Первый белорусский тест-драйв Tesla Model 3: путешествие в будущее

19 марта 2018 в 7:41
Автор: Денис Логунович. Фото: Влад Борисевич

Первый белорусский тест-драйв Tesla Model 3: путешествие в будущее

Автор: Денис Логунович. Фото: Влад Борисевич

У меня неожиданно полностью разрядился аккумулятор. Вообще намертво — даже не открывался центральный замок. Дело было на парковке Robinson Club, то есть в семи километрах от Минска. Кое-как забравшись в машину (спасибо обычной замочной скважине в двери), стал размышлять, что делать дальше. «Нагуглил» какую-то организацию, занимающуюся «прикуриванием» автомобилей. Позвонил и через полчаса, расставшись с 35 рублями, своим ходом мчал домой. Аккумулятор сел в моем Renault Megane. Все из-за того, что я забыл выключить фары, прибыв на первую встречу с Tesla Model 3. Видимо, сильно волновался. Ирония судьбы — в день тест-драйва электромобиля батарея села в моей бензиновой машине. Ну а что касается калифорнийской новинки — там с аккумулятором все в порядке: не так уж много электрокаров могут потягаться с Model 3 по количеству «междурозеточных» километров.

Машина из первой партии

Илон Маск показал Model 3 ровно два года назад — в конце марта 2016-го. Серийное производство «бюджетной „Теслы„» несколько раз переносилось, и первую партию выпущенных машин продали сотрудникам компании (видимо, чтобы детские болячки модели вылезли не у клиентов). Белая Model 3, доставленная в Москву из Нью-Йорка, как раз и является автомобилем из пилотной серии — ее купили слегка «бэушной» у одного из сотрудников Tesla Motors. В России машину уже хорошо знают — на ней покатались журналисты и популярные блогеры. Кроме того, ее успели брендировать несколько крупных интернет-порталов. И вот основатель Moscow Tesla Club Алексей решил наведаться на родину и показать новую Model 3 Беларуси. Или наоборот?

Формально — седан D-класса

Вживую автомобиль выглядит примерно так же, как на фотографиях. Есть удачные ракурсы, есть не очень. В потоке Model 3 выделяется разве что отсутствием решетки радиатора. Но многие автолюбители визуально знают эту модель, и в городской тягучке электрокар часто попадает под обстрел камер мобильных телефонов. На парковках новая Tesla тоже не обделена вниманием.

Самое необычное в экстерьере Model 3 — это тип кузова. В отличие от «седаноподобной» Model S, новинка выглядит как 100-процентный хетчбэк. Но открывая багажник, открываешь заодно и рот — это седан! Обратите внимание, где начинается крышка, — по центру задних стоек. Багажное отделение есть и спереди. Суммарно два багажника дают один из лучших объемов в своем сегменте. Кстати, о сегменте: по размерам и цене Model 3 вписывается в европейский D-класс. Но автомобили Tesla сложно классифицировать, равно как сложно было сравнивать первые iPhone и тогдашние смартфоны Nokia Symbian. Tesla — это иной продукт, созданный без привязки к устоявшимся традициям автомобилестроения.

Американцы затянули с выходом Model 3 в том числе из-за того, что это абсолютно новая модель. Здесь нет ничего от S или X. Другая платформа, новый тяговый аккумулятор, совершенно другой электродвигатель... Даже мультимедийная система не похожа на ту, что мы видели на старых Model’ях Tesla. Кузов «тройки» более чем наполовину выполнен из стали, в то время как та же «эска» алюминиевая. Теперь давайте подробнее пробежимся по основным особенностями новинки.

Платформа

В Model 3 используется несущая архитектура, преимущественно состоящая из стали. Хотя в задней части есть и алюминиевые элементы — кроме всего прочего, это улучшает развесовку по осям. В передней подвеске используются два рычага (эта схема уже знакома «тесловодам»), сзади — разработанная с нуля «многорычажка». В Калифорнии не раскрывают подробностей работы над платформой, но есть предположения, что «мерседесовская» школа представлена и здесь. Пневмоподвеска пока недоступна, хотя не исключено, что баллоны добавят при ближайшем обновлении. Это касается и полного привода — на данный момент у Model 3 один двигатель на задней оси.

Аккумулятор

В Tesla не сообщают точную емкость аккумулятора, который используется на Model 3. Возможно, это делается для того, чтобы люди не сравнивали новинку с S и X только по цифрам, которые особо ничего не значат. То же касается и мощности двигателя. В компании считают, что клиентам достаточно знать разгон до сотни и запас хода. А сколько там «коней» и кВт·ч — дело десятое. Согласитесь, что-то в этом есть, ведь нас волнует не емкость батареи в смартфоне, а то, как часто его нужно заряжать. Равно как нам не столько интересна мощность процессора, сколько скорость загрузки программ.

Панорамная крыша разделена на две секции, одна из которых объединена с задним стеклом. Когда делаешь селфи на втором ряду, кажется, что находишься на улице

По замерам независимых экспертов топовая комплектация Long Range (других пока не делают) имеет аккумулятор емкостью 75—80 кВт·ч. Но это не та 75-киловаттная батарея, которую мы знаем по базовой Model S. В новинке используются более крупные цилиндрические элементы, поэтому аккумулятор компактнее, чем аналогичный по емкости у S, — в новой батарее попросту меньше воздуха.

Кстати, Tesla все еще не отказалась от использования кислотной батареи, которая питает бортовую электронику и светотехнику. Пока еще это слишком радикальный шаг, но в компактном кроссовере Model Y, как ожидается, останется только тяговый аккумулятор, который будет питать всю машину, а не только приводить ее в движение, как в случае с нынешними «Теслами».

Запас хода у топовой Model 3 — около 500 км. Базовая версия, которая как раз и будет стоить в США 35 тысяч долларов, получит батарею емкостью около 50 кВт·ч. Этого должно хватить на 350 км. Для эксплуатации по схеме «дом — работа — магазин» достаточно. Дальние же путешествия лучше планировать по трассам с наличием быстрых зарядок.

Электродвигатель на постоянных магнитах

Думаю, инженеры Tesla с легкостью могли бы поставить задний асинхронный электромотор от Model S в «тройку» и никто не жаловался бы. Но Маск поручил установить на младшую модель более эффективный двигатель. В Model 3 используется агрегат на постоянных магнитах, который на 20—25% медленнее высаживает аккумулятор. Неудивительно, что из Москвы до Смоленска автомобиль доехал своим ходом, в то время как 4-летняя Model S с 85-киловаттной батареей «села» за пару десятков километров до областного центра.

Мощность мотора — около 260 л. с. Производитель уверяет, что до 60 миль в час «тройка» разгоняется за 5,2 секунды. Реальные тесты показывают, что 100 км/ч машина развивает за 5,7 секунды, что тоже является достойным показателем. При этом американцы обещают полноприводную версию Model 3, а также режим Ludicrous. С таким вооружением все «заряженные» седаны D-класса останутся позади.

Задний багажник получил окошко

Внутри — ничего (лишнего)

Если интерьер Model S можно было охарактеризовать как минималистичный, то для описания салона Model 3 больше подходит слово «пустой». Кресла, экран, руль, педали. Всё! Внутри автомобиля нет ни одной лишней детали. Теперь здесь еще меньше физических клавиш. С первого взгляда кажется, что салон новинки за 10 минут нарисовали в 3D MAX, но когда начинаешь вникать в детали, понимаешь, что все достаточно серьезно продумано.

Скорее всего, примерно так будут выглядеть салоны автомобилей будущего, когда бóльшую часть времени машины будут ехать без участия водителя-человека. Необычным интерьер выглядит даже не из-за здоровенного «телевизора» по центру. Глаз режет скорее отсутствие отдельных воздуховодов. На самом деле у Model 3 один огромный воздуховод — широченная щель возле лобового стекла, которая порождает настоящий ураган. Более того, ниже там есть еще один узкий воздуховод — своим вертикальным «дыханием» он меняет направление основного потока воздуха. То есть водитель и передний пассажир могут выбрать конкретное направление обдува — например, в плечи, лицо или даже в одно левое плечо. Более мощной и настраиваемой климатической установки я еще не видел.

На руле нашлось место лишь для двух «крутелок», которые выполняют различные функции (в зависимости от того, в каком меню вы находитесь). Они отвечают за настройку руля, зеркал, громкость и пр. Все двери открываются с помощью электроклавиш. Спереди есть «запасные» механические рычажки, отпирающие двери в случае аварии или разряда батареи. Производитель не рекомендует часто использовать «запасной» вариант, т. к. это может привести к повреждению резинок безрамочных стекол в дверях.

Задний ряд отдельной зоны «климата» не получил, хотя два дополнительных дефлектора имеются (дуют «передним» воздухом). Места сзади не так уж много — втроем можно и поссориться. По центру откидывается подлокотник с подстаканниками. Салон у Model 3 с премиум-пакетом (5 тысяч долларов) отделан дорогими материалами — алькантара, кожа, шпон. При этом выглядит все аскетично, если не сказать бедно. Такое вот автомобильное будущее. Салон последнего Mercedes C-Class — это дорогие ковры и «золотые унитазы». Салон Model 3 — это качественная и функциональная IKEA. Осталось выбрать, что вам больше нравится.

Приборная панель теперь на центральном экране

Обзор мультимедийной системы Model 3 можно давать отдельным материалом в раздел «Технологии». Это мощнейший комплекс различных функций и всевозможных настроек. Здесь нет главного меню, как в Model S. Фоном по умолчанию служит карта, а остальные пункты меню накладываются на нее. Левая часть 15-дюймового сенсорного экрана выполняет функцию приборной панели — там всегда показывается скорость, индикаторы светотехники и другие важные для водителя параметры.

Настройки климатической установки и обогрева кресел разместились в самой нижней части экрана. Там же расположены иконки основных функций мультимедийной системы — настройки машины, телефон, аудиопроигрыватель. К меню привыкаешь быстро — найти любую функцию можно за считанные секунды.

В Model 3 нет никаких красочных графиков с режимами езды, которые транслировались на приборку Model S. Здесь все гораздо проще — есть небольшой trip-компьютер, показывающий запас хода и средний расход энергии. В верхней части экрана расположена полоска, демонстрирующая степень рекуперации или интенсивность расхода электроэнергии. К тому, что спидометр расположен слегка правее от руля, привыкаешь быстро. Индикатор поворотников тоже находится на этом экране. Подрулевые рычажки, к слову, новые (не от Mercedes) и нефиксируемые.

На чем сэкономили?

В машине достаточно много вещей, на которых производитель сэкономил, пытаясь сделать Model 3 как можно доступнее. Например, нет электропривода крышки багажника. Недоступен и подогрев заднего ряда. Порадовать себя теплым рулем в морозное зимнее утро тоже не удастся. Про вентиляцию передних кресел забудьте. Сами сиденья достаточно простенькие, особенно если сравнивать с «немцами». Боковая поддержка слабая, и валики никак не регулируются. Руль, кстати, тоже не блещет эстетикой — у нового Kia Rio не хуже. Видимо, в Tesla уже ждут день, когда архаичную баранку вообще можно будет убрать из салона.

Вместо ключа — карточка

Ключ от Model 3 представляет собой карточку (похожа на банковскую). Прикладываешь ее к центральному тоннелю, нажимаешь тормоз — все, автомобиль готов ехать. Незабываемое ощущение разгона американских электрокаров присуще и самой доступной Tesla. В машине поражает не столько динамика набора скорости, сколько бесшумность и молниеносность реакции на правую педаль. На моделях с ДВС идеальной формулы «нажал — поехал» достичь невозможно. Кто ездил на электромобилях, тот поймет.

Кого-то может сильно разочаровать подвеска Model 3. Машина неожиданно жесткая, и на неровностях трясет почти как в Nissan GT-R. При этом режимов подвески у модели нет — можно лишь поменять реакцию на руль, который и в «Стандарте» достаточно чувствителен. По управляемости новинка похожа на недорогой спорткар — низкий центр тяжести, мгновенные реакции на руль, жесткая подвеска. Крены минимальны, шумоизоляция на достойном уровне. Педалью тормоза можно не пользоваться — рекуперация, как и у других электрокаров, работает очень заметно. Отпустил педаль акселератора — Model 3 начинает заметно замедляться с включенными стоп-сигналами.

Автопилот здесь более продвинутый, нежели в Model S. Вообще, говорят, что Model 3 изначально разрабатывали с расчетом на то, что однажды машина поедет сама, без участия водителя. По периметру автомобиля расположены 8 камер, 12 ультразвуковых датчиков и мощный радар. Эта артиллерия пока еще используется не на всю катушку, но в будущем производитель может прислать обновление и Model 3 полностью заберет управление у водителя. На данный момент автопилот «тройки» способен держать дистанцию и не покидать пределы своей полосы. Машина видит даже практически стертую разметку.

Даже если Tesla обанкротится, она войдет в историю

Мы не собираемся громко кричать, что это автомобиль будущего и всем остальным производителям пора готовить документы для процедуры банкротства. Время покажет. Но одно можно сказать точно: Tesla Model 3 — это настоящий феномен в автомобильном мире. Представьте себе — почти полмиллиона человек стоят в очереди за этим электрокаром. И это не просто люди, заполнившие анкету. Это клиенты, заплатившие первый взнос! И они ведь даже не видели Model 3 вживую и не знают точных характеристик машины. Маркетинг? Зомбирование? Массовый психоз? Называйте как хотите, но когда Toyota показывает новую Corolla, очереди у дилеров компании не собираются.

Похоже, от Model 3 зависит судьба калифорнийской компании. Если Илон со своими подчиненными сумеет наладить выпуск машины и отпускать клиентам по 5 тысяч экземпляров в неделю, Tesla сможет выбраться из затяжного кризиса и продолжить борьбу за господство в мире электромобилей. Но даже если производитель завтра разорится и закроется, а послезавтра все забудут про электрокары, перейдя, скажем, на водород, Tesla все равно войдет в историю. Эта компания смогла расшевелить заплесневелый автомобильный мир.

Можно сколько угодно критиковать Tesla, но именно благодаря Маску мы с вами сейчас наблюдаем второе пришествие электромобилей. Первое век назад не увенчалось успехом. Ну а сегодня 7 из 10 новостей в автомобильных лентах — о том, что тот или иной производитель готовит к выпуску свой электрокар. Audi, BMW, Mercedes, Volvo, Renault, GM… Эти компании практически остановили работы над новыми ДВС, сконцентрировав силы на создании электрических моделей. Однако пока никто не создал ничего, что могло бы противостоять Model 3 по соотношению цена / запас хода / удовольствие от езды. В Беларуси базовая версия «тройки» будет стоить около 55 тысяч евро с учетом всех платежей и доставки.


Вчера в Минске прошел, пожалуй, самый крупный белорусский слет владельцев электромобилей. Собралось несколько десятков машин, среди которых были три модели Tesla, Nissan Leaf, Chevrolet Volt и даже новенький Opel Ampera-e, являющийся «близнецом» американского Chevrolet Bolt. «Ампера» прибыла в Минск из Германии своим ходом. Несколько фотографий с мероприятия, в котором участвовал и Tesla-Cars, вы можете посмотреть ниже в галерее.

Автомобили Tesla на «Автобарахолке» Onliner.by

Читайте также:

NEW! Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

В меру новостей, в меру мемов и много веселья в нашем сообществе в VK

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by