Видеодвойка — так называют патрули, которые в смешанном режиме регистрируют превышение скорости. Подобная практика широко распространена при отработке трассы М1, в частности в Брестской области. Один экипаж находится в машине гражданского исполнения, второй — в служебной, через несколько километров. Последний останавливает водителей, проигнорировавших ограничение. Автомобилисты, понятное дело, не очень довольны. В ГАИ же считают, что эти меры позволяют успокоить движение возле нерегулируемых переходов, где неоднократно фиксировались смертельные ДТП. Корреспонденты Onliner.by со стороны посмотрели, как проходит патрулирование в Кобринском районе.
Опытные водители, не раз ездившие по трассе М1, хорошо знают: от Бреста до границы Березовского/Кобринского районов приходится двигаться в рваном ритме. Через каждые несколько километров — деревни, ограничения, камеры скорости, хотя по параметрам это автобан, что подталкивает к быстрой езде.
— На самом деле это очень аварийный участок дороги Брест — Минск — граница России, — рассказывает старший госинспектор ГАИ Кобринского района Александр Полетило. — Основная опасность возникает на нерегулируемых пешеходных переходах, которые расположены в населенных пунктах. Сейчас они дополнительно освещены, в этих местах установлены знаки, однако ключевым остается соблюдение водителями скоростного режима. В случае существенного превышения риск совершения наезда на пешехода возрастает многократно.
По словам сотрудников ГАИ, убрать пешеходные переходы не представляется возможным. Между двумя частями деревни, разделенной трассой, существует тесная связь: жители ходят на работу, учебу, в магазин.
Очевидно, главная ошибка была совершена еще при проектировании — нельзя разрезать населенные пункты скоростной трассой. Это создает извечный конфликт водитель — автомобиль, который в будущем невозможно исключить. Именно такая ситуация сложилась на трассе М1.
А вот печальный итог недальновидного решения: череда трагедий на кобринском участке дороги, в основном связанных с наездами на пешеходов. В начале 2011-го в деревне Перки (Кобринский район) водитель автобуса насмерть сбил двоих школьников (9- и 14-летнего), которые направлялись на учебу.
Минувшим летом на том же переходе произошел очередной случай, опять-таки связанный с габаритным транспортным средством. По данным ГАИ, водитель Citroen (в этой легковушке находилось шесть человек: трое взрослых и трое детей) остановился, чтобы пропустить людей на «зебре». Ехавший следом DAF по какой-то причине затормозить не успел и врезался в легковой автомобиль. Удар был такой силы, что Citroen отбросило на несколько метров. Попутно он задел женщину, которая переходила дорогу. Она погибла, ее внук успел отбежать.
— Патрулирование в смешанном режиме проводится именно в аварийно опасных местах, где есть связь между превышением скорости и совершением ДТП, — подчеркивает Александр Полетило. — В одной машине, гражданского исполнения, находится сотрудник, который фиксирует превышение скорости с помощью сертифицированного прибора. Через несколько километров располагается второй патруль: после получения информации о нарушении он останавливает указанного водителя.
Как обращают внимание в ГАИ, такие места обычно не обозначаются предупреждающими табличками о проведении контроля скорости. Инспекторы объясняют, что это требование касается только датчиков фотофиксации, работающих в автоматическом режиме: «Кроме того, наличие или отсутствие данной таблички не освобождает от необходимости соблюдать ПДД».
В данном случае автомобиль, из которого ведется радарный контроль, находится в деревне Борисово (Кобринский район). В этом населенном пункте разрешено движение со скоростью не более 60 км/ч. В поле зрения попадает нерегулируемый переход, на котором неоднократно фиксировались ДТП с пострадавшими.
— Несколько лет назад в соседней деревне Брилево (где как раз находится второй экипаж) сбили пожилую женщину, которая переходила дорогу, — рассказывает об одном из случаев Александр Полетило. — За рулем автомобиля находился гражданин России, возвращавшийся из Европы. Мужчина обрадовался, что удалось быстро пересечь польско-белорусскую границу, и торопился домой. Но скорость была небезопасной и... Впоследствии водитель был осужден, а автомобиль до сих пор находится на штрафстоянке.
Превышение фиксируют с помощью прибора «Бинар», который сертифицирован в Беларуси и регулярно проходит госповерку. Скоростемер настроен на превышение скорости в 22 км/ч и более. Сотрудник, проводящий контроль, показывает последние зафиксированные машины: Volkswagen с номерами Гомельской области (87 км/ч), фура из Европы (80 км/ч).
— Часто превышают грузовые автомобили, но если учесть, что бóльшую часть трафика составляют фуры, то в чем-то это даже закономерно, — делятся наблюдениями инспекторы. — Во время праздников существенно вырастает поток как из России, так и из Европы. Соответственно, число нарушений ПДД тоже увеличивается.
Когда прибор фиксирует нарушение, сотрудник связывается со вторым экипажем, пересылая данные коллегам. У сотрудников ГАИ есть несколько минут, чтобы остановить названную машину. Этого вполне достаточно.
Наконец поступает сообщение: нужно остановить Opel Vivaro с минскими номерами. Зафиксирована его скорость — 85 км/ч. Искомый автомобиль появляется на горизонте через минуту. За рулем оказывается гражданин Голландии, который имеет вид на жительство в Беларуси. Он удивлен и возмущен одновременно.
— Ауто вообще сломался, — говорит водитель с заметным акцентом. — Он в аварийном режиме, мотор «дрыгает», лампочки загорелись. На нем невозможно ехать больше 80 км/ч. Как это я превысил?
В подтверждение показывает заключение об осмотре, выданное на СТО. Действительно, в бумаге указано, что не работает один из цилиндров.
— Сказали, что в Бресте не могут отремонтировать, надо ехать в Минск, — сетует голландец. — Даже не знаю, как добраться.
У инспекторов свои аргументы — показания «Бинара», на табло которого отражена скорость 85 км/ч. В конце концов водитель Opel соглашается оплатить штраф, однако беспокоится из-за возможных проблем с продлением вида на жительство.
Нельзя сказать, что значительное превышение скорости (более чем на 20 км/ч) носит массовый характер. Каждый час фиксируется всего несколько нарушений. По словам сотрудников ГАИ, объяснения стандартные: спешу домой, устал в дороге...
— Это как раз не оправдание, — замечает Александр Полетило. — Правила дорожного движения запрещают управлять транспортным средством в болезненном или утомленном состоянии. А ограничения на трассе М1 обусловлены жизненной необходимостью. Только в Кобринском районе в прошлом году было зафиксировано свыше 6 тысяч превышений скорости. Это примерно треть от всех нарушений ПДД.
Репортаж приходится прервать. Рядом с автомобилем ГАИ останавливается минивэн, из него выходит женщина-водитель и направляется к инспекторам: «Голова разламывается, а у нас в аптечке, кроме бинтов, ничего нет».
Находим таблетку анальгетика и просим женщину немного отдохнуть, прежде чем она вновь сядет за руль. На трассах нередко происходят аварии, косвенной причиной которых становится усталость.
В ожидании сообщений из Борисово инспекторы проводят стандартную отработку: останавливают автомобили, которые по какой-то причине обратили на себя внимание. Так, BMW с проржавевшими арками оказался без техосмотра.
А вот Nissan Micra с номерами Евросоюза. Некоторое время не могли понять, где зарегистрирован автомобиль. В конце концов расшифровываем: GR — это же Greece, Греция... По словам сотрудников ГАИ, часто в Россию или Казахстан едут выходцы из этих стран, иммигрировавшие в Европу.
Снова поступает сигнал из Борисово: в кадр прибора попала фура со словенскими номерами. В населенном пункте грузовик Mercedes двигался 88 км/ч.
— Представляете, если бы пришлось резко остановить автомобиль или кто-то притормозил бы перед переходом, — моделируют ситуацию инспекторы.
Через несколько минут автопоезд останавливается возле края проезжей части. За рулем — гражданин Украины. К тому же он не пристегнут ремнем безопасности. Сотрудники ГАИ оформляют протоколы по двум статьям Кодекса об административных правонарушениях.
Поскольку водитель попался на превышении скорости в Беларуси впервые, лишение ему не грозит. А что если это повторное нарушение (превышение свыше 20 км/ч) в течение года?
— В случае когда с подобным нарушением попадается белорус, основное водительское удостоверение (и талон) изымается, а выписывается временное, — объясняет Александр Полетило. — Затем материалы высылают в отделение ГАИ по месту жительства для принятия решения. Если же речь идет об иностранном гражданине, то на место совершения правонарушения может выехать начальник ГАИ, чтобы оперативно рассмотреть дело. Штраф можно оплатить на месте, а вот документы не изымают, но прáва управления транспортными средствами на территории Беларуси лишают.
Похоже, снова сработал «Бинар». Инспектор выходит из служебного автомобиля и быстрым шагом направляется к краю проезжей части, явно высматривая кого-то. Через минуту появляется BMW X5 с номерами Гомельской области.
Во время оформления выясняется: прибор зафиксировал скорость в 123 км/ч. Напомним, в деревне Борисово действует лимит в 60 км/ч. Оказалось, в течение года водитель уже попадался на превышении. Сейчас ему грозит лишение прав.
По словам сотрудников ГАИ, это далеко не рекорд. Бывало, останавливали иностранцев, ехавших более 200 км/ч. Многие ссылались на то, что якобы не успели перестроиться с движения по автобанам. Александр Полетило вспоминает, как сам оформлял протокол в отношении белоруса, двигавшегося 186 км/ч:
— Водитель утверждал, что торопился на похороны, но знаете сколько было случаев, когда в результате такой спешки у семьи случалось двойное горе? Не говоря уже о том, что при подобной скорости выполнить требование по пропуску пешехода на нерегулируемом переходе просто невозможно.
Во время репортажа никто из остановленных водителей не пытался оспорить нарушение, хотя когда заходит речь о возможном лишении права управления, автомобилисты обращаются к разным доводам, говорят инспекторы. В частности, ссылаются на то, что негласный и смешанный контроль запрещены.
— Однако это не так, — утверждают в пресс-службе ГАИ Брестской области. — В обязанности ГАИ входит выявление правонарушений. Существует приказ МВД, который допускает ведение негласного и смешанного контроля. Благодаря инженерным мерам и подобным формам работы, в Кобринском районе удалось добиться снижения числа учетных ДТП, в особенности в местах концентрации аварий.
С одной стороны, возмущение водителей можно понять: никому не нравится, когда тебя таким образом уличают в нарушении. С другой — когда речь идет о системной отработке и формировании устойчивой реакции автомобилистов («В населенных пунктах Кобринского района снижай скорость»), это приходится принимать как должное.
Радар-детекторы в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by