27 266
26 января 2019 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка; ООЗЖ "Эгида"

«Собакой, как и автомобилем, надо управлять, иначе...» О наездах на животных и последствиях

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка; ООЗЖ "Эгида"

Социальному феномену, когда люди сострадают собакам или кошкам больше, чем себе подобным, пока не нашли точного объяснения. Известно лишь, что он свойственен далеко не всем: один сбивает пса, а другой перекрывает дорогу, защищая пострадавшее животное от повторного наезда. Такой случай зафиксировала видеокамера в Бресте. А для нас это стало поводом поговорить о давней проблеме: ДТП с участием собак, типичных реакциях автомобилистов, степени виновности владельцев питомцев, а также юридической и моральной ответственности сторон.

Один сбил, другой защитил...

Красноречивую ситуацию зафиксировала камера видеонаблюдения на одном из центральных перекрестков Бреста. На проезжей части появляется собака, которая благополучно преодолевает половину дороги. А затем ее сбивает автомобиль — водитель слегка виляет, пытаясь избежать наезда, но продолжает движение. Зато сразу останавливается водитель белого микроавтобуса, перекрывая дорогу.

Говорят, на перекресток оперативно прибыли сотрудники ГАИ, огородили место происшествия конусами. Вскоре туда приехала гражданская машина, куда погрузили животное и увезли.

Возникшая ситуация довольно неоднозначная. Водитель, сбивший собаку, явно пытался успеть на зеленый сигнал светофора, который вот-вот должен был смениться на желтый. А слева от легкового автомобиля двигался автобус, ограничивавший обзор.

В любом случае наезд — это всегда неожиданность для человека, находящегося за рулем. Что делать? Первые секунды многие по инерции продолжают двигаться. А когда шок проходит, могут вернуться на место происшествия. Как было в этом случае, достоверно неизвестно.

Каков алгоритм действий водителя?

— Возникает вопрос, как должен поступать водитель в подобных обстоятельствах? — рассуждает Юрий Краснов. — Тут есть два аспекта: юридический и моральный.

Начнем с правовой оценки. Обязан ли водитель, совершивший наезд на животное, останавливаться и сообщать куда-то? В данном случае будет уместно вспомнить базовое определение из ПДД:

«Дорожно-транспортное происшествие — происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица».

По словам председателя ООЗЖ «Эгида» Вероники Ханцевич, собака является имуществом (если, конечно, кому-то принадлежит). А значит, подобное происшествие может считаться ДТП при условии получения животным увечья или в случае его гибели.

Следовательно, водитель обязан как минимум остановиться и осмотреть сбитую им собаку или кошку. Это если строго следовать букве закона.

— Однако четкого алгоритма нет, — замечает ведущий рубрики. — Даже если водитель готов отвезти животное к ветеринарам и оплатить его лечение, не ясно, что делать в дальнейшем. Мне рассказывали такой случай: знакомый совершил наезд на дворнягу, отвез в клинику, заплатил за операцию. А что потом? Куда девать животное?

В развитых странах есть специальные службы, которые подключаются к решению животрепещущего вопроса. У нас это скорее удел общественных объединений и волонтеров.

— Обычно мы просим подержать животное пару дней у себя, пока найдем хотя бы временный приют, — объясняет Вероника Ханцевич. — Как правило, этот вопрос не удается решить оперативно. У нас у самих по несколько кошек и собак.

Вероника Ханцевич

А что насчет владельца собаки? Можно ли его привлечь к ответственности?

Обратимся к другой стороне вопроса, которая касается владельца животного (если таковой был). Куда он смотрел, раз собака или кошка оказалась на проезжей части? Может, это не ему надо выплачивать компенсацию, а наоборот?

— В правилах содержания домашних собак и кошек есть требование выгуливать их в ошейнике и на поводке, — напоминает председатель «Эгиды». — Сложно представить, чтобы при соблюдении этих условий был совершен наезд. Однако это не означает автоматическое привлечение владельца питомца в случае ДТП. Должен быть установлен умысел на совершение противоправных действий. Грубо говоря, должно быть доказано, что хозяин собаки дал команду выбежать под машину. Сами понимаете, что это крайне сложно, если вообще возможно.

Обычно все происходит до банальности просто: или случайно карабин у поводка отстегнулся, или пес чего-то испугался, рванул и... В особенности часто такие случаи бывают перед новогодними праздниками, когда тут и там взрывают петарды.

В подтверждение своих слов о неоднозначной с точки зрения законодательства ситуации Вероника Ханцевич приводит такой пример. Несколько месяцев назад в Минской области был совершен наезд на собаку. Как оказалось, пес, который жил на автобусной остановке, запрыгнул в салон маршрутки. Водитель выгнал животное из машины. Тогда собака уселась возле переднего колеса. Шофер, не взирая на предупреждения пассажиров, переехал животное сначала передним колесом, а потом и задним.

Очевидцы требовали привлечь маршрутчика к ответственности, но в его действиях прямого умысла обнаружено не было. Собаке же пришлось делать дорогостоящую операцию. Дальнейшая ее судьба неизвестна.

Стоимость лечения пострадавших в ДТП животных может исчисляться тысячами рублей

Обычно к волонтерам обращаются свидетели происшествия с участием животного, сами водители или те, кто нашел сбитую собаку или кошку. У представителей «Эгиды» для таких случаев выработан порядок действий.

— В ветеринарной клинике животное осматривают, делают рентген — устанавливается, в каком состоянии находятся кости, внутренние органы, требуется ли экстренная операция, — рассказывает Вероника Ханцевич. — Выясняется, есть ли шансы помочь животному или придется применять гуманную эвтаназию.

Критичный момент в подобных ситуациях — оперативность оказания помощи. Нередко животное долгое время находится на проезжей части, бывают случаи повторных наездов.

— Самое страшное — это повреждения позвоночника, когда животное лишается шансов передвигаться самостоятельно, — говорит председатель «Эгиды».

У волонтеров есть даже специальный термин — «животные-спинальники». Нет, их не бросают, им стараются помочь, делают дорогостоящие операции, даже возят за границу (в Беларуси магнитно-резонансную томографию животным не делают). А если лечение не помогло, то заказывают специальную коляску.

— Был удивительный случай, — вспоминает Вероника Ханцевич. — К нам поступила собака, которую сбила машина. Ее задние лапы не действовали, она могла только ползать. На пса было больно смотреть. Но после операции, долгого периода реабилитации, упражнений и массажей она вновь встала на лапы. Разве это не стоило того? Впоследствии Аришу забрала белоруска, которая живет в Швейцарии.

«Это к слову о том, что не всегда все так страшно, как кажется на первый взгляд»

После оказания помощи пострадавшим в дорожных происшествиях животным волонтеры размещают подробную информацию на сайте — с описанием, фотографиями. Пытаются найти своим подопечным хозяев (посмотрите, может и вы найдете кого-нибудь?).

«Пудель лежал в лужице крови»

У Екатерины, которая согласилась рассказать о своей истории, когда-то была Мэгги — белый игривый пудель. Однажды мать девушки выгуливала собаку и ненадолго отвлеклась. Спустя некоторое время ее внимание привлекли крики прохожих, заметивших пса в лужице крови.

Оказалось, Мэгги рванула за стайкой птиц, выбежала на пешеходный переход и попала под машину. Водитель с места происшествия уехал.

— Собака прожила с нами 15 лет, для нас это была очень тяжелая ситуация, — вздыхает девушка. — Сразу после случившегося мама схватила Мэгги на руки и побежала в ближайшую ветеринарную клинику. Там сделали рентген и сказали: еще чуть-чуть и все...

Екатерина, Юрий Краснов и кот с автомобильной кличкой Мотор

Наибольшие опасения вызывала травма головы. Лечение обошлось примерно в 100 у. е. в эквиваленте. После этого происшествия собака начала вести себя по-другому: стала бояться людей, машин, других собак.

— Почему в тот день Мэгги была без поводка? — переспрашивает Екатерина. — Это маленькая собачка декоративной породы, которая не представляла угрозы для людей. Кроме того, ей иногда нужно побегать, чтобы размять мышцы.

Как считает девушка, водителю все-таки следовало остановиться: «Мы не собирались предъявлять претензии, но найти хозяев, спросить, нужна ли помощь, стоило бы. Ведь собака была породистая, с ошейником — очевидно, что не бездомный бродяга».

— А если бы он строго следовал ПДД, то, возможно, этого происшествия вообще не случилось бы, — считает Юрий Краснов. — По правилам любой водитель при подъезде к «зебре» должен снижать скорость, повышать внимание, ожидать появления пешехода. Если следуешь этому простому алгоритму, то никого не собьешь — ни кошку, ни собаку, ни человека.

Мэгги

Вновь заходит разговор о правилах содержания животных. По словам ведущего рубрики, у которого тоже когда-то была собака, до места выгула пса следует вести на поводке: «Владельцам нужно управлять своим питомцем. Но зачастую хозяева не дрессируют и не контролируют их. Типичная картина: открывается дверь в подъезде, оттуда появляется дог, затем четыре метра повода и только потом хозяин собственной персоной. Такие собаки не слушают команд, ведут себя малопредсказуемо для окружающих».

Эта особенность поведения домашних животных имеет большое значение. Ведь собака передвигается быстрее человека, ее хуже видно, она склонна резко менять направление движения. Как при этом предотвратить ДТП?

По мнению Юрия Краснова, чаще всего под автомобили попадают животные, которые плохо выполняют команды хозяина.

Однако только ли дело в дрессуре? Владелица пуделя обратила внимание на важный момент: собаке тоже нужно двигаться, а где это возможно в стесненных городских условиях? Обычно псов выгуливают в парке, сквере, некой зеленой зоне, где нет ограждений и специальных тренажеров.

— Районы разрастаются, уплотняются, домашних животных становится больше, но площадок для выгула не прибавляется, — Вероника Ханцевич подтверждает актуальность проблемы. — В результате на сто собак приходится квадрат пять на пять метров.


— Многие, услышав о том, сколько сил и денег уходит на спасение, лечение, реабилитацию собак, этого не поймут, что может свидетельствовать о недостаточно высоком уровне гуманизма в обществе, — подытоживает Юрий Краснов. — Я тоже воспитан примерно в такой среде, но сейчас по-другому смотрю на эти вещи, изменил отношение и четко отдаю себе отчет, что надо одинаково хорошо относиться к любому живому существу.

— Мы тоже видим, как меняется общество. Люди стали чаще обращаться в зоозащитные организации, чтобы найти себе животное, — подтверждает Вероника Ханцевич. — Это важный момент: не просто купить собаку или кота дорогой породы, а взять дворняжку, которой требуется помощь. Чтобы ухаживать, любить и помогать, как это не сделает никто другой. В таком поступке гораздо больше смысла и доброты.

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by