На минувшие праздники в белорусскую столицу приехало немало туристов. Среди них — Евгений, живущий в Вильнюсе. Он решил проделать путь на личном автомобиле Lexus. По закону за автопутешествие нужно заплатить — на участках платных дорог. Евгений уверяет, что хотел бы, однако не удалось: внешний прибор, державшийся на выданном BelToll двустороннем скотче, отклеился в минусовую температуру. Теперь литовца ожидает «штраф».
Литовец приезжал в гости к минчанину, которого также зовут Евгений. Житель белорусской столицы описал ситуацию: «Гость ехал по трассе Вильнюс — Минск (M7). Купил прибор для оплаты за 30 евро. Стекло в его Lexus металлизированное, сигнал из салона не пропускает. Потому он получил внешнее устройство. Оно крепится снаружи, в качестве крепежа сотрудники оператора выдают двусторонний скотч. Всем известно, что клейкие свойства скотча в минусовую температуру резко падают. Добавьте в уравнение скорость и гладкую поверхность стекла. В итоге получилось, что в 40 км от границы устройство оторвалось на ходу. Найти его после остановки водитель не смог. Позвонил на инфолинию BelToll, спустя примерно час разговоров в роуминге адекватного выхода из ситуации для товарища не нашли. Предлагали либо идти пешком в мороз до ближайшего пункта и купить там новое устройство, либо добраться до пункта и вернуться, словив попутку, либо съехать с трассы на второстепенную дорогу».
Однако, как уверяет Евгений, между рамками не было съезда на альтернативную, неплатную дорогу. Он считает, что оказался в патовой ситуации, из которой нельзя выйти, не нарушив закон. Развернуться через сплошную — нарушение ПДД, съехать в поле или двигаться задним ходом — также, остановиться и пойти пешком запрещено пунктом 145 ПДД (стоянка запрещена вне населенных пунктов на проезжей части и обочине), впереди на пути — рамка BelToll. Литовец решил проехать под рамкой без устройства.
«В пункте Жене дали другое устройство, крепление осталось тем же — скотч, — продолжает минчанин. — На сей раз он решил перестраховаться: примотал „коробочку“ крест-накрест обыкновенным прозрачным скотчем. Вскоре устройство опять отвалилось, но удержалось за счет страховки. Дальше он ехал таким образом: подъезжая к рамке, опускал стекло, придерживал рукой устройство, дожидался сигнала, ехал до следующей рамки. Кое-как добрался до Минска. Тут мы помыли машину, вновь приклеили устройство, через 10 минут оно вновь болталось. Обратились в пункт BelToll. Нам сказали, мол, наше устройство отвалиться не может, но все равно поменяли. Я изучил инструкцию, в ней нет никаких указаний на результаты испытаний о работе на определенных скоростях, при определенных температурах. Позиция оператора, озвученная по телефону: это прокатное оборудование, испытания не нужны».
Литовец не хотел прослыть нарушителем в чужой стране и обратился в BelToll с вопросом, как ему заплатить за проезд по тому участку, который он преодолел без устройства. «Ответили, что нет такой технической возможности, — продолжает его минский товарищ. — Только „штраф“ (плата в увеличенном размере), только при остановке сотрудниками транспортной инспекции. Никаких других альтернатив. Мы обрисовали вышеописанную ситуацию и спросили, как нужно поступить. Ответ: таких консультаций оператор не дает. В итоге вышло, что иностранец хотел соблюсти все законы, но такой возможности не нашел. Очевидно, на этом Lexus он больше не приедет в Беларусь».
Дополнено:
Спустя несколько дней Евгению пришел ответ на претензию. В письме подчеркивается, что именно водитель ответственен за правильную установку бортустройства, о чем он предупреждается. Своей подписью в договоре он подтверждает, что ознакомлен с порядком эксплуатации.
Приводим комментарий от представителей BelToll без правок и сокращений:
— Можно заплатить за проезд по участку дороги, который пользователь проехал без бортового устройства, не дожидаясь составления акта нарушения?
— В настоящее время пунктом 45 Положения о порядке взимания платы за проезд транспортных средств по платным автодорогам РБ, утвержденного постановлением Совмина РБ от 30.04.2013 №340, такая возможность предусмотрена только в автоматическом режиме, когда пользователь осуществляет движение со штатно функционирующим устройством электронной оплаты (далее УЭО), но на одной из станций по пути следования по какой-либо причине возникает пропуск оплаты, при этом имеется возможность на основании анализа и сопоставления информации о проезде, полученной от станций сбора платы, расположенных на предшествующем и последующем расчетных сегментах, доказательно утверждать, что произошло неумышленное нарушение и нет препятствий взыскать плату со средств на счету пользователя. В этом случае система доначисляет плату автоматически и только информирует пользователя в детализации о данном факте. В этом случае нарушение не формируется и акт, соответственно, не составляется. Данный функционал реализован в системе с первого дня эксплуатации.
Возможность дополнительной оплаты по заявлению пользователя (без акта нарушения) будет введена в систему в 3-м квартале 2019 года. Оператор выражает уверенность, что данный функционал будет удобен для добросовестных пользователей, допустивших неумышленное нарушение, которое не может быть устранено в автоматическом режиме.
— Предусмотрено ли дополнительное крепление для внешнего модуля в период неблагоприятных погодных условий?
— Модули двухкомпонентного УЭО и его крепление рассчитаны для всех погодных условий, имеющих место на дорогах РБ. Опыт эксплуатации двухкомпонентных УЭО в нашей стране показывает, что предусмотренная установка внешнего держателя на двустороннюю клейкую ленту на чистое и сухое лобовое стекло при условии выполнения пользователем инструкции по установке обеспечивает надежное крепление, устойчивое к воздействию погодных условий, в том числе минусовых температур, и такое решение широко используется для крепления оборудования различного назначения.
Двухкомпонентные устройства электронной оплаты предназначены для автомобилей, оборудованных атермальными или металлизированными лобовыми стеклами, не имеющими радиопрозрачного окна. При наличии радиопрозрачного окна в металлизированном стекле рекомендовано использование однокомпонентного УЭО, устанавливаемого только с внутренней стороны стекла в салоне автомобиля. Для проверки стекла на всех пунктах обслуживания пользователям предоставляется простой в использовании прибор.
Группа пользователей с металлизированными лобовыми стеклами без радиопрозрачного окна крайне малочисленна и составляет 0,63% от общего числа автомобилей с массой не более 3,5 тонны, зарегистрированных в ЕТС-Системе. Случаи утери внешнего модуля устройства имели место, и согласно результатам рассмотрения таких случаев, были вызваны разными причинами — такими, например, как установка внешнего модуля в зоне работы стеклоочистителей, повторное использование монтажного комплекта, наклеивание монтажного комплекта на мокрое стекло, пренебрежение иными положениями инструкции по установке. Согласно результатам рассмотрения всех случаев утери внешнего модуля нельзя сделать вывод, что модуль или его крепление требует доработки. Все немногочисленные ситуации при формировании нарушений, вызванных утерей внешнего модуля УЭО, рассматриваются индивидуально, с учетом всех обстоятельств утери, наличием факторов, подтверждающих добросовестное отношение пользователя к выполнению правил пользования платной дорогой, наличия неблагоприятных погодных условий при установке УЭО и иных обстоятельств.
Тем не менее, ответственность за утерю внешнего модуля УЭО лежит, в соответствии с законодательством, на пользователе. УЭО является имуществом РБ и не приобретается пользователем, а выдается под денежный залог во время заключения договора на пользование платными дорогами. Залог возвращается пользователю при закрытии контракта и возврате неповрежденного УЭО на пункт обслуживания пользователей.
— Дополнительно сообщаем, что консультация оператора инфолинии, предоставленная пользователю, запись которой мы также изучили, была абсолютно корректна с технической и правовой сторон. Передвижение по платной дороге без установленного на транспортном средстве УЭО является нарушением и может вызвать возникновение обязательства по оплате в увеличенном размере. Некоторые факты, изложенные в статье, вызывают у оператора недоумение и не позволяют сформировать у читателей объективную картину произошедшего. Устройство электронной оплаты, которое было утеряно 5 января, получено пользователем в ноябре 2018-го, данный автомобиль совершил несколько успешных поездок из Литвы в Беларусь и обратно в ноябре и декабре 2018 года в схожих погодных условиях. Также, например, длительность разговора пользователя с оператором инфолинии 05.01.2018 составила 20 мин 24 сек, а не заявленный пользователем час. Залоговая стоимость бортового устройства для транспортных средств массой не более 3,5 т составляет сумму в белорусских рублях, эквивалентную 20 евро, а не 30 евро, как указано в статье. По указанному в статье маршруту следования автомобиля отсутствует оплата двух сегментов платной дороги со стороны литовской границы.
Евгений, в свою очередь, посчитал необходимым дополнить предоставленную ранее информацию: «Прибор состоит из трех частей (внутренний блок, внешний блок и рамка крепления, куда вставляется внешний прибор). У операторов есть отдельные наборы с этими рамками, и при каждом въезде водитель брал этот набор. Да, прибор взяли в аренду в ноябре, но устанавливали рамку каждый раз при въезде. Стоимость проезда одной рамки примерно два евро (могу ошибаться). Даже если новый прибор стоит 20 евро, а не 30, его „умышленная потеря“ материально не рациональна. Очень жаль, что общение с компанией происходит через публикации, а с нами до сих пор никто не связался. И самое главное, в компании так и не дали ответы на вопросы: что делать, чтобы не быть нарушителем, и как оплатить проезд без того, чтобы попадаться транспортной инспекции?»
Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!