24 855
16 декабря 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Тарналицкий

Краснов в роли «ученика». Изучаем способы противостояния агрессивному вождению

Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Тарналицкий

Перед автомобилем Юрия Краснова резко перестраивается белый минивэн и водитель мгновенно тормозит. Через секунду появляется фигура с монтировкой в руке. Ситуация вот-вот достигнет апогея. Ни извинения, ни уговоры, ни вежливые обращения не помогают. Тогда эксперт включает заднюю передачу, резко закручивает руль, выполняя «полицейский разворот», и благополучно уезжает. На специальной площадке двое ведущих рубрики «Разборов...» моделируют сценарии поведения с участием агрессивного водителя.

В роли «ученика» выступит Юрий Краснов, в роли «учителя» — Виталий Жуковский. Давние приятели в шутку разогревают друг друга перед началом занятия, чтобы войти в образ.

— Помнишь, 27 лет назад на занятиях в техникуме ты угодил мне в глаз, открывая зонтик? — вспоминает Краснов.

— Ты будешь смеяться, но он до сих пор у меня в багажнике лежит, — отвечает Жуковский.

— А еще ты как-то мою ссобойку съел…

— Не было такого. Наверное, ты меня со своей младшей сестрой спутал…

Кажется, участники занятия раздухарились и готовы сесть за руль. Подобные ситуации с участием агрессивного водителя можно моделировать только на закрытых территориях. В качестве таковой была выбрана площадка Центра повышения квалификации ДОСААФ. Невольными зрителями стали инструкторы автошколы и их курсанты. Последним понаблюдать было очень полезно: ведь это и есть контраварийное вождение.

Часть первая. Появление «учителя», моргание светом фар

Начинается разминка. Агрессивный водитель «приклеился» к заднему бамперу вашей машины, моргает фарами — в общем, прессингует. Обычно все происходит на скорости, но нам важно отработать сам принцип, и автомобили движутся не очень быстро.

— Водитель, которому моргают дальним светом фар, часто воспринимает это как оскорбление, — замечает Юрий Краснов, который движется впереди. — Хотя конкретно в отношении вас водитель заднего автомобиля агрессии вообще не испытывает. Просто хочет быстрее проехать.

Однако тут есть важный нюанс. Водитель, который едет сзади, считает, что передний автомобилист может двигаться быстрее. Но часто бывает, что когда ему удается совершить опережение/обгон, то он вовсе не ускоряется, а движется примерно так же, если не медленнее.

— Многое зависит от восприятия дорожной обстановки, — объясняет Юрий Краснов. — У заднего водителя более выгодная позиция: он ориентируется на действия переднего автомобиля, ему видно лучше за счет своих и чужих фар. Поторапливать в такой ситуации — чистой воды спекуляция и неверная оценка обстановки.

Один из лучших аргументов для переднего водителя, почему не стоит поддаваться прессингу, — думать о возможных последствиях. В случае ДТП задний автомобилист вряд ли даже останется на месте происшествия, а вот переднему придется отвечать по всей строгости.

— Для потенциального «учителя» это может быть сигналом к действию, — считает эксперт. — И вот он уже начинает агрессивничать…

В роли агрессора, напомним, выступает Виталий Жуковский, который начинает сигналить, моргать дальним светом фар. Знакомо? Попадали в такие ситуации? И что делать?

— Если на трассе вас нагоняет автомобиль и моргает дальним светом, а вы находитесь в крайней левой полосе, но не можете перестроиться правее, то просто включите правый указатель поворота. Это такой месседж заднему водителю, мол, я вас вижу, как только появится возможность — уступлю, — рассказывает Юрий Краснов. — Хотя даже в такой ситуации находятся водители, которые начинают сигналить: вроде мне как срочно надо, а ты тут мешаешь. Это очень неправильно! Вы же не знаете, кто впереди едет. Вдруг человек неопытный, предпримет резкие действия, и вы спровоцируете ДТП.

А вот чего не стоит делать на месте переднего водителя, так это снижать скорость. В крайнем случае включите «аварийку».

— Самое большое недоумение вызывают те, кто подгоняет в городе, — продолжает Юрий Краснов. — У моей знакомой, которая только начинает ездить, была такая ситуация. Перед ней двигался автобус, они приближались к изгибу дороги. Приятельница не решилась совершить опережение. Ехавший сзади водитель внедорожника Mercedes начал истошно сигналить. А куда опережать? Переднему же лучше видна ситуация, он осторожничает и правильно делает, а задний нервничает. Вот вам разница в восприятии информации, что потом выливается в дорожные конфликты.

Часть вторая. Попытка напугать снижением бокового интервала

Допустим, наши действия не устроили агрессивного водителя, и он переходит к «учительствованию». Часто при этом перестраиваются в соседний ряд, едут параллельно и резко сокращают боковой интервал, словно пытаются вытеснить из ряда.

— Это обычные, как говорят, понты, — следит за действиями коллеги Юрий Краснов. — В случае ДТП виновен будет как раз «учитель». В момент агрессивных действий он настолько озлоблен, что даже не осознает опасности своего поведения. Иногда такие водители настолько увлекаются, что совершают столкновения.

Ну а если регистратора нет? Как доказать свою невиновность? Да и вообще, ведь опасность здесь и сейчас — нужно что-то предпринимать в текущий момент.

— Тогда лучше снизить скорость и дать агрессору спокойно уехать, — предлагает такой сценарий эксперт. — Не стоит отвечать на его действия. Он натешится, накричится и потеряет к вам интерес.

В случае когда игнорирование не помогает, можно попробовать извиниться с помощью жеста: открытая ладонь, повернутая в сторону оппонента, должна усмирить его пыл.

— Конечно, все зависит от обстановки, — замечает Юрий Краснов. — Вы должны учитывать, что рядом с вами едет человек, который не контролирует эмоции. Так продемонстрируйте спокойствие и то, что не обижаетесь на него. Ключевая ошибка, которую совершают другие водители, — они начинают отвечать на агрессивные действия. Так делать не надо. Покажите, что сами спокойны, и тем самым призовете к спокойствию оппонента.

Часть третья. «Учат» торможением

Излюбленный прием «учителей» — это опередить/обогнать автомобиль «обидчика», резко перестроиться впереди и затормозить. Процедура повторяется несколько раз. Вероятно, агрессоры считают, что так «урок» лучше усваивается.

— Что делать? Ну хочется человеку реализовать свой педагогический потенциал — пожалуйста! — усмехается Юрий Краснов. — Давайте остановимся и включим «аварийку». А потом ждем… При этом двери должны быть закрыты, чтобы агрессор не мог проникнуть в салон.

Разумеется, полностью безопасной такую тактику назвать нельзя. Если все происходит в крайней левой полосе МКАД, это чревато тем, что в вашу стоящую машину может врезаться другой автомобиль.

Рекомендация эксперта такая: в удобный момент попытайтесь объехать или остановиться в более безопасном месте.

— Можно также обратиться за помощью к окружающим. Если милицейской машины или сотрудников правоохранительных органов в поле зрения нет, то лучше всего направиться, например, к таксистам. У них есть связь, и в случае подачи определенной команды огромное число машин с шашечками съедутся со всего города, — предлагает Юрий Краснов.

Часть четвертая. Открытое противостояние

Рассматриваем самый худший сценарий: «учителю» удалось заблокировать вашу машину, и он с недвусмысленной целью направляется к вам. Что делать в такой ситуации?

— Бывает, «ученик» действительно что-то совершил на дороге неправильное: перестроился, подрезал, слишком резко выехал с второстепенной дороги. В этом случае на вас лежит ответственность — нужно исправлять ситуацию, — говорит Юрий Краснов.

Он слегка опускает стекло, чтобы было слышно напарника, играющего роль агрессивного водителя. Тот начинает с типичных наездов. В ответ «ученик» просит прощения: «Я не так хорошо езжу, как вы». Насколько это действенная мера, заметно даже в искусственно смоделированной ситуации. Напряжение моментально спадает.

— Ну а что, если и это не помогло? — спрашиваем.

— Поднимаем стекло, поворачиваем регистратор (если есть) в сторону агрессора и вызываем «102», — перечисляет эксперт. — Обязательно назовите оператору место, номер автомобиля и кратко сообщите, что вас хотят избить, есть угроза жизни и здоровью.

Совсем жесткий вариант, если «учитель» начинает лупить руками-ногами по автомобилю. Еще хуже, когда агрессор прибегает к помощи подручных средств — монтировки, топора, лопаты и т. д.

— В таком случае могут пригодиться навыки выполнения «полицейского разворота», — демонстрирует Юрий Краснов. — Ну или хотя бы сдайте задним ходом и уезжайте, пока агрессор не начал преследование.

На самом деле в подобных случаях люди ведут себя по-разному: выезжают на газон, тротуар, совершают ДТП, иногда умышленно таранят машину «учителя». Нужно четко понимать, что за такие действия могут привлечь к ответственности. В то же время если ситуация безвыходная…

— У меня есть знакомый — двухметровый здоровяк, который ездит на небольшом автомобиле — Mercedes A-Class. Когда он только начинал ездить, то как-то неловко перестроился и случайно помешал другому водителю. В результате обиженный автомобилист подрезал его, вышел из машины и с самыми серьезными намерениями направился к обидчику.

Тот опустил стекло, слегка высунулся и поинтересовался: «Вы что-то хотели?» Водитель остановился как вкопанный, развернулся и со словами «Нет, ничего» отправился обратно в свою машину.

Это к тому, что в роли оппонента может оказаться мастер спорта по самбо, боец ММА или просто хулиган, натренированный дворовыми законами. Участники конфликта могут мгновенно поменяться ролями.


— Агрессия порождает еще бóльшую агрессию, — заключает Виталий Жуковский, который профессионально занимается восточными единоборствами. — «Учитель» может превратиться в жертву, если вы, защищаясь, нанесете ему травму. Всегда старайтесь разрешить любой спор миром. Мы живем в обществе, где принято договариваться. Используйте во время конфликта аргументы, а не монтировку.

— А если вам некуда девать энергию, то идите в спортзал, — предлагает Юрий Краснов. — Ну а когда невтерпеж, зовите приятеля, устраивайте импровизированный ринг и боксируйте вволю.

Перчатки для бокса и единоборств в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by