«Этот город не создан для велосипедистов». Бросаем француза на белорусские бордюры

21 237
24 октября 2017 в 8:00
Автор: Андрей Рудь. Фото: Глеб Фролов

«Этот город не создан для велосипедистов». Бросаем француза на белорусские бордюры

Автор: Андрей Рудь. Фото: Глеб Фролов

Француз Бастиан того и гляди разучится ходить — дистанции больше десяти метров преодолевает исключительно на велосипеде. Его байк побит непогодой, дорогами и, похоже, мелкими метеоритами. Однажды Бастиана раздавила машина, он почти умер. Этот 33-летний француз за 3 года проехал 35 000 километров по 33 странам. На днях впервые добрался до Беларуси, она 34-я. Нам такой удивительный персонаж пригодится исключительно для прикладных надобностей. Попробуем выяснить, насколько вообще подходит наша среда для обитания велосипедистов. Бросим француза штурмовать белорусские бордюры.

Надо больше стран

Мы встречаемся в старой части Гомеля. Специально решили выманить француза в царство непуганых «поребриков». Ледяные капли отскакивают от шлемов. Бастиан приехал с Виктором из сообщества «ВелоГомель», который взялся отвечать за беспечного француза. Старается не отпускать далеко.

Бастиан говорит, что знает шесть языков, но славянские кажутся ему слишком сложными. Пока выучил только «спасибо».

— Наверное, стоит прекратить разговаривать с тобой по-английски, тогда и русский освоишь.

— Точно! — нравится идея Бастиану. Он утверждает, что способен выучить язык месяца за два, если бросить его один на один со средой. 

— Немного прохладно для велосипеда, нет? — не то чтобы мы извиняемся за нашу погоду, но она могла бы проявить немного больше почтения.

Бастиан будто не понимает, о чем речь. Он всесезонный велосипедист, сторонник теории о том, что не бывает плохой погоды, бывает неподходящая экипировка.

Путешественник родом из города Лилль, когда-то, лет сто назад, был помощником архитектора. А потом решил перестать им быть:

— Всю жизнь я хотел путешествовать. И однажды созрел — сел да поехал. Попробовал вкус свободы, захотелось еще — больше километров, больше стран. В какой-то момент мне показалась хорошей идея посетить каждую страну в мире.

Бастиан решил начать с Европы. (В его представлении она заканчивается Беларусью, восточнее что-то вроде «земель за Стеной», там обитает Вольный народ.)

— Зима близко, — напоминает сам себе этот авантюрист, которому до холодов желательно добраться до Польши. Там он планирует временно осесть, найти работу — чтобы с началом сезона снова отправиться штурмовать границы.

Путешествует один, вся надежда только на собственные ноги и велосипед. В городах старается найти контакт с местной «велосипедной коммуной» — здесь и накормят, и согреют, и пустят переночевать. Еще вчера он не подозревал о существовании Виктора — сегодня уже расположился у него дома.

Иногда Бастиан зарабатывает, играя на улицах на аккордеоне. Какие-то деньги приносят его снимки — возит с собой камеру. Но вообще, деньги в жизни этого необычного человека неким чудесным образом перестали играть существенную роль. Все, что ему нужно, есть вокруг бесплатно.

— А где аккордеон? — нам кажется прекрасной идея колесить по миру со здоровенной перламутровой «Квинтой» на спине.

Нету аккордеона — Бастиан не настолько сумасшедший, чтобы брать его в свои велотрипы.

— У меня экипировки килограмм сорок, так что таскать еще инструмент было бы перебором.

Что лучше — Гомель или Лилль?

У Бастиана до нашей встречи было время поездить по Гомелю, набраться впечатлений.

— Дороги хорошие, совсем мало машин, большие интервалы — отлично! — он восхищается условиями, который созданы в городе для велосипедистов, в своем Лилле он о таком и мечтать не смел. — Виктор все время почему-то боится за меня, кричит: «Тише, тише!» Но я прекрасно себя чувствую, у меня же богатый опыт езды по городским улицам. Тем более что они у вас вот такие здоровенные — видали?! Там куча места.

Тревожно переглядываемся с фотографом, которого за последний месяц дважды оштрафовали за езду по проезжей части. (Ночью. Когда город пустой — и только одинокий велосипед красиво отсвечивает под мигалкой.)

— Послушай, Бастиан… А тебе никто не рассказывал про наши правила?

Француз, который наивно верил, что ПДД везде одинаковые, как законы Ньютона, с недоверием и некоторым ужасом выслушивает краткую лекцию о том, что в Беларуси запрещена езда на велосипеде по проезжей части.

— Так что, и за городом нельзя было??? — он, похоже, прокручивает в памяти свою дорогу от украинской границы до Гомеля и прикидывает, насколько далек был от застенков за дерзкое нарушение местных законов.

— За городом можно, — спешим утешить. — Если нет тротуаров, по краю.

Некоторое время француз переваривает эту мысль. Похоже, не до конца нам верит.

Для полноты чувств предлагаем еще покататься по старой части города. Ведь погода так прекрасна.

Некоторые улицы здесь таковы, что практически исключают возможность легальной езды на велосипеде. Точнее, ехать по правилам можно, не запрещается. Но в этом нет никакого смысла. Придется спешиться на десятке переходов, вскарабкаться на десяток бордюров… В общем, проще пешком или на машине. Или нарушать. (Да, мы знаем, что сторонники и противники идеи спешивания приведут немало одинаково прекрасных доводов.)

Кое-где бордюры «занижены», но так, что еще попробуй залезь. Явно занижал их человек, который мечтает уничтожить велосипедистов, инвалидов и людей с детскими колясками. (Напевая при этом веселую песенку про безбарьерную среду, которая у нас повсюду и везде.)

Бастиан, похоже, не замечает этих досадных частностей — едет как танк. Как он это делает?.. Препятствия воспринимает как необходимую часть бытия: «наверное, так должно быть». Просачивается мимо них, приспосабливается. Где-то мы это уже встречали…

Просим сравнить увиденное и почувствованное с его родным Лиллем, где уж явно с бóльшим почтением относятся к велосипедистам.

— В моем городе узкие старинные улицы. Вместо асфальта — камни. Центр набит людьми. Если выбраться за пределы центральной части — там все заполнено машинами. Их полно, они стараются захватить побольше пространства и едут очень тесно. Все это, конечно, усложняет жизнь велосипедистам. И очень отличается от того, что я вижу в Гомеле. С одной стороны, у вас вообще нет велодорожек, с другой — очень много пространства, даже тротуары широкие. Если, как вы утверждаете, у вас запрещено ездить по проезжей части, то у нас, наоборот, было бы опасно ехать по тротуару — это просто невозможно, вы же подавите людей.

— Скажи еще, что Гомель более комфортный город для велосипедистов, чем твой Лилль...

— Определенно, — беззаботно ухмыляется Бастиан, ломая всю нашу обличительную концепцию. — Да, этот город построен не для велосипедистов, а для машин. Но тут не так уж плохо. Вы рассказываете мне про бордюры, но поверьте, существует куча мест гораздо хуже. Вообще, удивлен состоянием дорог. Кроме того, я вижу у вас много-много велосипедистов, не ожидал, что их столько.

На вопрос о самой недружелюбной для велосипедистов стране на его памяти француз задумывается:

— Безусловно, это не Беларусь. Хотя то, что у вас нельзя выезжать на дорогу, серьезно усложняет дело...

В конце концов решает приберечь титул на будущее.

— Везде по-разному. Да, есть отдельные страны и города, которые вообще перестроены под велосипедистов, — Бельгия, Голландия, Дания, Берлин... Там у велосипеда может быть приоритет перед автомобилем и так далее. Но за исключением этих мест мир абсолютно не создан для велосипедистов. Наша задача — постараться его переделать и остаться в живых.

Машины — самая большая проблема мира

Автомобили Бастиан ненавидит со всем революционным пылом. Говорит, самые опасные вещи в его жизни — это безумные, нервные водители в их металлических футлярах.

— Они абсолютно не представляют, что чувствует велосипедист, когда его обгоняют на скорости 100 километров в час, сигналят, чтобы уступил, когда ветер и брызги летят в лицо. Но я имею такое же право ехать по дороге, это и моя дорога тоже…

— Если велосипедисту так трудно выжить, как ты рассказываешь, может, проще купить уже машину и не мучиться?

— Ни в коем случае! — еще больше, чем безумных водителей, Бастиан боится оказаться на их месте, в жестяной коробке. — Это же никакого контакта с людьми, ты не получаешь удовольствия от красоты мира, через пару лет разжиреешь...

— То ли дело велосипед. Каждый день я проезжаю 50 километров, у меня куда больше свободы, я вижу то, чего не видят автомобилисты, могу забраться в места, которые им недоступны. Не говоря уже о загрязнении среды. В общем, машины — самая большая проблема этого мира…


Похоже, этот француз остается одним из последних представителей вымирающего племени путешественников (не путать с туристами, требует сам Бастиан).

— Я не могу платить 50 евро за ночь в гостинице, — описывает он немудреную стратегию. — Хорошо, что мне повезло найти Виктора.

Иногда спохватывается, когда думает, что наговорил лишнего:

— Это только не пиши!

— Ха. Если б ты знал, как часто мы слышим эту фразу. Ты, может, латентный белорус?

Хохочет радостно. Каждый бы радовался, если б его назвали белорусом.

После Гомеля Бастиан отправляется в Минск. На Беларусь он отводит три недели. Потом — Литва, Польша и так далее. Путешественник планирует не торопясь объехать Европу, а потом приняться за Южную Америку.

Велосипеды в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!