С Владимиром мы общались в конце января этого года. Наш читатель попал в неприятную историю: случилось ДТП, в котором не было его вины, по совету сотрудника ГАИ водитель согласился на оформление европротокола. Страховая компания сначала произвела выплату компенсации, а затем стала требовать деньги назад. Оказалось, в ДТП участвовало три автомобиля, а в таком случае о европротоколе не могло идти речи. Неужели снова виноват водитель?
29 мая 2018 года Владимир на Nissan 200SX подъехал к офисному зданию на улице Заславской в центре Минска. Оставил машину у края проезжей части (парковка там разрешена) и ушел по делам. Тем временем находившийся неподалеку Kia Carens откатился — водитель этого авто, по всей видимости, забыл поставить свою машину на ручник, оставил в режиме Drive. Kia сначала задела стоящий Nissan, а затем покатилась дальше и врезалась в Toyota.
Мужчина на Kia не оспаривал своей вины: водитель обязан покидать свое место или оставлять транспортное средство только в случае, если приняты меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства (п. 9.10 ПДД).
— Мне и ему инспектор предложил составить европротокол. Сказал, что поможет с оформлением и по крайней мере я потом могу быть свободен. Я согласился, — рассказал корреспонденту Onliner Владимир.
Страховая компания «ТАСК» произвела выплаты, наш читатель отремонтировал свой автомобиль. А затем Владимир получил от страховщиков досудебное предупреждение. В нем было указано, что поскольку в ДТП участвовало три автомобиля, а факт причинения вреда Nissan не зарегистрирован в ГАИ, то и о страховом случае речь не идет. Иными словами, европротокол недействителен — верните деньги.
— Дело не столько в деньгах даже. Как так вышло, что я оказался крайним? — возмущался Владимир.
В страховой компании говорили, что все понимают, но правила есть правила.
— Мы выплатили деньги и направили обращение в страховую компанию виновника ДТП. Но получили оттуда отказ в связи с тем, что к ним уже обращалось лицо, которому была произведена выплата по этой аварии. И тот человек, обратите внимание, предоставил справку из ГАИ. Когда мы собрали все документы, то увидели, что был составлен европротокол. Для составления такого извещения есть обязательные требования. Одно из них — участников ДТП только двое. Когда выяснились все обстоятельства, мы направили потерпевшему бумагу: к сожалению, деньги придется вернуть, — сказали тогда в «ТАСК».
Но был озвучен и один из вариантов решения возникшей проблемы.
— Мы понимаем, что люди хотели как лучше, составили европротокол. Если на место ДТП действительно выезжала ГАИ, то, возможно, потерпевшему есть смысл обратиться туда с требованием разобраться в ситуации, — отметили в страховой компании. — Если в указанном случае клиент принесет справку о ДТП, которую ему выдадут в ГАИ, — все упрощается, мы тут же снимем это досудебное предупреждение. Тогда все моментально встанет на свои места: деньги уплачены, никто их не будет требовать назад.
Владимир рассказал корреспонденту Onliner, чем для него завершилась вся эта история.
— Вначале я поехал к начальнику ГАИ Центрального РУВД. Там о произошедшем уже были в курсе. Я написал заявление с просьбой разобраться в ситуации, — говорит наш читатель.
Прошло около недели. Затем мужчина получил письмо, в котором было указано, что по результатам проверки в прокуратуру Центрального района направлено ходатайство о внесении протеста на постановление, вынесенное инспектором ДПС по факту дорожно-транспортного происшествия с участием автомобилей Kia и Nissan.
— Через месяц с небольшим меня вызвали в РУВД, где выдали справку о ДТП с тремя участниками, — рассказал Владимир.
Таким образом, со стороны ГАИ ситуация была исправлена, оставалось решить вопрос со страховщиками. В тот же день, буквально через 15 минут, полученная справка была в страховой компании «ТАСК». Некоторое время ушло на изучение сложившегося положения.
— Через месяц пришел ответ, что страховая компания ко мне претензий не имеет, они приносят свои извинения и надеются видеть меня в числе своих постоянных клиентов, — с радостью рассказал наш читатель. — Я доволен, конечно, финалом. Это положительная развязка истории, в которую я попал.
Примечательно, что водитель не стал после этого однозначным противником европротокола как способа оформления мелких ДТП.
— К европротоколу я своего отношения не поменял. Просто теперь имею представление о том, что никогда нельзя быть полностью уверенным в том, что он выписан правильно. Даже сотрудником ДПС. И в итоге можно потом потерять на беготню кучу времени, сил и нервов, — считает Владимир.
Водителям предоставлено право оформлять ДТП в упрощенном порядке и не сообщать о нем в ГАИ — путем составления европротокола, что направлено на упрощение процедуры получения страхового возмещения, экономию сил и средств граждан, юридических лиц и государственных органов.
Участники ДТП самостоятельно определяют участника-1 и участника-2, составляют схему ДТП, устанавливают лицо, ответственное за причинение вреда транспортному средству другого участника ДТП, указывают его фамилию и инициалы. Лицо, ответственное за причинение вреда, заверяет подписью свое согласие с тем, что на нем лежит ответственность за причинение в ДТП вреда другому участнику.
Потерпевший в ДТП обращается к любому из страховщиков с заявлением о страховой выплате и представляет один из экземпляров заполненного извещения о ДТП.
Для того чтобы воспользоваться возможностью использовать европротокол, необходимо соблюсти определенные условия, в числе которых:
Читайте также:
Наш канал в «Яндекс.Дзен»
Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!