24 апреля 2018 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Александр Ружечка

Чиновники — о «неприкосновенности» водителей авто с дипномерами и реакции на нарушения

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Александр Ружечка

Мы не раз писали о фактах нарушения со стороны водителей автомобилей с дипломатическими номерами. По международному закону их не задерживают и не штрафуют. Одна из таких заметок вылилась в ноту протеста, направленную в адрес посольства Турции. Причиной стала парковка BMW на тротуаре. Позже, как нам удалось выяснить, турецкие СМИ раздули ситуацию, назвав ее кризисом, что заставило понервничать турецкое диппредставительство в нашей стране. В то же время у белорусских автомобилистов сложилось ощущение, что водители машин с дипломатическими номерами неприкосновенны. Насколько это суждение справедливо? На днях все главы посольств собрались на акции «Дипломаты за безопасность». Корреспондент Onliner.by направился туда, чтобы задать неудобные вопросы.

Министр иностранных дел РБ Владимир Макей

Верхушка айсберга

Ситуация с BMW посольства Турции стала достоянием общественности (об этом написали СМИ не только в Беларуси, но и в Турции: сайты Karar, Birhaberoku и многие другие). Ресурсы опубликовали реакцию турецкой стороны: «Водитель будет более тщательно соблюдать правила дорожного движения, говорится в заявлении».

Однако это редкость. Обычно, исходя из нашей практики, дальше заметки со ссылкой на очевидца нарушения дело не заходит. Как нередко бывает в правительственных кругах, это лишь верхушка айсберга, известия о последствиях для водителя или дипломата не выходят за рамки посольской «тусовки». Госавтоинспекция фиксирует такой проступок и соответствующую информацию направляет в Министерство иностранных дел. Насколько нам известно, после подобных случаев главу ведомства вызывают в МИД и напоминают о необходимости соблюдать ПДД. Официально подобная практика называется личной встречей. Есть и другие инструменты воздействия: предупреждения, беседы и наконец известные всем ноты. И, как нам удалось выяснить, выносят их достаточно часто, только почти не афишируют.

Немного официально

Все вышеперечисленные меры — карательные, ну а в качестве предупредительных используют мероприятия наподобие акции «Дипломаты за безопасность» с участием глав зарубежного дипкорпуса, представителей международных организаций, почетных консулов и их семей. На ней вновь напомнили о неукоснительном соблюдении ПДД в стране, куда прибыли иностранные чиновники.

Смысл акции, которую организовали «Белорусский клуб автомототуризма» (БКА), МИД, Минтранс и МЧС, озвучил глава международного ведомства Владимир Макей: «За год в мире в авариях гибнет больше людей, чем в отдельно взятом вооруженном конфликте. Проблема начинается с культуры вождения. И ей нужно учиться. Сегодня мы напомним послам о правилах наших дорог, действиях в экстремальных ситуациях».

Глава БКА Рафаэль Мусаев заметил, что общественное объединение около двадцати лет занимается пропагандой безопасности дорожного движения и к решению этой задачи привлекает разные слои населения. В этот раз задействовали дипломатов, поскольку они также передвигаются на автомобилях: «В мире ежегодно на дорогах погибает 1,2 миллиона человек. К тому же большое число людей получает травмы. Мы бы хотели привлечь внимание международной общественности к этой проблеме».

Что иногда происходит в реальности, думаем, многие помнят. Приведем подборку самых резонансных ситуаций за минувший 2017 год.

О привилегиях и индульгенциях

Комментируя подобные случаи, в МИДе нам говорят: «Определенные привилегии не дают индульгенцию на вседозволенность, в особенности на дороге. Венская конвенция о дипломатических сношениях предусматривает предоставление дипкорпусу определенных иммунитетов. Согласно этому документу сотрудники дипмиссий обязаны без ущерба для своих привилегий уважать законы и постановления государства пребывания. Правила дорожного движения — это тоже закон. Инциденты с автомобилями с дипномерами не остаются без последствий и соответствующей профилактической работы. Меры, которые по настоянию МИДа применяют в подобных случаях руководители дипмиссий к своим сотрудникам, как правило, оказываются действенными».

А что думают сами обладатели привилегий? Одни послы на телевизионные камеры хвалят белорусских водителей и чистоту дорог, допуская легкую критику наших скоростных режимов. Другие дипломатично уходят от ответа по поводу нарушителей из их ведомства. Третьи не стесняются в резких заявлениях и обещают тех, кто грубо нарушил белорусские ПДД, высылать из страны.

Поверенный в делах США: «Серьезное ДТП с дипломатом — это международный скандал»

Роберт Райли оказался наиболее осведомлен о турецкой ноте: «Действительно, мы разговаривали об этой ситуации в своих кругах. Очевидно, нарушают многие водители, но машины дипломатов привлекают больше внимания — хотя бы красными номерами. Каждый может случайно нарушить. Другое дело, когда это заведомое действие.

Произошедшее с тем BMW, несмотря на настроения турецкой прессы, нельзя назвать скандалом. Для сравнения — последний пример из моей родной страны. На территории США, в которой, к слову, наибольшее количество дипмиссий разных государств, один из дипломатов допустил аварию, которая закончилась гибелью человека. Вот это было серьезно.

Мы настаиваем, чтобы наши сотрудники соблюдали правила страны пребывания, в том числе насчет парковок. Относимся к этому серьезно. Наша позиция — лучше заплатить и избежать проблем».

Чрезвычайный и полномочный посол Украины: «Мое отношение жесткое — просто высылаем»

Игорь Кизим в первую очередь заметил, что и в нашей стране встречаются «страшные водители», причем отличаются они в зависимости от области: «Такое у меня впечатление осталось после поездок. Нарушения со стороны дипломатов и были, и есть. И ноты присылают регулярно во все ведомства разных стран. Мы всегда проводим расследование, предупреждаем человека. Мое отношение к таким инцидентам жесткое — два предупреждения, а под третьим стоит моя подпись. И все, высылаем из страны домой. За последнее время я видел материалы трех случаев: один зацепил машину при повороте, второй развернулся через двойную сплошную линию разметки, третий забыл заправочный пистолет в горловине бака и поехал. То есть не критические нарушения».

Игорь Кизим — второй справа

Посол Израиля: «Если нет возможности заплатить штраф за нарушение, настойчиво рекомендуем перечислить сумму на пожертвования»

Алон Шогам напомнил, что в его родном государстве намного более строгие правила, нежели в РБ: «У нас штраф за написание текста на смартфоне во время движения — эквивалент тысячам долларов. За проезд перекрестка на красный, непропуск — лишение прав. Строгое отношение к безопасности на дорогах мы стараемся распространить и в Беларуси. Если дипломат нарушил, мы обращаемся в ГАИ и уточняем, какое наказание ему полагается согласно местному законодательству. Такая же практика касается и штрафов по камерам скорости. Узнав сумму, мы предлагаем дипломату заплатить. Если это невозможно, настойчиво рекомендуем перечислить деньги в виде пожертвований».

Алон Шогам — в центре

Посол Кыргызстана Кубанычбек Омуралиев во время разговора с коллегами пошутил: «Я бы сказал, в Беларуси, в частности в Минске, водители дисциплинированы. Шоферы говорят: если кто-то совсем дико нарушает — наверное, чужой, не местный». И будто в подтверждение этих слов на гостевой парковке, специально отведенной для высоких гостей акции «Дипломаты за безопасность» и на которой вполне хватает свободных мест, мы видим такую картину с Ford Kuga в главной роли:

Получается, дипломатам действительно надо напоминать об элементарных правилах, если они допускают такую парковку прямо во время мероприятия, призванного напомнить об элементарных правилах. Возможно, на это нарушение и будет какая-нибудь реакция: беседа, личная встреча... Вероятно, даже нота.

Парковочные радары в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by