Казуистическая ситуация сложилась во время обучения парня вождению мотоцикла, о чем Onliner.by сообщал ранее: курсант не справился с управлением, выехал за пределы площадки, пересек шесть полос оживленной магистрали и врезался в припаркованный автомобиль. Теперь ему вменяют управление без прав категории «А» и совершение ДТП. Парень категорически не согласен и обжалует это решение в суде. Оказалось, за несколько минут до ДТП, в которое попал Андрей Авсиевич, на площадке пострадала девушка — ее доставили в больницу, рассказали нам очевидцы. Как получилось, что курсантов учили на неогороженной территории? Могли ли что-то предпринять инструкторы? Кто несет ответственность за произошедшее? Юрий Краснов предлагает разобраться в неоднозначной ситуации.
Встречаемся с Андреем Авсиевичем — тем самым курсантом, потерявшим контроль над мотоциклом и попавшим в ДТП, — возле учебной площадки. Она расположена между улицами Камайской и Тимирязева в Минске.
По сути, это большой кусок асфальта, рядом находится старый микроавтобус с баннером мотошколы и несколько мотоциклов.
Парень рассказывает, что права категории «B» получил десять лет назад. То есть водитель он достаточно опытный и знает, каково это — управлять транспортным средством. К началу занятий у него имелся опыт вождения мотоцикла как у многих — по сельским улицам (сейчас молодому человеку приписывают слова о якобы семи годах управления мотоциклами).
— С товарищем решили получить права категории «А», — демонстрирует бумагу молодой человек. — Нашли мотошколу, которая располагалась поблизости от места работы. В июне этого года с нами заключили договор и попросили внести предоплату. Буквально через месяц нам позвонили из мотошколы и сказали, что можно приходить и заниматься на площадке возле ул. Тимирязева.
По словам Андрея Авсиевича, на первое занятие пришла вся группа, был проведен инструктаж, курсантам объяснили, как работать со сцеплением, газом и т. д. Тогда же начали заниматься. Практическая часть в тот день заняла около 3—4 часов.
Как говорит курсант, он по очереди катался с еще одной девушкой на тяжелом мотоцикле а-ля чоппер (по нашей информации, это был Baltmotors Classic 200).
— Отрабатывали ошибки друг друга, — продолжает парень. — На втором занятии мне достался этот же мотоцикл. А на третье, которое проводилось 1 августа, «чоппер» оставили в сторонке и предложили «Минск» [по нашим данным, M1NSK RX200], на котором ранее занимался мой товарищ.
Наш собеседник признает, что уровень обучения его устраивал. Инструкторы объясняли грамотно, четко и сами демонстрировали выполнение упражнений (как работать с газом, с какой ноги стартовать, что делать со сцеплением и пр.)
— Обязательным требованием было надевать шлем, — замечает Андрей Авсиевич. — Обычно процесс был построен так. Инструктор давал задание, и мы его выполняли: кто-то восьмерку, кто-то — разгон-торможение…
К разговору присоединяется товарищ Андрея Авсиевича, который до него катался на том самом M1NSK. Молодой человек заостряет внимание на техническом состоянии мотоцикла: «Ручка переднего тормоза уходила по спирали. Когда я пытался открыть газ, то перегазовывал, благо выжимал сцепление и скорость удавалось погасить».
Как заверяет курсант, он никогда не пользовался задним тормозом, поскольку не мог до него дотянуться (мешала подножка).
С товарищем Андрея, по его словам, также случилась неприятная ситуация на этом мотоцикле: он как-то сильно выжал передний тормоз и перелетел через руль.
— Первого августа мы посмотрели паблик во «ВКонтакте» и приехали на площадку, — восстанавливает хронологию того дня приятель пострадавшего курсанта. — Минут 15—20 инструктор, который теперь называет себя то ли учителем, то ли консультантом, крутил кренделя, показывал, как нужно ездить.
По словам этого курсанта, затем им сказали выполнять упражнения, которые потребуются при сдаче в ГАИ.
— Видел, как моему товарищу передали «мой» M1NSK. Потом каждый отрабатывал свои задания. В какой-то момент увидел, как на площадке с мопеда упала девушка. Все инструкторы стали размахивать руками, мол, стойте, подъезжайте сюда, занятия прекращаем, хватит на сегодня падений.
«У девушки между тем шла кровь, говорят, потом ее доставили в больницу».
Приятель стал искать Андрея, но не сразу заметил того и решил позвонить. Только тогда увидел, что тот находится на противоположном тротуаре ул. Тимирязева.
А вот что осталось за кадром. Передаем версию случившегося со слов Андрея Авсиевича:
— Пять-шесть раз выполнил разгон-торможение. Затем начал делать это же упражнение стоя на подножках. В первый раз все получилось хорошо. А во время второй попытки, когда завершал элемент, стал опускаться на сиденье, не смог остановиться и запаниковал.
«Попытался выжать ручку сцепления, давил на тормоз — и передний, и задний, но мотоцикл не замедлялся. Затем паника, не остановился ни на зеленой зоне, ни на тротуаре, ни на проезжей части».
Переехав поперек оживленную магистраль, курсант на мотоцикле заскочил на тротуар и врезался в припаркованный Toyota Prius. Парень рассказывал, что от удара он перелетел через капот автомобиля. От критичных травм спас шлем, на ноге и руке были ссадины.
Кто дал задание выполнять такой элемент курсанту, который пришел на третье занятие? Андрей утверждает, что получил указание от инструктора Дмитрия.
Юрий Краснов осматривает место происшествия. Отметим, что в момент занятий площадка не была огорожена (это можно увидеть в ролике, размещенном в паблике мотошколы во «ВКонтакте»). Это, безусловно, один из факторов произошедшего. Да, если бы курсант врезался в бетонный забор, то последствия могли бы быть еще хуже, но никто ведь не предлагает натягивать колючую проволоку по периметру, есть иные способы обезопасить проведение занятий.
На «Разбор...» был также приглашен эксперт, который многое может рассказать об обучении управлению мотоциклом. Инструктор ДОСААФ Сергей Чугунов внимательно выслушал рассказ курсанта и объясняет, что могло произойти в случае с Андреем Авсиевичем.
— Показать проще будет, — заводит мотоцикл инструктор. — Вот контролируемый газ — я его могу открыть, закрыть. Как был потерян контроль? Неопытный курсант мог случайно выжать ручку до упора резче, чем надо. В результате мотоцикл дернулся — тогда тело по инерции подалось назад. А руки держались за руль — правая продолжала открывать ручку газа еще больше.
— Мог ли в этой ситуации что-то предпринять инструктор? — спрашиваем.
«Разве что считать секунды, чтобы потом спросить: „Почему столько времени ты ничего не предпринимал?“ К сожалению, все мотоциклисты падают. Кто не падал во время обучения, падает позже. Так лучше, если это произойдет на маленькой скорости на учебной площадке, чем на дороге при совсем иных обстоятельствах».
Сергей Чугунов демонстрирует фото последствий того, как во время занятий его курсант потерял управление. Правда, сразу заметна разница в организации учебного процесса. На мотодроме ДОСААФ площадка огорожена рядом шин, которые выполняют роль эдакой подушки безопасности. В них и уперся курсант, который, к слову, не пострадал, не повредил имущество мотошколы и чужой автомобиль.
— Мы также практикуем техническое ограничение подачи газа в мотоциклах, на которых ездят курсанты на первоначальной стадии обучения, — делится опытом инструктор.
В то же время он подтвердил, что в учебной программе некоторых мотошкол присутствуют упражнения, которые выполняются стоя на подножках. Это необходимо, чтобы лучше чувствовать баланс. «Ничего сложного нет», — отмечает Сергей Чугунов.
Инструктор также кратко прокомментировал ситуацию по поводу технического состояния мотоцикла: «Обломанные рычажки переднего тормоза не свидетельствуют о неработоспособности тормозной системы. Вообще же, пользоваться передним тормозом при маневрировании на маленьких скоростях новичкам противопоказано. Они его пережимают и перелетают через руль».
Как сообщалось ранее, ГАИ на место происшествия вызвал владелец Toyota Prius. Экипаж ДПС опросил курсанта, инструктора и хозяина машины.
— Через некоторое время вызвали в ГАИ и предложили подписать протокол, в котором было указано, что я двигался по ул. Тимирязева, не имея водительских прав данной категории, — рассказывает Андрей Авсиевич. — Я отказался подписывать эту бумагу. Затем попытался обжаловать это решение в ГАИ. На приеме мне устно сказали, что моя точка зрения верная, ведь я лицо обучаемое и не могу считаться водителем. Однако в итоге письменный ответ был отрицательным. Поэтому я обжаловал данное решение в суде.
Андрей говорит, что желание управлять мотоциклом, несмотря на такой негативный опыт, не пропало. Однако ему нужно еще попрактиковаться. Хотя по документам он уже имеет право идти сдавать на категорию «А» в ГАИ.
— Буквально через 6—7 дней после случившегося позвонили из мотошколы и сказали, что документы готовы, — демонстрирует удостоверение парень. — Примечательно, что в них указано, будто я учился с 21 июня по 25 июля.
Чтобы узнать точку зрения второй стороны, Юрий Краснов решает связаться с самим инструктором мотошколы (на своем сайте организация позиционирует себя именно так), которого зовут Дмитрий.
— Основные часы он [Андрей Авсиевич] уже откатал, — объясняет Дмитрий. — У меня он был факультативно, в рамках пункта 9.13 [имеется в виду п. 9.13 ПДД: «Водитель обязан обучать управлению механическим транспортным средством в индивидуальном порядке только на площадках или автодромах, закрытых для дорожного движения, при наличии у него водительского удостоверения и водительского стажа не менее двух лет»].
Руководитель мотошколы упомянул, что у него имеется видеозапись, сделанная за несколько минут до происшествия. На момент публикации ролик был доступен в паблике мотошколы во «ВКонтакте».
— Это такая категория людей, которые долгое время ездили, хулиганили, и, соответственно, он утверждал, что у него 7 лет стажа, — продолжает Дмитрий. — На видео даже видно, как он самоуверенно и некорректно подходит к вопросу той теории, того задания, которое изначально ставилось.
Описывая произошедшее, инструктор делает акцент на погодных условиях и личности курсанта:
— В тот день было жарко, очень жарко. На момент, когда он полетел, еще около пяти ДТП было на той самой Тимирязева. Одна из причин того, что произошло, — это излишняя самоуверенность. Человек, возможно, был свято уверен, что у него есть навыки вождения, он где-то там ездил, хулиганил и, наверное, попытался сделать экстремальное торможение. То, о чем я говорил. К чему надо стремиться, что надо уметь. То есть не прошел первоначальные этапы, не стал слушать инструктора, а просто разогнался.
«Разогнавшись, либо из-за жары, либо из-за чего-то впал в ступор…»
Дмитрий подчеркивает, что мотоцикл был в рабочем состоянии:
— Даже после ДТП все органы управления — и сцепления, и тормоза, и переключение передач, и зажигание, и кнопка аварийного выключения — все было полностью рабочее. При людях, которые находились на автодроме, и трех инструкторах все было показано ему [Андрею] и проверено. Сослаться на технику он не смог.
— Правда ли, что он отрабатывал упражнение стоя на подножках? — спросил Юрий Краснов.
— У нас есть одно из таких упражнений в курсе повышения квалификации. Если человек желает повысить свою квалификацию, то по согласованию с преподавателем он может выполнять такие элементы.
— А все-таки курсант сам решил выполнить упражнение или ему дали такое задание? Как было? — во второй раз задал вопрос ведущий рубрики.
— Эти упражнения делаются в рамках расширенной подготовки, которую я стараюсь давать. Каких-то форс-мажорных ситуаций при этом никогда не возникало. Таких заданий ему не было дано.
В тот день данный элемент, по словам руководителя мотошколы, не отрабатывался.
— Вопрос по площадке, где проводятся занятия. Ограждений там не предусмотрено. Вы не думали, что нужно что-то делать? — поинтересовался ведущий «Разборов…».
— Эта площадка — одна из тех, которые мы используем, и она не несет статуса автодрома. Занимаемся как базовой подготовкой для желающих, так и контраварийной подготовкой, проведением семинаров по безопасности дорожного движения. Удобство площадки в том, что есть зона вылета.
На уточняющий вопрос, как оформлена площадка, руководитель мотошколы подчеркнул, что является арендатором и использует ее для семинаров и учебных мероприятий: «Не ровен час начнется строительство. Мы там на птичьих правах…»
Юрий Краснов поинтересовался, бывали ли ранее случаи травматизма во время занятий.
— Случаи, конечно, бывают. Это мотоцикл, который нужно корректно освоить, — считает инструктор. — Какие-то моменты травматизма не исключены. Другое дело, что мы ученикам рекомендуем приходить не в шортах. Предлагаем по желанию наколенники, «черепашки», куртки, дождевики, большой выбор шлемов. Обязать надевать что-то, кроме шлема, не можем.
— Говорили, что в тот день также пострадала девушка, — конкретизировал вопрос ведущий рубрики.
— Барышня с мопеда умудрилась упасть. У нее повреждение мягких тканей, наложили несколько швов, и она приступила к занятиям.
«Это же девочка, а не парень. Она не будет жаловаться!»
— Человек отнесся некорректно к последовательности… — Дмитрий решает еще раз пояснить произошедшее 1 августа. — То есть была задача делать одно, он поехал делать другое. Подобный случай был один с 2003 года, ранее у нас такого не происходило. Это, чтобы вы понимали, насколько уникальный человек. С того момента, как он утверждал, что начал тормозить, было больше ста метров.
— Мотоинструкторы находятся в менее выгодном положении, чем мастера, которые учат управлению автомобилем, — подытоживает Юрий Краснов. — Если что-то пойдет не так, ты курсанта не догонишь, не остановишь. Можно только наблюдать со стороны. Хотя кое-какие меры все же можно предпринять. В частности, установить травмобезопасные ограждения. Технически ограничить подачу газа. Я видел, что в картинг-клубах можно дистанционно заглушить двигатель. Почему бы это не освоить на учебных мотоциклах? Опять-таки не урегулирован вопрос ответственности инструктора. Кто несет ответственность в случае происшествия? Как назвать человека, который дает советы, а по сути учит? Консультант?
Мотошлемы в каталоге Onliner.by
Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by