По закону земля города — общая, принадлежит всем. Но если люди отдельно взятого дома захотят облагородить двор, то, скорее всего, им придется сделать это за свой счет. После того как работы выполнены, безусловно появляется чувство если не собственности, то хотя бы причастности. И тут возникает желание защитить свою территорию от «чужих». А вот это уже не всегда совпадает с буквой закона. Минчанин Андрей утверждает, что несколько раз оставлял свой Volvo в соседнем довольно ухоженном дворе (места в нем «закреплены» за квартирами) и однажды обнаружил пробитое колесо и царапины на двери. Подозревать можно кого угодно, но водитель уверен: между парковкой на застолбленном месте и повреждениями есть прямая связь. В милиции говорят, что установить ее не представляется возможным. Мы же решили выехать на место событий и попытаться разобраться, в чем сыр-бор. Визит Onliner начался со скандала.
На место событий журналисты прибыли на автомобиле. Нашли свободное место для парковки, не противоречащей ПДД. Свободным место оказалось довольно относительно — все пустующие площадки у дома заняты пластиковыми конусами. Повинуясь завету пункта 34 Правил, приняли меры по устранению препятствия — попросту отодвинули конус и припарковались. Возможно, кому-то это покажется провокацией, однако такие действия законны. Это должны понимать и водители, и те, кто устанавливает конусы. Для нас же была важна степень адекватности реакции.
Не успели мы заглушить двигатель, как к машине подошла воинственно настроенная женщина:
— Вы куда приехали? Тут у каждого свое место. На сколько? В какую квартиру, в какой подъезд?
— Мы приехали сюда, именно на это место.
— Вот так будете стоять, — незнакомка поставила фишку перед бампером автомобиля. — Почему? По кочану. Я сказала, тут у каждого свое место, есть бумаги.
— Давайте их посмотрим.
— Они у старших подъезда, я же не буду их вызывать. Не дури мне мозги!
Подошли к подъезду, продемонстрировав свое желание непременно ознакомиться с «бумагами». На защиту женщины пришел местный житель. По его словам, мы имели честь общаться с консьержкой. Далее мужчина объяснил поступки и мотивы главы подъездной вахты: «К вам обратились по-человечески, а вы ее игнорируете. Ты уйдешь, а она вправе позвонить тому, к кому вы приехали. На место, закрепленное за той квартирой, поставят другую машину — этот человек будет наказан. Она же не против, что вы приехали, ей нужно узнать, к кому».
Нерадушный прием нас ждал во дворе дома по пр. Независимости, 181. Въезд на внутридворовую территорию не ограничен, знаки «Движение запрещено» на нашем пути отсутствовали. Мы беспрепятственно подъехали к дому и обнаружили островок благоустройства.
Здание окружено полутораметровым забором. На асфальте — разметка для парковки, каждое машино-место отмечено цифрой — очевидно, номером квартиры. Причем линии видны и на дороге со стороны самого дома, что ставит под сомнение легальность разметки. Вряд ли в ГАИ согласовали бы парковку на проезде во дворе со стороны, прилегающей к жилой застройке (противоречие пункту 143.16 ПДД). Впрочем, бывает по-разному. Одно можно сказать точно — «бумаг» мы так и не увидели. В разные моменты разговоров с местными жителями упоминалось, что они то у старших подъезда, то в райисполкоме.
Заезду на временно пустующие «прямоугольники» мешают конусы. Каждый из них обозначен надписью с адресом. Эта пустота довольно резко контрастирует с заставленными автомобилями тротуарами, которые можно наблюдать у соседних домов.
Чуть дальше — ситуация совсем непростая. Сильно сказывается близость станции метро «Уручье». Весь дублер проспекта с обеих сторон заполнен стоящими машинами. Очевидно, его используют как перехватывающую парковку. Ситуация у бизнес-центра, соседствующего с жилым домом, ничем не лучше.
Одним словом, вокруг хаос, и только у дома по пр. Независимости, 181, порядок. Насколько мы убедились, во многом он достигается конусами и замечаниями консьержей. Мотивы, возможно, благие — обустроить территорию у собственного жилья. Однако препятствие для движения, номера квартир на машино-местах навевают мысли об ограждении территории. А мы знаем немало случаев, когда подобные действия трактовались сотрудниками ЖЭСа не иначе как захват земли, принадлежащей городу, что запрещено. Есть еще один возможный вариант — по закону чтобы взимать плату за стоянку на конкретной территории, ее нужно оградить. Но двор совсем не похож на платную парковку.
Мужчина, решивший поучаствовать в беседе, представляется Алексеем. Он иначе трактует появление конусов. Говорит, они дают физический доступ к части земли, в случае необходимости их можно отодвинуть. Поэтому речи о захвате быть не может.
«Мы здесь 18 лет живем, сделали все за свои деньги: забор поставили, нанесли разметку, дорогу расширили, уложили асфальт, — заверяет местный житель. — Раньше здесь была дорожка — проезд для одной машины. Сейчас же у нас все хорошо. Я считаю, что на парковке стоят не фишки. Чисто юридически сможете мне доказать обратное? Где-нибудь в законе указан запрет на установку подобных конструкций? Шлагбаум нам не разрешили поставить, потому как территория не закрытая, а проездная. Лет 12 назад, до появления станции метро, было иначе — забор был с воротами, которые закрывались ежедневно после часа ночи. Просто людям, живущим в этом доме, удобно, чтобы здесь был порядок».
Во двор по пр. Независимости, 181, нас привела обратная сторона стремления к порядку. А именно — создание неудобств для парковки машин нерезидентов. Запретом действия консьержки назвать нельзя, однако ее резкие замечания отметают желание оставлять на этой территории автомобиль. Неизвестно, в какие действия они могут вылиться. Например, нам намекнули, что машину может заблокировать другое транспортное средство и мы не сможем выехать.
За день до описанных событий в редакцию поступило письмо от Андрея — жителя соседнего дома. «Согласно кадастровой карте Минска земля, на которой размещена парковка, принадлежит городу и не является чьей-то собственностью, — написал мужчина. — Но жители дома 181 по Независимости, похоже, придерживаются своей позиции. Они заставили всю парковку конусами и фактически захватили эту территорию. При попытке поставить там автомобиль — естественно, без нарушения ПДД — подбегает консьерж одного из подъездов и начинает прогонять».
Андрей описал, что именно заставило его обратиться в СМИ: «Однажды я оставил на стоянке свой автомобиль. Позже вернулся и обнаружил пробитой одну из своих недавно купленных и совсем недешевых покрышек (ущерб — 281 рубль за одну шину, но они продаются парами, поэтому — 562 рубля). Вызвал милицию, был составлен протокол. Но по итогу это дело ничем не закончилось. Буквально через день после того, как пришел ответ из милиции с формулировкой „в возбуждении уголовного дела отказать“, мне поцарапали всю водительскую и заднюю пассажирскую дверь. Было написано еще одно заявление в милицию, и, если честно, я опять не вижу никакого движения. Примечательно, что на стоянку направлена камера видеонаблюдения, о которой я не раз говорил сотрудникам милиции, но это все равно не возымело какого-либо эффекта. Участковый утверждает, что смотрел запись с камеры, но якобы не хватает угла обзора и в итоге ничего не видно».
После бесед с жителями дома, у которого и разместилась парковка, мы встретились с Андреем. Он продемонстрировал повреждения на Volvo: прокол на боковой части покрышки, оставленный острым предметом, длинные не единичные царапины на двери — как раз на высоте опущенной руки человека. «Учитывая прежние конфликты, думаю, очевидно, кого я подозреваю в этих делах», — заметил автовладелец.
Мы пересказали историю Андрея его соседям. Оказалось, они в курсе ситуации. «Буквально на днях заезжал в супермаркет и видел: приезжает солидный дядька, становится на два места. В Москве, Питере ему пробили бы все колеса. Но Минск такое поведение „хавает“, — Алексей вначале дал оценку общей ситуации в городе, а после перешел к конкретному случаю. — О начале конфликта мне сообщил старший подъезда. Мол, эта Volvo припарковалась, подошел консьерж, попросил не ставить, потому как вскоре должен был приехать житель, а водитель в грубой форме ответил. Консьерж тоже не стерпел: „Да ты сам пошел...“ Парень на Volvo написал заявление, что его не пустили. Со стороны кажется, что он довольно конфликтный человек — два года назад уже были истории с взаимными заявлениями в милицию, не связанные с парковкой. Сейчас же он пошел на принцип со всем нашим домом. Сам по себе факт преступления должен подтверждаться доказательствами. Повредить шину можно где угодно».
Сергей — старший третьего подъезда, за жителями которого и «числится» то самое парковочное место, — говорит, что не догадывается, кто проколол шины: «Видеокамера у нас не пишет. Лично я с заявителем не знаком. С этим делом разбирается участковый. Было предположение, что порезали из-за того, что он поставил здесь машину. Но он на ней уехал. Заявление появилось после того, как он покинул эту территорию. Сотрудник разговаривал со мной, проводил опрос. Но никто ничего не видел, не знает».
Андрей же в данный момент ожидает ответа из милиции по поводу второго заявления — насчет царапин на двери. Проверка по нему еще продолжается. После получения этого письма, как заверил мужчина, он будет стараться объединить оба случая в одно дело и при необходимости обратится в вышестоящий орган для выяснения причастных к повреждению автомобиля.
После выхода статьи в редакцию пришло письмо от Владислава, который утверждает, что живет в доме на ул. Руссиянова, в пяти минутах ходьбы от описанного в материале двора: «Парковка во дворе у нас никак не обозначена, все ставят, как удобно, чтобы можно было проехать и не мешать прохожим. Чуть менее года назад автомобилю моего отца, находящемуся на „классическом“ месте в нашем дворе, который никому не мешал, также был нанесен ущерб — несколько вполне глубоких царапин на всю длину автомобиля и две проколотые шины. Тоже писали заявление в милицию, но никаких результатов. Вполне возможно, что проблема не в жильцах дома, а в обычном хулиганстве. Уж больно схожи повреждения».
Читайте также:
Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by