Завтра вновь дорожает топливо. В РФ прогнозируют взлет цен на бензин к лету. Как это отразится на Беларуси?

 
29 марта 2018 в 15:22
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: архив auto.onliner.by
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: архив auto.onliner.by

С 30 марта 2018 года изменяются розничные цены на автомобильное топливо — увеличиваются на 1 копейку, или в среднем на 0,75 процента. По данным «Белнефтехима», стоимость 1 литра бензина АИ-92-К5-Евро составит 1 рубль 25 копеек, АИ-95-К5-Евро — 1 рубль 33 копейки, АИ-98-К5-Евро — 1 рубль 54 копейки, ДТ — 1 рубль 36 копеек. Очевидно, что это еще не конец, особенно на фоне прогнозов российских специалистов об удорожании цен в РФ к лету.

Независимые трейдеры вновь обратились к Федеральной антимонопольной службе с обращением в связи с ростом цен на нефтепродукты в России. По их оценке, если ситуация не изменится к лету, цены за литр топлива могут взлететь на небывалые высоты, пишет РБК. Нефтяные компании РФ всячески избегают продажи топлива на оптовом рынке, предпочитая создавать там искусственный рост цен, компенсируя собственные убытки от розничной продажи бензина. По мнению трейдеров, к концу марта на рынке сложилась критическая ситуация, биржевые цены достигли своих максимумов за всю историю торгов. Подобная картина может найти свое отражение на ценах белорусских АЗС.

«В некоммерческом партнерстве „Совет по товарным рынкам“ (СПТР) предупредили ФАС о том, что из-за сдерживания розничных цен продавцы в ряде регионов могут не только сократить, но и полностью прекратить продажи топлива на АЗС, — сообщает издание. — При этом в СПТР говорят, что и при продаже апрельских объемов топлива нефтяники продолжают сокращать предложение топлива на бирже, ограничивая предложение топлива и искусственно создавая его дефицит, который, в свою очередь, ведет к росту цен. Дальнейшее развитие ситуации приведет к закрытию целого ряда АЗС, не принадлежащих крупным нефтяным компаниям, а также ударит по карманам российских автолюбителей».

По данным «Аналитики товарных рынков» (АТР), доходность сетей АЗС в Санкт-Петербурге, отдельных регионах Урала и Сибири стала отрицательной и даже в Москве приблизилась к критической. За вычетом операционных расходов — на зарплату, хранение топлива, его перевозку и т. д. в 4 руб. на литр — столичные АЗС, по расчетам экспертов АТР, зарабатывают всего 0,8 руб. на литре бензина при доходности в 12,3%. Средняя цена бензина АИ-92 на московских АЗС 25 марта составила 38,6 руб. за литр при цене оптовой закупки на бирже в 33,8 руб. (в пересчете на стоимость литра бензина). В Екатеринбурге при розничной стоимости бензина 37 руб. за литр за вычетом операционных расходов владельцы заправок получают 0,8 руб. убытка.

Почему это важно для Беларуси?

Сейчас, в весенний квартал, в РБ наблюдается поэтапный рост розничных цен на топливо. Его объясняют процессом выравнивания стоимости в соответствии с российскими цифрами. В последнее время сложилась ситуация, при которой россияне могут приехать в нашу страну (в приграничные районы) и купить топливо по ценам для белорусского внутреннего рынка — они ниже российских. Если прогнозы независимых трейдеров РФ сбудутся и цены в России подрастут, вырастет число таких водителей, желающих купить топливо подешевле в наших АЗС. При этом, по убеждениям «Белнефтехима», поставлять топливо на внутренний рынок ему невыгодно (в сравнении с экспортом) из-за низких цен. В концерне убеждают: приведя цены на топливо для внутреннего рынка в соответствие с российскими, «Белнефтехим» не выйдет в финансовый плюс, только избежит минуса. Подчиняясь этой логике, несложно предположить, что произойдет на наших АЗС, если на российских заправках эти цены взлетят.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!