Satex.

— НПЗ применяют самые современные технологии, лицензиарами которых выступают ведущие мировые производители оборудования — Axens, UOP и т. д. Так быстро технологии не меняются.

— Можно ли быть уверенным в качестве вашего топлива на 100%? И если что-то пойдет не так, как узнать, виновата солярка или причина в чем-то другом? — вопрос от пользователя, зарегистрированного под ником 1768476.

— Наша организация полностью контролирует качество моторного топлива, которое производят белорусские НПЗ и реализуют автозаправочные станции «Белоруснефть».

Мы гарантируем соответствие белорусского дизельного топлива и бензина, реализуемого в отраслевой сети АЗС, всем параметрам качества, заявленным в паспорте качества, который можно посмотреть на любой автозаправочной станции.

Если у вас возникли сомнения, вы можете проверить топливо в специализированных лабораториях.

Проверку качества топлива выполняют испытательные лаборатории, аккредитованные на право проведения испытаний в системе аккредитации Республики Беларусь.

Испытания осуществляются на основании заключенного договора (оказания платной услуги) по аккредитованным для данной лаборатории показателям.

Перечень центральных испытательных лабораторий предприятий по обеспечению нефтепродуктами ПО «Белоруснефть»:

1. РУП «Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт», г. Фаниполь, тел. 01716 7-26-42, 017-217-03-15 (доб. 168);

2. РУП «Белоруснефть-Брестоблнефтепродукт», г. Брест, тел. 0162-27-07-20;

3. РУП «Белоруснефть-Гроднооблнефтепродукт», г. Гродно, тел. 0152-41-58-93;

4. РУП «Белоруснефть-Гомельоблнефтепродукт», пос. Янтарный, Гомельский р-н, тел. 0232-51-71-26;

5. РУП «Белоруснефть-Витебскоблнефтепродукт», г. Витебск, тел. 0212-26-85-27;

6. РУП «Белоруснефть-Могилевоблнефтепродукт», н. п. Буйничи, Могилевский р-н, тел. 0222-45-71-95.

Кроме того, испытательные лаборатории Министерства обороны (пос. Городище), МВД (г. Минск), ИООО «ЛУКОЙЛ-Белоруссия» (пос. Колядичи) также имеют возможность проверки качественных показателей автомобильного топлива.

В течение зимы 2015—2016 годов ни одно нарекание автомобилистов на качество белорусского дизельного топлива при обращении в концерн не подтвердилось.

Подогреватели топливной системы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by