16 722
180
31 августа 2018 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка
Темно идти! С какими сложностями сталкиваются незрячие в городе?

«Редко когда у меня ничего не болит от постоянных столкновений с препятствиями. На улицах я регулярно натыкаюсь на автомобили, припаркованные на тротуаре, никак не обозначенные столбики, а недавно чуть не упал в открытый люк», — говорит Александр Северин, для которого трость — продолжение руки. С ее помощью незрячие нащупывают путь и говорят, что пока ничего лучше этого верного союзника не придумали. Важнейшей частью инфраструктуры считается тактильная плитка, однако как-то в центре города, на улице Немиге, уже допустили казус (правда, потом исправились), перепутав значение. Вместо «стой, препятствие» получился посыл «иди». Что изменилось спустя два с половиной года? Корреспонденты Onliner.by попросили людей с инвалидностью составить им компанию и узнать, как обстоят дела в Минске. Увы, все не так однозначно.

Казус на Немиге и последствия

У Александра Северина две трости (еще одна, запасная, находится в рюкзаке — на всякий случай). Одной он пользуется в помещениях, другой — на улице.

— Выглядит как и положено трости, побывавшей в разных передрягах, — демонстрирует наш собеседник уличную версию, краска на которой изрядно облупилась — это последствия нащупывания дороги. — Одна из проблем белорусской тифлотехники в том, что никакой тифлотехники у нас не производят.

«Например, эта трость сделана в Канаде, обошлась мне в 70 евро. Наконечники, как расходники в автомобиле, приходится менять регулярно. Дешевые стоят по два-три доллара за штуку, цена вращающихся доходит до $25—27»

Герой публикации работает в организации, которая называет себя учреждением реабилитации инвалидов по зрению «Центр успешного человека». Тут разрабатывают и выпускают различные средства реабилитации для незрячих: бесконтактную трость, информаторы (о них ниже), таблички со шрифтом Брайля, специальные дозаторы и пр.

Однако чтобы слабовидящему или незрячему беспроблемно передвигаться в городе, то есть вести нормальный образ жизни, этого мало.

Как говорят эксперты, инфраструктура должна навигировать людей, имеющих проблемы со зрением, вести по тротуару, предупреждать о пересечении с проезжей частью, подсказывать расстояние до остановки, пешеходного перехода, входа в магазин.

Главным проводником считают так называемую тактильную плитку. Вы наверняка обращали внимание на квадраты с пупырышками и бороздами, которые обычно размещены возле края пешеходной зоны. Два с половиной года назад на улице Немиге в Минске случился казус. Во время ремонта тротуара вместо привычных пупырышек, предупреждающих о препятствии, возле края проезжей части уложили бороздки, что означает направление движения, мол, иди. Оказалось, подрядчик по незнанию ориентировался на российский ГОСТ 2007 года. Хотя само желание сделать как лучше нужно воспринимать как безусловный плюс.

С тех пор много воды утекло. Ошибку на Немиге исправили, разработан технический кодекс устоявшейся практики (ТКП) — ориентир для проектировщиков. Теперь, говорят в Белорусском товариществе инвалидов по зрению, проекты согласовывают с ними — проведена работа с более чем 100 объектами.

По идее ситуация в городе должна улучшиться, но как на самом деле? Мы попросили оценить удобство инфраструктуры для незрячих Александра Северина, который ориентируется только на трость и слух, а также Светлану Маленок. У девушки инвалидность 1-й группы. Она видит лишь общие очертания фигур, предметов, объектов.

— Например, я вижу, что вас двое, — объясняет Светлана нам с фотокорреспондентом. — Но лица разобрать не смогу. Хотя мозг, конечно, домысливает. Я же понимаю, что у вас два глаза, нос, два уха. Племянницу, когда гуляю с ней, прошу надевать что-то яркое. С наступлением сумерек и темноты городские улицы, тротуары, дворы превращаются для меня в другой мир, сильно отличающийся от дневного.

Александр Северин и Светлана Маленок

Пупырышки означают «стой, впереди препятствие». Борозды — направляют

Наша прогулка начинается на ул. Амураторской, где расположено здание Белорусского товарищества инвалидов по зрению и Паралимпийского комитета. Можно сказать, это образец того, как должна быть устроена инфраструктура для слабовидящих и незрячих людей. Тактильная плитка образует целую систему навигации со своими перекрестками, стоп-линиями и ориентирами.

— Есть два основных типа структурной плитки для незрячих, — напоминает Александр. — Первая — направляющая, когда борозды «ведут» нас. Вторая — предупреждающая об опасности или некоем препятствии. Ее можно узнать по характерным пупырышкам. Нащупав ее, я понимаю, что впереди меня ждет бордюр, лестница или что-то еще.

Увы, кусочек идеального мира для людей, перед глазами которых сплошная темнота, вскоре заканчивается. Дальше идет обычная городская среда с неровностями в асфальте, ямками и люками.

А рядом с краем проезжей части, на которой нанесена разметка, стоит автомобиль. Тактильная разметка вроде бы подсказывает: тут можно переходить, только осторожно, однако упираешься в машину.

— Подходя к дороге, я обычно действую так: заявляю о намерениях, выставляя трость, — демонстрирует наш спутник. — Затем использую ее по прямому назначению, простукивая тротуар, но в этом месте часто наталкиваюсь на автомобили.

Как отмечают в Белорусском товариществе инвалидов по зрению, основная проблема города на данный момент в том, что тифлосреда существует фрагментарно, не складываясь в общую логическую систему.

— На самом деле это проблема не только Минска и Беларуси, — замечает заместитель председателя товарищества Михаил Антоненко. — Пока нет страны, в которой все сделано идеально. Эта тема активно стала развиваться лет десять назад. Правда, я не был в Дубае, где очень хвалят систему для незрячих.

Внедрение безбарьерной среды спровоцировало проблемы для незрячих

Парадокс в том, что реальные проблемы начались тогда, когда в городах стали создавать безбарьерную среду и это превратилось в общемировой тренд. Инвалиды-колясочники сейчас активно отстаивают право на беспрепятственное перемещение по тротуарам.

Однако когда бортовой камень сделали «в ноль», незрячие потеряли ориентир. Как им теперь понять, что тротуар закончился?

Именно тогда стали внедрять тактильную плитку. Фрагменты старой системы (когда у подрядчиков и заказчиков еще не было понимания, как делать правильно) до сих пор существуют на ул. Харьковской. На тротуаре перед местным проездом уложена плитка с бороздами, которые служат ориентиром, путем для незрячих.

— Нащупывая тростью борозду, я читаю это как «иди». Углубление в плитке для меня означает путь, и я начинаю искать продолжение, но его нет. Как это понимать? — недоумевает Александр. — Еще одна загадка — наличие некоей буферной зоны перед проезжей частью, хотя предупреждающая плитка с пупырышками обычно размещается непосредственно на краю пешеходной зоны. Это общепринятый в мире стандарт. Так сделано в Финляндии, США, Германии...

Он также обращает внимание, что зачем-то тактильную плитку разместили лесенкой — в итоге получилась ломаная линия. Задумка непонятная. Если хотели сделать «покрасивше», то незрячим это точно не надо — только путает.

Конечно, наш собеседник не идеалист и прекрасно понимает, что городская среда может таить неприятные сюрпризы. Говорит, что, ориентируясь даже по тактильной плитке, всякий раз ищет подвох.

А вот где действительно стоит разместить тактильную плитку, предупреждающую о препятствии, так это возле выступа пандуса, считают наши спутники. Эта рекомендация касается не только лестничных маршей, но и рекламных конструкций, столбов, остановочных пунктов и прочей «уличной мебели».

— Как часто сталкиваюсь с препятствиями? — переспрашивает Александр. — Редко когда у меня ничего не болит. Столбики, рекламные конструкции, полусферы, низко висящие ветки — все, что трудно нащупать тростью, представляет для нас опасность. Недавно шел на работу и едва не упал в открытый люк, который не был ничем обозначен. Зрячий коллега подтвердил, что рядом никого не было. Даже на знакомых, хорошо изученных маршрутах можно натолкнуться на препятствие. Так, однажды дворник поставил грабли прямо возле поручней, предназначенных для незрячих.

«Неужели велосипедисты не понимают, что человек с тростью не видит?»

Подходим к перекрестку улиц Харьковской и Домашевской. Опять-таки возле регулируемого перехода по всей логике должна быть размещена предупреждающая плитка, но здесь видим направляющую.

— По ТКП она должна прилегать вплотную к проезжей части, — замечает Александр. — Никаких буферов из плитки, которые зачем-то оставили. Логики нет. Это не читается. Ведь обнаружив тактильную плитку с пупырышками, ты сразу готовишься к переходу дороги или поиску препятствия. А тут еще нужно преодолеть расстояние.

— Я не знаю, зачем эта конструкция, — показывает Светлана на П-образную стойку, расположенную возле перехода.

Предполагаем, что, вероятнее всего, это сделано для удобства велосипедистов, и тут наши спутники в один голос начинают говорить о наболевшем:

— Иногда нам при пересечении проезжей части приходится ориентироваться по разметке для велосипедистов, другого выхода просто нет. Вокруг голый асфальт, а тут выпуклая полоса, которая ведет на другую сторону тротуара. Но некоторые велосипедисты то ли не видят трость, то ли не понимают, что это означает. В результате звонят, экстренно тормозят, даже наезжают. А нам просто деваться некуда.

Как заверяют наши спутники, скейтбордисты, роллеры, молодежь на самокатах, дети на беговелах для них не так опасны. Все-таки скорости другие, и люди стараются объезжать, в отличие от отдельных велосипедистов.

Продолжаем путь по ул. Домашевской. Возле завода строительных изделий снова уложена направляющая плитка, опять-таки лесенкой.

— Сможете ли понять, что это край проезжей части? — спрашиваем у Александра.

— Чувствую, что началось другое покрытие. Но ведь это может быть часть тротуара, а я ищу направление и продолжение пути.

Обратите внимание, куда направляют бороздки незрячего. Прямо в стену!

Как замечают наши спутники, для таких случаев есть плитка с бороздками, расположенными под углом 45 градусов. Это позволяет навигировать незрячих людей более точно, не сбивая с пути.

Через несколько метров вновь упираемся в крыльцо, которое, по мнению наших собеседников, должно быть обозначено плиткой с пупырышками.

Дальше расположен остановочный пункт. Нужно ли говорить, что плитка самая обычная, а тактильной нет? Александр демонстрирует, как легко врезаться в препятствие и что трость далеко не всегда помогает. Особенно если человек спешит.

Очередное препятствие — провал в плитке. Обычному человеку увидеть его ничего не стоит. Но наши спутники тоже люди опытные и сразу обнаруживают потенциальную опасность.

Встречаем еще несколько выездов, которые также обозначены направляющей плиткой. Вообще, создалось ощущение, что рабочим другой просто не выдали. «Думаю, это чья-то досадная ошибка», — наши собеседники относятся к проблеме по-философски.

— Если бы ходил по этому маршруту регулярно, то я бы пару раз потыкался, но по тактильной плитке не ориентировался бы, а привязывался, как это часто бывает, к краю тротуара, — Александр объясняет, что направляющая плитка должна размещаться вдоль всего края пешеходной зоны.

Заходит речь об изучении маршрутов. Хорошо, если кто-то зрячий согласится помочь, но если нет, то приходится исследовать путь самостоятельно, хотя это занимает немало времени. Наши спутники также заметили, что вопреки распространенному мнению их редко сопровождают.

— Незрячим, которые состоят на учете, положено в месяц несколько часов сопровождения соцработником, — рассказывает Александр. — Сам я за этой помощью обращался всего пару раз, и то неэффективно.

«Обычно на работу и домой езжу на общественном транспорте. А другого выбора нет: на такси денег не хватит»

«На светофоре без звукового оповещения приходится ждать по несколько циклов»

— Это победа! — радостно восклицает Светлана, заметив пупырчатую плитку на ул. К. Либкнехта, которая пережила большой ремонт. — Как раз примерно 80 см до края проезжей части. Вот такая должна быть и на ул. Домашевской.

Продолжаем приятно удивляться дальше: корректно обозначены парковка, лестница. Правда, если уж говорить про идеальные условия, то хорошо бы разместить на протяжении всего тротуара направляющую плитку, с бороздками.

А теперь внимание! Подходим к светофору, у которого нет специального звукового устройства. Как быть? Сейчас мы можем подсказать нашим спутникам, но что делать, если рядом никого?

— Ориентируюсь по звукам и стараюсь попросить помощи у окружающих. Могу пропустить несколько светофорных циклов, пока не пойму, что рядом находится человек. В крайнем случае ориентируюсь на других пешеходов, — объясняет Александр.

— А если человек нарушает?

— Увы, ничего не поделаешь. Мне тоже приходится нарушать. Такое случалось.

По информации Белорусского товарищества инвалидов по зрению, несчастные случаи с незрячими происходят крайне редко. Объяснение простое: люди, имеющие проблемы со зрением, крайне осторожны и постоянно сконцентрированы. Там вспомнили лишь происшествие в Бресте, когда был совершен наезд на пожилого мужчину с внуком, но они осознанно шли вне положенного места.

Ложка дегтя. Замечаем, что предупреждающая плитка (с пупырышками) уложена не по всей длине пешеходного перехода. Кроме того, она совпадает с велопутем. Это проблема. Представьте, что неразобравшийся велосипедист поедет прямо на человека с тростью, которого отправила туда система навигации.

«Кто-то в сердцах начинает лупить по машине тростью»

А на перекрестке 2-го переулка Р. Люксембург и ул. К. Либкнехта обратили внимание, что тактильная плитка повреждена, кое-где пупырышки стерлись и явно не потому, что тут интенсивное движение пешеходов.

То же самое увидели на улица Немиге, на пешеходную часть которой часто заезжают автомобили. Обычно это обосновывается необходимостью погрузить-разгрузить что-нибудь. При нас такой водитель достал из салона машины две небольшие коробочки и отправился в один из магазинов.

Буквально в нескольких метрах припаркован Volvo. Умышленно до последнего момента не предупреждаем об автомобиле. Александр ориентируется по бровке тротуара. Когда до кроссовера остаются считанные сантиметры, Светлана одергивает:

— Аккуратнее!

— Честно говоря, я бы врезался в эту машину, если бы не было сопровождающего, — чуть позже признается Александр. — По эху я понял, что впереди какой-то объект, но не смог определить расстояние. У меня не такой тонкий слух. Есть люди, которые слышат гораздо лучше. Более того, за границей существуют специальные курсы, которые позволяют тренировать способность определять контуры объекта и расстояние до него с помощью отраженного звука.

По словам мужчины, он регулярно натыкается на автомобили на тротуаре, и тогда возникает мысль: «Неужели я нахожусь на парковке?»

— Знаю, что незрячие иногда начинают бить прямо по машине тростью. Случались даже судебные разбирательства. У меня с нервной системой все в порядке. Считаю, повреждать чужое имущество в таких обстоятельствах нельзя. Ну не будете же вы бросаться на детскую коляску, которая стоит на тротуаре? — возмущается Александр.

Наш спутник говорит, что всегда старается аккуратно обойти автомобиль, не нанося вреда. Однако есть специфические случаи, например когда идет погрузка-выгрузка. У фургона двери открыты, и это большая проблема для незрячих.

Следующее препятствие — рекламная конструкция. Да, она вроде бы расположена над газоном, но если бы Александр в качестве привязки выбрал бы край тротуара, то имел бы все шансы удариться головой или верхней частью туловища.

— Я хорошо знаю это место. Но если бы нет? — останавливается возле парапета Светлана. — Мое зрение не позволяет разобрать очертания, для меня это сплошной тротуар. Я ступаю и...

Девушка возмущается также, что часто ступеньки у нас никак не обозначены, хотя достаточно оклеить/покрасить первую и последнюю. Это позволит слабовидящим людям вовремя распознать опасность.

На остановке общественного транспорта наши спутники продолжают недоумевать: почему вдоль края проезжей части идет плитка с пупырышками?

— Это классический пример того, как делать не стоит. В данном случае предупреждающую плитку использовали в качестве направляющей, — вздыхает Александр.

Он вспоминает, как это выполнено, например, в Финляндии. Вдоль площадки, где идет посадка пассажиров, уложена предупреждающая плитка, а от нее — направляющие в сторону общественного транспорта, который останавливается ровнехонько так, чтобы двери находились напротив тактильной плитки. Когда так будет в Минске?

Завершаем наш путь на ул. Куйбышева, где недавно проводилась реконструкция. И Александр, и Светлана солидарны: сделано все хорошо. Есть предупреждающая плитка с пупырышками, направляющая плитка размещена правильно. Такие элементы присутствуют даже на островке безопасности.

Единственное пожелание, которое высказывают наши собеседники, — чтобы направляющая плитка на тротуаре не заканчивалась ничем, а вела до какого-нибудь объекта — порога торгового центра, остановки, киоска. Чтобы это была логичная система.

«Нас не воспринимают как людей, нуждающихся в доступности, мол, у вас же сопровождающие должны быть»

В офисе Белорусского товарищества инвалидов по зрению говорим о том, нужна ли в целом такая инфраструктура. Понятно, что она помогает слабовидящим и незрячим людям. Но каков реальный спрос? Кому это надо? И надо ли вообще?

Как нам сообщили, членский билет товарищества получили 13 тысяч человек. Специалисты считают, что для объективности цифру нужно увеличить в 5—6 раз.

Многие не вступают в организацию, так как нет материального стимула, другие в принципе не получают инвалидность (например, потерявшие зрение в результате сахарного диабета — вторая инвалидность им попросту не нужна). Кто-то имеет пограничное зрение, то есть очень слабо ориентируется в пространстве, но инвалидом не признан.

— По нашим оценкам, до 10% людей в Беларуси имеют серьезные проблемы со зрением, — говорит заместитель председателя товарищества Михаил Антоненко. — Вы представляете, какой стресс вообще выйти на улицу с тростью, то есть заявить об этом! Как-то ко мне приехала мать незрячего. Не зная, что я сам не вижу, стала требовать, чтобы я убедил ее сына отказаться от пользования тростью. Представляете, до какой дикости доходит! Именно старое мышление загоняло нас в резервации (места, где выделяли квартиры и комнаты в общежитиях незрячим и слабовидящим), мол, живите там, вам же будет хорошо и другим мозолить глаза не будете.

Михаил Антоненко

Долгое время слабовидящих и незрячих расценивали как людей, не нуждающихся в доступности, мол, у вас же сопровождающие должны быть. Но с тем же успехом можно сказать, что и инвалиду-колясочнику не требуется безбарьерная среда.

— На самом деле зачастую мы передвигаемся по тем же улицам, тротуарам, ездим в общественном транспорте самостоятельно, — подчеркивает Михаил Антоненко. — Инвалидность в коляске видна, а нас не воспринимают как людей с ограниченными возможностями. Замечу, никто не виноват, что в обществе родились такие стереотипы.

«Тем не менее мобильность у нас более сложная, чем у человека в инвалидной коляске. Вот как найти дорогу, если нет привязки, даже хотя бы того же бордюра? Надо столько усилий приложить... Решили, если сами не возьмемся за инфраструктуру, то толку не будет»

Создание учреждения реабилитации «Центр успешного человека» как раз один из выходов. Там работают слабовидящие и незрячие, которые продумывают и производят тифлопродукцию.

Нам показывают информатор — небольшую коробочку. Это устройство, которое здорово поможет в навигации тем, кто по какой-то причине плохо видит или не видит вовсе. Его можно разместить на светофорных опорах, остановочных пунктах, возле магазинов.

— Нам достаточно взять в руки смартфон с заранее установленным приложением. Через Bluetooth программа находит ближайшие информаторы, которые могут быть обозначены под условными названиями «туалет», «кассы», «вход», — демонстрирует Михаил Антоненко. — Остается нажать на кнопку смартфона, и информатор издаст сигнал или проговорит что-то. Это позволит идентифицировать здание, остановку, название улицы и пр.

Кто-то наверняка спросит, зачем незрячим смартфон, и будет не прав. Для них это союзник №2 (после трости, конечно). Александр Северин, например, регулярно пользуется множеством приложений, которые ежедневно запускаете и вы.

Он перечислил те, что использует, в частности, для поездок по Минску: «Яндекс.Транспорт», Uber. «Специальная программа озвучивает происходящее на экране, а остальное — дело привычки», — говорит наш собеседник.

С собой мужчина берет дисплей Брайля, который подключается к смартфону или компьютеру через Bluetooth. С помощью навигационной клавиши он ловко управляет устройством, а также быстро набирает тексты, используя разные сочетания клавиш.

Дисплей Брайля

Прогресс уже создал массу устройств и способов ориентироваться в пространстве, даже если перед твоими глазами сплошная темнота. Остается только внедрить это в жизнь, на наших улицах и в наших городах. «При этом нужно четко понимать: создание системы не означает, что на следующий день тысячи незрячих и слабовидящих вывалят на улицу и станут круглосуточно пользоваться информаторами, тактильной плиткой и табличками с языком Брайля, — подчеркивает Михаил Антоненко. — Многие привыкли к затворническому образу жизни, и чтобы вывести их из домов, нужно провести целый комплекс работ. Я сам это когда-то пережил. Вы не представляете, какой это стресс...»

«Горремавтодор»: «Мы ошиблись — нас поправили. Теперь всегда согласовываем»

Заказчиками выполнения ремонта или реконструкции улиц в Минске (в том числе на пешеходных зонах), как правило, выступают две организации — «Гордорстрой» и «Горремавтодор». Специалисты говорят, что ориентируются на уже существующий ТКП и стараются согласовывать работы с Белорусским товариществом инвалидов по зрению.

Вот что сообщил нам генеральный директор «Горремавтодора» (предприятие выполняет текущий ремонт) Денис Глинский: «Сегодня на тротуарах и пешеходных зонах, как возле светофоров, так и на нерегулируемых перекрестках, понижается бортовой камень. Эти работы согласовываются с Белорусским обществом инвалидов. Когда меняется покрытие пешеходных зон, также укладывается тактильная плитка. По этому вопросу советуемся с Белорусским товариществом инвалидов по зрению.

Не отрицаю, что несколько лет назад, когда все это было не согласовано и не имелось нормативных документов, произошла путаница. Тогда товарищество инвалидов по зрению нас поправило.

А теперь всегда перед заменой покрытия на тротуарах мы спрашиваем у тех, для кого оно предназначено, чтобы исключить ошибки и неточности. Схематично указываем, где будут проводиться работы, а нам дают рекомендации.

Так, в этом году отремонтировали около 15 пешеходных зон, включая пр. Победителей (возле футбольного манежа), заменили значительную часть тротуаров около стадиона „Динамо“ и в каждом районе города. Как, например, на ул. Куйбышева в Советском районе. Разумеется, там тоже уложена тактильная плитка».

Смартфоны в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by