38 286
588
31 мая 2019 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: герой публикации

«А полис-то действительный!» Автовладелец, которому грозил регрессный иск, смог доказать неправоту страховой компании

Проблема со страховкой обнаруживается порой после наступления необратимых обстоятельств. Как уверяет наш читатель из Верхнедвинского района, он оформил «автогражданку» после приобретения старенького Volkswagen. Планировал оплатить в два этапа. В полисе не было указано, до какого числа должна быть переведена вторая часть взноса, и Андрей полагал, что сможет это сделать вплоть до окончания срока действия страховки. Но случилось ДТП, и страховая компания отказалась возмещать ущерб. Дело дошло до суда, решение которого было принято в пользу автовладельца. Рассказываем о нестандартном случае.

«Это был стандартный полис с оплатой в два этапа»

В 2016 году наш читатель купил Volkswagen Passat (1988 г. в.), как он сам указывает, для поездок по деревне. Поставил автомобиль на учет в Миорском МРЭО и сразу же на месте оформил страховку. «Это был стандартный полис с оплатой в два этапа», — отмечает Андрей.

Однако во время оформления «автогражданки» была допущена оплошность, которая впоследствии спровоцировала конфликт со страховой компанией и привела к судебным заседаниям.

— Графы «Вторая часть страхового взноса» и «должна быть уплачена до» не заполнены, — обращает внимание наш собеседник. — Я полагал, что могу оплатить вторую часть взноса вплоть до апреля 2017 года.

Возможно, так бы и произошло, но в феврале 2017-го водитель Volkswagen попал в одной из деревень Верхнедвинского района в ДТП.

— Было раннее утро, шел густой снег, на узкой улице стояла припаркованная фура, — описывает обстоятельства Андрей. — Объезжая ее, я обратил внимание на какую-то промелькнувшую тень — то ли собаки, то ли человека. Отвлекшись на секунду, не заметил из-за сложных погодных условий Chevrolet Cruze (он был белого цвета) и въехал в него на скорости около 20 км/ч. Вызвал ГАИ. Затем с помощью сотрудника ДПС нашел владельца автомобиля. Во время разбирательства инспектор попросил у меня для проверки документы. Убедившись, что все в порядке, взял мое страховое свидетельство и поехал с ним в сельсовет для снятия копии. По возвращении инспектора мы закончили оформление, в результате которого мне выписали штраф (0,5 базовой величины).

«Я обрадовался, что все так закончилось и обошлось без лишения водительских прав»

Примерно через месяц, когда наш читатель уже успел отремонтировать машину, к нему обратился второй участник ДТП.

— Владелец Chevrolet сообщил, что ему отказываются выплачивать страховое возмещение, — продолжает собеседник. — Аргумент такой: мол, моя «автогражданка» на момент ДТП была недействительная. Я поначалу решил, что это какая-то ошибка — ведь сотрудник ГАИ проверил полис. Кроме того, меня не раз останавливали инспекторы ДПС, просили предъявить документы. Ни у кого никогда не возникало претензий.

История получила развитие через несколько дней, когда Андрей находился по работе в Новополоцке.

— Мне позвонили родители со словами «тут по деревне ГАИ ездит, ищет тебя, у бабушки и друзей уже были». Меня это вывело из себя, — уверяет владелец Volkswagen. — Ведь у них был мой номер телефона, по которому можно позвонить и поговорить, вместо того чтобы беспокоить 80-летнюю пенсионерку.

Как говорит наш читатель, на следующий день он отправился в ГАИ. У инспектора, который занимался административным материалом, был выходной, и Андрей поехал к страховщикам, в итоге давшим объяснения.

— Руководитель миорского отделения «Белгосстраха», где заключался договор, сообщила, что полис признан недействительным, поскольку я вовремя не оплатил вторую часть взноса, — рассказывает мужчина. — На мое возражение она ответила, дескать, ну вам же объясняли, что вторая часть должна быть уплачена в течение полугода после заключения договора. Разговор закончился тем, что я написал заявление с просьбой разъяснить причины расторжения страхового договора.

Через некоторое время Андрей получил ответ, в котором было сказано: договор признан недействительным, оплатить вторую часть взноса не представляется возможным.

Регрессный иск? Полторы тысячи рублей? За что?

Отметим, что в подобных случаях потерпевшей в ДТП стороне возмещение вреда выплачивает Белорусское бюро по транспортному страхованию. Впоследствии данная организация предлагает виновнику добровольно возместить указанную сумму. Если тот отказывается, то следует регрессный иск.

— Письмо из бюро пришло буквально в течение недели. Требовали возместить ремонт Chevrolet, а это около полутора тысяч рублей, — заверяет Андрей.

В дальнейшем события, по словам нашего собеседника, стали развиваться стремительно. В течение нескольких дней с ним связались сотрудники ГАИ, которые затем приехали на работу, выписали протокол за отсутствие страхового свидетельства в момент ДТП и предложили приехать в районное отделение для разбирательства.

— Поскольку дело принимало серьезный оборот, я обратился к юристу, специализирующемуся на дорожных происшествиях, — говорит владелец Volkswagen. — Мы провели мозговой штурм и составили иск к «Белгосстраху». Просили признать страховое свидетельство действительным, основываясь на законе «О защите прав потребителей». Это позволило не платить госпошлину, что стало бонусом в условиях ограниченного бюджета.

«Действие настоящего Закона распространяется на отношения между потребителями и изготовителями, продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями, возникающие из договоров розничной купли-продажи, подряда, аренды, страхования, хранения, энергоснабжения, комиссии, перевозки пассажира, перевозки груза, возмездного оказания услуг и иных подобных договоров» (ст. 2 закона «О защите прав потребителей»).

Однако через неделю из суда Полоцкого района, куда было подано заявление, пришло определение с формулировкой «данный иск не попадает под действие закона „О защите прав потребителей“».

Тогда Андрей решил предпринять вторую попытку и подал аналогичный иск (немного изменив содержание предыдущего) по месту регистрации договора — в суд Миорского района.

Параллельно владелец Volkswagen решал вопросы с ГАИ, в частности, по его словам, подал ходатайство об отмене штрафа:

— По моему мнению, страховая организация нарушила инструкцию об обязательном страховании. Все мне дружно посочувствовали, но ходатайство отвергли, мотивировав это тем, что «есть бумага из страховой». Посоветовали судиться с «Белгосстрахом», дескать, выигрывай суд, потом приходи к нам, и мы отменим штраф. Приходилось по максимуму тормозить наложение штрафа, иначе протокол ГАИ тоже пришлось бы оспаривать в судебном порядке.

«Поэтому был применен небольшой лайфхак — в течение десяти дней после вынесения постановления было написано заявление о выдаче мотивировочной части. Затем сотрудники ГАИ в трехдневный срок должны были дать ответ. Оставалось еще десять дней после получения копии. Итого получалось растянуть наложение штрафа примерно на месяц, в зависимости от оперативности почты»

Только начался суд, как вдруг пришел ответ из Минфина

Настал день суда. Во время первого заседания выступили стороны, каждая высказала свою позицию. «Для директора миорского представительства „Белгосстраха“ было явно непривычным выступать в роли ответчика, — делится впечатлениями Андрей. — Тем не менее страховщики держались уверенно. В частности, они упоминали, что выигрывали похожие дела. Не убеждал даже скриншот, сделанный на сайте их компании».

Скриншот с сайта bgs.by, присланный героем публикации

Сделаем важную оговорку. Ранее наш читатель оформил претензию в Белорусское бюро транспортного страхования с просьбой разобраться в ситуации, а также направил обращение в Главное управление по страховому надзору при Министерстве финансов.

Через пару дней после предварительного судебного заседания пришел ответ из Минфина, который стал приятной неожиданностью для автовладельца. В нем, в частности, было сказано: «...сотрудниками „Белгосстраха“ при заключении с Вами договора обязательного страхования были допущены нарушения...» Фактически признание неправоты страховой компании!

А последствия для нее были следующими: оплата второй части взноса осуществлена за счет виновных лиц (они оштрафованы или частично депремированы, специалист 1-й категории переведен на должность страхового агента), а сама страховка признана действительной. Вскоре поступило письмо из «Белгосстраха», в котором приносились извинения.

Победа? Но Андрей планировал еще вернуть судебные расходы. В начале следующего заседания он подал отказ от иска в связи с добровольным исполнением требований и предложил взыскать с «Белгосстраха» сумму, которую он потратил во время судебных разбирательств.

— Было ощущение, что директор миорского представительства находится в шоке от происходящего и не совсем понимает, что нужно делать: она стала изучать все мои чеки, акты и договор с юристом, заявила о том, что не может принимать таких решений без консультаций с юристами и руководством, — говорит наш читатель. — Но судья была непреклонна и четко дала понять, что представителем ответчика является именно руководитель представительства. В результате директор согласилась с моими расходами, и на этом суд был завершен.

Взыскание судебных расходов заняло еще два месяца, но в итоге деньги вернули. Был также решен вопрос с отменой штрафа ГАИ.

Моральный ущерб: 60 рублей вместо заявленных 3000

В довершение мужчина решил взыскать со страховой компании еще и моральный ущерб. Представителем ответчика была назначена юрисконсульт полоцкого представительства «Белгосстраха», также на каждое заседание приглашали сотрудников миорского представительства, которые были причастны к этому делу.

— Сразу же позиция ответчика меня крайне удивила: «Мы в данной ситуации не виноваты, следовательно, в моральном ущербе также не виноваты, мы еще на вас самого подадим в суд на моральный ущерб, надоели уже», — рассказывает Андрей. — Я в ответ: «Постойте, но по результатам судебных заседаний и по решению Минфина виноват как раз таки „Белгосстрах“, я что, еще раз это должен доказывать?» Ответчик продолжал удивлять: «Данный суд о возмещении морального вреда никак не относится к предыдущему, наша позиция не обязательно должна совпадать с позицией Минфина, и да, вам снова придется доказывать, но на этот раз у вас ничего не получится. И вообще, предыдущий суд вы выиграли случайно, только потому, что вмешался Минфин». У меня глаза на лоб полезли от таких заявлений... Я понял, что судебные заседания вытянут еще немало сил и нервов.

В таком же духе прошло еще одно досудебное заседание, утверждает владелец Volkswagen.

— «Белгосстрах» настаивал на своей невиновности, показывал протоколы похожих судебных заседаний, где страховая компания выигрывала дела. Правда, бегло просмотрев документы, я сразу нашел несколько существенных отличий. Во-первых, автовладельцы признавали свою вину изначально, а во-вторых, не обращались в своих исках к закону «О защите прав потребителей».

Тем не менее формально суд принял решение в пользу истца. А моральный вред был оценен... в 60 рублей. «Заявляя 3000 рублей, я понимал, что столько не выплатят, но 60 рублей выглядели как насмешка. Суд добавил к этой сумме судебные расходы в виде 120 рублей, что, конечно, не сильно повлияло на итог. Устав от судебных прений, я решил не оспаривать это решение», — говорит наш читатель.

Андрей также поднимал вопрос, почему «Белгосстрах» не привлечен по ст. 11.64 КоАП. Представитель ответчика заявила, что нарушений статьи не было.

«6. Нарушение страховой организацией определенного законодательством порядка учета, хранения, заполнения, использования и выписки страховых полисов (свидетельств, сертификатов) либо квитанций — влечет наложение штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин, а на юридическое лицо — до двухсот базовых величин.

7. Нарушение страховой организацией установленных законодательством или правилами страхования порядка или условий страхования (сострахования, перестрахования), осуществления страховых выплат, определения страховых взносов — влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере от двухсот до пятисот базовых величин» (ст. 11.64 КоАП).

А через неделю в почтовом ящике владелец Volkswagen обнаружил два письма. В одном из них находилась копия обжалования решения суда, в котором «Белгосстрах» не согласен с выплатой судебных расходов. А в другом отмечалось, что прокуратура подала жалобу в областной суд с предложением пересмотреть сумму морального ущерба.

Однако в областном суде ничего удивительного не произошло. У мужчины спросили, подавал ли он жалобу. Получив отрицательный ответ, решение оставили в силе.

«Белгосстрах»: страхователь был уведомлен о необходимости оплатить вторую часть взноса

Onliner обратился за комментарием в «Белгосстрах». Ответ был получен, как говорится, в установленные законом сроки, за подписью заместителя генерального директора компании.

Там, в частности, сказано, что в нарушение п. 18.19 Инструкции [о порядке проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств] по невнимательности страхового агента размер и сроки оплаты второй части взноса в свидетельстве отражены не были.

— Данный договор страхования автоматически был прекращен в электронной базе данных «Белгосстраха» со дня, следующего за днем неуплаты очередного взноса (09.10.2016), — представители компании ссылаются на п. 173 Положения о страховой деятельности.

«Договор страхования прекращается при истечении срока страхования или неуплате страхователем в установленный срок второй части страхового взноса [...]» (п. 173 Положения о страховой деятельности).

— В процессе рассмотрения материалов дела «Белгосстрах» в добровольном порядке признал договор страхования действительным и произвел по нему выплату страхового возмещения в связи с причинением вреда в дорожно-транспортном происшествии, — подчеркивается в ответе. — Вопрос о признании договора страхования действительным был разрешен в досудебном порядке.

— Вместе с тем как страхователь [владелец Volkswagen], так же, как и страховщик, обязан соблюдать и знать нормы Положения. В частности — пункты 162 и 173, согласно которым уплата страхового взноса производится, как правило, единовременно. При заключении договора внутреннего страхования (договора комплексного внутреннего страхования) сроком на один год страховой взнос может уплачиваться в два этапа: 50 процентов — при заключении этого договора и 50 процентов — в течение шести месяцев со дня его вступления в силу. При неуплате страхователем в установленный срок второй части страхового взноса договор страхования прекращается, — сказано в письме.

Сотрудники «Белгосстраха» утверждают, что страхователь знал о необходимости уплаты второй части взноса:

— Согласно объяснительной страхового агента [владелец Volkswagen] был осведомлен о необходимости уплаты второй части взноса по договору страхования при заключении договора страхования, а также заранее 03.10.2016 (за 5 дней до наступления срока оплаты очередной части страхового взноса) посредством СМС сообщения, направленного «Белгосстрахом» на указанный в заявлении на страхование номер телефона.

Также страховщики сообщают, что к лицам, допустившим ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, применены меры дисциплинарного и материального воздействия, а владельцу Volkswagen принесены официальные извинения.

— Тем не менее [владелец Volkswagen] 14.09.2017 обратился в суд Полоцкого района и г. Полоцка с исковым заявлением о взыскании с «Белгосстраха» денежной компенсации морального вреда, которое частично судом было удовлетворено. Также с «Белгосстраха» в пользу [владельца Volkswagen] взыскана государственная пошлина и судебные расходы, — говорится в письме.

— За год «Белгосстрахом» заключается около 2 000 000 договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Случаи не указания в страховом свидетельстве срока уплаты и размера второй части страхового взноса являются единичными. «Белгосстрах» придерживался и придерживается позиции, что договоры страхования, в которых по ошибке или неосмотрительности страхового агента не заполнены графы страхового свидетельства, касающиеся размера и срока уплаты второй части страхового взноса, признаются действующими до окончания срока, однако за страхователем сохраняется обязанность по уплате этой части взноса до окончания срока действия договора страхования, — заключается в ответе компании.


— В любой непонятной ситуации лучше обращаться к юристам, — подытоживает Андрей. — Воспринимаю случившееся как бесценный опыт взаимодействия с государственными структурами, начиная от ГАИ и заканчивая Минфином. Не скажу, что впечатления положительные, зато приходит понимание того, как можно доказать неправоту большой государственной компании.

Найти адвоката можно с помощью сервиса «Услуги»

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by