519
14 июля 2018 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка
«Если бы ехала со скоростью 5 км/ч, то наверняка бы упала». Профессиональные мотоспортсмены о «трюках» в городе

Сейчас, кажется, все вокруг обсуждают кожаные шорты, шлем с рожками и трюки, которые выполняла мотоциклистка на проспекте Дзержинского в Минске. Впрочем, профессионалы в мотоспорте оценивают действия девушки весьма скептически: «Этому элементу обучают на начальных стадиях контраварийной подготовки. А вот попробовала бы мотоциклистка выполнить его на небольшой скорости. Бьемся об заклад, наверняка бы не удержалась и упала». Эксперты также критически высказались о выборе места для демонстрации умений: «Спортивный мотоцикл — это снаряд. Но в переполненном трамвае же никто гантелей или рапирой не размахивает...»

«Почему бы этого не сделать?»

Вчера появилась информация, что широкая известность обернулась против мотоциклистки. Сотрудники ГАИ составили семь протоколов в отношении девушки, мощно «хайпанувшей» на этой неделе. До того как трюки оценили инспекторы, она заверяла: «В один прекрасный день я привстала, потом стала пританцовывать и увидела улыбки на лицах людей. Дети и взрослые махали мне из автобусов, тянули большой палец вверх — и понеслась. Я могла поднять людям настроение по дороге на работу. Почему бы этого не сделать, подумала я».

— Мнения в комментариях, как часто бывает, разделились, — замечает Виталий Жуковский, который сейчас выступает ведущим рубрики. — Одни, обращаясь к оппонентам, говорят: симпатичная девушка, привнесла какую-то эмоцию, чем она вам не угодила? Не мешайте другим радоваться жизни! Другие более категоричны и дают весьма резкие оценки. Мне запомнилось предложение одного из автомобилистов, мол, давайте, когда станет скучно, я начну на трехтонном внедорожнике играть на скорости в шашечки...

Интересны оценки профессионалов, которые выполняют трюки еще похлеще, хорошо знают специфику и то, чем чреваты ошибки. Предложили посмотреть ролик и высказаться председателю комитета по стантрайдингу Федерации мотоспорта Андрею Луцкову и председателю комитета по шоссейно-кольцевым мотогонкам Дмитрию Евхименко. Они также преподают в мотошколе, обучают контраварийному вождению.

— Такой прием может использоваться, например, при переезде «спящих полицейских», каких-то дорожных неровностей, на пересеченной местности. «Кроссовики» вообще постоянно ездят на ногах, практически не опускаясь на сиденье, — говорит Андрей Луцков, обучивший не одно поколение профессиональных стантрайдеров. — В данном случае мотоцикл контролируется ногами. Этому элементу обучают на начальных стадиях контраварийной подготовки.

Андрей Луцков (слева) и Виталий Жуковский

Наши собеседники категоричны: подобные упражнения отрабатывают только на закрытой площадке, так как потеря контроля может угрожать безопасности окружающих.

— Заметно, что девушка чувствует стойку, хоть она и несложная, — признает Андрей Луцков. — Но просто представьте: соскользнула нога или кто-то посигналил... Любой испуг может привести к потере контроля, а следовательно, к падению или столкновению.

Описывая механику процесса, председатель комитета по стантрайдингу, сам во время выступлений выполняющий сложнейшие трюки на квадроцикле, объясняет: «На скорости определить мастерство владения мотоциклом сложно. Фактически он едет за тебя. А вы попробуйте двигаться медленнее пешехода, например со скоростью в 5 км/ч, по габаритной доске и остановиться в заданной точке. Вот это задача!»

«Если бы девушка попробовала повторить свой „трюк“ на скорости 5 км/ч, то наверняка бы упала. За нее мотоцикл ехал»

«На соревнованиях такой „трюк“ оценили бы в ноль баллов»

Не раз Андрея Луцкова приглашали в качестве судьи на международные соревнования по стантрайдингу. Так что он вправе оценивать сложность того или иного трюка. Несмотря на восхищение многих комментаторов, наш собеседник говорит: «Нет никакой сложности в этом элементе. На соревнованиях он был бы оценен в ноль баллов. Это же не хед-стенд, когда спортсмен едет стоя на голове на баке мотоцикла. Или свитч-бек, то есть движение задом наперед. Вот они считаются сложными элементами, и за них начисляются баллы».

По словам председателя комитета по стантрайдингу, принцип начисления баллов за выступления на профессиональных соревнованиях напоминает тот, что действует в фигурном катании. Есть программа, каждый трюк оценивают в определенное число баллов. Причем прописаны обязательные элементы — дрифт, акробатика, движение на заднем и переднем колесе и т. д.

Андрей Луцков определяет стантрайдинг как умение чувствовать мотоцикл на маленькой и большой скорости, в разных положениях, на каждой грани, в дрифте, стопе, на заднем колесе... По его словам, некоторые акробатические элементы вообще сложно объяснить с точки зрения физики процесса.

— Ну а вот девушка. Как считаете, зачем все это делает? Она уверена, что подарила людям удовольствие, — спрашивает Виталий Жуковский.

— Это же очевидно, — подключается к разговору Дмитрий Евхименко. — Момент популярности. Девушки любят это. Знаете, если ею движут здоровые амбиции и она действительно хочет развиваться, то мы готовы ей помочь — предоставим площадку, экипировку, специально доработанный мотоцикл. Пускай обучается и приносит положительные эмоции зрителям. Пока же это выглядит как стремление к дешевой популярности.

Дмитрий Евхименко

Он вспоминает громкий случай, произошедший год назад во Владивостоке, когда там погибла известная мотоциклистка, выполнявшая трюки на байке и размещавшая записи в Instagram.

— Аналогия — самая прямая. Та девушка (ее звали Ольга Пронина) очень грамотно катала на «спорте», я смотрел эти ролики, — подчеркивает Дмитрий Евхименко. — Обычно как все начинается? Человек почувствовал в себе силы, решил попробовать, понравилось, и он хочет продолжить вау-эффект. Это как с татуировками: как правило, одной не ограничиваются. Сейчас пошло внимание, а девушки это любят...

«Не хочется пророчествовать, но мотоциклистка из минского ролика может закончить тем же, чем девушка из Владивостока. Финал обычно схожий»

Нисколько не стесняясь, председатель комитета по шоссейно-кольцевым гонкам говорит, что лишь спустя 25 лет езды на мотоциклах стал по-настоящему изучать управление байком и понял: «Я ездил как лох. Потому до сих пор учусь».

«Экипировка спасает на 40%»

Обращаем внимание, что мотоциклистка не только становилась на ноги во время движения, но также пыталась демонстрировать другие «трюки».

— Перенос веса с ноги на ногу — тоже простейший элемент управления, — замечает Андрей Луцков. — Опять-таки ничего тут необычного нет. Повторюсь: мотоцикл лучше едет, если не вмешиваться в управление. Водителю байка же важно соблюдать баланс и контролировать центр тяжести.

В качестве примера того, насколько контролируют мотоцикл спортсмены, он описывает такой трюк из стантрайдинга: проехать на переднем колесе 70 метров, развернуться на 180 градусов и расплющить банку, стоящую на земле, задним колесом.

«Пускай бы девушка проехала хотя бы двумя колесами по банке. Было бы интересно посмотреть, получится ли», — предлагает Андрей Луцков.

Заходит разговор об отсутствии экипировки. Виталий Жуковский замечает, что девушка ехала в шортиках, но в шлеме. Да, ПДД не обязывают надевать наколенники, налокотники, защиту спины и пр., но с другой стороны, мотоциклистка не просто двигалась по городу, а пыталась что-то демонстрировать.

— Экипировка должна быть всегда, — считает Андрей Луцков. — Шлем, куртка... Все это реально спасает. Вы посмотрите: во время MotoGP спортсмены падают на скорости в 250 км/ч, а потом встают и продолжают гонку. В том числе благодаря экипировке!

— Слышал от медиков, что она на 30% спасает от критических травм, — говорит ведущий рубрики.

— Я бы даже сказал, на 40%. Плюс умение падать и отпускать мотоцикл.

Как говорят собеседники, во время одной тренировки стантрайдеры падают до ста раз. Это связано со спецификой спорта: нужно прочувствовать грань, только тогда сможешь классно выполнить трюк. Разумеется, за руль мотоцикла не садятся без шлема и защиты спины (остальное может сковывать движения и мешать). Ребята учатся правильно падать, группироваться.

Но без травм все равно не обходится. В шутку спортсмены говорят, что рентген-снимков у них больше, чем семейных.

— Причем это может случиться в самой безобидной ситуации, — вздыхает председатель комитета по стантрайдингу. — Наш спортсмен Дмитрий Труханович сломал голеностоп в самом начале сезона. Поставил ногу на землю, и все — в больницу. А в прошлом году, выполняя программу, на сложном трюке жестко упал, перевернулся, мотоцикл рухнул на него. Приехали к врачам — вообще ничего...

Если боксер или другой профессиональный спортсмен применяет приемы в драке, то это может быть расценено как отягчающее обстоятельство при разбирательстве. А что насчет стантрайдеров? Есть ли некий кодекс поведения на дорогах? Могут ли они быть, например, отстранены от выступлений за демонстрацию трюков на обычной улице?

— Запретов нет, — усмехается Андрей Луцков. — Но я открою секрет: наши спортсмены не ездят по городу на мотоциклах. Во-первых, страшно. Профессионал многое умеет и понимает, что на площадке все зависит от него. А на дороге — нет. Во-вторых, просто не хочется, усталость, да и для выброса адреналина вполне хватает занятий.

«Нет расслабленности в руках, неправильная посадка, смотрят не туда»

Постепенно заходит разговор об уровне подготовки мотоциклистов. Виталий Жуковский обращает внимание: многие только после получения прав категории B начинают по-настоящему учиться вождению на автомобиле, а как с категорией А?

— К нам приходят водители, которые уже имеют право ездить на любых мотоциклах, но в реальности их нельзя выпускать на дорогу, — считает Андрей Луцков. — Сейчас у нас занимается девушка, получившая категорию А. Мы ей дали «стопятидесятку», и при обычной езде на площадке она упала. Такое может случиться на любом светофоре.

Собеседники перечисляют типичные ошибки, которые допускают мотоциклисты: нет расслабленности в руках, неправильная посадка, смотрят не туда.

— Основные точки опоры на мотоцикле — пятая точка и ноги, которые зажимают бак. Все остальное должно быть расслаблено: руки, плечи... Голова — прямо, взгляд устремлен в точку, куда надо ехать, — на пальцах объясняет председатель комитета по стантрайдингу. — Словом, мотоциклист на 100% управляет телом.

По его мнению, пять из десяти мотоциклистов не смогут остановиться в указанной точке (если придется тормозить со скорости в 60 км/ч). Это требует определенной подготовки, расчета скорости, чувства момента. При этом сами они и окружающие могут считать свой уровень вождения высоким.

— А потом кто-то поднимает байк на заднее колесо... — вспоминает о типичной ситуации Виталий Жуковский. — Насколько это вообще сложно?

— Сложности никакой нет, но и контроля — тоже. Со стантрайдингом это не имеет ничего общего, физика процесса совсем другая, — говорит Андрей Луцков. — На обычном мотоцикле постановка на заднее колесо происходит на скорости, за счет газа. Байк находится в недоугле, нет контроля для возврата в исходную точку (только закрытием ручки газа). Если допущена ошибка, то исправить ее очень-очень сложно. У нас все наоборот. Специально подготовленный мотоцикл забрасывается в точку 90 градусов и дальше, контроль возврата происходит тормозом, причем максимальная скорость выполнения элемента — 40 км/ч.

В среде спортсменов вопросы безопасности стоят выше остальных. Если есть риск для окружающих, никто выполнять трюк не будет.

— Вот вы гантелей или рапирой в переполненном трамвае же не машете, — проводит аналогию Дмитрий Евхименко. — Потому что это общественное место... Если хочется адреналина, найдите соответствующее место. Иначе у вас прямая ответственность за окружающих.

Мотоциклетные аккумуляторы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by