Скорость и эффективность службы эвакуации, которая доставляет неправильно припаркованные автомобили на штрафстоянку, планируется значительно увеличить. В Минске ГАИ меняет метод работы, внедряя современные устройства. Планируется, что инспектор не будет больше тратить много времени на оформление бумаг, а зафиксирует нарушение с помощью смартфона, таким же образом составит электронный протокол и отправит информацию на защищенный сервер. Сейчас проходит тестирование новая система фиксации нарушений правил остановки и стоянки с последующей эвакуацией. Корреспондентам Onliner.by удалось узнать подробности, получить комментарии и посмотреть, как это происходит вживую.
В районе завода «Горизонт» на улице Куйбышева днем в будни всегда проблемы с парковкой. Часто машины стоят на тротуарах, занимают крайнюю правую полосу, мешая общественному транспорту. «Люди жалуются, что из-за транспортных средств иногда сложно пройти», — объясняет инспектор, отключая блокировку у служебного смартфона.
Раньше, перед тем как дать отмашку эвакуаторщикам, сотрудники ГАИ на всякий случай делали снимки на камеру мобильного телефона. Если поступала жалоба — фото предъявляли, и это снимало спорные вопросы. Сейчас требование фиксировать положение неправильно припаркованного автомобиля оговорено: необходимо сделать снимки транспортного средства с трех точек.
Затем инспектор приступает к осмотру повреждений автомобиля. Это обязательная процедура — мало ли владелец предъявит претензии. Еще недавно целой проблемой было составить протокол, например, во время дождя или в сильный мороз. Теперь все дефекты и царапинки кузова, трещины в стекле осветительных приборов заносятся в смартфон с помощью стилуса.
Впрочем, есть функция голосового набора. Как мы убедились, эта опция реально работает, главное, чтобы ветер не задувал в микрофон.
Обязательно надо получить подписи понятых. Как быть в случае, когда все оформляется на смартфоне? «Все просто, — демонстрирует сотрудник ГАИ. — Заносим ФИО, адрес, а во всплывающем окошке надо поставить подпись с помощью стилуса. Пожалуйста!»
Как и при составлении обычного протокола, заносится информация о марке, модели автомобиля, фиксируется регистрационный знак. Также указываются вменяемый пункт ПДД, статья КоАП, осуществляющий эвакуацию водитель и организация, в которой он работает (напомним, вот уже несколько лет принудительной эвакуацией могут заниматься только госорганизации).
Затем заносится адрес, откуда проводится эвакуация. Как объяснили разработчики, геоданные нужны исключительно для протокола, поскольку спецприложение автоматически определяет местонахождение по GPS. К тому же координаты и время фиксации нарушения проставляются на снимках.
Несмотря на большое число формальностей, оформление занимает несколько минут. Инспектору осталось занести ФИО, поставить электронную подпись и ввести код подтверждения (что-то вроде пароля, который знает только сотрудник ГАИ).
После этого данные по защищенному каналу поступают на сервер. В нашем случае он находится на штрафстоянке, сотрудники которой сразу получают информацию о том, какое транспортное средство к ним вот-вот доставят. В будущем эти сведения будут поступать в ГУВД, то есть инспектору не придется сообщать в дежурку о том, какая машина была принудительно отбуксирована.
По такому алгоритму, например, проводилось оформление эвакуации Chrysler Voyager и Toyota RAV4, которые находились на тротуаре ул. Куйбышева. Перед погрузкой на платформу все данные были занесены в служебный смартфон сотрудника ГАИ.
— Были закуплены телефоны российского бренда, — объяснил Андрей Гомон, инженер-программист, разработавший приложение. — На самом деле производитель не так важен. Главное требование — чтобы устройство работало на основе Android. Сейчас доступ к программе имеют исключительно инспекторы. Но в будущем планируется сделать версию для обычных водителей. Установив приложение на смартфон, они смогут получать оповещение при эвакуации их транспортного средства.
По аналогичной схеме эвакуируют редкий для Беларуси Nissan Pixo, который, по словам сотрудников ГАИ, также стоял на тротуаре ул. Куйбышева. Похоже, что автомобиль принадлежит девушке: на рулевом колесе стразы, на кузове — наклейки. Его тоже доставляют на штрафстоянку на ул. Тимирязева.
Одним из новшеств станет то, что проблемные участки улично-дорожной сети намерены зачищать системно, сообщили инспекторы. Туда будут выезжать сразу несколько эвакуаторов. Дело в том, что часто принудительная буксировка одного автомобиля не решает проблему, а три-четыре единицы спецтехники в течение часа могут полностью освободить заставленный перекресток или пешеходный переход.
Пересечение улиц Революционная — Комсомольская в Верхнем городе как раз из таких. На углах перекрестка нередко стоят машины, перекрывающие участок тротуара, где понижен бордюр. Некомфортно как пешеходам, так и водителям.
— Тут не одно нарушение ПДД. Во-первых, автомобили стоят ближе 15 метров от пешеходного перехода. Во-вторых, ближе 15 метров от края пересекаемой проезжей части перекрестка, — замечают сотрудники ГАИ.
Один за одним эвакуируют Daewoo Matiz и Toyota Land Cruiser. Перед этим инспектор достает смартфон, составляет электронный протокол, берет данные и подписи понятых.
По словам сотрудников ГАИ, оформление с помощью приложения занимает втрое меньше времени, чем раньше. В целом это позволит ускорить процесс эвакуации автомобилей, мешающих водителям или пешеходам, и сделать службу более эффективной.
— Например, за один рабочий день были принудительно отбуксированы около трех десятков транспортных средств, — назвали такие данные инспекторы. — Для тестового периода не так уж плохо. В будущем, когда привыкнем, будет еще быстрее.
Сейчас тестирование новой системы оформления нарушений правил остановки и стоянки проводится в центральной части Минска. Но опыт планируется масштабировать на весь город.
Пока эвакуаторы и сотрудники ГАИ находились на пересечении улиц Революционная — Комсомольская, произошла реакция. Кто-то вышел из офиса на перекур, кто-то заметил из окна. Несколько водителей поспешили отогнать машины. Главное, что перекресток стал освобождаться, «задышал», пусть и временно.
Часто автомобилисты сетуют на то, что «ставить машины некуда». Специально заехали на паркинг, который находится буквально в 50 метрах, — чтобы изучить ситуацию. Сотрудник стоянки на вопрос, есть ли места, удивился: «Всегда имеются». Бóльшая часть верхнего яруса, который выделен для гостевой парковки в течение дня, действительно пустовала. Стоимость? Два рубля первый час, каждый последующий — 50 копеек.
Для сравнения: принудительная эвакуация обойдется гораздо дороже. C конца прошлого года отбуксировка с полной погрузкой стоит 60 рублей, с частичной — 50. Один день хранения на штрафстоянке обойдется в 7 рублей за первые трое суток, в 4 рубля — с четвертых по девятые сутки, в 3 рубля — с десятых суток и дольше.
— Также водителям придется оплатить штраф за нарушение ПДД, — напомнили в ГАИ. — За первое нарушение правил остановки и стоянки в течение года — 1 б. в. (сейчас — 23 рубля), за повторное — 2 б. в. (46 рублей).
Электронный протокол позволяет работать на опережение. Пока эвакуаторы завозят на штрафстоянку одну партию автомобилей, инспектор обследует проблемные участки и решает, кого буксировать следующим, проводит оформление, находит понятых. Остается только погрузить машину на платформу.
По такой схеме, в частности, сотрудники ГАИ работали на улице Интернациональной. Одним из кандидатов на эвакуацию был Nissan Serena. Вскоре появился водитель, объяснивший, что приехал из другого города. Оказалось, в его семье произошло горе, он находился в церкви на панихиде. Учитывая обстоятельства, инспекторы ограничились предупреждением.
А вот три автомобиля — Renault Megane, Sandero и Opel Zafira — отбуксировали. Первая машина, по словам инспекторов, стояла ближе 15 метров от края перекрестка. Вторая — рядом с пешеходным переходом, ограничивая обзор. Третья — вообще на обледеневшем газоне.
В ближайшие недели систему электронного протокола будут тестировать, и есть большая доля вероятности, что она получит распространение — с ее помощью планируется фиксировать другие нарушения ПДД. Это позволит облегчить процедуру оформления и уделить больше времени непосредственной работе по обеспечению безопасности дорожного движения.
Мобильные телефоны в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by