18 300
09 сентября 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

«Из-за стойки не видел Renault до последнего момента». Разбор столкновения возле Дома печати

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Вроде бы все произошло при стандартных обстоятельствах: один проехал на очевидный красный, другой резко стартанул и «поймал» хетчбэк на капот. Но есть несколько важных нюансов. Вместе с одним из участников аварии разбираем ДТП, случившееся в центре Минска. А Юрий Краснов вспоминает, как обычно ведут себя водители, остановленные за проезд на красный: «Никто не признает нарушение, пока не припрешь фактами».

Напомним, авария произошла в час пик на перекрестке Независимости — Сурганова. Красный Renault Megane ехал по проспекту, а белая Opel Insignia двигалась по второму кольцу. От столкновения хетчбэк развернуло. Сразу после ДТП водители выскочили из автомобилей, чуть было не возникла потасовка. Но вскоре эмоции поутихли.

— Ситуация начала развиваться еще при подъезде к перекрестку, — замечает Юрий Краснов. — Перед Renault Megane стала перестраиваться маршрутка, в благодарность моргнувшая аварийкой (ей надо было прямо, а из крайнего правого ряда разрешен только поворот направо). Но этот маневр вынудил водителя, который впоследствии попал в аварию, замедлиться.

Обратим внимание на еще один автомобиль — Audi A2, неспешно переезжавший перекресток и двигавшийся перед маршруткой. В результате три машины двигались плотно друг за другом. Получился эдакий паровозик.

Несмотря на наличие видеозаписи, нашлись «адвокаты» водителя Renault, посчитавшие, что тот не ехал на запрещающий сигнал светофора. Хотя достаточно внимательно посмотреть ролик, чтобы убедиться в обратном: в момент загорания красного передний бампер хетчбэка находился перед стоп-линией.

Позже, когда мы выехали на место происшествия, обратили внимание на важный нюанс: стойка со светофором находится довольно далеко от края перекрестка. Когда-то тут был пешеходный переход, потом его закрыли, установили ограждения, в напоминание осталась только зона пониженного бордюра.

А светофор остался на прежнем месте. И это, на наш взгляд, может иметь отношение к происшествию: у того, кто решит проскочить на красный, остается меньше шансов, ведь расстояние больше, чем на обычном перекрестке. Прибавьте 15—20 метров — как раз этих секунды-двух и не хватило Renault…

— Какие мысли могли быть у этого водителя? — рассуждает Юрий Краснов. — Например, обиделся, что уступил маршрутке, а сам не успел, и сознательно поехал… Или просто не увидел светофор из-за габаритного микроавтобуса. Такое бывает даже с опытными водителями: бросаешь взгляд на светофор, который уже моргает зеленым, и так совпадает, что сигнал в эту долю секунды горит. Успокоенный автомобилист думает, будто еще есть время, и продолжает движение. Потом ему закрывают обзор, и он едет вслепую.

Совет эксперта такой: нужно учиться постоянно отслеживать сигналы светофора, пока не проедете перекресток. Вроде бы очевидная рекомендация, но многие ей не следуют и в результате попадают в аварийные ситуации.

У Renault установлены номера Гродненской области. Конечно, говорить стопроцентно, что особенности организации дорожного движения в Минске водителю не так хорошо знакомы, нельзя, но предположить это имеем право. Кстати, впоследствии второй участник ДТП рассказал нам, что молодой человек отвозил родственницу в Боровляны и что машина, возможно, ему даже не принадлежит.

Вообще, ДТП с участием иногородних автомобилистов — большая проблема. Реально важная информация теряется, человек не знает, куда смотреть, и совершает ошибку. В свое время эксперты проводили анализ на проспекте Независимости и выяснили, что светофоры размещены в разных точках перекрестков.

Позже водитель Opel нам сообщил: «Второй участник столкновения признал вину. На вопрос о том, почему поехал, говорил то одно, то другое. Сначала ссылался на то, что его подрезали, а потом — будто не увидел светофор из-за микроавтобуса».

Юрий Краснов и Артем, водитель Opel Insignia

Была также информация, что у мужчины, управлявшего Renault, просрочено водительское удостоверение. А значит, оно появилось у него не менее 10 лет назад. Раз забыл, следовательно, заглядывал в него редко.

— Это просто мистика: Opel не видно, и он появляется из ниоткуда, — эксперт тщетно пытается поймать стоп-кадр и проследить движение белого седана. — Можно только утверждать, что Insignia действительно ехала по крайней правой полосе. Водитель говорил, что перекресток ему хорошо знаком. А значит, он знал, что дальше за пересечением часто стоят таксисты, находится остановка общественного транспорта и впоследствии придется перестраиваться. Следовательно, старался всех опередить, дабы сделать это беспрепятственно.

Стоп! А теперь представьте, если бы дорогу заканчивал пересекать пешеход (по ПДД он имеет на это право). Успел бы остановиться водитель Opel в этом случае? Сколько раз на проспекте в таких ситуациях быстрые водители, опережавшие поток по свободному правому ряду, сбивали пожилых людей (например, возле Национальной библиотеки)!

Теперь посмотрите в левую часть кадра. Видите микроавтобус, напоминающий спецмашину инкассаторов? Он явно находится не перед стоп-линией. Чем ближе автомобиль находится к краю перекрестка, тем быстрее он достигнет центра и тем больше шансов попасть в ДТП.

— Движение на запрещающий сигнал в Минске стало обычным явлением. Можно сто раз нарушить без последствий, но на сто первый, когда, кажется, все опять складывается красиво, в тебя врежется другой автомобиль, — завершает просмотр ролика Юрий Краснов.

На перекрестке Независимости — Сурганова мы встретились с водителем, который находился за рулем Opel. Нас заинтересовал вопрос, какой установлен двигатель в его машине, что так быстро удалось набрать скорость. Оказалось, это турбированный двухлитровый мотор производства GM.

Артем, который уже более 15 лет ездит за рулем, восстанавливает хронологию своего первого серьезного ДТП:

— Ехал по крайней правой полосе по улице Сурганова. Остановился на красный сигнал светофора. Еще запомнилось, что отсчет показывал 40 секунд. Учитывал, что будут одна-две машины, которые станут завершать маневр на проспекте. Тронулся на зеленый. Хорошо видел микроавтобус, а этот Renault был скрыт стойкой моего автомобиля. Я даже не заметил краем глаза пятно и не мог предположить, что там еще кто-то едет.

— Видите, как выходит. Водитель с таким стажем ни разу не попадал в подобные ситуации. А тут р-р-раз — и автомобиль разбит, — замечает Юрий Краснов. — Вывод один: не стартуйте так спешно на зеленый…

Эксперт также вспомнил, что обычно объясняют водители, проехавшие на красный:

— Как обычно фиксируется проезд на запрещающий сигнал светофора? Один инспектор становится перед перекрестком с камерой и сообщает экипажу, находящемуся впереди, марку и номер автомобиля нарушителя. Затем водителя останавливают и называют причину. Представьте, было столько нарушителей, что приходилось задействовать для составления протоколов несколько экипажей. Каждый цикл несколько автомобилей проезжали на красный. Причем никто сразу не признавал нарушение. Только когда сообщали, что есть видеозапись, соглашались: да, нарушил…


— 3028-й закон безопасного поведения на дороге: загорелся зеленый — не стоит резко разгоняться или проезжать перекресток на скорости, — подытоживает выпуск Юрий Краснов. — Перестрахуйтесь, пусть начнут движение соседние автомобили, а вы — рядом с ними. Проще потом кого-нибудь пропустить и перестроиться, чем подбить завершающего проезд перекрестка.

Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by