731
05 января 2019 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка
Почему выезжающий на МКАД почти всегда рискует. О полосах то ли разгона, то ли торможения

Выезд на кольцевую дорогу — это почти всегда приключение, иногда — с очень неожиданными последствиями. Замедление трафика, массовые перестроения, резкие остановки... Неудивительно, что часто аварии на МКАД происходят возле развязок. Типичных сценариев поведения в таких ситуациях несколько. В очередном выпуске «Разборов...» пытаемся вспомнить основные и предложить контрмеры.

На кольцевой совмещены два взаимоисключающих типа движения

Одно из первых серьезных происшествий в 2019 году в Минске случилось как раз на МКАД, которая продолжает считаться самой аварийной дорогой в городе. Напомним, Peugeot 406 выехал за пределы проезжей части и врезался в столб. По данным ГАИ, в салоне находился ребенок (2008 г. р.), который не был пристегнут ремнем безопасности. Водителя и ее сына госпитализировали.

— У меня есть предположение, что могло произойти в той ситуации, — высказывает свою версию Юрий Краснов. — Рядом находится выезд на МКАД, и это ключевой фактор. Возможно, водителя Peugeot своими действиями кто-то напугал, она резко затормозила, автомобиль занесло и...

Конечно, можно в очередной раз рассуждать об уровне мастерства водителей, но какой смысл? Машина сейчас стала прибором массового потребления, как чайник или микроволновка. За рулем оказываются водители с разной степенью реакции и навыками контраварийного вождения.

Следовательно, нужно менять условия дорожного движения, а не людей. Иначе все останется по-прежнему, как аргументы в комментариях.

В развитых странах подобные дорожные конфликты исключают и минимизируют на уровне проекта. В частности, канализируют выезды/съезды с трасс. Это позволяет набрать скорость или замедлиться, не создавая опасности для себя и окружающих.

На минской кольцевой дороге развязки в большинстве своем вроде бы схожие, но полосы разгона и торможения — очень разные. Где-то чересчур короткие, где-то достаточной для набора скорости протяженности. Где-то узкие, где-то широкие... Словом, нужно еще знать условия «местности».

— Я даже не знаю, как эти полосы корректно называть — то ли они для разгона, то ли для торможения. Ведь по сути совмещены два взаимоисключающих типа движения, — недоумевает ведущий рубрики. — А в ПДД как сказано? При необходимости поворота и наличии полосы торможения на нее следует перестроиться и только потом снижать скорость. Но как выполнить данное требование, если там находятся машины? Возникает диссонанс.

«При наличии полосы торможения водитель, намеревающийся повернуть, должен своевременно перестроиться на эту полосу и снижать скорость движения только на ней» (пункт 70 ПДД).

Развязки клеверного типа, в свое время так полюбившиеся белорусским проектировщикам, на Западе обычно используются на дорогах с небольшой интенсивностью. Все недостатки «клеверов» на МКАД хорошо заметны в часы пик: два потока (съезжающий и выезжающий) соединяются в одной точке, возникает затор, а если еще кто-то попадет в ДТП...

Казалось бы, при чем тут Ohotnick...

— Вспоминается гнев приснопамятного участника форума под ником Ohotnick, который возмущался тем, что на МКАД люди не умеют разгоняться, — садится за руль Юрий Краснов. — Очевидно, что он опытный водитель, хорошо знает особенности развязок и водит более-менее резвый автомобиль.

Но кто сказал, что все такие молодцы-огурцы?

Изучая обстановку на кольцевой, как раз попадаем в ситуацию, когда не можем разогнаться до нужной скорости из-за грузовика. Впереди движется «Газель» с номерами Брестской области. Нагнав машину, мы вынуждены снимать ногу с педали газа.

— Чересчур робкое поведение водителя при выезде на скоростную дорогу может свидетельствовать о его неопытности, — замечает ведущий «Разборов...». — При обучении курсантов обратил внимание, что многие новички боятся разгоняться. Их чуть ли не силой заставляешь давить на педаль газа. К сожалению, в автошколах не всегда уделяют достаточно времени движению со скоростью 60 км/ч и более и умению интенсивно разгоняться, а это обязательное условие для МКАД.

Другая крайность — когда автомобилист сразу сигает из полосы разгона в крайний правый ряд. Это уже создает опасность для движущихся по кольцевой дороге. Подобный случай мы разбирали с Виталием Жуковским: Opel неосмотрительно выехал перед внедорожником, водитель которого мастерски избежал столкновения на мокрой дороге, но не удержался и стал «учить».

Именно на развязке МКАД — Тимирязева, где и произошел данный конфликт, часто регистрируются массовые аварии. Причинами становятся перестроение, резкое торможение или внезапная остановка автомобиля. Это обусловлено в том числе особенностями участка кольцевой: рядом расположены три съезда/выезда — к микрорайону Масюковщина, на ул. Тимирязева и на пр. Победителей.

Достаточно понаблюдать за потоком пять минут, чтобы понять — движение там носит хаотичный характер. Одни замедляются, другие ускоряются. Кто-то перестраивается, кто-то «шарахается»...

Вот еще характерный маневр: несколько водителей на наших глазах вместо перестроения с полосы разгона в крайний правый ряд продолжали движение прямо, нарушая требование разметки. Возможно, они считают это более рациональным, чем перемещаться туда-сюда, но это может быть неожиданным для окружающих.

— Поэтому при выезде на МКАД приходится следить за теми, кто едет по главной дороге, — считает ведущий рубрики. — Иначе можете быть признаны виновным в ДТП. Помните, пару лет назад на развязке с Долгиновским трактом женщина на Renault спокойно выезжала на кольцевую и в нее врезался грузовой автомобиль, двигавшийся по полосе разгона? Предварительно виновным назвали именно водителя легковушки.

Разница в скоростях и неожиданные перестроения провоцируют на резкие действия других водителей. Происходит цепная реакция, итогом которой также становятся массовые ДТП.

— Как это обычно бывает, водитель перестраивается из полосы разгона в крайний правый ряд. Другой вынужден резко смещаться левее, а там еще кто-то едет и тоже импульсивно дергает руль, — описывает типичные обстоятельства Юрий Краснов.

Но даже если вы при выезде на МКАД стараетесь действовать внимательно, выгадываете возможность для перестроения, всегда остается риск нарваться на малопредсказуемые действия других автомобилистов.

На развязке МКАД — Тимирязева перед нами складывается следующая ситуация: движемся по полосе разгона (длина достаточная, хотя можно было бы и больше), чуть впереди — Volkswagen. Слева появляется Hyundai, которому нужно съехать с кольцевой.

— Логично было бы перестроиться за Caddy, но водитель Accent почему-то решает влезть перед ним, — замечает ведущий «Разборов...». — И себя поставил в неудобное положение (вдруг полоса бы закончилась и он не успел выполнить маневр?), и водителю «каблучка» помешал разогнаться.

«Некоторые не понимают, что надо помогать друг другу, особенно в условиях недостатков организации дорожного движения. Во время обучения такие люди проявляют себя. У них иное мышление, нежели у большинства»

— При съезде с МКАД я советую пропускать разгоняющихся и перестраиваться за ними, — рекомендует Юрий Краснов. — Идеальный алгоритм такой: при приближении к нужной развязке пораньше сбросить скорость и предупредить задних водителей кратковременным нажатием на педаль тормоза — чтобы загорелись стоп-сигналы. Повторить несколько раз и тем самым проинформировать остальных: мол, это было не случайное/ошибочное нажатие, а готовится маневр.

К сожалению, так действуют не все. Порой водитель умышленно движется с высокой скоростью, не думая замедляться, хотя ему предстоит поворот. До последнего едет параллельно автомобилю, который усиленно разгоняется, — как говорится, ни себе, ни людям...

— А полоса разгона быстро заканчивается, упустишь момент — и пиши пропало, — негодует ведущий рубрики. — В Германии ПДД разрешают в полосе разгона набрать скорость выше, чем по основной дороге. Но на нашей МКАД такое разве возможно?

Изгиб дороги желтый...

Разные условия для разгона на МКАД — также фактор аварийности. Например, на съезде на ул. Байкальскую этот карман узкий. На развязке с пр. Независимости полосы под путепроводом короткие, хотя на самом проспекте — достаточной длины. А прямо в ряду пр. Дзержинского, служащем для выезда на кольцевую, установлен остановочный пункт...

Юрий Краснов обращает внимание еще на одну особенность: на местных проездах, ведущих к МКАД, где-то есть знак одностороннего движения, а где-то нет. Если водитель не местный, то может запутаться. Пример? Пожалуйста...

Во время изучения обстановки на кольцевой дороге ведущий «Разборов...» попытался набрать скорость на полосе разгона (там, где они более-менее достаточной длины). Обычный «бюджетник» с двигателем в 1,6 литра разгонялся в лучшем случае до 70 км/ч. Заметим, в автомобиле кроме водителя находилось трое пассажиров.

Лишь однажды удалось развить скорость до 90 км/ч. Правда, двигатель выдавал высокие обороты — на второй передаче пришлось ехать 80 км/ч. «Не каждый на это пойдет, причем по разным причинам: экономия топлива, забота об автомобиле, просто страх», — заключает эксперт.


— При выезде на МКАД, с одной стороны, очень многое зависит от уровня взаимодействия с остальными водителями, — подытоживает Юрий Краснов. — С другой — есть слишком много сопутствующих факторов, которые невозможно исключить. Все-таки МКАД — это специфическая дорога. Плотность как на городской улице, а скорость — существенно выше, и это надо учитывать.

логическая, жанр: реакция и координация, количество игроков: 2–8, возраст: 8 лет, партия 20–30 мин
активная, жанр: реакция и координация, количество игроков: 2–4, возраст: 4 лет, партия 10–15 мин
логическая/карточная, жанр: стратегическая/реакция и координация, количество игроков: 2–4

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by