Одно из самых трагичных происшествий этого года случилось майским вечером в минском микрорайоне Дражня. На тихой улице на регулируемом пешеходном переходе водитель автомобиля BMW сбил маму с дочкой, которые переходили дорогу. От полученных травм женщина погибла. Ее ребенка увезли в больницу, девочка осталась жива. Сегодня суд Партизанского района столицы начал рассмотрение уголовного дела, возбужденного в отношении человека, который совершил наезд на пешеходов. Onliner.by ведет репортаж из зала суда.
Микрорайон Дражня — тихий минский «спальник». Улица Солтыса совсем не скоростная: здесь хорошее освещение, достаточно светофоров, пешеходных переходов, она не ведет ни в центр города, ни к кольцевой, разгоняться негде и незачем. Местные жители вспомнят не так много происшествий за последние годы. А на пешеходном переходе возле «красных домов» — целого квартала кирпичных многоэтажек, заселенных в середине 90-х, — ДТП почти не случалось. Установлен светофор с кнопкой, а у подъезжающих со стороны улицы Ваупшасова водителей всегда хороший обзор. Поблизости расположен детский сад, школа, училище, спортивные площадки, и родители не опасались того, что их дети переходят дорогу.
Авария произошла вечером в воскресенье, в большие майские выходные. По информации Следственного комитета, было около 22:00. Очевидец происшествия, который находился на остановке общественного транспорта всего в сотне метров от перехода, назвал более точное время — 21:59.
— Я сидел на остановке «Профтехколледж», когда мимо меня на бешеной скорости пронеслась эта машина. Скорость была такой, что не рассмотрел ни марки, ни цвета кузова, — рассказал он корреспонденту Onliner.by. — Автомобиль летел в крайней правой полосе. Я еще подумал, что за идиот за рулем. А на следующем перекрестке — удар. Визга тормозов не слышал, просто удар, как будто в столб врезалась. Спустя минуту, проезжая мимо на автобусе, я увидел лежащую без движения девушку.
По информации следователей, водитель, приближаясь к переходу, действительно не снизил скорость. Он совершил наезд на маму с ребенком на руках, которая переходила дорогу на разрешающий сигнал светофора. Женщина 1984 года рождения скончалась на месте происшествия. Ее дочери 2013 года рождения были причинены тяжкие телесные повреждения.
После этого машина врезалась в стоящий на противоположной стороне дороги троллейбус, который только выехал на маршрут из депо. В результате аварии двум пассажирам легкового автомобиля были причинены тяжкие телесные повреждения, еще одному пассажиру — менее тяжкие.
Машина, которую не успел разглядеть очевидец, — BMW 3-Series красного цвета.
На следующее утро после ДТП в ГАИ Минска рассказали: «Четверо мужчин в BMW были пьяны. Проведены экспертизы — этот факт уже не вызывает сомнений. У одного из них — тяжелая алкогольная интоксикация, он вообще не соображал, что происходит. Все четверо сейчас находятся в больнице, к ним приставлен конвой. Никто из них не признает свою вину, не говорит, кто был за рулем. Но следствие во всем разберется».
Позже в Следственном комитете сообщат: за рулем был мужчина 1987 года рождения, житель Пинска. Водительского удостоверения он никогда не получал. Результат медицинского освидетельствования, проведенного после ДТП, — 1,46 промилле.
Известно, что ранее этот человек был неоднократно судим за различные преступления, в том числе изнасилование, насильственные действия сексуального характера. В 2008 году был приговорен к лишению свободы сроком на семь лет, а в 2015-м — к лишению свободы сроком на шесть месяцев за несоблюдение требований превентивного надзора.
В отношении водителя автомобиля BMW было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 317 Уголовного кодекса — «Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека». Эта статья предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
К обвиняемому была применена мера пресечения в виде заключения под стражу.
Рассмотрение уголовного дела началось в суде Партизанского района. Фото и видеосъемка запрещены.
Обвиняемый с 9 мая находится под стражей. В суд его доставил конвой.
Любопытный факт: после приговора в 2015 году обвиняемый освободился 7 мая 2016-го — ровно за год до случившегося ДТП.
Вдовец, который признан потерпевшим по данному делу, заявил гражданский иск о возмещении морального вреда в размере 30 тыс. рублей ему и 40 тыс. рублей его дочери. Иск принят.
Обвиняемый свою вину признает частично.
— Признаю, что находился за рулем и из-за моих действий машина оказалась в заносе. Ну и сбил человека, — сказал обвиняемый.
В то же время мужчина не согласен с некоторыми вменяемыми ему нарушениями пунктов ПДД.
Водитель отказался от дачи показаний на данной стадии судебного следствия. Возможно, он даст их позднее.
Потерпевший сообщил суду, что в день ДТП находился на даче.
— Примерно в 18:00 еще созванивался с женой. Но связь плохая на даче — телефон не везде ловит. А на следующий день узнал обо всем по телефону: мне рассказали, что моя жена погибла, а дочь в больнице. Сказали, что их сбили на переходе, — рассказал мужчина.
По его словам, за все время, которое прошло с того дня, он не услышал слов раскаяния со стороны водителя.
— С дочерью на данный момент все хорошо. Ну только ее психическое состояние — она маму все время вспоминает, — добавил отец ребенка.
Мужчина попросил суд назначить обвиняемому максимально возможное наказание.
Еще одним потерпевшим по данному делу признан мужчина, который находился в машине в момент ДТП. Он и его сын были пассажирами: сын ехал на переднем сиденье, отец — на заднем.
В тот вечер мужчина встретил сына и его друзей во дворе. Решили поехать в магазин за спиртным. За руль сел человек по фамилии Сокол.
— Все были одеты опрятно, Сокол не шатался, я не знал, что он пьяный, — рассказал потерпевший.
Все четверо приехали на улицу Солтыса в магазин.
— Сокол с сыном пошли за спиртным, купили водки. Сколько именно — я не знаю, мне покупали одну бутылку, — рассказал мужчина. — За руль снова сел Сокол, поехали домой. В машине не пили.
Они поехали по улице Солтыса. По словам потерпевшего, перекресток с улицей Ваупшасова проехали без остановки.
— После перекрестка машина стала ускоряться, я понял это по звуку — глушитель был в нерабочем состоянии, был сильный шум. Ехали со скоростью 60—80 км/ч — там разогнаться негде. Но спидометра я не видел, поэтому точно говорить не могу. Асфальт был мокрый, уже наступили сумерки, дорожные условия были сложными, — сказал мужчина. — Я помню, что машина сначала повернула вправо, затем резко влево. Наверное, дело в поворотах: автомобиль с задним приводом — его занесло. Я вылетел по пояс через заднее стекло на багажник. А BMW от удара о троллейбус отбросило на зеленую зону. Еще минут 10 я находился в сознании, но видел только небо. Слышал звуки, но не понимал, откуда они. Но было понятно, что произошла авария. А потом все — я потерял сознание.
По словам потерпевшего, он пришел в себя только спустя дней десять.
— У меня были переломаны ребра, сломан позвоночник, ушибы. Никаких претензий к Соколу я не имею, исков заявлять не буду. Размер наказания ему прошу оставить на усмотрение суда, — добавил мужчина.
Судья зачитывает результаты проведенных экспертиз.
В соответствии с заключением экспертов, в момент ДТП у автомобиля BMW не было неисправностей тормозной системы или рулевого управления. Однако были неполадки ходовой части, которые по ПДД исключали возможность участия транспортного средства в дорожном движении.
Следователями был сделан запрос в Республиканский гидрометцентр о том, были ли в Минске осадки в день ДТП. Действительно, дождь различной интенсивности шел в разное время, соответственно, проезжая часть в момент происшествия могла быть мокрой.
В материалах дела указано, что все четыре человека, которые находились в автомобиле BMW, были в состоянии острой алкогольной интоксикации.
Кроме того, из магазина, куда заезжала компания, был изъят товарный чек: покупатели приобрели две бутылки водки.
Судья зачитал, что обвиняемый ранее неоднократно привлекался к административной ответственности, в том числе за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения и распитие спиртных напитков в общественном месте.
Эксперты сделали вывод, что обвиняемый не имеет психических отклонений, соответственно, он мог осознавать опасность своих действий.
После перерыва в суде возобновилось рассмотрение дела о ДТП на улице Солтыса.
Был приглашен свидетель — молодой человек, ставший очевидцем произошедшего. Он двигался за рулем автомобиля в том же направлении, что и BMW.
— Ехали с девушкой на автомобиле домой по улице Солтыса со стороны улицы Ваупшасова. Дорога прямая с небольшим поворотом влево. Асфальт был мокрый — шел дождь. Было темно, хоть и горели фонари, — стандартное уличное освещение, — рассказал свидетель. — Перед пешеходным переходом горел красный сигнал светофора, я это видел и просто докатывался до стоп-линии, притормаживая. Внезапно мы услышали рев — нас по первой полосе опередил автомобиль. О его скорости мне трудно говорить. Средняя. Затем его резко развернуло, он выехал на встречную и врезался в троллейбус. Я видел, что до этого по переходу шли люди, но момента наезда я не разглядел.
Парень рассказал, что после случившегося остановился и первым делом побежал к ребенку, который лежал на проезжей части.
— Подняли ребенка с другим мужчиной. Я поначалу даже не понял, что была еще женщина. Позже только ее увидел: тело лежало в стороне, головой к бордюру, — отметил свидетель.
На месте происшествия быстро образовалась толпа: пытались вызволить пассажиров.
— Я видел в BMW троих — все на пассажирских местах. Но понять, что к чему, уже было сложно: вокруг было много людей, — сказал очевидец.
Мужчина также высказал предположение, что водитель BMW если и тормозил перед столкновением, то делал это, увидев пешеходов.
— На такой скорости перед светофором он бы не остановился, — высказал свое мнение свидетель.
Водитель троллейбуса, в который врезался автомобиль BMW после наезда на пешеходов, также был приглашен в качестве свидетеля.
— Я работаю водителем дежурного троллейбуса, поэтому только выезжал из парка. Остановился на красный сигнал светофора метрах в двух от стоп-линии. Пешеходы начали переходить дорогу по переходу: молодой человек и девушка с ребенком. Парень был чуть впереди, — рассказал водитель троллейбуса. — Когда пешеходы дошли до середины дороги, я увидел свет фар автомобиля, который быстро ехал во встречном направлении. Парень-пешеход ускорился, а девушка, казалось, растерялась: сделала шаг вперед, потом шаг назад.
По словам свидетеля, BMW резко затормозила, и машину занесло.
— Я понял, что будет удар, поэтому уперся ногами в пол и закрыл руками голову. Из-за этого не видел ни момента наезда на пешеходов, ни момента столкновения с троллейбусом, — добавил мужчина.
Водитель сказал, что около 5 минут не мог выйти из троллейбуса — были повреждены двери. Когда вышел, BMW уже обступили прохожие.
— Мне кажется, в машине я видел четверых: один на переднем сиденье и трое сзади. Это если я не ошибаюсь, — подчеркнул свидетель.
В суде выступил родственник погибшей девушки. Это он был тем парнем, который успел перейти дорогу.
— Мы были на прогулке. Переходили дорогу на улице Солтыса — горел зеленый сигнал светофора. Я шел чуть впереди, Оля с ребенком сзади. Девочка, по-моему, шла пешком: мама вела ее за руку, — рассказал молодой человек.
По его словам, он видел, как к переходу приближался автомобиль.
— Мне показалось, что метров за 100 машина ускорилась. Метров за 50 ее стало носить в разные стороны. Получается, я просто успел перейти дорогу, — сказал свидетель. — Когда обернулся, увидел ребенка, который лежал на дороге. Ольгу я не видел.
В суде опросили пассажира BMW, который в момент ДТП находился на переднем сиденье. Он коротко рассказал о том, как в день ДТП выпивал со своим знакомым, как они вместе зашли к Соколу.
— Сокол был адекватный. Пил ли он до этого, я не знаю — не интересовался, — сказал свидетель.
— Что значит адекватный? — уточнил судья.
— Адекватно выглядел, на ногах стоял, — пояснил молодой человек. — Мы все вместе вышли во двор, там я встретил отца. Хотели сходить в магазин пешком, но Сокол предложил нас подвезти на своем автомобиле.
— У него были водительские права?
— Я не знаю, говорил, что были, — сказал свидетель.
Затем показания пассажира автомобиля BMW вызывают вопросы. С одной стороны, молодой человек отчетливо помнит, как они приехали к магазину, как вместе с Соколом пошли за покупками — двумя бутылками водки. Помнит, что ни в магазине, ни в машине после этого не выпивали. Помнит, кто на какое место сел и даже что он сам, единственный из находившихся в машине, пристегнулся ремнем безопасности. Но не помнит, по его словам, на какой сигнал BMW проехала перекресток улиц Солтыса и Ваупшасова, который находится в 300 метрах от магазина, и не помнит, как случилось ДТП на пешеходном переходе.
— Ничего не помню — у меня глаза закрыты были. Это от печки или от чего... С какой скоростью ехали, я не знаю. Был только громкий звук от глушителя — он прямо разрывался. Кто-то сзади спросил у водителя, куда он так летит. И все. Следующее, что помню, — как меня вырезают из машины спасатели, — пояснил свидетель.
На вопросы государственного обвинителя о том, по какой полосе двигался автомобиль, когда его начало заносить, молодой человек ответил: «Как я мог что-то понять — я пьяный был, у меня глаза были закрыты».
За сегодняшний день обвиняемый не сказал о произошедшем ничего. Он дважды отказался отвечать на вопросы, однако не исключил вероятности того, что сделает это позже.
Также в суд не явился один из потерпевших и некоторые свидетели. Судом принято решение вызвать их на другой день и опросить.
На этом сегодняшнее заседание окончилось. Оно будет продолжено на следующей неделе.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!