21 февраля 2018 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

«Вы просто не ту машину купили...» Владельцы электромобилей о попытке установить зарядку во дворе дома

Новый тренд в Минске: зарядки для электромобилей устанавливают владельцы магазинов, банков, гостиниц, торговых центров... Честно говоря, иногда это напоминает маркетинговый ход. Спросите у любого хозяина Mitsubishi i-MiEV или Nissan Leaf — ему важнее иметь обычную розетку на стоянке, поближе к месту жительства, чем быструю зарядку где-то в городе. Однако легально установить шкафчик рядом с домом крайне сложно (если вообще возможно). Как выходят из положения? Кто-то протягивает удлинитель из окна, кто-то каждый божий день ездит в гараж на бензиновой машине, чтобы забрать электромобиль. Двое минчан рассказали, как пытались все сделать красиво и законно и что из этого получилось.

«Соседи думали, что ворую электроэнергию, и отключали удлинитель»

— Раньше ездил только на дизельных и бензиновых автомобилях, — рассказывает Александр, владелец Chevrolet Volt. — На фоне разговоров о развитии сферы энергетики и электрокаров в Беларуси проникся трендом. В общем, решил заказать на аукционе в США побывавший в небольшой аварии Volt.

Александр, владелец Chevrolet Volt

Описание всех сложностей доставки, растаможки и ремонта требует отдельной публикации. Заметим лишь, что минчанину транспортировка обошлась в $2000. Утильсбор, хранение и таможенные платежи — еще в $3200.

— Chevrolet Volt считается скорее гибридным автомобилем, — замечает Александр. — Обычно он едет на электроэнергии, и только когда заканчивается заряд — на бензиновом моторе (объемом 1,4 литра). Мне сказали: поскольку есть двигатель внутреннего сгорания, то будем растаможивать по его объему. Я особо не спорил.

Некоторое время занял ремонт — после аварии были повреждены несколько кузовных элементов. Запчасти на гибрид оказались в Беларуси дефицитом. (Хотя у Volt есть европейский «близнец» Opel Ampera, машина считается редкой.) Например, только одна дверь стоила $600.

Также пришлось заказывать зарядный модуль (его не оказалось в автомобиле) из Китая. В конечном счете гибрид обошелся в $12 500.

По словам нашего собеседника, по-настоящему эксплуатировать машину он начал в августе прошлого года. А за несколько месяцев до поездок задался вопросом, где «заправляться»?

Сначала присмотрелся к окружающим объектам. Рядом есть АЗС, однако об установке там зарядки для электромобилей пока речи не идет. Магазин? Аптека? Банк? Все не то...

— Задавал вопросы в ЖЭСе, администрации района, ездил по разным инстанциям, — перечисляет Александр. — Неподалеку находится охраняемая стоянка, где можно зарядить автомобиль. Парковка принадлежит ГО «Гаражи, автостоянки и парковки». Там идею горячо поддержали.

Однако снова неудача: выяснилось, что на стоянке действуют другие тарифы на электроэнергию — 30 копеек за 1 кВт·ч. Это почти втрое дороже, чем для владельцев квартир. Ценовой дисбаланс делает зарядку невыгодной.

Владелец Chevrolet Volt подсчитал, что при таких тарифах зарядка его машины эквивалентна эксплуатации обычного автомобиля с расходом 4 литра на 100 километров. К тому же придется еще оплачивать стоимость хранения на парковке.

Условием массового распространения электрокаров считается доступность зарядки. Как говорят владельцы plug-in-машин, розетка должна находиться на стоянке, где чаще всего хранится автомобиль, то есть, как правило, возле дома.

Обратите внимание, за границей быстрые зарядки (как Supercharger для Tesla) расположены в основном на хайвеях, а не в городах. Рядом обычно находятся гостиницы, рестораны, кафе, где можно с комфортом провести время, пока идет пополнение батареи.

Но если в паркинге кондоминиума или на стоянке жилого комплекса не будет возможности заряжать машину, то ни один европеец не купит Opel Ampera или Renault Zoe.

В Беларуси беспроблемно владеть электромобилем могут позволить себе обеспеченные люди, имеющие частный дом. А остальные — по большей части энтузиасты — вынуждены выкручиваться.

— Не получив ответа на вопросы, решил действовать, — продолжает Александр, который живет в обычной хрущевке. — Обратился к электрику. Со счетчика моей квартиры он вывел кабель по стояку в подвал. Оттуда протянул влагостойкую розетку. Когда приезжаю, достаю из багажника удлинитель, подсоединяю к машине, поднимаюсь на этаж и включаю автомат.

Как говорит владелец гибрида, одни начали жаловаться на него в ЖЭС, другие стали просто отключать автомобиль.

— С последними я решил вопрос мирно, — рассказывает наш собеседник. — Установил видеокамеру и направил на машину. Выяснил, кто вынимает штепсель из удлинителя. Обошел соседей, объяснил, что подключаюсь к своему счетчику, что проект выполнен квалифицированным электриком. Оказалось, многие считали, будто я краду электричество, а платят остальные жильцы. После моих визитов отключать удлинитель прекратили.

«Ставлю в гараже, но там другой тариф, а электричество на ночь отключают»

У Валентина, владельца Nissan Leaf, ситуация несколько иная, хотя рядом тоже нет ни одного объекта, с которым можно было бы договориться. Но у молодого человека имеется гараж, где можно заряжать автомобиль.

— Однако есть несколько существенных нюансов, — предупреждает хозяин электрокара. — Во-первых, туда надо еще добраться, а это где-то десять километров. По иронии еду на бензиновой машине, пересаживаюсь на электромобиль, а вечером обратно. Во-вторых, в гаражном кооперативе действует другой тариф — 1 кВт·ч стоит 20 копеек. Это вдвое дороже, чем для обычной квартиры. В-третьих, в кооперативе на ночь отключают электроэнергию с 21:00 до 07:00.

Валентин, владелец Nissan Leaf, — слева

По этим причинам Валентин не считает гаражный вариант зарядки оптимальным. Как и многие владельцы электромобилей, он убежден, что розетка должна быть обустроена в пешей доступности от дома. Иначе это делает использование машин без ДВС бессмысленной.

— Максимум чего мне удалось добиться, это вывести розетку на фасад дома, — продолжает собеседник. — Сейчас проект реализуется. Правда, придется еще десять метров тянуть шнур до парковки.

Еще один хозяин plug-in-машины на интервью так и не приехал. На вопрос почему, прислал фотографию и сообщение: «Добрые люди ночью отключили от розетки».

Большинство хозяев электрокаров идут по пути наименьшего сопротивления: удлинитель из окна — и делов. Как правило, используются мультимодальные устройства, которые могут работать хоть в мороз, хоть в дождь.

Тем не менее от жалоб это не ограждает. Наши собеседники заверили: не так страшен вытянутый из розетки штепсель, как письма бдительных граждан. Жалуются в МЧС, Энергонадзор, ЖЭС, администрации районов...

— Звонили как-то чиновники, мол, вы заряжаете машину в дождь. Спрашиваю: а это запрещено? — рассказывает Александр. — Отвечают: мы не знаем... Тогда чего звоните? Одна жалобщица стала писать во все инстанции. Я выяснил, кто это. Пришел, объяснил, рассказал. Но переубедить не удалось. Она считает, что если провод идет в дом, то это опасно и все может взорваться.

«Чиновники опасаются, что мы потребуем машино-место»

На протяжении всего разговора наши собеседники подчеркивали: хотели и хотят все сделать легально, по-правильному, красиво, не в ущерб интересам соседей. Им объяснили: надо получить техусловия, разработать проект, реализовать и потом согласовывать. Когда попробовали пройти цепочку, уже в самом начале столкнулись с сомнениями чиновников: мол, я-то техусловия предоставлю, но получится ли согласовать...

— Тогда написали коллективное обращение в Мингорисполком, — демонстрируют бумагу владельцы электромобилей. — Нас направили в Комитет архитектуры и градостроительства. Сначала показалось, что проблему удастся решить, но в итоге мы получили пространный ответ.

После разговоров с чиновниками ребята пришли к выводу, что больше всего те ссылаются, во-первых, на опасность травмирования детей: «Говорят, мол, шкафчик, провода... Дети полезут, начнут резать ножовкой провод, и закоротит. Но оглянитесь вокруг: на улицах и во дворах столько шкафов с самым разным оборудованием, контроллерами, платами! Разве кто-то погиб?»

Во-вторых, есть мнение, что после установки шкафчиков во дворах владельцы электрокаров начнут претендовать на постоянное машино-место. Хозяева plug-in-машин умышленно в обращениях подчеркивали, что не намерены требовать выделения площади для парковок. По их словам, дотянуться до зарядки можно с нескольких машино-мест и не нужно выделять отдельную площадку для электромобилей.

Хотя, заметим, в городах Западной Европы, где действуют драконовские тарифы на стоянку, парковка для электрокаров бесплатная. Там, куда запрещено ехать на обычной машине, электромобилям въезд открыт.

В качестве прецедента наши собеседники приводят пример из одного белорусского города. Там хозяин электрокара смог официально установить столбик с аккуратным шкафчиком возле многоквартирного дома. Он прошел все стадии от проектирования до согласования.

— Мы обычные люди и не должны разбираться во всех этих тонкостях, — возмущается Александр. — Ходим по инстанциям, получаем отказы... А вопрос всего-то в обустройстве обычной розетки на 220 В, каковых в Финляндии — на каждой стоянке (они использовались как подогреватели, а теперь выполняют функцию зарядки электрокаров). В неофициальном разговоре один чиновник сказал: вам просто не нужно было покупать такой автомобиль.

Наши собеседники напоминают, что в следующем году введут в эксплуатацию первый энергоблок АЭС. Как известно, придется решать вопрос с ночными часами работы. Если мощности не будут задействованы, поддержание параметров будет нерациональным. Идеальным решением могла бы стать как раз зарядка электромобилей, что приходится именно на ночные часы.

Более того, подготовлены официальные документы, четко обозначающие цели. В частности, в одном из пунктов постановления правительства №336 от 25 апреля 2016 года сказано: «Расширение парка электромобилей и гибридных автомобилей с учетом экономической целесообразности, развитие соответствующей инфраструктуры, предусматривающей строительство не менее 25 мест зарядки электромобилей на каждые 50 тыс. населения для городов с численностью населения свыше 100 тыс. человек».

«Наиболее перспективный вопрос — изменения тарифов на электроэнергию на охраняемых стоянках»

После общения с представителями разного рода ведомств и организаций сложилось ощущение, что нет структуры, которая бы предметно занималась этим вопросом, то есть разработкой типового проекта дворовой зарядки и выделением машино-мест на парковках городов. Словом, стимулировала бы использование электромобилей.

Так, в МЧС нам сообщили, что вопросы эксплуатации энергоустановок находятся в компетенции Министерства энергетики. Соответственно, любые жалобы касаемо зарядки электрокаров в дождь или мороз в МЧС не рассматривают.

Тогда мы обратились за комментарием к специалисту в области энергетики Александру Малькову. По его словам, на данный момент в Беларуси нет оператора по развитию сети электрозаправок, но вскоре он должен появиться.

Эксперт считает ключевым вопрос землепользования: «Все должно начинаться с выделения машино-места. Если его нет, то говорить не о чем».

— Если прилегающую территорию многоквартирных домов обслуживает товарищество собственников, то электрозарядку поставить вполне реально, — замечает Александр Мальков. — Это внутренний вопрос товарищества собственников. Также не возникает проблем с установкой зарядок возле частных домов.

Наиболее глубоко разбиралась в вопросах законности установки электрозарядок во дворах заместитель председателя Комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома Ольга Верамей. По ее словам, существует программа по установке зарядных станций на заправках «Белоруснефть», в паркингах торговых центров и т. д.

— Но когда речь заходит об установке аналогичного устройства физическим лицом, возникает несколько вопросов, — рассказывает Ольга Верамей. — Во-первых, электроустановка может размещаться на земельном участке, предоставленном только юрлицу или индивидуальному предпринимателю. Во-вторых, сама процедура предполагает выделение парковочного места. Даже если товарищество собственников решит вопрос положительно и предоставит такое место для электромобиля, это потребует нанесения специальной разметки, что невозможно без изменения ПДД, КоАП, ТКП и других нормативно-правовых и технических нормативных актов.

И потом, кто и по каким тарифам будет оплачивать электроэнергию? За счет чего расширять гостевую парковку — зеленой зоны, тротуара или других машино-мест?

Как говорят в Комитете архитектуры и градостроительства, есть мнение, что массовая выдача разрешений на размещение зарядки для электрокаров во дворах может привести к негативным последствиям. Тогда тротуары будут заставлены шкафчиками с зарядными устройствами, и это может создавать неудобства другим жильцам.

Наиболее перспективным специалисты видят вариант с изменением тарифов по оплате электроэнергии на объектах ГО «Гаражи, автостоянки и парковки»: «В данный момент этот вопрос активно обсуждается».


Эксперты называют электромобиль промежуточным этапом в развитии машиностроения. Идеальным транспортным средством считается то, которое будет пополнять запас хода за счет возобновляемых источников электроэнергии. Сейчас на дорогах США начинают появляться водородные Toyota Mirai. Но без перехода к электрокарам, на которые ориентируются многие мировые производители, будущее невозможно.

Электромобили в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by