Сколько же было разговоров, когда Uber только появился в Минске! Говорили даже о том, что платформа рано или поздно вытеснит традиционные такси с рынка, да что там — станет полноценной заменой общественному транспорту. По справедливости, не произошло ни того, ни другого. Хотя приложение действительно прочно заняло свою нишу в сфере пассажирских перевозок. И, разумеется, пошли другие разговоры. Клиенты недовольны повышающими коэффициентами, обижаются на то, что водители не ждут их столько, сколько потребуется, да и вообще считают, что раньше было лучше. Так может ли водитель влиять на стоимость поездки, вправе ли пассажир выбирать маршрут и чего ждать от сделки с «Яндекс.Такси»? Uber отвечает на вопросы читателей Onliner.by.
— Uber пользуюсь часто. Главная претензия одна. В часы пик водители не хотят ехать, если нет коэффициента оплаты. Причем на карте в приложении я зачастую вижу по несколько машин, стоящих поблизости. Но вызвать их невозможно. Такое ощущение, что водители выжидают, пока появится коэффициент. Часто бывало, что кто-нибудь приезжал за мной из другой части города, но тогда время ожидания увеличивалось весьма значительно — приходилось ждать по 15 минут и дольше.
Складывается впечатление, что сами водители создают искусственный ажиотаж. Получается, белорусские водители обманули иностранную систему? Как определяется коэффициент и может ли на него повлиять водитель, например, не принимая заказ?
— Наша цель — обеспечение надежных и быстрых поездок по городу, именно этот принцип лежит в основе работы системы Uber. Приложение применяет алгоритмы интеллектуальной диспетчеризации — направляет заказы ближайшему свободному водителю, выстраивает оптимальные маршруты с учетом объезда пробок.
Искусственное создание повышающих коэффициентов невозможно. Платформа Uber ежесекундно оценивает баланс спроса (количества заказов) и предложения (количества машин на линии) во всех точках города, и в случае, если количество заказов превышает количество автомобилей, находящихся в этот момент на линии в данном районе, автоматически повышает стоимость поездок, привлекая тем самым туда больше водителей. То есть система применяет динамический, или повышающий, коэффициент к стоимости поездок. Как только спрос и предложение приходят к равновесию, что иногда происходит в течение нескольких минут, система перестает применять динамический коэффициент и цены возвращаются на базовый уровень.
Важно отметить, что стоимость поездки известна заранее, она указана в приложении до момента подтверждения заказа и уже учитывает динамический коэффициент, если он применен.
— Недавно Национальный аэропорт Минск объявил о новых правилах работы такси на территории аэровокзального комплекса. В частности, чтобы официально забирать оттуда пассажиров, потребуется письменное разрешение администрации аэропорта. Касается ли это нововведение Uber? Каким образом сейчас ведется работа по обслуживанию пассажиров аэропорта?
— Мы изучаем этот вопрос с целью выработки решения, оптимального для наших пользователей в Минске.
— В последние месяцы стала замечать, что водители очень часто отказываются от поездок. Заказываешь машину, причем неважно даже, с коэффициентом или без. Приходит подтверждение, что водитель в пути, время ожидания, допустим, 5 минут. А спустя минуту-другую все это слетает и программа начинает искать новую машину. То есть водитель отказался ехать. Причем такое происходит очень часто. Было даже, что я очень долго ждала машину, в приложении видела, что водитель едет в мою сторону, а в последний момент он отказывался от поездки. То есть я потеряла 10 минут, а затем была вынуждена ждать, пока для меня найдут другую машину и доедет уже следующий водитель.
В то же время пассажир может отказаться от поездки только в течение нескольких минут после вызова, иначе с него спишут деньги. А водитель, получается, может отказаться в любой момент? Почему так происходит и существуют ли санкции в отношении таких водителей-отказников?
— Мы не отмечаем массовой отмены поездок водителями в Минске. Наоборот, этот показатель сейчас значительно ниже среднего по региону «Европа, Ближний Восток и Африка».
В целом важно отметить, что водители не являются сотрудниками Uber, это наши независимые партнеры. Они могут отказаться от выполнения заказа, однако, как правило, это не создает проблем, поскольку система быстро находит замену.
При подключении водителей к платформе Uber мы обращаем их внимание на то, что в случае задержки по каким-либо причинам (сложная транспортная ситуация и т. д.) им необходимо предупреждать пользователей, чтобы те могли принять решение, будут ли они ждать или предпочтут отменить заказ.
— Вот уже довольно долгое время у Uber действует правило: водитель ожидает заказчика 5 минут. Если тот не появляется в течение этого времени, водитель уезжает. Окей, может быть, это справедливо. Но как узнать, с какого момента начинается отсчет? Приходит уведомление о том, что водитель подъезжает. Но подъезжает — это еще не подъехал. И на практике сталкивалась с тем, что водитель может подъезжать еще несколько минут. И тогда как доказать, когда он приехал и приезжал ли вообще? Или постоял где-то за углом и уехал?
Однажды я разговорилась с водителем. Он рассказал, что некоторые действительно хитрят: не отсылают сообщение о прибытии. Ждут для виду пару минут и уезжают. Им так выгоднее: пеня капает, а по маршруту крутиться не надо.
Так кто отправляет уведомление: сам водитель или же система? С какого момента начинается отсчет 5 минут ожидания? Пеня за опоздания, которая списывается с клиента, идет в карман водителю и ему действительно выгодно, если пассажир не явится?
— Мы рекомендуем пассажирам заказывать Uber, когда они уже готовы выезжать и находятся около места заказа автомобиля. Такой подход помогает водителям эффективно работать с приложением и способствует максимально быстрой подаче автомобиля.
Обращаем внимание, что отсчет времени ожидания водителем начинается с момента его прибытия на место подачи, пользователь всегда может связаться с водителем через приложение и уточнить его местонахождение.
В Uber действует автоматическая отправка уведомлений, как только водитель подъезжает к месту посадки. Если sms приходит с задержкой, рекомендуем настроить push-уведомления.
— Каким образом рассчитывается время прибытия машины? Случалось, приложение сообщало о том, что автомобиль прибудет через 8 минут, а на самом деле он приезжал существенно раньше. А бывает наоборот: пишет «5 минут», а стоишь и ждешь машину все 10, причем по карте видно, что водитель едет какими-то кругами.
— До начала поездки приложение показывает ориентировочное время прибытия водителя к месту посадки. Это расчетная, а не гарантированная величина, на которую может повлиять ряд внешних факторов, например различные дорожные ситуации.
— Часто езжу одним и тем же маршрутом и заметил, что навигатор ведет водителя разными путями. Один самый долгий по времени. Но зато едем по широким центральным улицам. Есть еще два: ведут окольными путями, но по времени получается быстрее. Самый короткий маршрут, к слову, пролегает по совсем узким, разбитым дорогам, но иногда навигаторы выбирают именно его. Благодаря тому, что стоимость поездки определяется с самого начала, в итоге по деньгам получается небольшая разница вне зависимости от продолжительности поездки. А по времени можно сэкономить весьма значительно.
Может ли водитель сам выбирать маршрут или все зависит от выбора навигатора? И может ли клиент настоять на том, какой дорогой он хочет ехать?
— Навигатор может предлагать разные маршруты в зависимости от дорожной ситуации: плотности движения, заторов или перекрытий транспортных магистралей. Водитель может выбрать любой из доступных маршрутов по своему усмотрению.
Пользователь всегда может сообщить водителю свои предпочтения по маршруту. Если пользователь считает, что водитель выбрал неоптимальный маршрут, он может обратиться в службу поддержки через приложение (разделы «Помощь» или «Ваши поездки») и стоимость услуги будет пересчитана.
Обращаем внимание, что при отклонениях от предложенного системой маршрута стоимость поездки может быть изменена.
— Недавно подруга рассказала, что после такой загородной поездки водитель Uber стал требовать с нее дополнительную оплату наличными, дескать, за городом действует другой тариф. Конечно, она ничего не дала, пригрозила вызвать милицию.
Я бы хотела знать, действительно ли, выезжая за пределы Минска, можно попасть на дополнительный тариф или это «развод»? Существуют ли варианты, при которых водитель может требовать оплату наличными?
— Uber в Беларуси использует для расчетов только безналичный способ, требование водителем наличных — это нарушение условий сотрудничества. Рекомендуем сразу же сообщать о подобных ситуациях в службу поддержки (даже если факта передачи наличных денежных средств не было). Это можно сделать в самом приложении (разделы «Помощь» или «Ваши поездки»).
Важно отметить, что Uber — это приложение для заказа поездок в пределах города. Территория обслуживания для Минска находится в границах городской черты плюс Национальный аэропорт. Водитель может отказаться от поездки за пределы указанной территории обслуживания, поэтому если вам необходима поездка за пределы города, мы рекомендуем связаться с водителем до его приезда по адресу подачи, сообщить ему финальный адрес назначения и уточнить его готовность совершить поездку. В случае отказа пользователь может отменить поездку и повторно оформить заказ. Плата за отмену в течение первых 5 минут после принятия заказа водителем не взимается.
— В конце прошлого года случилось несколько серьезных ДТП с машинами Uber. Это в первую очередь смертельная авария на МКАД, еще одно ДТП на кольцевой, в результате которого пострадал пассажир, а также происшествие на улице Ванеева, когда водитель насмерть сбил пешехода.
Отслеживает ли компания ситуацию в каждом конкретном случае, предпринимались ли какие-либо действия, чтобы связаться с потерпевшими или их родственниками?
— Обеспечение безопасности поездок с Uber — наша приоритетная задача. Поэтому мы внимательно мониторим показатель аварийности (процент от общего числа поездок) и следим, чтобы он не повышался. Ежемесячно в Минске совершается несколько сотен тысяч поездок с Uber, при этом количество аварий незначительно.
В случае ДТП водитель должен сообщить о нем в правоохранительные органы и при необходимости вызвать медицинскую помощь. И пользователю, и водителю мы рекомендуем связаться с нашей службой поддержки через раздел «Помощь» в приложении. Специалисты могут проконсультировать и порекомендовать оптимальный алгоритм действий. Отметим, что запросы, связанные с безопасностью, имеют приоритетную очередность.
В целом пассажир должен знать, что в случае ДТП нельзя сразу уходить с места происшествия: важно удостовериться, что здоровью не причинен никакой вред (что квалифицированно могут определить только медработники). Результаты медицинского осмотра следует внести в протокол, чтобы в случае необходимости пассажир мог получить возмещение возможного ущерба здоровью по страховке.
Партнеры Uber обязаны иметь страховку автогражданской ответственности. При наступлении страхового случая пользователь должен обратиться за возмещением ущерба в страховую компанию, в которой застрахована ответственность виновника ДТП.
Наконец, главная рекомендация для всех пассажиров: во время поездки нужно обязательно пристегиваться ремнями безопасности как на переднем, так и на заднем сиденьях.
— Обратил внимание на то, что у uberX чаще стали приезжать несвежие машины давних годов выпуска. С чем это связано? Не планируется ли ввести новый тип услуги в дополнение к uberX и UberSELECT?
— Мы стремимся сделать быстрые, безопасные и комфортные поездки по городу доступными для всех его жителей, так, чтобы каждый пользователь мог открыть приложение и через несколько минут — вне зависимости от времени суток и погодных условий — его ждал автомобиль, а стоимость поездки не сказалась на бюджете.
Чтобы это стало реальностью, нам необходимо обеспечить массовый охват и водителей, и пользователей. Без наращивания большой базы водителей-партнеров невозможно гарантировать поездки для всех желающих и сделать их доступными по цене. Мы сознательно расширили перечень подключаемых автомобилей, чтобы обеспечить массовую доступность поездок с uberX и с точки зрения быстроты подачи автомобиля, и с точки зрения стоимости.
Тем не менее главное требование к машинам осталось неизменным: они должны быть технически исправными, комфортными и чистыми.
Важно отметить, что в Минске доступен и UberSELECT — более дорогой сервис повышенной комфортности. Таким образом, каждый пользователь Uber может выбрать оптимальную для себя опцию, исходя из потребностей и возможностей.
Каждый пользователь может оценить поездку по шкале от 1 до 5. Каждая поездка влияет на рейтинг водителя, и если таковой падает ниже определенного уровня, водителя отключают от платформы. Таким образом, каждый отзыв определяет, соответствуют ли автомобиль и водитель ожиданиям пользователей. Кроме того, в Uber работает специализированная служба поддержки, которая оперативно реагирует на все обращения пользователей и в случае необходимости предпринимает меры.
Если у пользователя возникают какие-либо претензии по отношению к водителю, рекомендуем обращаться в службу поддержки через приложение, выбрав нужную тему в разделах «Помощь» или «Ваши поездки». Мы прилагаем максимум усилий, чтобы каждая поездка была комфортной и приятной как для пассажиров, так и для водителей, и внимательно анализируем всю поступающую обратную связь, с тем чтобы предотвратить нарушения и обеспечить безопасность и удобство передвижения с Uber.
— В конце прошлого года было объявлено о слиянии «Яндекс.Такси» и Uber. Что это означает для рядового пользователя: в Минске появится новый тип такси или бренд Uber продолжит здесь работу? Какие изменения в работе сервиса ожидаются в этом году?
— Для пользователей будут по-прежнему доступны оба приложения — и «Яндекс.Такси», и Uber.
Приложения для водителей будут постепенно интегрированы в единую технологическую платформу, что увеличит количество автомобилей, доступных для вызова, сократит время ожидания и еще больше повысит эффективность и надежность сервиса.
Смартфоны в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by