25 716
13 мая 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

«При разборе в ГАИ агрессивные водители всегда становятся хорошими». Краснов о «прессинге» в городе

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Закругление дороги, знак «40», сзади нетерпеливые гудки клаксона... Наше внимание привлекла не столько видеозапись с улицы Брилевской в Минске, сколько реакция на нее. Автор ролика был подвергнут шквалу критики: неужели сложно было принять правее, зачем «тошнить», уважай других и пр. Ситуация неоднозначная. А вопрос такой: возможен ли компромиссный вариант — и ПДД соблюдать, и не нервировать тех, кому неймется опередить?

Ситуация в общем тривиальная для междугородной трассы, но не совсем характерная для населенного пункта. Две полосы, автор видео движется по крайней левой. Объясняет, что едет с максимально разрешенной скоростью (40 и даже 45 км/ч). Но это все равно не нравится водителю эвакуатора.

— Все перевернулось вверх дном: в мае идет снег, а некоторые водители недовольны тем, что другие соблюдают ПДД, — замечает наш эксперт. — Ну что поделаешь, не всегда наши желания совпадают с жизненными обстоятельствами. Впрочем, давайте еще раз просмотрим ролик. Судя по действиям автора видео, он ехал по этой улице не первый раз. Когда появилась возможность, принял правее, и вновь мы видим акт мщения со стороны оппонента. Сколько это еще будет продолжаться!

Водитель эвакуатора хотел ехать быстрее. По нашему журналистскому наблюдению, автомобилисты порой ставят под сомнение не только необходимость ограничения скорости, но также правильность разметки, пунктов ПДД и так далее. Да, иногда такие аргументы можно принять. Однако это бывает редко.

На месте конфликта мы попробовали понять, почему тут установлен знак «40». Юрий Краснов предположил, что это сложилось исторически — дело в самолетах, взлетающих из аэропорта Минск-1: «Когда борт поднимается в воздух — стоит шум, земля буквально дрожит, это может испугать водителей».

Сейчас самолетов уже, конечно, меньше, но периодически в небе слышен характерный гул. Например, вчера кружили вертолеты, в небе красиво парили парашютисты.

Однако наиболее вероятной причиной установки ограничения нам показалось закругление дороги. В плохую погоду — гололедицу или дождь — на скорости может занести. Эксперт вспомнил такой случай, произошедший на этом участке улицы Брилевской: автомобиль раскрутило и он оказался на газоне, обошлось без жертв — по встречной полосе в тот момент, к счастью, никто не ехал.

— Езжу по Брилевской часто. По моему ощущению, соблюдают установленный скоростной режим, скажем так, не всегда, — говорит Юрий Краснов. — Даже сложилось впечатление, что некоторые водители думают, будто знак «40» — это реклама крепких алкогольных напитков. Люди, вы серьезно?

Заметим, что в случае ДТП с пострадавшими или погибшими экспертиза всегда пытается установить скорость. И даже если водитель двигался в пределах разрешенного, ему могут (и такое бывает очень часто) предъявить обвинение в нарушении пунктов ПДД, касающихся неправильного выбора скорости.

— Водитель автомобиля, в котором был установлен регистратор, соблюдал скоростной режим, — продолжает эксперт. — Он не обязан был нарушать, если даже кому-то очень хотелось. Конечно, можно было перестроиться правее и ехать за Nissan Juke. Но можно и не перестраиваться — это право автора видео. Что же касается водителя эвакуатора, то комментариев особых нет... Поймите, если вы хотите курить над ведром с бензином, то пожалуйста, но не заставляйте других делать то же самое.

Даже интереснее самого ролика нам показалась реакция на него. Видео собрало много «дизлайков», а в комментариях осуждали поведение его автора. Сложно понять — люди всерьез так думают или это типичный троллинг?

— Вот девушка спрашивает, мол, зачем дрейфовать параллельно автобусу, создавать пробку и аварийную ситуацию, — Юрий Краснов все же попытался понять логику комментаторов. — В чем опасность? Какой затор? Разве проблема, если автор видео и автобус едут параллельно друг другу в городе? Вы же на проспекте при равномерно занятых полосах не предъявляете претензии, что какой-то ряд не ускоряется, дабы освободить вам место? Другое дело на трассе — там негласно крайний левый ряд считается более скоростным. А в городе что-то требовать... Ну извините.

Цитировать все сообщения не имеет смысла. Прискорбно, что человека, соблюдающего ПДД, у нас принято критиковать и даже унижать. И наоборот, нормальным считается нарушать, превышать, «топить»... Вокруг опасного стиля вождения сложился образ эдакой лихости, молодцеватости, крутости. А ездить спокойно и вести себя осторожно, увы, не модно. Ты что, правильный?

К сожалению, не все видят, как на судебных заседаниях ведут себя торопыги, совершившие смертельные ДТП, — что-то бормочут под нос про «виноват», «не хотел», «не думал, что так получится».

— Когда я еще служил в ГАИ и мы разбирали конфликтные ситуации, то всегда сталкивались с одним и тем же поведением агрессивных водителей, — вспоминает Юрий Краснов. — Вдруг они становились хорошими, а в той ситуации, по их словам, все получилось случайно, дескать, бес попутал. У меня такое предложение: давайте сразу вести себя благоразумно на дороге!

На форуме при обсуждении видео с улицы Брилевской высказывалась такая мысль — якобы автор ролика недавно за рулем (это неправда, мужчина получил водительские права более десяти лет назад) и, наверное, всегда «тошнит».

Но если бы комментаторы приложили малую толику усилий, то обнаружили бы запись этого же пользователя двухлетней давности. Там он сетовал, что попался на превышении на 22 км/ч. Нам это показалось важным и имеющим значение в рассматриваемой ситуации.

Кого-то оштрафуют сотню раз, и все равно не дойдет, а кому-то достаточно одного нарушения. Возможно, именно неприятный случай двухлетней давности заставляет водителя строго следовать ПДД. В самом деле — почему он должен рисковать водительскими правами из-за амбиций других?

— По закону использования общего пространства спорные ситуации на дороге неизбежны, — считает эксперт. — Почти всегда находятся те, кто хочет ехать быстрее. Но если такой водитель начинает прессинговать, то с большой долей вероятности он столкнется с сопротивлением. Как говорят на форуме, оппонент начнет играть в правильного. Поэтому если вам кто-то мешает, пересмотрите свое отношение к этой ситуации. Возможно, проблема не в другом человеке, а именно в вас.

Звоним автору ролика, чтобы узнать о ситуации из первых уст. Юрий Краснов сразу интересуется, почему водитель не перестроился правее и не поехал за Nissan Juke. Ответ был очевидным: возможности особо не было — двигался плотный поток.

— Знаю, что там часто ловят на скорость. Зачем мне это надо? — задает риторический вопрос мужчина. — Я уже попадался как-то с превышением... Больше не хочу.


— Людям, которые нетерпимо относятся к окружающим, хочется посоветовать: одумайтесь! — подытоживает Юрий Краснов. — Нельзя осуждать водителей, которые хотят соблюдать ПДД. Ведь по сути они проявляют заботу об окружающих, осторожничают, не хотят совершить нечто плохое. А если вам кто-то «мешает», не агрессивничайте — просто подождите и постарайтесь понять, почему другой водитель так себя ведет. Сколько раз бывало: кто-то висит на хвосте, даешь возможность опередить, он совершает маневр, но потом едет с твоей же скоростью или даже медленнее. Так может не стоит делать преждевременные выводы и рассуждать за других?

Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by