Бить или не бить? Краснов ищет ответ в самой жесткой дорожной ситуации
261
18 августа 2018 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка. Видео: Екатерина Блашко
Бить или не бить? Краснов ищет ответ в самой жесткой дорожной ситуации

Час пик, плотный поток на проспекте. Машины сбоку, машины спереди и сзади — все торопятся. Вроде поехали, давай, разгоняйся! Вдруг кто-то справа влезает прямо перед капотом — ему что, быстрее всех нужно? Педаль тормоза в пол, руль влево — на инстинкте. Удар! Причем столкнулись не с тем, кто влез — он-то уехал как ни в чем не бывало. А на месте ДТП остались два участника: оба в плохом настроении, и оба не считают себя виноватыми. «В такой ситуации надо было бить», — обязательно посоветует кто-то. А надо ли? Что скажет Краснов?

— Меня пригласили поучаствовать в необычных соревнованиях. 25 августа буду сражаться в «Битве машин — 5 » — автобоях, которые пройдут на «Линии Сталина», — рассказал Юрий. — Это вызов для меня, а также отличная возможность почувствовать себя за рулем автомобиля, попадающего, по сути, в ДТП. Своего рода контактная тренировка за рулем. Бить или не бить — это же не единственный вопрос, на который должен ответить водитель в критической ситуации. Если бить, то как лучше это сделать, чтобы минимизировать последствия? Как потом удержать машину? Или как попытаться уйти от удара и самому потом не стать виновником ДТП? Об этом мы сегодня и поговорим.



Обо всем по порядку:

Бить или не бить?

На «Линии Сталина» сегодня тихо. Где-то в стороне туристы стреляют по мишеням. В тени нагретой солнцем бронетехники спит кот. А на площадке для автобоев завершаются последние приготовления. Краснов садится за руль «Волги», на которой ему предстоит участвовать в соревнованиях. В салоне установлен каркас безопасности, некоторые элементы кузова укреплены, в машине осталось только то, что необходимо для движения.

— Попытаемся смоделировать некоторые типичные ситуации, которые могут возникнуть на дороге, и обсудим, как себя вести водителю. Легко сказать: «Надо бить!» На самом деле, как показывает мой опыт, тот, кто так говорит, в критической ситуации сам дернет руль в сторону, — отметил эксперт. — И это нормально, это наши инстинкты: человек пугается, хочет избежать удара. Хорошо это или плохо? Однозначного ответа дать невозможно. 

Чем опасны подобные ситуации на дороге? Пытаясь избежать столкновения, водитель выворачивает руль в сторону. Он может оказаться на встречной полосе, может попасть в ДТП, которое по своим последствиям будет куда серьезнее того, что могло произойти изначально. Либо попадет в аварию, в которой сам потом будет виноват.

— Если разбирать подобные происшествия, то окажется, что в абсолютном большинстве случаев водители не били ту машину, которая оказывалась у них на пути, а рефлекторно уходили от удара. Бил тот, кто вообще не успевал понять, что произошло, не успевал выкрутить руль. Либо тот, кто точно знал, как ему действовать в такой ситуации, кто был подготовлен. На моей памяти был такой случай: инструктор латвийской автошколы врезался в машину, которая, по сути, стала подрезать его на проспекте Независимости. Как потом выяснилось, водителю этого автомобиля стало плохо за рулем, — рассказал Краснов.

Означает ли это, что в любой опасной ситуации действительно нужно бить, как советуют в комментариях?

— Нет, мы так не говорим. Если есть куда свернуть, если есть возможность избежать аварии — нужно это сделать. Но если ситуация неблагоприятная — справа машины, а слева, к примеру, встречный поток — возможно, лучше оставаться в своей полосе и бить, пытаясь минимизировать последствия столкновения, — предположил эксперт.

Все дело в том, что на принятие решения у водителя доли секунды. А есть куда свернуть? Или бить? А если бить, то куда? В какую сторону крутить руль, как самому сгруппироваться — человек должен знать ответы на эти вопросы, чтобы действовать осознанно, а не инстинктивно. Это требует тренировок.

Три варианта развития ситуации

Вас подрезали

Два автомобиля движутся по параллельным полосам в одном направлении. Внезапно один из них начинает перестраиваться перед другим. Что делать?

— Все зависит от конкретной ситуации. Именно поэтому водителю так важно отслеживать происходящее на дороге ежесекундно. Когда возникает опасность, у него в голове уже должен быть алгоритм действий. Если есть куда свернуть — нужно свернуть. Если возможности сманеврировать нет, то, удерживая рулевое колесо, можно попытаться снизить скорость перед ударом. Важно при этом оставаться в своей полосе, чтобы потом, при разборе, не возникало сомнений в том, кто перестраивался и кто является виновником, — второй водитель ведь может преподнести любую версию, — отметил Краснов.

По возможности удар в таком случае должен быть скользящим — так последствия будут менее тяжелыми.

— Постарайтесь направить машину не в двери другого автомобиля, а, например, в крыло, чтобы уменьшить риск того, что пострадают люди, — посоветовал эксперт. — Удар по касательной будет мягче прямого столкновения, но важно при этом контролировать машину и не допустить того, чтобы она выехала из полосы туда, где, возможно, движутся другие автомобили.

Боковой удар

Разбираем еще одну возможную ситуацию: водитель выезжает на перекресток, а в это время к нему сбоку приближается машина. Кто-то явно увидел не тот сигнал светофора — разбор полетов будет позднее. Что предпринять в эту секунду, прежде чем произойдет авария?

— Конечно, если водитель видит, что едет в бок другого автомобиля, он должен попытаться избежать прямого удара. Потому что такое столкновение чревато самыми серьезными последствиями. Удар должен быть по возможности касательным, — убежден Краснов.

Это тот сценарий, который в меньшей степени предусматривает альтернативный выбор. Машины выезжают на перекресток, и зачастую столкновения уже не избежать.

— Другой водитель — тот, в автомобиль которого врезаются — в момент столкновения может попытаться сначала свернуть в сторону, а затем выкрутить руль обратно. Это позволит несколько погасить силу удара, — говорит эксперт.

Лоб в лоб

Самый страшный сценарий — лобовое столкновение. Такое нередко случается на загородных трассах. Водитель решается на обгон и выезжает на встречную полосу, где движется машина. От скорости зависит, будет ли у автомобилистов время предпринять хоть что-то.

— Опять же, нужно уходить от прямого столкновения. Лучше резко свернуть в сторону и подставить бок автомобиля, — советует Краснов. — А затем, в момент удара, выкрутить руль в противоположную сторону, чтобы смягчить его. Конечно, это потребует как минимум навыка скоростного вращения рулевого колеса. Кроме того, после такого столкновения машина может уйти в занос, самое худшее — вылететь на встречную. Поэтому крайне важно действовать быстро и постараться удержаться в своей полосе.

— Всего предусмотреть невозможно, ситуации бывают разные. Но контраварийная подготовка, отработанные навыки вождения, даже банальное маневрирование, упражнение «змейка» — это всегда плюс, который повышает шансы водителя в любой ситуации, — уверен эксперт. — К тому же очень многое зависит от стиля вождения. Одни ездят аккуратно и стараются не попадать в опасные ситуации. Другие водят машину агрессивно, несмотря на возрастающий риск.

Без паники!

Но одно дело рассказывать, какие действия нужно предпринимать в экстремальной ситуации, когда адреналин зашкаливает, и совсем другое — самому в ней оказаться. Как себя почувствует Юрий Краснов, неожиданно очутившись в зоне поражения?

Его никто не предупреждал, эксперт последовательно рассказывал, как себя вести за рулем в той или иной ситуации. Внезапно раздался рокот, из облака поднятой пыли на площадке появилась бронемашина — БМД-1.

— А это кто? — настороженно спросил Краснов.

— Это ваш соперник на сегодня. Нужно уйти из-под удара.

— В каком смысле? — переспросил Юрий.

Ответа он все равно не услышал. Взревели двигатели, и боевая машина десанта ринулась на его «Волгу». Началась погоня с элементами скоростного маневрирования.

Конечно, никакой опасности не было. Александр Метла, исполнительный директор историко-культурного комплекса «Линия Сталина», был на рычагах БМД и контролировал происходящее.

Элемент неожиданности сработал, да и мало кто может сохранять спокойствие при виде железных гусениц бронемашины. В экстренной ситуации человек действует инстинктивно. Вот только иногда страх и отсутствие опыта подсказывают неверные решения. Для этого и нужны тренировки, отработка элементов вождения. Доведенные до автоматизма навыки обязательно «включатся» в случае опасности.

Краснов безошибочно выбирал траекторию на закрытой площадке, объезжая расставленные бочки и конусы. Он не потерял управления, использовал контролируемый занос, машина не заглохла. Разумеется, через некоторое время водитель уловил суть игры и даже вошел во вкус — сам погнался за бронетехникой. Но главное, в чем мы убедились, — инстинкты у Юрия в порядке.

— Да, он очень четко уходил, — подтвердил Александр Метла. — Виражи, повороты — ситуация была под контролем.

Подводим итог

Все немного сложнее, чем банальный вопрос «бить или не бить?» Это зависит от обстоятельств, и для каждой ситуации правильный ответ будет свой. Но, подводя итог, определенные советы водителям дать можно.

Контролировать ситуацию на дороге

— Не достаточно просто отреагировать на проблему, когда она уже появилась. Важно предугадать ее, иметь запасной вариант. Для этого нужно видеть, что происходит вокруг. Есть ли машины сбоку, едет ли кто-то сзади, — пояснил Краснов. — Потому что алгоритм действий в плотном городском потоке и на дороге, где почти нет автомобилей, будет разным. Универсального решения для любой ситуации быть не может.

Развивать собственные навыки

— Чтобы действия были осознанными, а не инстинктивными, нужно тренироваться. Важно развить и довести до автоматизма навыки управления машиной. Простой пример: можно слегка повернуть руль, изменив направление движения автомобиля, и удара не произойдет либо он будет легким, по касательной. А можно, испугавшись, резко свернуть в сторону, выехав на встречную полосу, или допустить занос. И последствия будут куда серьезнее.

Проявлять осторожность

— Скорость — важный фактор в любой дорожной ситуации. Посмотрите на последствия столкновений в городе: как правило, эти ДТП легче тех, что случаются на загородных трассах, где скорости выше. Поэтому мы делаем вывод, что некоторых аварий можно избежать, двигаясь с безопасной скоростью и не совершая необдуманных перестроений.

Сохранять спокойствие на дороге

— Постоянно нужно сохранять спокойствие, контролировать себя. Это касается не только экстренных ситуаций. Есть водители, которые собственным поведением создают опасность на дороге и для себя, и для других участников дорожного движения. Они ведут себя слишком импульсивно или агрессивно: подрезают, совершают лишние маневры, резко тормозят. Это, согласитесь, нельзя назвать безопасным вождением.

Сварочные аппараты в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка. Видео: Екатерина Блашко