36 983
315
25 февраля 2019 в 8:00
Автор: Денис Логунович. Фото: Максим Малиновский
«На парковке „Евроопта“ думают, что это пылесос». Репортаж с производства зарядных станций

Почти пять лет прошло с момента регистрации первой Tesla на территории Беларуси. За это время в стране появились сотни других электрокаров, и сегодня машиной без ДВС уже никого не удивишь. А еще в РБ образовалось несколько предприимчивых компаний, которые под шумок изменений в автомобильном мире наладили производство зарядных станций для «машин будущего». Вот вы, например, знали, что в деревне Малиновка (находится возле Боровлян) уже несколько лет собирают устройства со знакомым владельцам EV названием Mode 3? Еще одна компания производит похожие станции в Могилеве. Обе фирмы готовы установить зарядку как во дворе многоквартирного дома, так и на парковке отеля или супермаркета. Спрос на эту услугу с каждым годом растет, и сегодня производители станций без работы не сидят. Давайте поближе познакомимся с теми, кто уже сегодня вручную создает инфраструктуру для завтрашних автомобилей.

ЧП «Зона Технологий»

Офис «Зоны Технологий» находится в центре Минска. Это важно — там происходят встречи с клиентами и подписываются договора. А вот производство зарядных станций вынесено за город, в ту самую деревню Малиновка. До 2014 года фирма занималась продажей автомобилей и в какой-то момент даже начала возить в страну электрокары. Недорогие, типа Ford Focus Electric и Chevrolet Spark EV. Тогда все и началось.

— Зарядными станциями мы занимаемся с февраля 2014 года. Решив привозить из США в Беларусь электромобили, мы столкнулись с проблемой инфраструктуры. Ведь нашим клиентам нужно где-то заряжать свои машины. Импортные станции стоили космических денег, и это фактически лишало покупку EV смысла. Тогда мы решили выпускать свои станции, — рассказал корреспонденту Onliner Григорий, директор ЧП «Зона Технологий».

Умная зарядка Mode 3

Под Минском собирают в основном зарядки Mode 3 — это наиболее востребованный формат на сегодняшний день. Такую станцию называют «умной» — она оборудована продвинутыми системами защиты, контроля и согласования машины с переменным током. Именно такие зарядки часто можно увидеть на АЗС, парковках «Евроопта», паркингах, возле гостиниц и пр. Станции Mode 3 маломощные, переменного тока. Они не дают большой нагрузки на электрическую сеть, что очень важно для установки в общественных местах.

Максимальный ток, который может дать такая станция, — 32 ампера. Скорость зарядки зависит от з/у на борту электромобиля. По просьбе заказчика Mode 3 можно оборудовать кабелем, а можно оставить с универсальным выходом Mennekes, чтобы владелец любого электрокара мог зарядить машину со своим «шнурком». Несмотря на то что производители стараются прийти к единому стандарту, на сегодняшний день у EV разных марок все еще разные гнезда для зарядок. Даже CCS имеет два формата — европейский и американский (на фото ниже — переходник с одного на другой).

Зарядные станции Mode 3 в каталоге Onliner:

11-44 кВт, 1 разъём, IEC 62196-2 Type 2 (Mennekes), монтаж напольный, IP56
11-44 кВт, 2 разъёма, IEC 62196-2 Type 2 (Mennekes), монтаж напольный, IP56
11-44 кВт, 1 разъём, IEC 62196-2 Type 2 (Mennekes), монтаж напольный, IP56

— У наших зарядных станций два независимых контура и два контроллера. То есть даже если один выйдет из строя, станция продолжит работу. А еще можно заряжать две машины одновременно. Мы практики — сами ездим на электромобилях и пользуемся тем, что производим. Это позволяет нам выпускать качественный продукт с оптимальными для владельцев электрокаров характеристиками,— отметил Григорий.

Желающим приобрести станцию важно помнить, что придется заплатить и за установку. Стоимость установки зависит от места, где будет находиться устройство, и от того, кому принадлежит земля. Если это территория товарищества собственников или двор частного дома, то будет дешевле. Если это муниципалитет, то начинаются вопросы: разрешения, отвод земли, согласование проектов и пр. Еще на стоимость влияет электросеть и наличие рядом с местом будущей парковки электромобиля кабеля.

— Самыми первыми нашими клиентами в Беларуси были банки. Потом подтянулся «Евроопт». Организации устанавливают зарядные станции для своих клиентов, и на данный момент пользование устройствами бесплатное. Когда вы заряжаетесь переменным током, вам нужно в это время чем-то заниматься — зарядка-то медленная. Недавно компания «Белоруснефть» заказала зарядную станцию для отеля Marriott. Оказывается, люди часто ездят сюда в кино, а за просмотр одного фильма аккумулятор можно пополнить на 14,7 кВт. Для Nissan Leaf или BMW i3 это 2/3 всей емкости батареи! И все это бесплатно, — поделился последними новостями директор предприятия.

На территории Беларуси ЧП «Зона Технологий» установило уже более 120 станций.

Mode 4 — экспресс-зарядка 

Есть у компании заказы и на мощные зарядные станции Mode 4. Это быстрая зарядка постоянного тока, работает с напряжением 600 В при силе тока до 400 А. Здесь уже могут висеть сразу несколько кабелей CCS и CHAdeMO. Но в минской фирме склоняются к тому, что зарядные станции не должны быть оснащены кабелями — достаточно одного универсального выхода, чтобы владельцы любых электрокаров заряжались без использования дополнительных переходников.

Сколько стоит установить зарядку в обычном дворе?

— Мы устанавливали в одном из дворов в Боровлянах зарядную станцию для двух машин. В обычном многоквартирном доме два соседа купили себе электромобили и решили скинуться на зарядку. Проектная документация, подвод и закупка кабеля, все монтажные работы, выделение парковочных мест и укладка плитки-травницы обошлись им в 2500 рублей. Еще 2500 рублей — столбик с двумя выходами для зарядки. Итого — 5000 рублей за все про все. Это на двоих. Иными словами, за 2500 рублей вы получаете выделенное парковочное место возле дома и зарядную станцию для своей машины.

— Как соседи отреагировали на появление выделенных парковочных мест для электрокаров?

— Если вы живете в многоквартирном доме с обычной тесной парковкой, то вам никто не разрешит бронировать привычные парковочные места только потому, что у вас электромобиль. Поэтому мы нашли недалеко от дома клиентов место на газоне возле подстанции. Этот участок никак не использовался — это обычная зеленая зона, по которой никто не ходит. Для того чтобы не навредить газону, была размещена плитка-травница. Газон прорастает через нее. С электромобиля ничего не капает, дым не идет. Никакого вреда окружающей среде или людям нет. Мы организовали там два парковочных места и зарядную станцию, официально согласовав проект.

— А как происходит оплата электричества и парковочного места?

— Никакой абонентской платы за парковочное место нет. Владельцы электромобилей платят только за электричество. Для этого им выделен отдельный счетчик, по которому товарищество начисляет им плату. Платят 18,5 копейки за один киловатт. Если перевести в более понятные цифры — электрический Chevrolet Spark тратит за 100 км пробега электроэнергии на 2 рубля 12 копеек.

Зачем возле цеха сборки припаркованы электрокары?

Сборочный цех представляет собой небольшое помещение, по периметру которого расположены коробки с комплектующими, а в центре — стол, на котором и происходит сборка. Все коробки подписаны, на некоторых виднеются пометки «Европа» или «Америка». Большинство электромобилей прибывают в Беларусь из США, поэтому при разработке зарядных станций приходится ориентироваться на заокеанские стандарты. В помещении трудится 5—7 человек. Руководит процессом мужчина по имени Федор, который знает каждую деталь зарядной станции как свои пять пальцев.

В уголке составлены запакованные столбики с зарядками Mode 3. Они вскоре будут направлены клиенту. Рядышком — уже разукрашенные, но пока еще не собранные до конца устройства. Быстрые станции Mode 4 востребованы не так сильно, поэтому на производстве во время нашего визита собиралась только одна такая зарядка. В прошлом году ЧП выиграло тендер «Белоруснефти» на поставку быстрых зарядок постоянного тока на АЗС сети.

Тесты компонентов зарядных станций проводятся на специальном макете. Здесь любой элемент можно поменять отдельно и проверить, как он работает непосредственно во время зарядки автомобиля — рядом с производственным цехом на улице припаркованы Mitsubishi Outlander PHEV, BMW i3 и Chevrolet Spark EV. Эти машины специально покупались для испытаний зарядных устройств. Рядом с тестовым макетом станции есть окно, через которое кабель подается на улицу, где находятся электрокары.

— Весь процесс сборки происходит вручную. Комплектующие приходят из Англии, Китая, США. Есть и белорусские элементы — кабели из Щучина. Кроме зарядных станций постоянного и переменного тока мы делаем переходники. Мы не переклеиваем этикетки с китайских зарядок, предлагая их под своим брендом, а действительно собираем из выбранных нами комплектующих. В свое время мы купили у одного из производителей две станции. Разобрали. Вникли, как там все устроено, и наладили выпуск своих зарядок, — рассказал нам руководитель производства Федор.

Программное обеспечение на станциях — собственной разработки. Оно позволяет устанавливать гибко настраиваемые системы оплаты, контролировать время и скорость зарядки и пр. Корпусы для станций производятся в Беларуси под заказ по готовым чертежам.

Эта BMW i3 была пригнана из США, и на ней тестируют переходник с европейского CCS на американский. Шнур от испытательной зарядной станции выходит на улицу через окно.

На коробках с комплектующими можно заметить аббревиатуры AC и DC. Ими обозначаются компоненты для работы с постоянным или переменным током. В этих коробках хранится все для сборки зарядной станции. Одно устройство собирается примерно за 3—4 часа.

— Многие люди еще не совсем понимают, что такое электромобиль. Наши станции стоят на парковках «Евроопта». Некоторые подъезжают, достают шнур и думают, что это пылесос. Кто-то видит логотип «Белоруснефти» и принимает зарядную станцию за бензоколонку, ищет, где оплатить. Ну и классика — припарковаться на бензиновой машине возле места зарядки, — с улыбкой рассказывает о проблемах «электроводов» Федор, который сам ездит на Chevrolet Spark EV.

ОДО «Стрим» (Могилев)

Зарядные станции для легковых автомобилей производят не только под Минском. Уже несколько лет выпуск похожих зарядок налажен в Могилеве на мощностях инжиниринговой компании ОДО «Стрим». Директор по развитию этой организации Дмитрий рассказал корреспонденту Onliner о том, как обстоят дела в данном направлении у могилевского конкурента «Зоны Технологий».

Компания была основана в 2000 году и специализируется на мехатронике, а точнее — на разработке узлов и агрегатов для большегрузных машин. Фактически инженеры «Стрим» стараются облегчить работу рядовым водителям. В портфолио предприятия имеются такие проекты, как автоматические коробки передач для грузовых транспортных средств, но есть и разработки более уникальных устройств, например автоматического манипулятора для мусоровозов. Еще могилевская фирма разрабатывает «черные ящики» для автомобилей. Эти системы помогают удаленно следить за тем, какие процессы происходят в машине, и даже предупреждать выход из строя того или иного узла.

Зарядными станциями для электромобилей компания «Стрим» начала заниматься, можно сказать, случайно. В 2014 году на фирму обратился Минский тракторный завод с просьбой разработать электрический тяговый двигатель для сельскохозяйственной техники. Да, пять лет назад на МТЗ планировали выпустить электрокар! Проект закрыли, а вот наработки в этом направлении у «Стрим» остались. Ведь кроме электромотора было необходимо еще разработать зарядное устройство для тяговых батарей МТЗ. После сворачивания проекта электротрактора инженеры могилевской фирмы приступили к тестам зарядных станций для легковых автомобилей. Для этих нужд даже купили Nissan Leaf — именно на нем была обкатана вся система будущей станции. Тогда и появилось новое направление ОДО «Стрим» (хотя компания продолжает заниматься старыми проектами).

Зарядные станции в каталоге Onliner:

44 кВт, 2 разъёма, IEC 62196-2 Type 2 (Mennekes), монтаж настенный, IP55
Нет в наличии
44 кВт, 2 разъёма, IEC 62196-2 Type 2 (Mennekes)/SAE J1772, монтаж настенный, IP55
Нет в наличии
«Не важно, в многоэтажке вы живете или частном доме, — мы готовы установить вам зарядку в пределах 500 метров от дома»

— Сегодня мы активно продаем свои станции как физлицам, так и организациям. Реализуем зарядки как в Беларуси, так и в России и Украине. У нас, к сожалению, рынок пока не так развит, как в странах-соседках, но положительная динамика есть. Мы уверены, что если бы власти хотя бы на короткий период времени отменили ввозной НДС на электромобили, то такие машины хлынули бы на наш рынок. Ведь инфраструктура уже есть. Кроме частных домов зарядные станции есть на АЗС, возле гипермаркетов, на основных трассах страны… Но пока покупка EV — все еще слишком дорогое удовольствие для большинства наших соотечественников. Мы в свою очередь стараемся сделать так, чтобы владельцам электрокаров жилось проще. Не важно, в многоэтажке вы живете или частном доме, — мы готовы установить вам зарядку в пределах 500 метров от дома, — говорит Дмитрий.

В настоящее время представители компании пытаются получить разрешение на установку зарядных станций на зеленой зоне. Здесь тоже подразумевается установка специальных экопокрытий, которые не повредят почву и газон. При этом владелец электромобиля получит свою парковку вместе с зарядным столбиком, не ущемив при этом прав автомобилистов-соседей. И все это в пределах полукилометра от места жительства, без ущерба для природы и «бронирования» парковочного места во дворе. Компания «Стрим» специализируется на медленных зарядках переменного тока Mode 3. Это оптимальный формат, который не нагружает электросеть и щадит батарею электрокара.

другой, хетчбэк, электромобиль, автомат, передний привод
18 500$ / 16 547€
другой, хетчбэк, электромобиль, автомат, передний привод
15 499$ / 13 862€
красный, седан, электромобиль, автомат, задний привод
67 400$ / 60 283€
Автобарахолка
мобильное приложение

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Денис Логунович. Фото: Максим Малиновский