Что будет, если светофор на оживленной улице сойдет с ума и пешеходам в определенный момент вместо красного загорится зеленый сигнал? Человек в большом городе ориентируется по привычным ему указателям, он доверяет существующим правилам. Если зеленый — значит, иди, это безопасно. А если нет? Человек в опасности. В такой ситуации оказались те, кто больше других нуждается в надежных ориентирах. Как вышло, что пешеходные переходы на открытых после реконструкции минских улицах вводят людей в заблуждение и грозят отправить прямиком под колеса автомобилей — читайте в материале Onliner.by.
Немига. Осенью прошлого года улица пережила реконструкцию проезжей части. Немного пробок, немного споров о том, нужна ли парковка под навесом со стороны торгового дома. В городе очень много автомобилей. Когда такое количество людей высказывает собственное мнение, его трудно не расслышать. Но Немига должна была стать чище, лучше, спокойнее. От парковки отказались, дорожное полотно обновили, привели в порядок тротуары, оборудовали современные пешеходные переходы. Уложили плитку с тактильной разметкой. Это как на станциях метро: линия, которая дает возможность слабовидящему человеку сориентироваться, что делать — идти дальше или остановиться.
Пешеход подходит к такому переходу. Он лишен возможности посмотреть налево и направо, он не может оценить дорожную обстановку, не видит светофора. Перед ним проезжая часть с обычным трафиком обычной Немиги. Информация, по которой такой человек ориентируется, находится у него под ногами, и он способен ее прочитать. И этот непонятный для большинства указатель на Немиге четко указывает ему — иди, путь свободен, ты в безопасности.
Погодите, но ведь перед тем как переходить дорогу, следует остановиться!
— Чаще всего используется два вида плитки с тактильными обозначениями. Назовем их по-простому: плитка с «пупырышками» и с «бороздками», — рассказала председатель минской областной организации общественного объединения «Белорусское товарищество инвалидов по зрению» Светлана Сенько.
— Практически во всех странах «пупырышки» обозначают опасность, говорят о необходимости остановиться. Вспомните наше метро — вдоль всей платформы у ее края уложена именно такая плитка. И слабовидящие понимают это обозначение, к нему привыкли. «Бороздки», напротив, используются для указания безопасного маршрута движения. Очень часто ими оборудуют дорогу, по которой слабовидящие люди могут добраться, например, до учреждения здравоохранения или социально значимого объекта. Из таких дорожек выстраиваются целые маршруты, на которых человек может ориентироваться, куда ему идти, где повернуть, где нужно остановиться.
— Но ведь на Немиге на пешеходных переходах уложили «бороздки». Почему?
— Не только на Немиге. Такая же проблема на ул. Матусевича. И в Первомайском районе немало таких примеров, в частности в Уручье. Дело в том, что у нас в стране пока нет собственного стандарта для таких обозначений. Поэтому нет системности и единообразия. Подрядчик ориентируется на тот международный опыт, который сочтет подходящим.
— К примеру, при реконструкции пешеходного перехода на площади Свободы за основу был взят европейский подход, он же применяется в Америке, Японии. Перед переходом уложили «пупырышки». Нас это полностью устраивает, это предупреждение об опасности. Также все в порядке на ул. Хоружей, возле Комаровского рынка.
— А на Немиге проводил работы другой подрядчик. Он ориентировался на российский ГОСТ 2007 года, по которому перед наземным переходом устанавливаются «бороздки». Вместо «стой» мы получили «иди».
Справка:
Речь идет о ГОСТ Р 52875-2007 Национального стандарта Российской Федерации «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению». Представитель УП «Минскинжпроект», подрядчика, который выполнял работы на Немиге, подтвердил в разговоре с корреспондентом Onliner.by, что именно этот документ был взят за основу. По какой причине? Сейчас сложно объяснить. Возможно, дело в трудностях перевода — российский опыт показался более привычным и адаптированным.
Однако реальность такова, что даже в России этот ГОСТ уже устарел. С 1 января текущего года там вступил в силу новый ГОСТ Р 56305-2014 «Технические средства помощи слепым и слабовидящим людям. Тактильные указатели на пешеходной поверхности», который приводит указатели в соответствие с мировой практикой. Вышло так, что в Минске на Немиге, так же как и на ул. Матусевича и не только там, тактильная плитка соответствует стандарту, который не используется больше нигде.
— Мы намерены исправить эту ситуацию в корне, — заявила Светлана Сенько. — К счастью, на Немиге принято решение полностью заменить тактильную плитку. Работы ведутся и, по моей информации, вскоре должны быть завершены.
— А вот что делать с ул. Матусевича, к примеру, — это вопрос. Нам сказали, что улица сдана в эксплуатацию, поэтому никаких работ там больше не планируется. А тем временем светофор там даже не озвучивается. То есть незрячий человек, ориентируясь на тактильную плитку, может выйти на дорогу. Представляете, к чему это приведет?
Еще один вопрос — за чей счет в случае необходимости будет производиться замена уже уложенной плитки. Организация-подрядчик указывает на то, что решение будет приниматься на уровне районных администраций города.
Однако в Белорусском товариществе инвалидов по зрению намерены бороться дальше. Объединение направило письма в Мингорисполком на имя председателя Андрея Шорца с просьбой рассмотреть сложившуюся ситуацию и принять решение о проведении работ по ее исправлению. Одно из писем напрямую касается ситуации на ул. Немиге. Еще одно описывает аналогичную проблему на ул. Матусевича до ул. Тимошенко, включая перекресток улиц Матусевича и П. Глебки, на ул. Гинтовта в Уручье, а также на ул. Проектируемой.
Кроме приведения уже оборудованных пешеходных переходов в Минске к единому образцу (на сегодня их в столице менее двадцати), актуален вопрос создания собственных норм установки тактильных указателей.
— Каждый год мы предоставляем список по озвучиванию светофорных объектов и оснащению переходов тактильными указателями, — рассказала Светлана Сенько. — Эта работа ведется с прошлого года. В списке порядка 10—15 объектов. Мы понимаем, что переделать все и сразу невозможно. Поэтому выбираем наиболее востребованные переходы, проводим опрос среди незрячих людей, выясняем, какие маршруты они используют, куда ходят на работу или по личным делам. Кроме того, важно, чтобы в первую очередь всем необходимым были оснащены переходы вблизи больниц, поликлиник, социально значимых объектов.
— Есть ли какая-то гарантия, что эта модернизация будет проводиться по единому образцу? Не повторится ли та же история, что на Немиге?
— Гарантия будет только тогда, когда в Беларуси появится свой документ, определяющий нормы оборудования переходов. Он разрабатывается, мы видели предполагаемый проект нормативного акта, внесли свои предложения и замечания. Надеемся, что они будут учтены. По моей информации, эти нормы могут быть введены уже в текущем году.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by