Среди нас нет ханжей. Мотоцикл или автомобиль помощнее располагают к тому, чтобы прибавить газу. Или хочется резко войти в поворот. И не говорите, что не стартовали с пробуксовкой зимой на пустой парковке. Очевидно, впрочем, что дороги общего пользования — это не место для того, чтобы выпускать пар. И не потому, что ГАИ не похвалит или попадешь на снимки камер фотофиксации. Речь в первую очередь о собственной безопасности и безопасности окружающих. А есть ли легальный способ хватануть адреналина, никого при этом не напрягая? Onliner.by попытался разобраться в вопросе при помощи опытных мотоциклистов и водителей, организаторов многочисленных соревнований, проходящих круглый год по всей стране.
Официальное название этого места — научно-технический центр «Республиканский полигон для испытания мобильных машин». Он расположен неподалеку от внешнего кольца МКАД (6-й км кольцевой, напротив микрорайона Ангарская, съезд рядом с остекленным пешеходным мостом).
Когда-то рядом с аэродромом, где в разные периоды размещалась то военно-транспортная авиация, то авиация МЧС, решили построить динамометрическую дорогу. Теперь полигон функционирует в полную силу: здесь проводятся испытания транспортных средств, им дается оценка соответствия всевозможным техническим регламентам. Это основная деятельность.
Однако есть и дополнительные функции, которые потенциально могут заинтересовать любого водителя. Полигон занимается организацией спортивно-тренировочных заездов, общественно-выставочных и культурно-массовых мероприятий. Ежегодно здесь проводится большое количество стартов как соревновательного характера, так и скорее развлекательного — автовладельцы и мотоциклисты могут смело вдавить педаль газа или открутить ручку, чтобы узнать наконец, на что способна их собственная техника.
В Липках, как по привычке называют полигон автолюбители, проводятся соревнования по драг-рейсингу, time attack, скоростному маневрированию. На старты приезжают профессиональные авто- и мотогонщики, члены клубов, все желающие.
— В сентябре, к примеру, каждый день был расписан, — рассказал корреспонденту Onliner.by директор Республиканского полигона для испытания мобильных машин Сергей Кот. — В октябре заняты порядка 20 дней. Нужно учитывать, что мы говорим о том времени, когда на полигоне не проходят испытания, то есть он не занят по профильному предназначению. Тренировки здесь проходят, главным образом, либо после окончания рабочего дня, либо в выходные.
Полигон заключает официальный договор с теми, кто хочет провести здесь тренировку, соревнование либо, например, выставку. Работают как с организациями, так и с физическими лицами. В каждом случае вопрос решается индивидуально: хоть это и не дороги общего пользования, от водителей требуют соблюдать меры предосторожности и думать о безопасности. Ответственность ложится именно на водителей (как за собственное здоровье, так и за состояние своей техники) — об этом также подписываются соответствующие бумаги.
— Все зависит от того, в каких услугах заинтересован заказчик. Если это культурно-массовое мероприятие, то, в соответствии с законодательством, организаторы сначала должны получить разрешение Мингорисполкома на его проведение. Без этого разрешения к нам можно даже не приезжать. Опять же в этом случае при проведении мероприятия должны в обязательном порядке присутствовать скорая, МЧС, милиция, — уточнил Сергей Кот.
Если речь идет не о массовом мероприятии, а о тренировке или соревнованиях в ограниченном кругу, то разрешение исполнительного комитета не требуется.
— Мы работаем по установленному прейскуранту, который, обратите внимание, не менялся с 2014 года. Цена зависит от того, как много запланировано участников. Например, до 10 автомобилей, до 20, до 30. Стоимость одного часа спортивно-тренировочных заездов составляет от 67,5 рубля. Цены на проведение общественно-выставочного мероприятия начинаются от 107 рублей 96 копеек, на проведение культурно-массового мероприятия — от 213 рублей 38 копеек. Это без учета НДС.
А вот дрифт на полигоне не проводится.
— Теперь на южной площадке, где когда-то проходили соревнования по этой дисциплине, создана специальная шумовая зона, плюс там нанесена разметка для испытаний на устойчивость, управляемость, усилия на рулевом колесе. После дрифта эта разметка стирается и мы не окупаем затраты на восстановление прибылью с проводимых мероприятий. Поэтому на данном этапе принято решение отказаться от дрифта, — пояснил Сергей Кот.
Полигон функционирует круглый год. Нужно только учитывать, что зимой дорога не обрабатывается песчано-соляной смесью, чтобы не повредить асфальтно-бетонное покрытие.
Рядом с кольцевой в районе деревни Копище существует картинговая трасса длиной 1200 метров. Кроме профильного назначения она используется мотоциклистами для оттачивания навыков в стиле шоссейно-кольцевых гонок. Разгон, торможение, техничный вход в поворот. Все как надо и без риска, возникающего на дорогах общего пользования.
— Мотоцикл располагает к тому, чтобы где-то ускориться или проехать на заднем колесе, «вложить» в поворот. Спортивные байки провоцируют на нарушения, чего греха таить. Но последний рубильник — он все равно в голове, — говорит Сергей, опытный мотоциклист, который поездкам с риском для жизни предпочитает спортивную, техничную составляющую управления мотоциклом.
Вместе с единомышленниками Сергей два-три раза в неделю в сезон приезжает на Боровую. Это мотоспорт в миниатюре, который, однако, позволяет выложиться, получить адреналин и затем спокойно и уверенно ехать по городу, не стремясь кому-то что-то доказывать.
— Шоссейно-кольцевыми мотогонками я занимаюсь на любительском уровне. Это помогает себя контролировать. После тренировки на Боровой (а это единственный трек в пределах ежедневной досягаемости, где можно спокойно оттачивать навыки и выпускать пар) нет никакого желания куда-то рваться, с кем-то гоняться. Я возвращаюсь домой по МКАД, еду свои 90—95 км/ч в средней полосе, и знаете, такое ощущение, что все вокруг что-то хотят доказать мотоциклисту, «сделать» его. Ну пожалуйста. Когда появляется осознанность, такое уже не заводит. Просто пропадает всякое желание. Ты понимаешь, на что способен мотоцикл, отдаешь себе отчет в том, что в городе не так много машин, которые могу ему что-то противопоставить. И спокойно реагируешь на происходящее вокруг.
На картинговой трассе можно развить вполне приличную скорость — где-то до 130 км/ч. Но все же главное здесь не это, а техничность при прохождении поворотов. Это работа на мотоцикле, приобретение навыков.
— Работают все мышцы, после тренировки чувствуешь себя выжатым, уставшим. Но довольным. Причем приезжают разные ребята. Кто-то занимается этим на профессиональном уровне и почти никогда не забирает свой мотоцикл с трека. Другие приезжают учиться, перенимать опыт. Здесь есть люди, которые подскажут, покажут, дадут хороший совет. Это работает. Потому что компания, в которой находится человек, влияет на его поведение, — говорит Сергей.
Попасть на трассу может практически любой желающий. Для этого нужно связаться с мотоциклистами, которые занимаются организацией заездов.
— Есть свои чаты и группы в соцсетях, вся информация доступна. Разумеется, необходимо соблюдать определенные правила: например, у мотоциклиста должна быть экипировка, потому что, как бы там ни было, даже на закрытой трассе может случиться всякое и необходимо защитить себя насколько это возможно. Кроме того, в обязательном порядке требуется страховка, причем речь не об «автогражданке», а о страховании здоровья. Ну, разумеется, исправный байк. И относительно небольшой взнос за пользование трассой — как правило, порядка 25 рублей.
Тренировки проходят с учетом времени года и погоды. Участники разбиваются на группы в зависимости от опыта, каждой группе выделяется время для проведения заездов.
— Да, трек относительно небольшой, но его достаточно, чтобы мышцы «забились», а в голове появились новые мысли о том, как лучше управлять мотоциклом, где ты ошибся, идеи о том, что хочешь попробовать в следующий раз, — рассказывает собеседник. — Это дает понимание собственных возможностей и возможностей мотоцикла. Разогнаться на байке не так и сложно. Куда тяжелее им управлять. И над этим как раз можно поработать, если есть желание. Это кропотливая, но очень интересная работа. Других вариантов я не вижу.
Подобных тренировочных трасс мотоциклистам не хватает. Однако Сергей далек от мысли, что появись они в большом количестве, это решило бы проблему опасного поведения на дорогах общего пользования.
— Поедут не все. Просто есть люди, которые не хотят тренироваться. И то, что они делают, не имеет отношения к мастерству. Это попытка покрасоваться, побаловаться. Но у остальных должно быть место, где можно отвести душу. И тогда в голове начнет что-то включаться, — считает мотоциклист.
Нередко для проведения автоспортивных мероприятий используются аэродромы: действующие или уже не функционирующие по прямому назначению.
Организаторы соревнований рассказали, что относительно регулярно заезды проходят на действующих аэродромах в Витебске, Гродно (драг) и Могилеве (дрифт), а также на старых аэродромах в Болбасово, Быхове, Зябровке, Климовичах и Клепачах. Кроме того, заезды проводились на территории аэропорта Минск-1.
— По таким площадкам обычно проблем нет. Нужно получить согласие исполкома на проведение мероприятия, понести расходы на присутствие соответствующих служб: скорой, милиции, МЧС, — рассказал корреспонденту Onliner.by представитель команды ED Racing Юрий Таболин. — К тому же площадки требуют тщательной подготовки, которая занимает минимум 2—3 дня.
Аэродромы в качестве гоночных треков использует для проведения соревнований и команда 402.by.
— Основная проблема при организации мероприятий на недействующих аэродромах — это трава, которая растет между плитами. Без спецтехники с ней не справиться. Также бывают трудности с техническим обеспечением — электричество, вода для технических нужд, — поделились опытом организаторы. — Нельзя забывать и о безопасности — как зрителей, так и спортсменов. На официальные соревнования мы привозим бетонные блоки и сетчатые заборы. Делается это для ограждения полосы и зрителей. Это обязательные требования правил проведения соревнований, которые ежегодно утверждаются Белорусской автомобильной федерацией и согласовываются с Министерством спорта и туризма.
На территории действующих аэропортов в Витебске и Могилеве дела обстоят лучше.
— Там новое покрытие. В отличие от простых бетонных плит, которые лежат на многих аэродромах, здесь используется сочетание бетона с асфальтом, которое для лучшего «зацепа» требует нанесения специального клея. Это по-своему хорошо, так как покрытие более ровное и между плитами отсутствуют стыки. Но одновременно и плохо, поскольку администрация аэродромов не приветствует нанесение клея для лучшего сцепления. Также на взлетно-посадочных полосах остаются следы от прогрева резины, — рассказали в 402.by.
Большой аэродром есть в Гомеле, где длина взлетно-посадочной полосы составляет более 3 км.
— Такая огромная площадь позволяет проводить мероприятия практически любого масштаба. Как правило, одновременно проходят чемпионаты по Gymkhyna, автозвуку и Drag Racing. Новшеством этого года стал чемпионат по автобоям, который аудитория восприняла тепло. Конечно, с годами бетонное покрытие разрушается, но, тем не менее, оно все еще лучше, чем во многих российских регионах.
Однако соревнования — это еще не все. Как же быть тем, кто просто хочет иметь возможность время от времени порезвиться за рулем? Проблема в том, что едва ли кто-то станет согласовывать заезды на аэродромах в частном порядке. Поэтому вряд ли можно рассматривать этот вариант как массовый. Разве что учитывать полулегальные встречи автоклубов, которые проводятся на аэродромах негласно.
И организаторы, и гонщики в один голос говорят о том, что специально созданных для соревнований трасс нет. Соответственно, приходится решать вопросы с согласованием и учитывать особенности используемых площадок, которые предназначены совсем для других задач.
В редких случаях соревнования удается проводить на парковках крупных торговых центров или спортивных комплексов, например в Логойске. Но это скорее исключение из правил. Юрий Таболин рассказал, что согласование с администрацией проходит тяжело.
— Гипермаркетам это не нужно по нескольким причинам. Во-первых, в дни проведения соревнований занята парковка. Во-вторых, на асфальте остаются следы от шин. В-третьих, опасаются возможных чрезвычайных происшествий, что может негативно отразиться на репутации объекта.
По этой причине, кстати, заморожен проект «Трасса 69». Ранее площадку можно было арендовать для проведения заездов, но в конце концов организаторы не нашли общего языка с администрацией объекта.
— Как видите, специально предназначенных для автоспорта трасс в Беларуси практически нет. И тренироваться почти негде, — констатировал Юрий Таболин.
Аренда автомобиля в сервисе «Услуги» Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by