Феномен самого сплоченного автосообщества из региона. Почему так не везде?

253
04 февраля 2019 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Тарналицкий

Феномен самого сплоченного автосообщества из региона. Почему так не везде?

Представьте ситуацию, когда вы заглохли или застряли в грязи, но особо не переживаете. Потому как знаете, что скоро придет помощь. Нет необходимости кому-то звонить, готовить деньги или обещания. Нужно только написать одно сообщение — и скоро обязательно кто-то приедет. Кто-то незнакомый, но «свой». Такая самоорганизация и взаимопомощь для большинства белорусов кажется фантастикой. Но в отдельно взятом регионе Беларуси она вполне себе функционирует. Масштаб вовлеченности людей в сообщество столь велик, что к постам в соцсети вынуждены прислушиваться городские власти, коммунальные службы и ГАИ. Причем люди занимаются поддержанием работы сообщества бесплатно. Может, это будущее, отображающее истинное предназначение социальных сетей? А возможно, эта система утопична и когда-нибудь разрушится, как карточный домик? Как бы то ни было, солигорские автолюбители объединились почти 10 лет назад и до сих пор не расстаются.

Для понимания вовлеченности автомобилистов: всего в Солигорске живет чуть более 106,5 тысячи человек. В группе «Солигорские автолюбители» в соцсети «ВКонтакте» почти 46 тысяч участников — считай, полгорода. И группа весьма активна: не ограничена правилом «пяти дежурных постов в день», писать на главную страницу разрешено всем. Люди осознанно пользуются площадкой, не засоряя ее пустыми сообщениями и спамом.

Без лишних просьб

Вспомнить хотя бы недавнюю (декабрьскую) историю с одиноким дальнобойщиком. Водитель из Турции не сориентировался в темноте и поехал в неправильном направлении. Через сотню метров он попытался развернуться и застрял, сложив фуру ножницами. Вскоре в группе «Солигорские автолюбители» появилось сообщение: на слуцкой трассе грузовику нужна помощь. Реакция последовала незамедлительно — на развилку к дальнобойщику стали съезжаться люди: кто с лопатами, кто с фонарями, кто с чаем. Поначалу водитель даже немного испугался, что приехало столько молодежи: думал, что его фуру попытаются ограбить.

На самом же деле люди просто так, без лишних мотиваций решили помочь. Некоторые не боялись вымазать свою чистую одежду в грязь, становясь на колени и подкапывая бампер и колеса. Дальнобойщик не говорил ни по-русски, ни по-английски. Но в том же сообществе нашлась девушка, которая владела турецким в совершенстве. Тяжелые работы и попытки вытянуть фуру машиной МЧС ни к чему не привели. Из снежно-грязевого плена грузовик освободил простой водитель — шофер щебневоза.

Это не первая подобная история. Три года назад кто-то из жителей соседнего Слуцка заметил на заправке украинскую фуру — она стояла на одном и том же месте в течение пары дней. Догадок могла быть масса, но члены сообщества «Солигорские автолюбители» решили выяснить, не попал ли дальнобойщик в беду. Оказалось, фирма жителя Луганска заблокировала счета на банковских карточках, у него закончились наличные, а после и топливо. Фактически человек превращался в бомжа. В группе бросили клич. Кто-то согласился сброситься деньгами на топливо, кто-то привез еду и питье, кто-то предложил место для ночевки. В итоге заправили полный бак фуры, дали «на дорогу». Уезжая, мужчина поблагодарил всех неравнодушных людей за помощь и пообещал навсегда запомнить по-братски теплое отношение.



Никто не жаловался, никто не просил. Чистая кооперация. Читатели Onliner писали об исключительной позитивности этой новости. Что движет бескорыстной помощью в отдельно взятом регионе страны, мы решили выяснить у основателя группы Николая и администратора Владимира.

Почему здесь и нигде больше?

«Поначалу было четверо друзей-автомобилистов, один из них — я. Мы решили для оперативной связи сделать общий чат во „ВКонтакте“, — говорит Николай. Сейчас все свободное от работы время он тратит на „Солигорских автолюбителей“. — Туда иногда сбрасывали полезную информацию по поводу дорог города, новости. Этими сообщениями мы стали делиться с друзьями. Вскоре в группу стали добавляться те горожане, которых мы не знали. И в какой-то момент число участников перевалило за тысячу. Тогда мы решили делать сообщения более интересными и разнообразными — стали специально ездить по Солигорску, искать темы.

Вскоре группа стала работать сама на себя: например, кто-то сбросил информацию о происшествии, затем появились фотографии, после — развернутые сведения, а чуть позже — и сами участники. Со временем из тех четырех друзей остался только я, другие разбежались по своим делам. Следят за группой еще 10 администраторов — все на добровольной основе. Также я ни разу не слышал, чтобы люди говорили, что им оказали помощь за плату. Наверное, берут друг с друга пример. Показателен эксперимент, который мы проводили: автомобиль просто стоял на обочине — притормозило пару машин узнать, что случилось. Как только выставили знак и попросили водителя голосовать — остановилось более 60 процентов проезжавших».

«Иногда с удивлением читаю, как люди в два часа ночи пишут в группе, мол, больше машин не надо, нас уже вытянули из кювета погрузчик и внедорожник, а желающие помочь продолжают прибывать», — добавляет собеседник.

В довольно молодом Солигорске сложилась уникальная для страны ситуация. Плотность населения в небольшом городе — 7,1 тысячи человек на квадратный километр. Для сравнения в Минске — 5,6 тысячи. Зарплаты здесь выше среднестатистических по регионам, население моложе, а следовательно, и автомобилизация масштабнее. Вышло, что на небольшой территории у большого количества людей есть машины. Вне автомобильной темы остается не так много горожан. Возможно, именно поэтому произошло столь масштабное сплочение автовладельцев. В условиях не самой развитой инфраструктуры развлечений любая активность от группы воспринимается на ура — от маневрирования вокруг выставленных на закрытой площадке фишек до флешмобов с выстраиванием больших фигур из десятков машин. Элементарный пример: на призыв «Кто хочет на шашлыки?» съезжается 20—30 не знакомых друг с другом водителей.





Использование силы

Столь обширное сообщество со временем получило реальный вес в жизни Солигорска и его администрировании. Сообщения о проблемах на улицах властям города, ГАИ и дорожникам попросту невозможно игнорировать — слишком много людей узнает о них в одночасье. Потому некоторые городские беды теперь решаются силой одного поста, без оформления электронных обращений и заказных писем с входящими номерами на адрес городских служб.

Среди самых популярных запросов, на которые следует реакция, — неправильно нанесенная разметка, необходимость выделенной для поворота полосы, ямы на дорогах. Естественно, мы говорим об объективной необходимости, а не о пожелании одного водителя. Доходило и до абсурдных ситуаций — администраторам группы писали коммунальщики: «По вашему вызову почистили снег», а на самом деле никто технику не вызывал. Просто кто-то из жителей воспользовался знакомым всему городу словосочетанием «солигорские автолюбители», чтобы решить проблему.

Власти райцентра и сами периодически пользуются площадкой. Например, рассказывают о нововведениях, разыскивают преступников и нарушителей, напоминают о правилах и ответственности. «Бывало, раскрывали „преступления“ за пару минут, — вспоминают собеседники. — Милиционеры бросили клич: „Угнали автомобиль. Ребята, посмотрите в окно — может, во дворе стоит такая-то машина“. Представьте, если даже треть наших пользователей (15 тысяч человек) выглянет на улицу. Конечно, вскоре автомобиль нашли, прислали фото. Информацию мы передали милиции. Оказалось, владелец забыл, где припарковался».


Николай и Владимир подчеркивают, что «Солигорские автолюбители» — некоммерческий проект, группа в соцсети «ВКонтакте» несет миссию объединить людей. Может, так и должно быть? По мнению многих антропологов, именно кооперация стала одним из решающих факторов, которые позволили sapiens заселить планету. Спустя 70 тысяч лет после тех доисторических событий люди придумали деньги. К счастью, остались и те, кому для действий не нужны условные знаки общественного договора.

квадрокоптер, двигатель бесколлекторный, частота: 2.4 ГГц, 4 канала, время полета: 10-15 мин, дальность: 300 м
квадрокоптер, двигатель бесколлекторный, частота: 2.4 ГГц/5.2 ГГц/5.8 ГГц, управление с планшета/смартфона

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Тарналицкий