360
13 августа 2019 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Марина Серебрякова

Курсант: на месте задолжавшей автошколы открылась новая с похожим названием, а деньги так и не вернули. Директор: остались должны и нам

Открываем официальную статистику «Белтехосмотра» за половину 2019-го и видим число пропавших автошкол — 9 штук. При этом количество подготовленных водителей увеличилось на 10%. Выглядит несколько странно. Казалось бы, прибыльное, полезное дело, но число центров по обучению вождению падает. Можно говорить об отсутствии гарантий при сдаче экзамена в ГАИ, сокращенных часах практики и в целом о качестве услуг. Но в этом материале мы бы хотели обратить внимание на довольно типичную проблему, возникающую при банкротстве автошколы. Как думаете, что происходит с курсантами и их уже уплаченными деньгами в такой момент? История минчанина Артура доказывает, что перед выбором автошколы стоит интересоваться не только процентом сдачи с первого раза, но и финансовым положением юрлица.

Обыкновенная автошкола

«Когда выбирал автошколу, много времени уделил изучению информации о других учреждениях, — история обучения Артура ничем не отличается от тысяч подобных. — Выбрал ту, о которой было много положительных отзывов и которую рекомендовали знакомые. Да и после первого визита в офис я остался доволен выбором. Организация процесса приема документов, оперативность и педантичность во многих моментах меня подкупили. В итоге в октябре 2018 года я подписал договор, по которому исполнитель в лице директора автошколы ЧУП „Сигнал-Плюс“ обязался оказать услуги по подготовке водителя МТС категории „В“, а я, то есть учащийся, обязался оплатить услугу по обучению в несколько этапов. Первую часть суммы — 269,54 рубля — я внес до начала первого занятия. Спустя месяц, к 20 ноября 2018 года, нас попросили внести вторую часть — 155 рублей».


В целом к качеству преподавания у Артура претензий нет. «Занятия проходили очень увлекательно (отдельное спасибо преподавателю по теории), — утверждает молодой человек. — Но тут довольно внезапно произошло неприятное событие. Моя группа уже сдала три зачета, когда нам сообщили, что автошколу закрывают. Объявление было озвучено в конце ноября, то есть примерно через неделю после внесения второго платежа. Подчеркну, к тому моменту ни одного занятия по практическому вождению проведено не было — при том что плата за топливо уже была собрана».

Что делать, если автошколу закрывают?

Курсант уверяет, что уже в начале декабря ему и одногруппникам вернули договоры и медицинские справки: «Также нам раздали маленькие бумажки с названием компании, которая будет заниматься ликвидацией автошколы и выплатой внесенных средств ученикам. Клочок бумажки содержал следующую информацию: наименование компании-ликвидатора (ООО „Зэ Энд“), адрес и телефоны. Сказали звонить в данную компанию, и они все вернут. Так я и поступил. Девушка, поднявшая трубку, с огромным пренебрежением и нежеланием отвечала на мои вопросы: как будет происходить возврат средств? Что и куда нужно написать и предоставить? Причем каждое слово приходилось вытягивать, будто я задавал слишком очевидные вопросы. Для меня было понятным, что большинство курсантов, оказавшихся в подобной ситуации, понятия не имеют, как быть».


Порядок действий, по словам представителя ликвидатора, должен был быть таким: оформить письмо в ООО «Зэ Энд» и приложить к нему копию договора с автошколой, выписку из банка и требования кредитора (курсанта). В течение двух недель обещали дать ответ.


«Однако этого не случилось, — уверяет собеседник. — Я сам вновь позвонил в „Зэ Энд“. Внятного разговора с девушкой, поднявшей трубку, снова не вышло, и я попросил перенаправить меня на более компетентное лицо. Дальше я общался с парнем: он сообщил, что письмо получили и включили меня в реестр кредиторов. ЧУП „СИГНАЛ ПЛЮС“ находится в процессе ликвидации с 7 декабря 2018 года».

Сколько времени прошло с тех пор, каждый может посчитать самостоятельно. По словам Артура, до сих пор нет никакой информации о возврате средств: «История продолжает тянуться, ООО „Зэ Энд“ кормит „завтраками“, и я полагаю, что в итоге бумаги отправят на банкротство и ничего уже не вернут».

Новая автошкола на месте старой

В этой истории можно было бы поставить точку, если бы не одно обстоятельство. На месте автошколы ЧУП «Сигнал-Плюс» работает «Автошкола Сигнал — Драйв», с тем же адресом на ул. Кульман.

«По городу ездят машины с теми же логотипами, — делится наблюдениями курсант. — При этом мне было сказано, что все имущество юрлица будет распродано для возврата долгов. Я заподозрил серую схему в действиях руководителей компании и направил заявление в милицию со своими предположениями: по моему мнению, школа набрала учеников, чтобы погасить какие-то свои долги за счет простых курсантов, потом ушла в ликвидацию, а после просто перезапустилась. Предположения не нашли подтверждения. Из РУВД пришел ответ: проверка проведена, вам стоит обратиться к ликвидатору либо в суд».


«Кто-то из курсантов, которые учились со мной, пошел в другую автошколу (так поступил и я), — описывает актуальную ситуацию будущий водитель. — Кто-то вернулся в „Автошколу Сигнал — Драйв“, и, насколько я слышал, им предложили скидку в 30%. Но деньги, уплаченные ранее, никому так и не вернули. Думаю, никто не сочтет меня неправым, если я скажу, что по факту заплатил два раза за предоставление одной услуги в сфере образования».

Автошкола: как было на самом деле?

В Едином государственном регистре юридических лиц указано четкое различие между ЧУП «Сигнал-Плюс» и ООО «Автошкола Сигнал — Драйв»: иные УНП, расчетные счета. Одним словом, это разные фирмы с похожим названием. Курсанта же смущает не только схожесть имен и размещение по одному адресу, но и те же сотрудники автошколы. Один из них — ныне директор «Сигнал — Драйв» — согласился разъяснить ситуацию.

— Я отработал в предыдущей школе пять лет. В финале «Сигнал-Плюса» я не получил ни зарплату, ни аренду за машину (всего около 3,2 тысячи рублей) и остался без работы. Мы с коллегами решили создать собственное юридическое лицо — ООО «Автошкола Сигнал — Драйв». Название не сильно изменили в том числе для сохранения репутации. Ведь автошкола — это не только директор, но и те люди, которые работают в ней помимо руководителя. В момент ликвидации предыдущий глава передал оборудование (плакаты, компьютеры, парты и стулья) своим сотрудникам в счет погашения задолженностей по зарплатам. Этого хватило не для всех (например, мне не досталось). Имея эту базу, мы решили открыть свое ООО, арендовать то же помещение. Автомобили для практических занятий и раньше были арендными, так что в этом вопросе трудностей не было. На развалинах старой школы мы создали новое дело. Из «Плюса» в «Драйв» перешло три сотрудника из 17: я и еще два инструктора.

— Для сохранения репутации и нормального старта мы предоставили таким курсантам, как Артур, скидку в 30% от стоимости обучения. Сумма была примерно равна той, что они заплатили предыдущему юрлицу перед его закрытием. Ради репутации я отказался от причисления себя к кредиторам. Для чего? Я стоял в начале списка ожидающих выплаты долга. Если бы забрал то, что причитается, очередь курсантов отодвинулась бы надолго. Сам я не хочу лезть в те дела, нет на это времени.

— Заявление в РУВД действительно рассматривали, нас приглашали в милицию для опроса. Приходил туда и бывший директор. Тогда был последний раз, когда мы виделись. Насколько мне известно, материалы попали в «Белтехосмотр» (госрегулятор сферы), СК, прокуратуру. Никто не выявил нарушений, ликвидация была организована нормально, действия непреднамеренны. В деятельности новой школы «Сигнал — Драйв» также нет ничего криминального, хотя некоторые курсанты перекладывают ответственность с «Сигнал-Плюса» на нас. С момента закрытия старой школы мы уже выпустили около 120 человек, все довольны.

взрослый/подростковый (макс. 110 кг), до 25 км/ч, мощность 250 Вт, запас хода 30 км, аккумулятор 7.8 А·ч, рекуперация, вес 12.5 кг
взрослый/подростковый (макс. 120 кг), до 30 км/ч, мощность 350 Вт, запас хода 30 км, аккумулятор 6 А·ч, рекуперация, материал платформы: алюминий, вес 12 кг

Читайте также:

Наш канал в «Яндекс.Дзен»

Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Марина Серебрякова