Минчанин вызвал такси, оплатил дорогу в обе стороны, а таксист его не дождался. Комментарий юриста

 
UPD
18 июля 2018 в 17:43
Автор: Виталий Петрович. Фото: архив auto.onliner.by, фото носят иллюстративный характер
Автор: Виталий Петрович. Фото: архив auto.onliner.by, фото носят иллюстративный характер

Пользователь нашего форума с ником Дмит не смог найти взаимопонимание с одной из крупных минских служб такси. Он рассказал, что договорился с водителем на поездку туда и обратно за определенную цену и сразу же заплатил деньги. После завершения первой части поездки пассажир вышел, оговорив, что скоро вернется. Но таксист уехал, так и не дождавшись его. Что было дальше и можно ли в подобном случае добиться компенсации?

«Как и все люди, поторговался»

Вот, что пишет наш читатель: «Ужас! 14 июля в 19:34 вызвал такси 7788. Приехал водитель вовремя. Маршрут: улица Сухаревская, 5 — улица Парниковая — улица Сухаревская, 5. Водитель озвучил стоимость поездки — 28 рублей. Я договорился с ним за 25 рублей».

Это принципиальный момент. Пассажир торговался с водителем, хотя предполагалось, что, после вызова такси через диспетчера, поездка будет осуществляться по счетчику. Если так, то откуда водитель знал заранее стоимость поездки и тем более согласился ее снизить?

— Я не обращал внимания, работал ли таксометр в автомобиле или нет. Таксист спросил у меня, поедем ли мы через город или по кольцевой? Я ответил, что через город. Он сразу назвал сумму: 14 рублей в одну сторону, соответственно, 28 рублей в обе. Я, как и все люди, поторговался, сбил стоимость до 25 рублей. Сел, поехал, — рассказал корреспонденту Onliner.by Дмит.

Пассажир, по его словам, сразу же заплатил водителю указанную сумму.

«На улице Парниковой я вышел из машины и сказал, что вернусь через несколько минут. Отсутствовал около 12 минут. Вернулся на место, где меня должна была ждать машина с оплаченной обратной дорогой, но ее там не обнаружил», — написал наш читатель.

Ситуация сложная, ведь никакого чека о совершенной поездке на руках у мужчины не было. Трудно представить, как в такой ситуации можно доказать, что была оплачена и обратная дорога тоже.

— Я позвонил диспетчеру, чтобы поинтересоваться, куда подевался водитель. Получил ответ: «Машина уехала на заказ». Не понимаю, как такое вообще возможно! Во-первых, мы договорились и поездку я оплатил. Во-вторых, в машине остались мои вещи: ничего существенного, вроде бы пакет чипсов, но все же. В-третьих, что мешало водителю позвонить мне, если он посчитал, что я задерживаюсь. У него был мой номер телефона: он звонил мне, когда забирал на Сухаревской. Мог позвонить еще раз, сказать, что у него другой заказ, например, — пояснил мужчина.

Свою проблему он изложил диспетчеру службы такси. По его словам, поначалу ему предложили следующий вариант: деньги вернут ему на телефон. От этого пассажир отказался, потребовав, чтобы за ним прислали машину, которая отвезет его обратно, поскольку поездка уже оплачена.

«Диспетчер сказала, что машина будет через 9 минут. Жду, приехал другой водитель. О том, что он везет меня без оплаты, таксист узнал от меня», — написал Дмит.

Поездка все же началась, параллельно пассажир пытался урегулировать вопрос с диспетчерской службой. Он пояснил, что его постоянно перенаправляли на разных людей, в связи с чем приходилось несколько раз пересказывать эту историю.

— У меня при себе осталось 5 рублей наличными. Я поинтересовался у таксиста, можно ли оплатить поездку карточкой? Он ответил, что у него нет терминала. Ладно, позвонил, напряг жену — она у меня беременная. Она сходила в банкомат, чтобы снять деньги с карточки, но в банкомате не было мелких купюр. Я уже к тому моменту был на нервах, часа на полтора вся эта ситуация растянулась. Поэтому, когда приехали на Сухаревскую, отдал водителю 5 рублей и собрался уходить. То есть я оплатил этой службе поездку в оба конца, плюс сверху эти 5 рублей, — отметил наш читатель.

По его словам, водитель возмутился и даже пригрозил вызвать милицию.

— Я ответил, что не запрещаю ему это делать. Он напишет на меня заявление, что я не оплатил поездку. А я напишу заявление на того водителя, который уехал с моими деньгами. Пусть разбираются у себя в службе, почему я должен дважды оплачивать одну и ту же поездку? — возмутился Дмит.

Пассажир ушел, но водитель, судя по всему, в милицию все же не обращался. По крайней мере, нашему читателю об этом ничего не известно.


В администрации такси «Алмаз 7788» корреспонденту Onliner.by отказались прокомментировать ситуацию.

Комментарий юриста

За разъяснениями корреспондент Onliner.by обратился к юристу Татьяне Ревинской. Она пояснила, что отношения «таксист — клиент» регулируются Законом РБ «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», Правилами автомобильных перевозок пассажиров №972 от 30 июня 2008 года, утв. постановлением Совета министров; Гражданским Кодексом РБ, Законом РБ «О защите прав потребителей».

В частности, Правилами №972 устанавливаются порядок и условия выполнения автомобильных перевозок пассажиров, их багажа и (или) ручной клади, определяются права, обязанности и ответственность пассажиров, автомобильных перевозчиков и их представителей, заказчиков и операторов автомобильных перевозок пассажиров.

В соответствии с требованиями Правил №972, таксисту запрещается перевозить пассажиров с неисправным или выключенным таксометром, поскольку размер платы за автомобильную перевозку автоматически определяется по таксометру на основании тарифов за подачу автомобиля-такси по заказу, посадку в автомобиль-такси, 1 км оплачиваемого пробега, 1 час оплачиваемого простоя (если пассажир воспользовался услугами такси, минуя диспетчерскую службу, то плата за подачу автомобиля по заказу не включается в общую стоимость поездки).

Кроме того, водитель автомобиля-такси обязан ехать до названного адреса по кратчайшему пути или маршруту, выбранному пассажиром (чтобы изменить маршрут, нужна инициатива или согласие пассажира); по окончании перевозки, выполненной с условием предварительной оплаты стоимости перевозки, выдать пассажиру кассовый чек и произвести с ним расчет (с учетом суммы, внесенной при посадке), что предусмотрено п. 173 Правил №972.

— По общему правилу поездка оплачивается по ее окончании. Но пассажир вправе внести предоплату, размер которой определяется по таксометру и указывается в чеке, — подчеркнула Татьяна Ревинская.

Если пассажир полагает, что таксист пренебрег своими обязанностями, нарушив его права, он может пожаловаться перевозчику (юрлицу или ИП, которое имеет лицензию на перевозку пассажиров, поскольку именно с ним пассажир заключает договор перевозки, пользуясь такси), например, высказав жалобу диспетчеру по телефону либо направить письменную жалобу.

— В случае неудовлетворения требований пассажир вправе использовать другие способы для защиты своих прав, например, обратиться в общество по защите прав потребителей или в суд, — отметила юрист. — Для сведения: таксиста могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа, в частности, за необоснованный отказ от перевозки или за поездку с выключенным таксометром (ст. 18.33 КоАП).

Дополнено. Другая версия

Наш читатель с ником denisborisov утверждает, что является тем самым водителем такси, который уехал с улицы Парниковой.

— Когда я забирал пассажира, он спросил, сколько стоит поездка до улицы Парниковой. Я ответил, что по счетчику — тариф службы. Это он стал говорить, что больше 25 рублей не заплатит, — рассказал читатель.

Он подтвердил, что пассажир попросил подождать его на улице Парниковой.

— Сказал: жди 25 минут. На таксометре набило 25 рублей, я взял другой заказ и уехал. Ждал пассажира больше часа, — утверждает denisborisov.

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!