30 июня 2018 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Синдром супермена, или Как уступать дорогу скорой и не только

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

«ПДД не дают четких рекомендаций, как именно уступать дорогу скорой. Наши водители очень часто „тупят“, не зная, куда податься в занятой ими полосе», — замечает читательница Onliner.by, предложившая осветить проблему. Вопрос действительно непростой, а тут еще на слуху спорная ситуация в Гродно. Во время разбора, на который мы пригласили медика (в прошлом — врача скорой), вспомнилось много роликов — и знаменитый непропуск на Независимости, и ДТП с участием спецмашин. «Претензии нужно предъявлять не только к обычным автомобилистам», — считает Юрий Краснов.

«Лежит», «синий», «из уха идет кровь»

Инна, которую мы пригласили для участия в выпуске «Разборов...», работала санитаром, фельдшером скорой, теперь она — анестезиолог-реаниматолог в одной из минских больниц. Вспоминает несколько курьезных случаев, когда взрослые люди набирают 103 по пустяковым случаям — из-за небольшого пореза или температуры в 37,5. Но сразу оговаривается: это скорее исключение.

— Насколько врачам важна скорость? Некоторые считают, что иногда спецсигналы включают просто так, чтобы воспользоваться преимуществом при движении, — озвучиваем типичное мнение.

— Есть протокол оказания медпомощи. В нем обозначены временные рамки, — объясняет Инна. — Например, человек, у которого развился острый инфаркт миокарда, в течение 90 минут после первичного контакта с врачами скорой должен быть доставлен в больницу, где необходимо выполнить коронарографию (самый точный способ диагностировать ишемическую болезнь сердца).

— Для Минска полтора часа — это довольно много, — подключается к разговору Юрий Краснов.

— Да, но за это время надо провести ЭКГ и другие обследования, перенести пациента в машину скорой, обеспечить транспортировку в больницу и там передать врачам.

Медики подразделяют вызовы на линейные, срочные и экстренные. Поводом для последних может быть, например, падение с высоты, ДТП, суицид.

Как говорит Инна, при вызове люди редко используют медицинские термины. Странно, если бы оператору поступали четкие определения: «У пациента наблюдается аритмия, пульс пониженный, имеются признаки гипотермии». Обычно все ограничивается описательными формулировками: «лежит», «синий», «из уха идет кровь».

Поскольку первоначальная информация не всегда четкая, на подобные вызовы нередко следуют со спецсигналами. Решение об их включении принимает не водитель, а старший бригады. «Причем это не просто формальность. Обязательно делается отметка в специальной книге», — подтверждает Инна.

Иногда в больницу тоже приходится ехать быстро. В основном когда речь идет о жизнеугрожающих состояниях, как говорят медики. Свидетельством того, что прямо в пути пациенту оказывают помощь, может быть включенный свет в машине скорой.

Вообще, за автомобилями службы 103 осуществляется довольно серьезный контроль. В салонах установлены GPS-датчики, по которым можно следить за перемещением, скоростью и прочими данными.

«Пешеходы вообще не реагируют»

С обоснованностью применения спецсигналов все более-менее ясно. Но нас в большей степени интересует вопрос о реакции окружающих на спецавтомобиль, следующий с/на вызов.

— Часто пешеходы вообще не реагируют, — Инна признается, что обычно следила за обстановкой по пути на вызов, но при движении в обратную сторону внимание было сконцентрировано на пациенте. — Как шли, так и пошли. В лучшем случае кто-то в растерянности останавливается посреди дороги.

— Обычно люди смотрят под ноги и не наблюдают обстановку, — солидарен Юрий Краснов. — Услышав сирену, начинают искать глазами. Потом пытаются перебежать. Честно скажу, как человек, передвигавшийся на автомобиле со спецсигналами: даже не рассчитываешь, что будут уступать.

«А если в громкоговорящее устройство что-то скажешь, то сделают все с точностью до наоборот»

По совпадению на улицу выезжает скорая с включенными спецсигналами (рядом находится городская станция скорой помощи). Автомобилей немного, водители быстро реагируют, снижая скорость и принимая правее. Самый критичный момент — пересечение перекрестка на запрещающий сигнал. Правда, горит зеленая стрелка, и скорая легко минует узел.

— Вот в этот момент надо было использовать сирену, а водитель ее зачем-то выключил, — замечает Юрий Краснов. — Обратите внимание: за границей такие автомобили ярко-желтые или красные, у них все моргает, блестит. А у нас машины не так хорошо заметны. Поэтому использование дополнительного способа привлечения внимания будет не лишним.

Ведущего рубрики очень заинтересовало, кто занимается подготовкой шоферов спецавтомобилей. Он все время допытывался у Инны: откуда они приходят, где работали раньше — в автопарках, таксистами, водителями автобусов? Юрий Краснов считает, что все они должны проходить спецподготовку, которая не проводится в должной мере.

Честно говоря, не видим большой проблемы с водителями скорой, во всяком случае ролики с их странным поведением на дороге встречаются крайне редко (если таковые вообще есть).

Но Юрий Краснов настаивает: «Специальных курсов по обучению управлению транспортными средствами оперативного назначения нет. Только в Департаменте охраны МВД, где я до недавнего времени преподавал, существует что-то подобное. А шоферам спецавтомобилей ведь нужно взаимодействовать с водителями, имеющими разные навыки, в том числе влиять на их поведение. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Вот как я опыта набирался? Наблюдал за старшим коллегой, потом стал повторять. А в скорой у водителя напарника нет...»

По мнению ведущего «Разборов...», одна из возможных проблем — непредсказуемость действий шоферов, движущихся со спецсигналами:

— Случается, они не включают указатели поворотов. А окружающие автомобилисты не могут понять, что им делать. Как-то на ул. Казинца на вызов следовал спецавтомобиль одной из экстренных служб. Встречные водители решили: ну ладно, едет и едет. А шофер взял и через двойную сплошную повернул во дворы, не обозначив маневр. Ну вот как так?

У Юрия Краснова возникли вопросы и по поводу действий водителя скорой в Гродно во время проведения акции ГАИ. Речь о моменте, когда спецавтомобиль приблизился к стоящим на красный Peugeot и «Газели».

— Слева и справа имелось пространство и можно было проехать, — считает ведущий рубрики. — В реальной ситуации водитель скорой воспользовался бы одним из этих коридоров. Но он подъехал и просто стал ждать. Более чем уверен, что водитель Peugeot подумал: «Чего ты пристал?»

В то же время шоферы скорой часто жалуются, что имеют весьма условное преимущество по ПДД.

Мол, норма в правилах неоднозначная: «Водители транспортных средств оперативного назначения при условии обеспечения безопасности дорожного движения могут отступать [...]». Получается, раз произошло столкновение, значит, это требование не выполнено?

А как на самом деле ведется разбирательство подобных происшествий? По словам Юрия Краснова, в таких случаях выясняется, видел ли другой водитель автомобиль со спецсигналами и имел ли техническую возможность остановиться. Это не значит, что всегда будет виновен шофер службы 103.

— Знаю, сейчас скажут: «А вот за границей...» — предугадывает комментарии ведущий «Разборов...». — Но посмотрите внимательнее тамошние ролики. Водители спецмашин едут спокойно, тем самым давая возможность им уступить. Они никого не прессингуют, не пугают. А у нас порой кажется, что шоферы экстренных служб хотят в тебя врезаться.

Подытоживая, Юрий Краснов перечисляет: «Есть синдром супермена, когда, выполняя ответственное задание, водитель словно не чувствует опасности и в итоге попадает в ДТП. Но помнить о риске нужно всегда. Кроме того, шофер спецавтомобиля должен хорошо представлять маршрут, определиться с тактикой поведения. Если он не помнит, что где-то есть разделительная полоса, то, вероятнее всего, в час пик попадет в затор».

«Чувство, что у водителей нет четкого плана действий»

Вернемся все же к вопросу нашей читательницы: как правильно уступать дорогу спецавтомобилю? В особенности когда ты в заторе, вокруг машины и тебе просто некуда податься.

— Как-то во время службы в ГАИ я двигался на автомобиле с включенными спецсигналами, — вспоминает Юрий Краснов. — Впереди оказалась учебная машина. Увидев наклейку «У», выключил сирену. Но курсантка все равно несколько раз заглохла. Тогда я в громкоговорящее устройство сказал: «Девушка, не волнуйтесь, аккуратно подведите сцепление и, не бросая педаль, нажмите на газ». И она поехала! А сидящий рядом инструктор не помог.

«К чему это я? Ах, ну да, вокруг много автомобилистов, которые не могут взять и просто начать маневрировать в стесненном пространстве»

Впрочем, есть ряд обстоятельств, которые изначально помогут не оказаться в сложном положении. Например, известно, что обычно водители спецавтомобилей ездят в крайней левой полосе. Это надо учитывать и понимать. В пробке не подъезжайте впритык к бамперу стоящей впереди машины, что позволит хоть чуть-чуть подвинуться, если потребуется.

— Первое, что я делаю, услышав сирену, — это выключаю музыку, — перечисляет ведущий рубрики. — Начинаю прислушиваться, оцениваю обстановку, снижаю скорость... Многие водители совершают ошибку, двигаясь в том же режиме. Это не позволяет в плотном потоке сместиться в сторону и уступить дорогу. А потом уже начинаются лихорадочные действия.

Иногда, впрочем, бывает, что водитель ровным счетом ничего не предпринимает, и это тоже плохо. Вот характерное видео, сделанное несколько лет назад на пр. Независимости в Минске. Позже в ГАИ сообщили, что за рулем Kia находилась женщина. Впоследствии она была привлечена к ответственности.

А вот другой ролик. Перекресток пр. Независимости — ул. Дорошевича. Водитель Audi выезжает, не обращая внимания на сирены и спецсигналы.

— Можно предположить, что он не наблюдает за обстановкой вокруг, — считает Юрий Краснов. — В наших условиях жизненно необходимо быть всегда готовым к опасности. Как в джунглях.

В той ситуации медики скорой доставляли ребенка в тяжелом состоянии в 1-ю городскую клиническую больницу. Это к слову об обоснованности применения спецсигналов.

— Мне кажется, у водителей нет четкого плана действий, — высказывает свое мнение Инна. — Они действуют очень разрозненно и как-то невпопад.

Юрий Краснов предлагает продемонстрировать, как следует поступать: «Допустим, сзади появляется скорая с мигалками. Самое важное — это продемонстрировать, что вы видите и намерены уступать. Если понимаете, что вас хотят объехать справа, то включаете указатель левого поворота, отслеживаете ситуацию в боковое зеркало и перестраиваетесь. Поверьте, соседи по потоку вам будут помогать».

Кроме демонстрации готовности уступить важно уметь маневрировать в ограниченном пространстве («тещин дворик» вам в помощь). В заторе все могут решать сантиметры: подвинетесь чуть в сторону — спецавтомобиль сможет проехать и окажется на месте происшествия на 5 секунд быстрее.


— Ни один водитель не едет с мыслью, дескать, ни за что не буду уступать автомобилю скорой. А значит, многие досадные случаи происходят из-за недопонимания, — подытоживает выпуск Юрий Краснов. — Шофер спецмашины должен уметь объехать любого «тормоза», чтобы тот не причинил вреда. А остальным водителям нужно быть готовыми уступать, наблюдать за обстановкой и иметь план действий.

Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by