980
05 июня 2019 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Деление скорости на ответственность. Минская ГАИ взялась за каршеринговые автомобили

Обратная сторона каршеринга: развитие сервисов привело к увеличению рисков на дорогах. Парадигма такой услуги предусматривает, что клиент (он же водитель) спешит: чем быстрее завершит поездку, тем меньше заплатит. А отсюда — превышение скорости, резкие перестроения, проезд на красный, разворот через двойную сплошную и как следствие ДТП. Не только в комментариях на Onliner обратили внимание на вспыхнувшую проблему. Сотрудники спецподразделения Минской ГАИ теперь в скрытом режиме контролируют водителей, пользующихся услугами краткосрочной аренды автомобилей. За процессом наблюдали наши корреспонденты.

Опция «Безответственный». Серьезно?

Инспекторы садятся в служебный автомобиль, имеющий спецсигналы, но не выделяющийся среди обычных транспортных средств в потоке: «Сейчас разработано множество приложений, в которых водители оперативно отмечают наряды ГАИ. Однако такую машину редко удается идентифицировать, что позволяет нам работать в скрытом режиме».

На этот раз в фокусе внимания нескольких патрулей ГАИ, работающих в скрытом режиме, оказались каршеринговые автомобили, число которых за последнее время в Минске значительно выросло.

Напомним, сейчас в городе работают четыре компании, которые предлагают услуги по краткосрочной аренде машины. Процесс максимально дебюрократизирован. Чтобы зарегистрироваться в системе, достаточно выслать фотографии документов и привязать банковскую карту. В условиях возрастающей конкуренции некоторые компании готовы доверить автомобиль клиентам с водительским стажем от года и даже меньше!

Но где гарантия, что права не лежали на полочке, а у человека имеется реальный опыт управления машиной? В итоге совсем молодой и неопытный водитель вполне может оказаться за рулем автомобиля, поездка на котором обходится в 29—32 копейки за минуту.

— Тарифы, которые жестко привязаны ко времени, подстегивают водителей данных машин двигаться быстрее, чем основной поток, — считает заместитель начальника спецподразделения Минской ГАИ Сергей Зараник. — Для обычных автовладельцев важный фактор, который упреждает агрессивное вождение, — бережное отношение к собственному транспортному средству. В случае с имуществом каршеринговой компании об этом говорить не приходится. Грубо говоря, клиенту важно, чтобы арендный автомобиль был на ходу в течение ближайших 15—20 минут, и некоторые выжимают из него все силы.

«Учтите также, что севшему за руль особенности каршеринговой машины досконально незнакомы, хотя, как правило, используются автомобили с АКП. Тем не менее в экстренной ситуации это может иметь важнейшее значение. Водитель ведь не знает, как быстро удастся остановить транспортное средство»

Рассуждения приходится прервать. На проспекте Победителей инспекторы замечают Volkswagen Polo Sedan с наклейками новой каршеринговой службы, которая наделила одну из своих опций характерным эпитетом «Безответственный». Водитель постоянно перестраивается из полосы в полосу. Замечаем, что в салоне находится несколько пассажиров.

Кажется, сейчас машина свернет налево. Ан нет! Крайний ряд использовался для опережения, а перед автомобилями, стоящими на светофоре, водитель опять уходит правее. Вот о чем говорят в ГАИ: частые перестроения, резкие ускорения, несоблюдение безопасной дистанции — все это нервирует окружающих.

Сказывается специфика патрулирования в скрытом режиме. С одной стороны, нужно зафиксировать потенциальные нарушения постоянно маневрирующего транспортного средства, с другой — соблюсти меры безопасности.

Когда «каршеринг» выезжает на МКАД, возникает предположение, что водитель может превысить установленную скорость. У инспекторов имеется с собой «Бинар», который позволяет вести видеофиксацию. Сотрудник ГАИ берет в руки прибор, но автомобиль сворачивает к стоянке аквапарка.

Забегая вперед, отметим, что подобная история повторялась во время рейда несколько раз. Если скрытому патрулю удавалось закрепиться за каршеринговой машиной, то либо она ехала в спокойном режиме, либо ее водитель вскоре завершал поездку. В будущем для удобства решено работать в паре с обозначенным автомобилем ГАИ.

ГАИ: «Тенденция отразилась в сводке аварий»

Когда каршеринг только-только запускался, говорилось, что клиентов будут проверять на отрицательную историю (в первую очередь по линии ГАИ). Кроме того, компании собирались дистанционно следить за стилем вождения с помощью датчиков и при агрессивных действиях принудительно прерывать поездку.

Но что-то пошло не так... «Когда вижу в зеркало заднего вида машину с наклейками каршеринга, сразу напрягаюсь», — примерно так описывают в комментариях свои ощущения пользователи Onliner.

— За последнее время число жалоб на каршеринговые автомобили выросло, также негативная тенденция отразилась в сводке аварийности, — подтверждает Сергей Зараник. — Каждую неделю поступает несколько заявлений о том, что очередной водитель каршеринговой машины создал аварийную обстановку в центре города и скрылся. Бывает, инспекторы приезжают вечером в Верхний город и занимаются только данными автомобилями: проезды на запрещающий сигнал светофора, нарушения требований разметки, превышение скорости...

Как правило, участниками происшествий с каршеринговыми машинами становятся молодые люди. Так, неделю назад в Каменной Горке водитель Volkswagen подбил несколько припаркованных автомобилей. Очевидцы говорили, что стрелка спидометра остановилась на отметке в 129 км/ч. В январе на улице Белинского «каршеринг» повредил фургон и уехал. Водитель не знал, что попал в объектив видеокамеры. Впоследствии выяснилось, что за рулем был парень 1996 г. р. А в ноябре 2018-го пользователь сервиса дважды попал в ДТП (пострадали десять машин) и попытался уехать от ГАИ.

Вот последний случай, который пока не был нигде обнародован. В конце мая перекресток пр. Победителей и ул. Радужной в Минске регулировался сотрудником ГАИ. Инспектор дал команду для поворота налево. Два встречных автомобиля остановились в крайнем правом ряду. В этот момент появился Volkswagen Polo Sedan (принадлежит службе каршеринга), двигавшийся явно быстрее потока. В результате он не остановился и врезался в Honda Civic.

— В ДТП никто не пострадал, — сообщает Сергей Зараник. — Однако молодой водитель каршеринговой машины вину отрицал. Утверждал, что жезл регулировщика был опущен, хотя имеется видеозапись, опровергающая эти слова.

Когда «каршеринг» выходит на оперативный простор, то...

Рейд продолжается на пр. Победителей. Там на глаза попадается еще один Volkswagen Polo Sedan, который едет в направлении ул. Немиги. Создается ощущение, что водитель пытается перестроиться, но плотный поток не позволяет этого сделать. Наконец на прямой автомобиль разгоняется и сворачивает в карман, чтобы выехать на ул. Богдановича.

Получив оперативный простор, водитель заметно ускоряется. Прибор в руках сотрудника ГАИ фиксирует скорость — более 80 км/ч.

Остановить машину удается только на ул. Купалы. За рулем оказывается иностранец, который учился в медуниверситете, а сейчас вернулся.

Парень объясняет, что планирует остаться в Беларуси, имеет вид на жительство. Ранее он прислал в каршеринговую компанию документы и получил право пользоваться сервисом.

— Вы ехали 82 км/ч, а разрешенная скорость составляет 60 км/ч, — замечают инспекторы.

— Я не могу достать телефон, чтобы не отвлекал... Там и улицы, и скорость показывает, — парень заметно нервничает, кончики его пальцев дрожат.

— А почему на спидометр не смотрели? В городе лимит по умолчанию составляет 60 км/ч.

— Ну кое-где 70 разрешено, — проявляет знание особенностей организации дорожного движения молодой человек.

С нарушением, впрочем, он не спорит, протокол подписывает, хотя явно сожалеет о случившемся.

— Минимальный штраф — одна базовая величина (сейчас — 25,5 рубля). На оплату выделяется 30 дней, — объясняет сотрудник ГАИ. — Если не оплатите в этот срок, штраф увеличится на две базовые. А при подобном нарушении в течение года можете лишиться права управления.

«Более 80 км/ч?» — «Не угадали — более 90 км/ч!»

Очередной каршеринговый автомобиль инспекторы замечают на развязке пр. Независимости с ул. Филимонова. Тактика следующая: скрытый патруль пристраивается следом. Сделать это непросто, если учесть действия водителя Volkswagen Polo Sedan. Тот постоянно перестраивается: второй ряд, третий, четвертый, первый... Правда, все маневры обозначаются.

— Превышение скорости — наиболее частое нарушение этой категории водителей, — готовит к работе «Бинар» сотрудник ГАИ.

Скоростемер пищит, хотя зафиксировать нарушение из движущейся машины не так уж просто. На экране прибора высвечивается цифра 96.

Инспекторы решают остановить автомобиль в спокойной обстановке, тем более что движется он далеко впереди и до него еще нужно доехать.

В подходящий момент водителя с помощью громкоговорящего устройства просят остановиться. Первые доли секунды тот удивлен, но, заметив людей в форме, все понимает и сразу притормаживает.

Разбирательство занимает несколько минут. Водитель нарушение не отрицает, объясняет, что спешит на встречу. По словам сотрудников ГАИ, сам мужчина навскидку оценил скорость в более чем 80 км/ч. Протокол составлен по ч. 3 ст. 18.13 КоАП.

«Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения на тридцать и более километров в час — влечет наложение штрафа в размере от трех до десяти базовых величин» (ч. 3 ст. 18.13 КоАП).

Конечно, этот случай не попадет в число рекордных. Например, на днях инспекторы остановили водителя, который на каршеринговом автомобиле в Минске двигался со скоростью 128 км/ч, то есть лимит был превышен более чем вдвое!

— В случае с каршерингом пословица «Время — деньги» приобретает новое значение, — говорят сотрудники ГАИ. — Доходит до смешного. Бывало, фиксируем превышение скорости, останавливаем машину. Водитель выходит, просит пару минут, чтобы завершить поездку, и только тогда мы приступаем к оформлению. После составления протокола он вновь открывает приложение и берет тот же самый автомобиль.

Еще одна проблема с каршеринговыми машинами, по заверению инспекторов, это остановка и стоянка в неположенном месте. Часто автомобили бросают как придется, перекрывая въезды в медицинские и другие учреждения. Найти водителя сложнее, чем обычно. Приходится оформлять запрос, дожидаться ответа, находить последнего пользователя. Никто, разумеется, столько ждать не может.

Более того, препятствие создают не только каршеринговые машины, но и... самокаты. Несколько раз сотрудников ГАИ вызывали в центр города, где эти транспортные средства лежали прямо в первой полосе, предназначенной для общественного транспорта. Пока их просто убирают, но обещают вскоре привлекать тех, кто пользовался последним, за нарушение ПДД.

«Нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, — влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин» (ст. 18.23 КоАП).

Каршеринг — это современный сервис, который развит во многих цивилизованных странах. Далеко не все водители ведут себя агрессивно, садясь за руль таких автомобилей. Так, на пр. Независимости патруль ГАИ в скрытом режиме долгое время ехал за Volkswagen Polo Sedan, водитель которого действовал образцово: двигался медленнее отведенного лимита, заранее перестраивался, включал указатели поворотов... За несколько километров не допустил ни одного нарушения. Хотелось пожать руку: вот так бы все!

Но, увы, такой пример сейчас редкость. В Минской ГАИ в ближайшее время намерены предпринять ряд действий и не ограничиваться лишь патрулированием в скрытом режиме.

Смартфоны в каталоге Onliner

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by