31 713
18 марта 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

«Неоднозначная трактовка поворота направо сбивает с толку». Разбор разыскной аварии на улице Московской

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Пока ГАИ ищет темный Volkswagen, подрезавший BMW на улице Московской в Минске, мы решили разобрать это происшествие. Выводы получились интересными: возможно, водитель Polo Sedan следил за обстановкой справа и потому не увидел BMW. Девушке же, по мнению эксперта, стоило тормозить интенсивнее и не крутить руль так резко. Но главная загвоздка кроется в организации дорожного движения: поворот направо разрешен с двух полос, при этом часто водители выезжают в средний ряд.

Столкновение Mercedes и BMW произошло в утренний час пик, в будний день. Это было 3 марта. Два этих автомобиля спускались с путепровода на улице Московской. Неожиданно прямо в средний ряд выехал Volkswagen. Водитель BMW (очевидцы говорят, что за рулем была девушка) пыталась затормозить, потом вывернула руль влево и столкнулась с Mercedes. А Polo Sedan спокойненько уехал.

Информация об установлении автомобиля Volkswagen поступила из ГАИ на этой неделе. По нашим данным, уже имеются кое-какие зацепки и есть шанс, что, несмотря на массовость Polo Sedan, водителя удастся установить. Но сейчас нас интересует: можно ли было избежать этого происшествия и почему крайний левый ряд считается на этом участке едва ли не самым безопасным.

— Участниками этой ситуации — непосредственными и косвенными — стали четыре автомобиля, — замечает Виталий Жуковский, который в течение десяти лет обучает приемам и принципам безопасного вождения по методике Юрия Краснова (сам Юрий по не зависящим от него причинам не может сейчас участвовать в выпусках). — Давайте разберем роль каждого из этих водителей.

Во-первых, Mercedes, который спокойно ехал в крайнем левом ряду и никого не трогал. Заметим лишь, что первоначально он двигался за BMW. На записи обращают также внимание загоревшиеся стоп-сигналы за несколько мгновений до столкновения.

— Тут версий несколько, — считает эксперт. — Либо водитель Mercedes увидел, что впереди затор, и стал заранее замедляться. Либо он заметил происходящее справа и среагировал. В любом случае от него практически ничего не зависело и предотвратить аварию на его месте вряд ли кто-то сумел бы.

Во-вторых, косвенным участником ситуации стал Alfa Romeo Mito. Если внимательно смотреть ролик, то можно заметить, что хетчбэк стал объезжать маршрутки, стоявшие около края проезжей части. На этот момент практически никто не обратил внимания в комментариях, а нам это показалось ключевым фактором.

Уже на месте происшествия мы стали разбираться в знаках и разметке, и тут возник спор. Вот как трактовать этот участок улицы Московской — как четырехполосный или трехполосный с карманом для общественного транспорта? Это важно, если помнить про разрешение (еще со времен автошколы) при повороте направо не попадать в карман.

В поисках ответа стоит углубиться в ПДД — и, в конце концов, натолкнетесь на пункт 66 («Если транспортное средство из-за своих габаритов либо по другим причинам не может выполнить разворот, поворот налево или направо с соблюдением требований пунктов 63, 65 и 77 настоящих Правил, допускается производить его с отступлением от этих требований, если это не создаст препятствия для движения других участников дорожного движения»).

Честно говоря, возникло много вопросов. Можно ли не попадать в карман остановки общественного транспорта? Вроде бы водителю предоставлен выбор — двигаться ближе к краю проезжей части или выезжать левее. Но ведь поворот разрешен с двух полос и можно помешать соседу слева! Разметка (например, 1.7) могла бы внести ясность, но она то ли стерлась, то ли ее вовсе не было.

В любом случае если несколько человек не могут разобраться сразу, мгновенно (а это обязательное условие хорошей системы ОДД), то что-то пошло не так...

Стали наблюдать, как же действуют тут водители. Выяснился любопытный нюанс: многие, двигаясь по траектории Volkswagen Polo Sedan, при повороте направо действуют так, как разыскиваемый автомобиль, — попадают в условно второй ряд (среднюю полосу). А там — поток, набравший скорость при спуске с путепровода. Вот вам и опасность!

Впрочем, давайте вернемся к ролику, — предлагает Виталий Жуковский. — Взглянем на ситуацию с точки зрения водителя Volkswagen. Вот он поворачивает направо со второй полосы и попадает в средний ряд — прямо перед BMW. Затем водитель Polo Sedan явно испугался: он включал то правый, то левый «поворотник». После столкновения BMW и Mercedes у «бюджетника» загорелись стоп-сигналы. Можно предположить, водитель увидел, что случилось, но все же уехал.

Судя по расположению автомобилей до аварийной ситуации, BMW находился в прямой видимости от Volkswagen. После перестроения первого автомобиля в средний ряд прошло 2—2,5 секунды. Это в условиях дорожного движения очень много. Что же делал водитель Polo Sedan?

— Конечно, мы можем только предполагать, — продолжает эксперт. — Однако есть версия, что все дело как раз в отслеживании зоны справа. Не исключено, взгляд водителя Volkswagen был устремлен на Alfa Romeo, двигавшийся сбоку, и он стал уходить левее, не перепроверив информацию.

Теперь проанализируем действия девушки, управлявшей BMW. А началось все с перестроения — до этого она двигалась в крайней левой полосе.

— Вообще перестраиваться в такой конфликтной точке, где есть примыкание дороги с интенсивным движением, — недальновидно, — считает Виталий Жуковский. — Впереди перестраивались троллейбусы. Уходить в эту полосу — значит упереться в хвост затора. Или она планировала свернуть во дворы или потом уйти на ул. Толстого? Такой вариант тоже нельзя исключать.

Некоторое время BMW двигался с горящими стоп-сигналами (причем левый светит заметно ярче, чем правый). Видимо, девушка до последнего не думала, что Polo Sedan рванет левее.

— И вот она резко выворачивает руль влево и бьет Mercedes, — просматривает фрагмент видеозаписи эксперт. — Хотя, как нам показалось, была возможность тормозить интенсивнее и не покидать пределов полосы — возможно, в таком случае аварии удалось бы избежать.

Потом уже на форуме верно замечали, что сотрудники ГАИ рекомендуют в таких случаях применять экстренное торможение, не покидая пределов полосы.

— Я бы советовал также одновременно подавать сигнал клаксона, — добавляет Виталий Жуковский.

Логика простая: если бы BMW выехал на встречную полосу или вытолкнул туда Mercedes, то последствия в случае лобового столкновения могли бы быть гораздо более плачевные, чем поврежденные элементы кузова и рулевой наконечник.

— Кстати, иногда на форуме пишут откровенные глупости, — читает комментарии эксперт. — Например, что якобы водитель BMW обязана была предоставить преимущество, так как Volkswagen перестраивался справа. Либо есть еще такое ошибочное суждение, мол, если включаешь левый поворот, то движущиеся справа обязаны уступить. По-моему, у этих трактовальщиков ПДД в голове произошло смешение нескольких пунктов. Ребята, для направления водителя Volkswagen установлен знак «Уступить дорогу», и трактовать его как-то иначе нельзя.

Вообще, все это напомнило нам разбор аварийной ситуации возле универмага «Беларусь». Помните, тогда тоже череда событий вынудила автора видео выехать на встречную полосу, чтобы избежать аварии? Хотя машина с регистратором ехала в крайнем левом ряду и прочитать обстановку было крайне сложно. Разве что на Партизанском проспекте все обошлось выездом на встречку, а на улице Московской случилось ДТП.

В конце выпуска эксперт сам сел за руль, чтобы проехать по маршрутам водителей BMW и Volkswagen. Подтвердились наши наблюдения: автомобили выруливают сразу в средний ряд. Поэтому тем, кто спускается с путепровода, нужно отслеживать ситуацию справа и чуть что — снижать скорость. Например, перед нами проскочил белый фургон. Он нам не помешал, а вот Lexus притормозил, пропуская.

Выехать на ул. Московскую по пути Volkswagen безопасно сложнее. Приходится полностью останавливаться, вытягивать шею. Если идет поток, то вклиниться беспроблемно практически нереально. Приходится ждать паузу и все время отслеживать ситуацию слева.

Конечно, напрашивается внесение ясности в организацию дорожного движения. В европейских странах с высоким уровнем безопасности на дорогах в подобных случаях делают специальный островок и таким образом конструктивно выделяют канал для правого поворота — это исключает резкие маневры, как у Volkswagen, и делает движение автомобилей более предсказуемым.


— Водителя Volkswagen ищут, вроде бы есть некая информация, которая поможет его найти, — подытоживает Виталий Жуковский. — Потом возьмут объяснения, будет дана правовая оценка и определены виновник и потерпевший. А пока контролируйте все вокруг и перепроверяйте себя.

Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by