15 января 2018 в 7:30
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Шлагбаум-баум-бам! Эксперты о проблемах с запирающими устройствами

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Чем выше автомобилизация, тем сильнее желание закрыться от всех и вся. Способов защитить двор несколько, но в Минске чаще прибегают к установке шлагбаумов. Согласовали, спроектировали, смонтировали, а дальше? Заметьте, во многих местах стрелы подняты и не работают или, еще хуже, алюминиевая планка бьет капоты автомобилей (смотрели видео о бешеном китайском шлагбауме?) и даже наносит травмы прохожим. Эксперты предложили нам проехать по Минску и посмотреть, что за устройства стоят на въездах во дворы, организации и СТО.

«Это все равно что построить дом»

Улица в спальном микрорайоне. На въезде во двор стоит шлагбаум, но стрела поднята. Это типичная картина для многих мест в городе. В чем причина? Ведь люди инвестировали деньги в устройство, а оно не работает. Не просто же так?

— Причин может быть несколько, — говорит Сергей Сахар, директор компании DEA System CIS, занимающейся поставками шлагбаумов. — Наиболее распространенная — не получено согласование. В течение трех-четырех месяцев никто не имеет права закрывать двор, пока объект не получит одобрение.

Казалось, проблема была решена более года назад. Представители Мингорисполкома объявили, что принята упрощенная схема согласования шлагбаумов. Однако, как говорят специалисты, принципиально процедура не изменилась. По-прежнему нужно получать подписи, печати, ходить по инстанциям.

— Поставить шлагбаум — все равно что построить дом, — проводит такое сравнение главный инженер ГО «Гаражи, автостоянки и парковки» Петр Прудников. — Процедура включает много формальностей и может затянуться. К нам как-то обращались представители товарищества собственников, расположенного в районе ул. Филимонова в Минске. В их случае согласование заняло около года.

Петр Прудников

Наибольшие сложности возникают, когда необходимо установить запирающее устройство в жилой зоне. Это связано с несколькими моментами.

— Во-первых, представители товарищества собственников или жилищного строительного потребительского кооператива, обычно не имеющие опыта получения разрешительной документации, сначала устанавливают шлагбаум, а потом уже пытаются получить согласование, — перечисляет Андрей Царев, директор компании «Просвет», которая работает с оборудованием DEA, Doorhan и AN-Motors. — Во-вторых, могут возникать земельные вопросы.

Как говорит Сергей Сахар, он знает случаи, когда компании, занимающиеся установкой шлагбаумов, выполняли работы по проектированию и согласованию. Иногда формальности обходились вдвое дороже, чем стоимость самого устройства. Так сказать, цена бюрократии.

И заметим, все это время стрела должна быть поднята, что влияет на последующий ресурс эксплуатации шлагбаума. Данное положение специалисты называют неправильным, нерабочим. Учтите хотя бы парусность: от ветра планку раскачивает, что сказывается на износе пружины, редуктора и пр.

А шлагбаум-то голый!

— Другой вопрос — это оснащение шлагбаума системами безопасности, — обращают внимание эксперты. — В данном случае установлена недешевая модель, но при этом нет ни фотоэлементов, ни лампочки в лампе, ни демпфера.

Фотоэлементы предотвращают опускание шлагбаума, если кто-то находится в проезде — автомобиль или человек. Считается, что это самая простая и надежная система защиты. Подчеркиваем, речь идет об автоматическом устройстве, которое в данном случае «слепое» и будет выполнять алгоритм по закрытию, не взирая на задержавшуюся по какой-то причине машину или замешкавшегося прохожего. Датчики хорошего бренда обходятся в 50—60 рублей.

Неплохой способ предупредить водителей о том, что далее установлен шлагбаум и надо бы притормозить, — светодиодная лампа или стрела. Это тоже считается базовым пакетом системы безопасности устройства.

Настроить элемент можно по-разному: часто предварительное моргание сигнализирует о начале работы. Лампа со встроенной антенной стоит от 50—60 рублей, двухцветная (красная и зеленая) лента — дороже, от 200 рублей.

— Правда, был случай, когда не помогали ни лампы, ни ленты, — вспоминает Сергей Сахар. — Дело было возле одного из хлебозаводов, где установили шлагбаум. Водители грузовиков, привыкшие, что там был свободный проезд, постоянно сбивали стрелу. Какие меры только не предпринимались! В итоге решили установить светофор, и шоферский рефлекс сработал — красный цвет подсознательно действует на водителей как требование остановки. После этого случаев повреждения шлагбаума там больше не фиксировалось.

Работают ли фотоэлементы, легко проверить с помощью камеры смартфона

Еще один элемент, входящий в базовый пакет систем безопасности, это демпфер, который монтируется в нижней части стрелы. Его задача — смягчить удар, если касание все-таки произойдет. Раньше нижнюю кромку выполняли из пластика, но он вряд ли предотвратит появление вмятин на крыше или капоте. Сейчас демпфер из качественной резины (которая не дубеет на морозе) предлагают от 15 рублей за погонный метр.

— Часто заказчик не представляет особенности работы шлагбаума и, игнорируя рекомендации специалистов и пытаясь сэкономить, заказывает «голый» комплект, — рассказывает Максим Пикиреня, директор компании «Амидекс», которая работает с такими брендами, как DEA, Comunello, AN-Motors, BFT. — Когда результат экономии отображается в счете за ремонт, клиент одумывается и следует изначальным рекомендациям. Для сравнения: стрела шлагбаума стоит минимум 50 евро, а фотоэлементы с установкой — около 70 рублей.

По словам специалистов, чаще все же удается уговорить заказчика вложить чуть больше денег в систему безопасности. Если уже был опыт эксплуатации шлагбаумов, то он сам называет требования.

Например, представители одной гостиничной сети попросили интегрировать светодиодную ленту в стрелу, чтобы обозначить шлагбаум как можно лучше и предотвратить случаи наезда.

Отметим, что это трактуется как ДТП, на место происшествия вызывают ГАИ. Иногда водители скрываются. Такой случай недавно был зафиксирован возле новостроек в Боровлянах. Благодаря видеокамерам виновника быстро удалось найти. Поскольку это нестраховой случай, то, вероятно, водителю придется компенсировать ремонт шлагбаума за свой счет.

Как дополняют эксперты, современные шлагбаумы иногда оснащают аккумулятором, который поможет поднять стрелу в случае отключения электричества как минимум 20—30 раз. На некоторых объектах устанавливают даже солнечные панели.

Так, недалеко от Барановичей у заказчика была дилемма: или тянуть кабель (ближайшая точка электроснабжения находится в полукилометре), или полагаться на возобновляемый источник электроэнергии. Рискнули и не пожалели: в самый худший с точки зрения появления солнца месяц (декабрь) панель обеспечивает работу шлагбаума на 40 циклов.

«Не очень хорошо хочет работать»

Поблизости от двора с поднятой стрелой нашли еще один аналогичный шлагбаум. Ощущение, что его, отчаявшись, забросили: корпус перемотан скотчем, фотоэлементов нет, планка на сильном ветру раскачивается.

— Это многострадальный шлагбаум. Модели данного производителя очень распространены в России, — объясняет Сергей Сахар. — Однако у нас иногда случается, что некоторые компании в сфере надолго не задерживаются. В результате заказчик не может найти концы, не знает, куда обращаться, и забрасывает устройство. Хотя реанимировать можно любой шлагбаум. Другой вопрос, во сколько это обойдется.

Наши собеседники отмечают: рынок шлагбаумов довольно специфичный, здесь не работают в чистом виде законы маркетинга. Купить-продать само устройство легко, но если подходить к бизнесу серьезно, то надо найти и обучить персонал, квалифицированно монтировать и обслуживать устройства, постоянно держать склад запчастей.

В определенный момент в Беларуси активно продвигали очень дешевые шлагбаумы китайского производства, в которых, как говорят эксперты, не было предусмотрено даже пружин. То есть экономили на всем. Фирма вскоре исчезла, а устройства приказали долго жить. Что может быть в худшем случае с такими экземплярами, можно увидеть в этом ролике.

— Чтобы такого не случилось, обращайтесь к дилерам хороших производителей, а при установке оборудования требуйте сертификаты, — советуют специалисты. — В частности, документы у дилера, который тем самым может доказать, что имеет право продавать данную продукцию в Беларуси. Кроме того, рекомендуем попросить предъявить сертификаты монтажников, которые, вообще-то, обучаются и сдают экзамены.

Очередной шлагбаум с замершей стрелой находим практически в центре города. По словам экспертов, это базовый пакет: фотоэлементов нет, резинок на демпферах тоже. Рядом находится будка с охранником, который лаконичен, что, впрочем, не описывает суть проблемы: «Не очень хорошо хочет работать».

— За 150—200 рублей его можно привести в хорошее состояние и оснастить простейшими системами безопасности, — говорят специалисты. — Ведь ресурс основного устройства — редуктора — у хороших производителей составляет до миллиона срабатываний. Вообще, срок службы автоматики — от 7 до 10 лет. Пульты служат примерно столько же.

Специфика объекта: скорость, доступ, распознавание

Самая распространенная причина вызова обслуживающей организации, по словам Андрея Царева, это повреждение шлагбаума автомобилями. Причины разные: кто-то не замечает стрелу, кто-то просто плохо водит. Как считают специалисты, случаи наезда можно отнести к проблемам проектирования: устройство должно быть хорошо заметно, а его работа — очевидной.

Например, в Европе их всегда обозначают табличкой с предупреждением об автоматической работе, хотя вроде бы это само собой разумеется. Причем обычно стрела оснащена не просто демпфером, но также датчиками (вмонтированными в сам демпфер), которые реагируют на касание — шлагбаум в таком случае сразу отскакивает.

— Куда хуже, если устройство нанесет травму прохожему. В Минске был случай, когда стрела разбила бровь человеку, пришлось вызывать скорую. Что можно сделать для предотвращения таких ситуаций? — спрашиваем.

— Есть такое понятие, как пешеходный стоп: при отсутствии тротуара стрела на метр должна не доходить до конца, чтобы могли пройти люди. Кроме того, под шлагбаум вешается шторка, которая показывает: здесь ездят машины. А еще лучше нанести на плитку или асфальту разметку, которая направит пешеходов по безопасному пути, — объясняет Сергей Сахар.

Подходим к очередному устройству. Оно в отличие от предыдущих экземпляров работает, хотя не оснащено ни фотоэлементами, ни лампой, ни демпфером. Открывает его оператор с помощью пульта.

— Пульт — по-прежнему самый простой и удобный способ открыть/закрыть шлагбаум, — признают эксперты. — Однако есть масса других, каждый из которых имеет преимущества и недостатки.

При проектировании шлагбаума первое, что просят учитывать специалисты, — особенности объекта. Так, в жилых кварталах, откуда утром массово выезжают и куда вечером, соответственно, въезжают, рекомендуют устанавливать высокоскоростное устройство (время открытия — 2,5 секунды). Можно запрограммировать шлагбаум, чтобы стрела определенное время была открыта (с 7 до 9 утра), а потом сама опустилась.

— Во все представленные на рынке шлагбаумы есть возможность интегрировать GSM-модуль. В этом случае управление (открытие) устройства осуществляется по звонку, — рассказывает Максим Пикиреня. — Тогда решается вопрос с непостоянными посетителями. Например, курьер, который привез пиццу, звонит клиенту и тот набирает нужный номер.

Однако это занимает определенное время, потому многие просят старый добрый пульт. Хотя есть более удобные (правда, и дорогостоящие) способы. Возле тех же новостроек в Боровлянах в асфальт вмонтирован датчик электромагнитной петли (стоит около 200 евро). Если подъезжает объект массой более тонны, то прибор распознает это как сигнал для поднятия стрелы. Водителю даже не придется нажимать кнопку.

Крякни — шлагбаум и откроется!

Рассматриваем очередной шлагбаум. Фотоэлементов нет, как и светодиодов. Зато имеется демпфер старого образца. Обращаем внимание на световозвращающие наклейки.

— Когда-то это была хорошая модель. Но, судя по внешнему виду, обслуживание проводится своими силами, — предполагает Сергей Сахар. — Смотрите, к стреле прикреплен кусок какой-то планки. Это влияет на срок работы механизма, который рассчитан на определенный размер стрелы. В конечном счете редуктор выйдет из строя и тогда уже никто не сможет выехать. При этом шлагбаум закрылся плавно, значит, работает исправно.

Эксперты проводят аналогию: автомобили мы обслуживаем дотошно, реагируем на каждый подозрительный звук. В случае же со шлагбаумами считается, что устройство будет работать вечно.

— Как правило, специалистов вызывают, когда уже произошла серьезная поломка или шлагбаум капитулировал, — делится опытом Сергей Сахар. — Спрашиваем, что случилось? Отвечают: полгода он дергался, а теперь не реагирует. Проблема же была в том, что система блокировки работала наполовину, за это время «слизало» все шестерни... Надо было обратиться в сервис своевременно. А для бесперебойной работы достаточно делать техобслуживание дважды в год — до и после зимы.

По мнению экспертов, на каждом объекте должен быть ответственный, который сам в курсе, как устранить неисправность. Иногда случается, что фотоэлементы покрываются грязью и их достаточно протереть тряпочкой, но люди этого не знают и вызывают мастера.

В конце концов нам показывают шлагбаум, в котором предусмотрены все системы безопасности, — со светодиодной лампой, демпфером, лампой, фотоэлементами. Имеется также табло для вызова охраны.

— Важно понимать, что в принципе нужно тому или иному объекту, — подчеркивают специалисты. — Чтобы обеспечить доступ гостям, устанавливают GSM-модуль. Можно подключить его к ноутбуку и корректировать список доступа через компьютер. Или вообще добавлять/удалять пользователей на телефоне с помощью комбинаций SMS-сообщений. Особый режим пропуска в Европе предусмотрен для автомобилей экстренных служб. Водителю такой машины достаточно включить сирену или «крякалку» — шлагбаум откроется. Такое можно сделать и у нас.


Шлагбаум — лишь один из способов закрыть двор от случайных машин. Мы уже описывали технологию по защите жилого квартала возле железнодорожного вокзала и на бульваре Мулявина в Минске. Совсем плохо выходит, если шлагбаум установили, а он работает с перебоями или вообще капитулировал. Деньги потратили — и толку?

Видеодомофоны в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!