468
02 февраля 2019 в 7:50
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка
«Не хотим, чтобы получилось как в России». О форматах, вкусах и легализации тюнинга

В последнее время проводится много фестивалей, слетов, да просто «кар митов» владельцев т. н. улучшенных автомобилей. На совместных тусовках тюнеров разговоры нередко заходят о проблемах с ГАИ, прохождением техосмотра, постановкой на учет преображенных машин. Но однозначного ответа на вопрос «Разрешен или запрещен тюнинг?» до сих пор нет. Лет 15 назад, когда вносились очередные поправки в ПДД, обещали карать за любые изменения во внешнем (и не только) облике транспортных средств. На данный момент явление не подпадает под прямое табу, но и не легализовано, как это сделано во многих развитых странах.

«Есть тюнинг, а есть „колхотюнинг“...»

Затронуть щепетильную и проблемную тему предложили основатели клуба Base (в переводе — «база, основа»), который появился меньше года назад и сразу стал частью городской жизни Минска. В сезон на парковку возле ТЦ «Европа» приезжают десятки необычных автомобилей. Ребята смотрят кино, пьют кофе и, разумеется, обсуждают свои проекты.

Собираются люди разных возрастов: от 16-летнего юноши, который возится с машиной в гараже, до пожилого мужчины на импозантном желтом кабриолете.

Попасть в тусовку вроде бы просто — достаточно обладать нестандартным автомобилем. Но при этом существует определенный «дресс-код». То есть пройти в спортивной обуви в пафосный ресторан не получится.

— Правила были сформированы на основе мирового понимания принципов тюнинга, — объясняет основатель клуба Base Андрей Юшков. — При всем разнообразии технического самовыражения имеются основополагающие взгляды на это явление, и они подпадают под определенные рамки.

«Есть качественное преображение автомобиля, выполненное со вкусом, согласно основным принципам. Это можно назвать проектом. А есть „колхотюнинг“, как это „направление“ иногда называют в комментариях. Абсолютно несуразная, неказистая, нестилизованная доработка машины. Грубо говоря, вместо штатного элемента кузова устанавливают вычурный кусок стекловолокна. Владелец доволен, ему нравится — окей, езди. Но это не наш формат»

Отказывая в членстве, основатели клуба стараются делать это в мягкой форме — аргументируют позицию и стараются выслать примеры хорошего, качественного тюнинга.

«На техосмотре спросили только про тонировку»

Участники клуба Base делят всех водителей на обычных владельцев машин и тех, кто холит, лелеет и преображает свои автомобили. Николай Городничин как раз из вторых. На приборной панели его Mitsubishi Galant (1999 г. в.) установлена точная копия японского универсала, только выполненная в миниатюре.

— Под капотом находится 2,5-литровый двигатель twin-turbo мощностью 280 л. с. Очень надежный, неприхотливый мотор, за которым не были замечены турбоямы и турболаги, — описывает внесенные изменения владелец машины. — Установил обвесы и спойлер Super VR-4, колеса и тормоза от Lancer Evolution 8. Есть еще пару доработок, как, например, боковые зеркала с повторителями указателей поворотов.

Николай использует «Галант» как повседневный автомобиль, для поездок по рабочим и семейным делам. В подтверждение демонстрирует детское кресло, которое установлено сзади.

— Машину делал для себя, как проект, причем с одобрения жены, — объясняет наш собеседник. — Почему именно «Галант»? Мне он нравится, я езжу на этой модели последние десять лет, знаю ее до каждого болтика. Изменений запланировано еще много. Как говорят, если начал «тюнить», то остановиться уже сложно.

черный, седан, бензин 2 л, механика, передний привод
2300$ / 2025€
синий, универсал, дизель 2 л, механика, передний привод
2500$ / 2201€
красный, аварийный, седан, бензин 2 л, механика, передний привод
650$ / 572€
Автобарахолка
мобильное приложение
«Удовольствие приносит не только результат, но и сам процесс. Это эстетическое наслаждение — обладать и пользоваться красивым автомобилем»

По словам владельца доработанного «Галанта», для него важны не мощность и время разгона до сотни, а техническое исполнение, возможность реализовать идею.

Замечаем, что техосмотр, судя по наклейке, был пройден совсем недавно. Стало быть, вопросов не возникло?

— Поднимался только один — по поводу тонировки, — вспоминает Николай. — Сразу не поверили, что на автомобиле 1999 г. в. может быть заводская, но маркировки на стеклах сняли все сомнения.

В России легализация тюнинг-проекта напоминает семь кругов бюрократического ада

Ситуация с тонировкой, которая возникла 15 лет назад (после внесения изменений в ПДД), хорошо демонстрирует абсурдность категоричных запретов. Вспомните, сначала под табу попали все затемненные стекла, включая те, что были установлены даже в лимузинах и туристических автобусах. Только после масштабных возмущений инициаторы поправок задумались о разумности огульных запретов, стали делать оговорки и исключения.

Сейчас ситуация большинство автовладельцев устраивает, но почему было сразу не продумать нюансы?

Именно принятия резких и непродуманных решений опасаются тюнеры из клуба Base. Ребята говорят, что пока не слышали о конфликтах хозяев улучшенных автомобилей с ГАИ: «Только один раз на наш „кар мит“ заехали сотрудники ДПС. Заметили, что один из водителей припарковался колесом на бордюр. Попросили переставить машину, и все».

Однако на слуху ситуация в России, где многие владельцы преображенных автомобилей столкнулись с пристальным вниманием со стороны ГИБДД. Каждый российский тюнер знает цифры 12.5.1 — это статья из Кодекса об административных правонарушениях РФ («Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена»).

— По ней тормозят и тормошат, — рассказывает Андрей Юшков. — Еще недавно проводились специальные рейды, чуть ли не в выхлопную трубу с увеличительным стеклом заглядывали. Коснулось всех — в первую очередь владельцев внедорожников, которые устанавливают лебедки, дополнительное освещение, кенгурятники и пр. Писали петиции, устраивали пикеты. А толку?

Юрий Краснов и основатели клуба Base — Андрей Юшков и Анна Приказчикова

В России предложили способ легализовать тюнинг-проект, но лишь номинально — предстоит выполнить множество непонятных процедур, собрать кучу одобрений и справок. Как говорят, принципиальные тюнеры пытались пройти семь кругов бюрократического ада, но не смогли: сами сотрудники «согласовательных» учреждений и организаций не понимали, чего от них хотят автомобилисты.

Еще одна крайность — туркменский пример. Год назад многих удивила новость на грани курьеза: в этой стране запретили (правда, негласно) машины черного цвета. Как сообщали местные СМИ, первое время под табу попали все транспортные средства, кроме белых.

Затем была новость, что иногородние автомобили не пускают в Ашхабад. Также могли остановить грязную машину, причем критерии оценки чистоты/запыленности были не ясны.

— Сейчас в нашем клубе уже 130 человек, хотя еще летом было 90, — продолжает Андрей. — Задумались о том, чтобы переместиться на бóльшую площадку — парковка возле ТЦ «Европа» вскоре не сможет вместить всех желающих. Очевидно, что с ростом интереса и, соответственно, количества таких автомобилей могут начаться притеснения.

«Не хотим, чтобы внезапно нюансы законодательства стали камнем преткновения. Когда по одному неудачному экземпляру „колхотюнинга“ судят о явлении в целом и на этом основании решают запретить»

А как у них? Примеры США, Германии...

Запреты на любой тюнинг часто обосновывают вопросами безопасности. Силились вспомнить, когда спойлер или аэрография привели к серьезному ДТП. Не вспомнили...

— Тем не менее разумные ограничения нужны, — полагают основатели клуба Base.

Взять, к примеру, аэрографию. В Беларуси рисунок на капот или двери вообще нельзя наносить (если это не реклама). Когда эта спорная норма принималась, она обосновывалась тем, что водители станут отвлекаться и попадать в аварии.

— Правильнее было бы использовать дифференцированный подход, — считает Андрей. — Например, запретить наносить на капот или двери большие изображения автомобилей, поскольку это может сбивать с толку других водителей.

По словам тюнеров, подробно изучивших особенности законодательства в развитых странах, в некоторых штатах США элементы тюнинга маркируют особым образом, мол, этот производитель сертифицирован.

В Германии существует четкий перечень ограничений на этот счет: запрещены любые переделки в выхлопной системе и двигателе, что влияет на выбросы. Не разрешается ставить тормоза, рулевое управление, шины, которые не предназначены для определенного транспортного средства.

— Но в каждом правиле есть исключения, — обращает внимание Андрей. — Можно поставить тюнинг-детали с соответствующей лицензией. В этот список входят спортивные обвесы, амортизаторы, тормозные колодки и так далее. После установки неоригинальной детали следует приехать на станцию TUV или Dekra (аналог нашей системы техосмотра) и внести изменения в техпаспорт.

— А если деталь плохо установят? — спрашивает Юрий Краснов. — Слышал, что в Европе надо вызывать специалиста, даже если хочешь просто поменять розетку. А тут транспортное средство...

— Есть мнение, что такие услуги следует выполнять в специализированных мастерских, — соглашаются наши собеседники.

Заметим, впрочем, что оригинальные элементы тоже могут быть установлены не всегда квалифицированным способом. Но это личная ответственность автовладельца или СТО, производившего работы.

— А если хозяин машины установит более мощный двигатель, а потом выедет, не умеючи управлять таким автомобилем, на дороги общего пользования? — задает типичный вопрос ведущий рубрики.

Речь зашла скорее о склонностях к агрессивному вождению. Но кто сказал, что этим страдают владельцы тюнингованных транспортных средств? Не раз в резких и необоснованных маневрах были замечены водители заурядных машин вроде Volkswagen Polo Sedan или Renault Sandero.

— Более того, я вам скажу, что настоящие тюнеры чрезвычайно щепетильно относятся к автомобилям, им важен внешний вид, а любое повреждение воспринимается как личная трагедия, — считает один из основателей клуба Base Анна Приказчикова. — Это образ жизни, проект, коллекция усовершенствований. Как можно ее разрушить?

Ребята видят выход в формулировании разумных правил, в которые бы вписывались качественные тюнинг-проекты. Однако это потребует вовлечения в систему техосмотра высококвалифицированных специалистов, которые могут дать объективную оценку произведенным изменениям и допустить / не допустить транспортное средство к участию в дорожном движении.

— Для начала хорошо бы, чтобы на какой-нибудь станции диагностики в Минске появилась такая услуга. Мастер мог бы проверять крепежи обвесов — на некоторых машинах это просто два самореза, вкрученные в стекловолокно. Или регулируемые рычаги, если говорить про Stance-направление. Это позволило бы отсеять реально опасные автомобили и не ущемлять интересы ответственных тюнеров, — полагает Николай Городничин.


— Качественный тюнинг — это техническое творчество, — подчеркивают основатели клуба Base. — Однако и без «колхотюнинга» никуда. Но мы не хотели бы, чтобы это явление ассоциировалось с аляповатыми спойлерами и в конечном счете подверглось бы гонениям. Если все упрется в запреты, то люди потеряют интерес и даже, не побоимся сказать, смысл жизни.

— Сразу заметно, что вы — люди увлеченные, взрослые и адекватно оценивающие ситуацию, — заключает Юрий Краснов. — Ну а трудности... Надеюсь, их удастся благополучно разрешить.

литые алюминиевые, 15'', ширина обода: 6'', PCD 100 мм, DIA 57.1 мм, ET 40 мм
литые алюминиевые, 17'', ширина обода: 6.5'', PCD 114.3 мм, DIA 67.1 мм, ET 46 мм
литые алюминиевые, 15'', ширина обода: 5.5'', PCD 114.3 мм, DIA 67.1 мм, ET 45 мм

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by