Во время проведения дорожных работ на МКАД предлагают устанавливать мобильные камеры скорости. Есть идеи по улучшению освещения на аварийных участках улиц. Говорится о замене столбов на травмобезопасные опоры. Экспертная рабочая группа по анализу аварийности в Минске выработала решения, рассмотрев обстоятельства последних смертельных ДТП. Рассказываем о предлагаемых мерах.
Особенность подобных заседаний в том, что высказываются разные специалисты, а меры предлагаются исходя из реальных условий и бюджетов. Порой звучат расхожие, обывательские точки зрения, но всегда кто-то может предъявить контраргумент и вернуть разговор в конструктивное русло. Главное, что дискуссия сейчас ведется в правильном ключе. В конце года был одобрен второй этап городской концепции по повышению безопасности дорожного движения в Минске «Добрая дорога», и рабочая группа считается одним из эффективных инструментов влияния.
«Подчеркнем, речь не идет о поиске виновных. Это прерогатива сотрудников Следственного комитета, которые, кстати, также входят в состав группы. Нам важно спасти жизни одних и уберечь от тюрьмы других», — подчеркивают инициаторы из ГАИ.
В дорожном движении вряд ли можно говорить об умысле совершить ДТП. Ни у одного автомобилиста перед поездкой нет образа аварии. Исходя из этого формулируются принципы. В первую очередь предлагается менять среду, делать улицы безопасными, минимизировать последствия возможных ошибок водителя или пешехода. Со стороны может показаться, что применяются частные решения, но только так — перекраивая город реально, а не на словах — снижают летальную аварийность.
Сначала было предложено обсудить ДТП с участием пешеходов, которые пока не в полной мере защищены на дорогах Минска. Одной из первых жертв аварий в этом году стала женщина в возрасте. В начале 2016-го на ул. Уборевича был совершен наезд на пешехода — погибла 69-летняя пенсионерка. По данным ГАИ, происшествие случилось на нерегулируемом переходе. За рулем автомобиля находился молодой водитель.
Казалось бы, стандартная ситуация — не увидел, не успел, человеческий фактор… Но эксперты считают, что такие аварии можно предотвратить за счет конструктивных мер.
— Предлагается успокоить движение способами, широко применяемыми за рубежом, — заявили специалисты Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте, готовившие отчет. — Это могут быть не искусственные неровности, а, например, заужение проезжей части. Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что ДТП случилось в темное время суток. На наш взгляд, необходимо иначе освещать сам переход и подходы к нему.
— Опора освещения установлена метрах в пяти от перехода, — заметили сотрудники ГАИ.
— А что мешает согласовать размещение перехода с нами? Думаю, надо совместно решать это на стадии формирования таких объектов, — выступил инженер «Мингорсвета».
— Но пешеходы ходят по направлениям, а не по опорам освещения, — возразили инспекторы.
Возник традиционный вопрос — за чей счет изменять ситуацию? Получается, не так давно деньги вложили, эффекта безопасности не достигли, а требуется инвестировать снова — уже для устранения недочетов. Часто на этой стадии тормозится оперативное изменение обстановки на аварийных переходах и перекрестках. Приходится ждать капремонта, разрабатывать проект и так далее. А пешеходов там снова и снова сбивают.
— На ул. Орловской, где убрали разделительную полосу и выделили карман для левого поворота, все получилось сделать иначе. Зачем проект? — предложили эксперты. — Может, достаточно повернуть светильники как домашний торшер и установить искусственную неровность? Словом, решить проблему более дешевым способом — за счет содержания объекта.
— На все есть нормативы, — напомнил представитель «Горремавтодора». — Вот мы реализуем, а потом начнется — не учли интересы велосипедистов и так далее… Это новое строительство, как ни крути.
— Поймите, уже погиб человек, — возразили сотрудники ГАИ. — Нет времени ждать два года, нужно проводить контраварийные мероприятия сейчас.
В конце разговора сошлись во мнении, что менять ситуацию на отдельных участках можно оперативно в рамках аварийного ремонта, не разрабатывая отдельный проект. Однако за чей счет — администрации районов или «Горремавтодора», — пока так и не ясно.
Сотрудник прокуратуры попросил ГАИ обратить внимание на парковку автомобилей в непосредственной близости от пешеходных переходов. Часто можно увидеть микроавтобусы, перекрывающие обзор. Инспекторы выступили за капитальное обустройство в зоне «зебры», как это было сделано на бульваре Шевченко.
Еще одна пожилая женщина погибла на ул. Богдановича. Как оказалось, она находилась на зеленой зоне. Микроавтобус двигался задним ходом, и произошла трагедия. Аналогичный случай был зарегистрирован на ул. Беляева. То есть это не единичное ДТП с подобными обстоятельствами.
— Видятся два способа предотвращения подобных ситуаций, — считают специалисты. — Во-первых, необходимо препятствовать заезду на тротуары. Во-вторых, при проектировании следует организовывать подобные зоны так, чтобы не нужно было двигаться задним ходом в ограниченном пространстве.
Сейчас в Минске массово понижают бордюры для организации велодвижения. Это несомненный плюс. Кроме велосипедистов будут благодарны люди с ограниченными возможностями, мамы с колясками, пенсионеры. Но ситуацией воспользовались любители парковаться на тротуарах. Теперь не нужно даже иметь внедорожник, чтобы заехать на пешеходную зону.
— В западных городах при понижении бордюров устанавливают столбики или другие заграждающие элементы, — приводит пример Юрий Важник. — Другой вариант — локальное понижение, как на ул. Платонова.
Во время обсуждения тротуарных аварий возник вопрос: почему автомобили оказываются на пешеходных зонах и так ли принципиально водителям-грузчикам — нести коробку 5 или 15 метров?
— После подобных случаев удалось сделать обязательным оснащение мусоровозов предупреждающим сигналом при движении задним ходом. Можно ли законодательно обязать установить аналогичные устройства и на грузовики? — спросили сотрудники ГАИ. — Каждый год фиксируются такие наезды.
Эксперты же считают, что во дворах и ограниченных пространствах не должно быть движения задним ходом. Реализовать это можно опять-таки конструктивными мерами — организовав, например, мини-кольцо для разворота.
В этот момент слово взял заместитель начальника отдела прокуратуры г. Минска Дмитрий Лукьянов: «В рассматриваемом случае была особая ситуация. Водителю невозможно было иначе подъехать к дому — он там живет. Но человек ничего не сделал для безопасного движения задним ходом. В машине он перевозил стройматериалы и сам для себя создал сложности, не убедившись, что сзади никого нет. Думаю, надо обсуждать то, что нас больше касается, — подъезды к магазинам, школам и так далее. Везде мы препятствия не установим. Вот распространенная ситуация: во время проведения овощных ярмарок автомобиль движется буквально через толпу. Достаточно задеть боковым зеркалом пожилого человека — он упадет и получит тяжкие травмы».
Проблема в том, что очагов аварийности сейчас нет, обратили внимание специалисты. Аварии все какие-то случайные, нелепые, произошедшие словно по недоразумению. Несколько пожилых людей, погибших во дворах, когда машины двигались задним ходом, — это очевидная тенденция. По мнению экспертов, решить проблему возможно только изменением условий в самих дворах.
Зашла речь о мотоавариях, которых в этом году было слишком много. Если ранее они не превышали 2% от общего числа учетных ДТП, то сейчас достигают 15%! Наиболее распространенная ситуация — когда мотоцикл едет прямо, а встречный автомобиль поворачивает налево. Именно при таких обстоятельствах произошла страшная авария на перекрестке Логойский тракт — Карбышева, о которой мы много писали.
— На этой въездной магистрали скорость ограничена 70 км/ч, — напомнили специалисты. — Но все движутся 79 км/ч. Необходимо добиться снижения скорости. И опять возникает проблема левого поворота, которая требует решения. Нужно либо выделять карманы, либо запрещать такой маневр на отдельных перекрестках.
Отметим, что спустя некоторое время на перекрестке Логойский тракт — Карбышева появилась дополнительная стрелка светофора. Теперь этот маневр можно выполнить безопасно — встречному потоку горит красный.
Касаемо понижения скорости предлагается более четко обозначить эту черту между городом и областью. Кто-то вспомнил опыт Партизанского проспекта, где ограничение происходит плавно.
— Мотоциклы вызывают эйфорию у их водителей, — считают эксперты. — Часто они ездят с явным превышением, полагая, что их видят. В действительности такой объект, перемещающийся стремительно, заметить сложно. На наш взгляд, требуется проведение масштабной информационной кампании по превращению удали в глупость. Если убрать мотоаварийность, то уровень безопасности у нас получится как в Вене.
Зашла речь и про шум. В некоторых белорусских городах пошли на жесткие меры, ограничив движение мотоциклов по центральным улицам. Сотрудники ГАИ высказались против такого вытеснения: «Получится, что они переместятся в спальные микрорайоны, а это будет еще хуже».
— А можно ли трактовать некоторые действия байкеров как хулиганские? — возник вопрос у рабочей группы. — В УГАИ МВД этот вопрос рассматривался. К чему пришли в итоге?
— Хулиганство — это умышленные действия, — прокомментировали представители прокуратуры. — Возможно, водитель кого-то подрезал, но доказать, что это было сделано с умыслом, сложно.
Условились, что будет рассмотрен вопрос об установке дополнительных камер скорости на магистралях, по которым любят ездить мотоциклисты. Также принято решение об информировании участников дорожного движения о заторах. Этот аспект будет учтен при создании интеллектуальной транспортной системы.
Горячая дискуссия разгорелась во время обсуждения ДТП с участием дорожных рабочих и их техники. Зарегистрировано несколько случаев, есть погибшие и пострадавшие. Не спасают даже тяжелые грузовики прикрытия! Что делать?
— Когда фиксируются переходы температуры через ноль, на МКАД образуется критичная ямочность, — видно было, что представитель «Горремавтодора» взволнован ситуацией. — Да, мы обращались к ученым, чтобы они разработали специальный состав асфальта. Но дорожное полотно все равно нужно ремонтировать. Даже если знаки установлены согласно схемам, это не спасает: фура резко уходит, а движущийся следом водитель не успевает среагировать.
В ответ сотрудники прокуратуры заметили, что не всегда знаки стоят идеально (выяснилось, что одной из организаций разработано около 30 схем для наших дорожников), а после ДТП выявляются недостатки.
Вновь был затронут вопрос об информировании водителей на таких скоростных магистралях, как МКАД. Несколько лет ведутся разговоры о создании системы детектирования происшествий. Однако это потребует огромных вложений, а реализация растянется не на один год. Ремонтировать же дороги нужно сейчас.
— На одном из совещаний мэра рассматривался вопрос о закупке демпферов, — напомнили сотрудники ГАИ.
Оказалось, было дано поручение приобрести устройства (они могут выглядеть, например, как прицеп), которые, с одной стороны, прикроют дорожных рабочих, а с другой — погасят скорость автомобиля в случае ошибки водителя. Но производителей в Беларуси нет, а процедура закупки сложная. «Мы все же нашли фирму. Если двухтонный пикап врежется в такой демпфер на скорости 100 км/ч, то пристегнутым водителю и пассажирам ничего не будет», — заверил сотрудник «Горремавтодора».
Одновременно обсуждался вопрос, как можно снизить время нахождения рабочих на проезжей части скоростных магистралей. Есть ли необходимость так часто проводить уборку? Может, нужно наносить более долговременную разметку и тем самым сокращать работы на опасной дороге?
Как заверили дорожники, время нахождения на проезжей части минимизировано, но работы на той же МКАД проводить все равно придется… Вспомнили немецкий опыт. В Германии на безлимитных автобанах стоят огромные светодиодные информационные щиты — за полтора километра, километр и полкилометра. А водители подчиняются ограничению скорости. Как добиться такого у нас?
— Мало выставить ограничение — необходимо контролировать соблюдение скорости, — предложил заведующий научно-исследовательским центром дорожного движения БНТУ. — На участках, где ведется ремонт, есть смысл выставлять мобильные камеры скорости с информационными знаками. То есть предупреждать об этом заранее, в том числе через СМИ. Если удастся погасить скорость — предотвратим ДТП или хотя бы минимизируем последствия.
Опасная тенденция — пешеходов сбивают на тротуарах. Две девушки при подобных обстоятельствах погибли на ул. Могилевской (сейчас по этому делу идет суд), ребенок — на ул. Уборевича. «Причем в последнем случае был высокий бордюр», — уточнил сотрудник прокуратуры.
— За рулем ВАЗа находился молодой водитель, — обратили внимание на другой фактор эксперты. — Автошколу он закончил совсем недавно и совершил смертельную аварию. Выходит, деньги за обучение получены, а итог — отрицательный. Есть смысл рассмотреть ответственность автошкол за такие случаи.
По поводу трагедии на ул. Могилевской говорить пока рано — ведется судебный процесс. Напомним, водитель заявил, что на момент ДТП у него была действующая медсправка. По данным Следственного комитета, мужчина страдал заболеванием, симптомами которого являются систематические кратковременные нарушения сознания, в том числе его потеря. Об этих симптомах обвиняемый узнал за год до случившейся трагедии, что подтверждается материалами, полученными в ходе следствия. Несмотря на это, он продолжал ездить за рулем. Во время движения случился очередной внезапный приступ.
Пьяные аварии — это не только нетрезвые водители (кстати, после введения конфискации автомобилей число ДТП, совершенных в состоянии опьянения, в Минске снизилось). Часто в неадекватном состоянии на проезжей части оказываются пешеходы. Подтверждение тому — серия смертельных случаев на МКАД.
По мнению экспертов, места концентрации таких аварий «привязаны» к торговым объектам, где можно купить алкоголь. Как считают специалисты, гипермаркеты должны разрабатывать корпоративный транспортный план — чтобы их покупатели, добираясь домой, оставались в безопасности.
— Обязать магазины мы не можем, — заметили участники дискуссии. — К тому же часто ДТП случаются уже на отдалении от торговых объектов.
Стал обсуждаться один из случаев. Мужчина проехал свою остановку, вышел на другой улице и стал пересекать дорогу на красный. В результате попал под колеса внедорожника. Свидетели говорили, что он якобы смотрел под ноги, а не на сигналы светофора. В этой связи вспомнили новый объект на пл. Свободы, где сигналы светофоров дублируются прямо на тротуаре.
Подняли также вопрос об освещении проезжей части в темное время суток.
— Сейчас мы плотно работаем по всем пешеходным переходам, придерживаясь иного принципа и уделяя внимание качеству освещения, — заверил представитель «Мингорсвета». — Также рассматривается вопрос планомерной замены столбов на травмобезопасные опоры.
После каждой аварии с тяжелыми последствиями параллельно со следствием ведется кропотливая работа. Эксперты анализируют обстоятельства и решают, что можно изменить на подобных перекрестках или участках дорог. Эти меры не повисают в воздухе — с их учетом разрабатываются конкретные мероприятия, обсуждение которых выносится на заседания комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Мингорисполкоме. Многие решения из числа уже реализованных в городе и поспособствовавших в итоге повышению безопасности родились как раз на заседаниях рабочей группы по анализу аварийности.
Подогреватели топливной системы в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by