30 026
14 января 2017 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Ничего не вижу, ничего не слышу, или Как спасти пешехода в капюшоне. Разбор происшествия в Бресте

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

На этой неделе в Бресте на пешеходном переходе девушка едва не угодила под грузовик. Что могло пойти не так, если она вышла на дорогу на разрешающий сигнал светофора? И почему пешеход увидела огромный несущийся на нее автомобиль только тогда, когда он уже был перед ее носом? В сегодняшнем выпуске эксперт разбирает непростые взаимоотношения пешеходов и водителей.

— В Бресте женщина так торопилась куда-то, что чуть было не поплатилась собственным здоровьем, — говорит Виталий Жуковский, который в течение десяти лет по методике Юрия Краснова (сам он по не зависящим от него причинам не может сейчас участвовать в выпусках) обучает приемам и принципам безопасного вождения. — Случай типичный для любого города. А всему виной неверная оценка обстановки.

Большие перекрестки. Машины пролетают мимо друг друга, а на прилегающей улице уже поджидают другие водители. Зеленый сигнал как отмашка на старте — жизнь города тороплива.

— Такие перекрестки создают у человека обманчивое ощущение безопасности. Он думает, что раз это пересечение такое большое, здесь столько полос, светофоры, знаки, то все под контролем, не может произойти ничего непредвиденного. Водитель едет, прибавляя скорость: перекресток широкий, на нем все видно. Пешеход готов переходить дорогу, как только загорится зеленый, он уверен, что все остановятся и его пропустят, — говорит Виталий Жуковский.

Виталий Жуковский

Уверенность в том, что все равно пропустят, играет с пешеходами злую шутку. Еще раз пересматриваем видео из Бреста: девушка пустилась бегом через несколько полос, даже не взглянув налево.

— Первая ошибка: чрезмерная самоуверенность и даже самоуспокоение. Пешеход уверен, что его увидят и успеют остановиться. Как — это уже не его проблемы. А между тем п. 17.2 ПДД обязывает пешеходов переходить проезжую часть дороги по пешеходному переходу, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен, — подчеркнул эксперт.

Еще одна особенность: многие пешеходы торопятся и начинают движение еще до того, как загорелся зеленый сигнал светофора. Кажется, мелочь, особенно если идет отсчет времени. Ведь ничего не случится, если побежать через дорогу на три секунды раньше, зато успеешь на троллейбус.

— Ситуация опасная, потому что водитель может думать точно так же, он тоже посчитает, что можно поторопиться и успеть. Например, уже мигает зеленый свет, а машина прибавляет скорость, чтобы поскорее выехать на перекресток и закончить маневр. А теперь представьте, что два таких торопливых участника дорожного движения встретились на одном перекрестке: один побежал на пару секунд раньше, чтобы успеть, и другой прибавил скорости, чтобы проскочить. Страшно?

На перекрестке проспекта Пушкина и улицы Одоевского в Минске мы раз за разом видели, как пешеходы слишком поспешно выходят на проезжую часть — как только показалось, что автомобили замедляются. Только не стоит забывать, что водители в двух полосах остановятся, а в третьей какой-нибудь торопыга рискнет проскочить.

— И наконец, еще один фактор, который от сезона к сезону влияет на обстановку, — всевозможные капюшоны, зонтики, наушники, то есть все то, что мешает нам адекватно воспринимать происходящее вокруг, — говорит Виталий Жуковский.

Показываем, как делать не надо: наш эксперт надевает наушники, капюшон и шагает через дорогу. Ради безопасности эксперимента выходим на проезжую часть только тогда, когда видим, что во всех полосах водители остановились, готовые нас пропустить.

— Действительно, того, что происходит у меня по сторонам, я не вижу. Причем просто повернуть голову оказывается недостаточно — капюшон мешает. Мне приходится поворачиваться на полкорпуса, чтобы увидеть машины сбоку. Либо можно на время снять или хотя бы отодвинуть капюшон, когда переходишь проезжую часть, — отметил он.

Еще хуже дело обстоит с наушниками. Музыка — это прекрасно. Очень часто ею может наслаждаться не только владелец наушников, но и люди, идущие рядом, — так громко она звучит.

— Я не слышу, что происходит вокруг. Это очень опасно, потому что если даже водитель попытается привлечь мое внимание, то, во-первых, я ничего не увижу из-за капюшона, а во-вторых, если он посигналит, я ничего не услышу, — рассказал о своих ощущениях Виталий Жуковский.

Какие советы можно дать пешим участникам дорожного движения? Быть внимательными, переходя дорогу, даже если горит зеленый сигнал светофора.

— Машина может на скользком покрытии не остановиться вовремя. К тому же мы никогда не знаем, кто сидит за рулем, в каком он состоянии. Он может быть утомлен, может отвлечься, его может ослепить солнце — да что угодно! Задача пешехода — позаботиться о собственной безопасности. Никто лучше его самого с этим не справится, — подчеркнул эксперт.

Поэтому даже после того, как загорелся зеленый сигнал светофора, нужно обязательно убедиться, что водители остановились. Только тогда можно выходить на дорогу. Если обзору мешает капюшон или зонтик — лучше отодвинуть их в сторону. Глаза — это главное. В особенности если в ушах одна музыка.


Теперь Виталий Жуковский садится за руль автомобиля, чтобы проанализировать ситуацию с точки зрения водителя.

— Вы обратили внимание, просматривая видео из Бреста, что водитель грузовика сместился левее перед пешеходным переходом? Это значит, он понимал, что на дорогу могут выйти люди, когда им загорится зеленый. То есть он мог предвидеть возможные последствия своих действий и все равно рискнул проскочить, двигаясь на грузовике. Это очень опасно. Действительно повезло, что все закончилось благополучно, — уверен эксперт.

Мы раз за разом проезжаем типичный минский пешеходный переход с различных направлений и лишний раз убеждаемся в том, что пешеход, если ему горит зеленый, чувствует себя полным хозяином положения.

— Водители, при подъезде к пешеходным переходам не торопитесь, не пытайтесь успеть везде и проскочить тогда, когда это делать рискованно. Человек может появиться внезапно. Кроме того, он может двигаться с различной скоростью: мало ли попадется спринтер, бегущий на автобус, или велосипедист. А мы даже не уверены, видит ли он нас, слышит ли. Поэтому снижаем скорость, внимательно смотрим, останавливаемся и всем уступаем дорогу, — говорит эксперт.

Важно понимать, что решение проскочить может впоследствии обернуться серьезными неприятностями.

— Если уж попали в такую ситуацию, когда не успели проехать перекресток, а впереди появился пешеход, всегда лучше затормозить и уступить дорогу. Даже если пешеход неправ, — подчеркнул Виталий Жуковский.

Читайте также:

Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by