603
21 июня 2019 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Дистанционный контроль, селфи перед поездкой, блэк-лист... Сервисы каршеринга — о мерах по предотвращению опасного вождения

Две недели назад Минская ГАИ провела показательную акцию: водителям каршеринговых автомобилей недвусмысленно намекнули, что ситуация достигла точки кипения. Теперь за этими машинами организован скрытый контроль. Однако несколько дней назад в центре общественного внимания оказалось очередное происшествие — на улице Толстого опрокинулся Volkswagen Polo Sedan с наклейками Anytime. «Сейчас ведется внутреннее разбирательство. Но для нас данное ДТП стало последней каплей», — рассказали в компании, которая в ближайшее время намерена установить на автомобили ограничители скорости. Корреспонденты Onliner испытали тестовую машину, а также обратились за комментарием в другие сервисы: как решают проблему там?

Anytime: будут установлены ограничители скорости и звуковое устройство

Первым каршеринговым сервисом в Минске стал DriveTime, который впоследствии был преобразован в Anytime. Компания является крупнейшим игроком в этом секторе рынка: сейчас в автопарке — более 400 автомобилей, обозначенных с помощью фирменных наклеек.

— Каждый раз, когда поступает сообщение об очередном происшествии с автомобилем нашей службы, мы все переживаем, но вовсе не за машину, — утверждает начальник отдела по работе с клиентами компании Иван Желтоногин. — Автомобиль — это единица автопарка. А мы в первую очередь беспокоимся о безопасности пользователя и окружающих.

В Anytime заверяют, что каждое дорожное происшествие разбирается индивидуально, а впоследствии вырабатываются контрмеры для предотвращения негативных последствий.

— Например, в обстоятельствах ДТП на улице Толстого сейчас разбираются сотрудники ГАИ, а также наша служба безопасности, — говорят в сервисе.

Сотрудники Anytime утверждают, что анализируют всю поступающую информацию, в том числе размещенную в СМИ, на форумах, в соцсетях. А при необходимости связываются со свидетелями агрессивного поведения: «Много обращений поступает к нам по телефону и через мессенджеры. Каждому уделяется внимание, мы проверяем информацию и связываемся с пользователем сервиса, находившимся за рулем в тот момент».

В договоре компании, который заключается с пользователями, предусмотрен ряд штрафных санкций за разного рода нарушения. В частности, за превышение скорости, пьяное вождение, другие нарушения ПДД, влекущие создание аварийной обстановки.

Компания ведет историю нарушений каждого клиента. Если рейтинг достигает определенных значений, то сотрудники сервиса блокируют пользователя.

Сейчас в Anytime решили применить меры технического характера. Специалисты работают над расширением функционала телематического оборудования:

— При достижении автомобилем отметки в 103 км/ч в салоне раздастся звуковой сигнал, предупреждающий пользователя. Также будет вмонтирован ограничитель скорости (срабатывает при 115 км/ч). В дальнейшем установим такие лимиты: 80 км/ч для города, 120 км/ч — за городом. В перспективе планируем отстроить карту скоростных зон с ограничениями в соответствии с ПДД.

Нам предоставили возможность испытать, как работает ограничитель на тестовой машине. Итак, выезжаем на участок МКАД, где разрешено 100 км/ч. Каршеринговый Volkswagen Polo Sedan набирает скорость, а как только стрелка добирается до 103 км/ч, раздается противный звук.

Повторяем действия на гродненской трассе, но уже на участке с лимитом в 120 км/ч. Опять при 103 км/ч срабатывает сигнализация, а когда стрелка показывает 115 км/ч, автомобиль перестает набирать скорость. При спуске с горки нам удалось разогнать машину до 120 км/ч, а при подъеме — до 113 км/ч.

Система работает и в ближайшее время будет масштабирована на весь автопарк Anytime. Как это скажется на снижении числа опасных ситуаций и ДТП, компания обещает отслеживать.

«Везуха»: действует трехуровневая система

Вторым запустился сервис «Везуха», у которого на данный момент 95 брендированных автомобилей. Ситуацию для Onliner согласился прокомментировать управляющий компанией Максим Горбиков, который сперва поделился мнением в связи с общественным резонансом вокруг каршеринговых машин:

— В массовом восприятии отношение к некой группе может отождествляться по одному или нескольким случаям. На самом деле статистика по ДТП говорит, что каршеринговые автомобили попадают в аварии с той же частотой, что и машины других коммерческих парков. Тем не менее мы проводим определенные мероприятия по предотвращению таких случаев.

Как говорит руководитель, работу можно разделить на три блока. Во-первых, действуют жесткие ограничения для тех, кто хочет стать пользователем сервиса. Во-вторых, диспетчеры в онлайн-режиме отслеживают передвижение автомобилей. В-третьих, сотрудники компании анализируют треки после завершения клиентом поездки.

— Жесткая фильтрация на входе позволяет сразу отсеять недобросовестных пользователей, — считает Максим Горбиков. — Доступ к сервису не получат те, кто не достиг 20 лет и имеет стаж вождения менее года. Документы проходят щепетильную проверку. Зарегистрироваться в системе могут граждане Беларуси и России, прошедшие проверку.

В момент совершения поездки за водителями следят диспетчеры. По словам руководителя компании, если клиент совершает некое действие, которое влечет перегрузку автомобиля (резкое торможение, проезд на высокой скорости «спящего полицейского» и пр.), то кратковременно включится «аварийка», а операторы сервиса получат уведомление.

Система также реагирует при превышении скорости на 20 км/ч и более. Все эти данные попадают в базу и анализируются.

— Получив информацию о потенциально опасных действиях, диспетчер отправляет пользователю SMS-сообщение, а также предупреждает, что при повторном нарушении учетная запись может быть заблокирована, — подчеркивает Максим Горбиков.

В качестве примера он привел такой случай. Оператор обратил внимание на автомобиль, который двигался со скоростью 160 км/ч. С пользователем сразу же попытались связаться, однако SMS-сообщения и звонки он игнорировал. Тогда при первой же остановке машины двигатель был заглушен. Впоследствии оказалось, что за рулем находился другой человек.

Сейчас дело о передаче учетной записи разбирают компетентные органы.

Но это не все. После завершения поездки архив треков анализируют повторно: в частности, изучается, с какой скоростью двигался автомобиль. Эти данные сопоставляют с картой ограничений.

— Конечно, мы рассматривали разного рода технические средства, которые могут препятствовать нарушению ПДД, — говорит руководитель компании. — Однако пока не нашли для себя действенных мер. Например, есть механизм по блокировке топливного насоса при достижении автомобилем определенной скорости. Но эту технологию считаем спорной, поскольку иногда разгон может быть оправдан с точки зрения безопасности. Скажем, при обгоне фуры.

Алкозамок, который мог бы предотвратить пьяное вождение, в сервисе называют полумерой: «Его легко обойти. В некоторых автопарках водители перед употреблением алкоголя набирают шарики с воздухом. А есть еще трезвые доброжелатели, которые могут выполнить тест за водителя».

В ближайшем будущем руководство «Везухи» планирует автоматизировать анализ данных о нарушениях, допущенных во время поездок пользователями, чтобы минимизировать факты агрессивного вождения.

Hello: клиент блокируется при рейтинге −3

Хотя сервис Hello запустился совсем недавно, он быстро стал популярным. В городе постоянно замечаешь автомобили с зелеными наклейками. Сейчас у компании более 60 машин. Служба безопасности утверждает, что пристально следит за стилем управления:

— К агрессивному вождению мы относим любое поведение на дороге, которое может создать аварийную ситуацию. Его нам помогает идентифицировать программное обеспечение. В частности, отслеживаем скорость, обороты двигателя, положение ручника и так далее.

Большое значение сотрудники сервиса уделяют обратной связи: кто-то звонит по телефону круглосуточной службы (+375 44 777 60 60), кто-то пишет в мессенджеры, кто-то обращается через социальные сети.

— Мы рассматриваем каждое обращение, даем ответ о действиях, поощряем тех, кто помогает нам привить здоровую культуру вождения каршеринговых автомобилей, — заверяют в Hello. — У нас уже даже сформировалась группа активистов, которым мы безгранично благодарны.

В компании подчеркивают, что за нарушения ПДД предусмотрены штрафы (подробности изложены в договоре): «Самые серьезные нарушения для нас — это превышение скоростного режима (так как это небезопасно по отношению к остальным водителям, портит репутацию сервиса и наносит вред автомобилю), дрифт (из-за вреда автомобилю), передача третьему лицу (когда за рулем не тот пользователь, которому принадлежит аккаунт, мы расцениваем это как угон), курение в автомобиле (в общественном транспорте вам никто курить не разрешит)».

В первый раз обычно обходятся предупреждением. Тем не менее с пользователем связываются для уточнения обстоятельств.

— Размер штрафа зависит не только от величины превышения, но и от места нарушения, — говорят представители сервиса. — Мы рассматриваем совокупность факторов.

Как и другие компании, Hello применяет практику включения «отличившихся» пользователей в блэк-лист. За каждое нарушение ПДД начисляется минус один балл. Когда рейтинг достигает минус трех баллов, водителя блокируют.

Хотя есть возможность получить бан сразу. Скажем, при передаче автомобиля третьему лицу.

— В целом у нас мало нарушений, так как наши пользователи воспитанные и ответственные, за что мы им очень благодарны, — отмечают в Hello.

West Group: перед поездкой необходимо сделать селфи возле автомобиля

Четвертый игрок на рынке — компания West Group, которая заявляет о 15 автомобилях, задействованных в каршеринге. Отличительная особенность в том, что эти машины не обозначены наклейками и брендировать их в дальнейшем не планируют.

— Одной из эффективных мер по предотвращению нарушений ПДД считаем необходимость сделать селфи перед поездкой на фоне автомобиля, — рассказали представители сервиса. — Таким образом оператор может убедиться, что за рулем окажется именно зарегистрированный в базе человек, имеющий при себе водительские права.

Функционал приложения не позволяет выбрать фотографию из галереи. Сделать снимок можно только в онлайн-режиме.

При запуске каршеринга в West Group говорили, что не намерены штрафовать пользователей (исключение — если автомобиль был эвакуирован). Этой же политики в компании придерживаются и сейчас.

— Однако если пользователь, например, систематически превышает скорость и оставляет машину в запрещенных местах, то связываемся и предупреждаем. А в базе данных делаем соответствующую отметку, — уточнили в West Group.

«Лишь в крайнем случае, если предупреждения не помогают, блокируем пользование сервисом. К этой мере прибегали несколько раз, причем в основном из-за стоянки автомобиля в неположенном месте»

Также некоторые санкции предусмотрены в случае, если клиент по своей вине попал в ДТП. Тогда его попросят компенсировать простой машины из-за ремонта.

В West Group сомневаются в целесообразности использования мер технического характера. По мнению представителей сервиса, они недостаточно эффективны, к тому же их легко обойти: «Слышали, есть датчики, которые монтируют в руль и которые считывают данные именно водителя (в частности, по потовым железам можно определить, пьян ли человек). Однако система пока хорошо не изучена, и ее использование мы всерьез не рассматриваем».


Меры, выработанные каршеринговыми сервисами, кажутся оправданными и проработанными. Однако если взглянуть на ситуацию со стороны, становится очевидным, что требуются совместные действия. Например, создание единого блэк-листа, сотрудничество с ГАИ, более активное внедрение технических средств.

Читайте также:

Деление скорости на ответственность. Минская ГАИ взялась за каршеринговые автомобили

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by