17 августа 2019 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка. Видео: Екатерина Блашко

Шесть обидных упущений в ПДД, которые стоит исправить

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка. Видео: Екатерина Блашко

Наверное, у каждого есть настольная книга. Если нет, нужно срочно завести: положить на стол как раз на случай таких вопросов, пусть пылится, спросили — предъявил. У Юрия Краснова такой настольной книгой вот уже много лет остаются Правила дорожного движения. Он их, поди, перечитывает перед сном и может начать цитировать слово в слово с любой страницы. Вот только в ПДД постоянно вносят изменения и дополнения, а от этого Правила не всегда становятся лучше и понятнее. Ведущий «Разборов…» еще раз внимательно перечитал актуальное издание главной водительской книги и нашел несколько досадных неточностей, которые срочно нужно исправить.

— В последние годы в Правила дорожного движения столько раз вносились изменения, что там появились некоторые огрехи, с которыми нужно бороться. Нам бы очень хотелось, чтобы на это также обратили внимание ответственные лица, имеющие возможность повлиять на ситуацию, — отметил Юрий Краснов.

Что нужно изменить в ПДД. Версия Юрия Краснова:

Вернуть обучение на дорогах общего пользования

— В Правила дорожного движения нужно вернуть пункт, разрешающий обучать вождению в индивидуальном порядке людей без водительского удостоверения, — говорит эксперт. — Процесс подготовки достаточно длительный и кропотливый. Зачастую только в автошколе не удается подготовить водителя, который не представлял бы опасности на дороге.

Юрий Краснов обозначил три этапа, на которых, по его мнению, должен строиться процесс обучения:

  1. Первоначальная подготовка.
  2. Автошкола.
  3. Стажировка.

— На первоначальную подготовку у разных людей уходит разное количество времени. Когда мне было 16 лет, я не копил на новый мопед, а нарисовал две буквы «У», наклеил их на папину машину, и до 19 лет отец учил меня ездить. В результате, когда я пришел в автошколу, я уже хорошо умел водить. И в автошколе мне не объясняли, как передачи переключать и как руль крутить, а учили Правилам дорожного движения, учили разбираться в ситуациях на дороге, — отметил ведущий.

Такой подход к подготовке будущих водителей используется во многих странах.

— Понятно, что никто не будет с самого начала проводить обучение на улицах с интенсивным движением. Можно предусмотреть некоторые ограничения, например, чтобы человек, проходящий обучение в индивидуальном порядке, уже был записан в автошколу. Или чтобы перед обучением он сдал теоретический экзамен. Или чтобы человек, который хочет обучать кого-то, прошел специальные курсы, где ему рассказали бы основные принципы подачи информации.

Затем — автошкола с ее системой контроля полученных знаний и, понятное дело, экзамен в ГАИ. Но даже после него молодой водитель не должен оставаться без присмотра на первых порах.

— Нужен период стажировки, когда рядом с человеком, только получившим права, находился бы опытный водитель, который передавал бы свой опыт, подсказывал бы определенные моменты. Так делают, к примеру, в троллейбусных парках. Видели троллейбусы с табличкой «Стажер»? Это то, о чем я говорю: поначалу каждому необходима помощь, чтобы освоиться, это совершенно нормально, — считает Юрий Краснов.

Привести в порядок светофоры

Человек быстро ко всему привыкает, причем не только к хорошему. Мы ездим одними и теми же маршрутами и перестали обращать внимание на «косяки» со светофорами. Присмотритесь: они же все вразнобой!

— На сегодня в Правилах дорожного движения (приложение 1) предусмотрены аж три вида основных зеленых сигналов автомобильных светофоров: сплошной зеленый, зеленый с нанесенной контурной стрелкой и в виде дополнительной секции светофора, который сейчас даже устанавливают на место основного сигнала светофора. Это нехорошая ситуация, которая в конечном счете путает водителей, — отмечает ведущий рубрики.

Он пояснил, что установка на месте основного сигнала дополнительной секции с зеленой стрелкой на черном фоне — это вредная практика. Такой светофор должен находиться на своем месте и регулировать порядок проезда в конкретном направлении. Самый нелепый светофор мы видели в центре Минска, на перекрестке проспекта Независимости и улицы Свердлова: там и основной зеленый сигнал, и дополнительная секция совершенно идентичны, две зеленые стрелки на черном фоне указывают прямо — какой в этом смысл? При этом ниже расположен светофор с нормальным основным зеленым сигналом, на который нанесена контурная стрелка.

— Я считаю, что, помимо дополнительной секции, должно быть только два варианта основного зеленого сигнала: либо сплошной зеленый для светофоров, где нет дополнительных секций, либо, если они есть, зеленый фон с нанесенной на него стрелкой. И не контурной (ее зачастую бывает не видно), а нормальной черной стрелкой на зеленом фоне, — говорит Краснов.

Для чего это нужно? Такая стрелка на основном зеленом сигнале заранее предупреждала бы водителя, куда он может ехать, и указывала бы на то, что есть дополнительная секция — возможно, придется дожидаться ее активации. Если стрелки на основном сигнале нет, как, к примеру, ночью заранее узнать, есть дополнительная секция или проезд разрешен в любом направлении?

— Просто многие, в том числе те, кто устанавливал эти светофоры, забыли о существовании пункта 41 Правил дорожного движения. А он четко определяет: «Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные, чем сигнал дополнительной секции, разрешенные направления движения». Видите, стрелка должна быть обязательно. А у нас на каждом светофоре по-разному, даже на одном перекрестке можно встретить любой вариант сигналов на выбор, — возмущается эксперт.

Кстати, чтобы привлечь внимание водителей к дополнительной секции светофора, ее стали дооборудовать: когда стрелка дополнительной секции гаснет, загорается красный круг.

— Эти красные кольца как раз и придумали для того, чтобы люди видели дополнительную секцию. Но для чего было что-то выдумывать, если в ПДД и так все прописано, нужно просто выполнить: нанести стрелку на основной зеленый сигнал, привести светофоры к единообразию. Тогда водитель сможет заранее сориентироваться, разобраться в том, что есть дополнительная секция, и какие правила при этом действуют. К тому же с этими красными кольцами случился казус, ведь в ПДД нет такого сигнала светофора. А в документы по стандартизации уже внесли соответствующие изменения. Так, может, пора навести порядок и в законах, и на дороге? Такое количество противоречивых вариантов — это только предпосылки к возникновению аварийных ситуаций. На дороге все должно быть четко и понятно.

Определить последовательность действий при маневрировании

Хорошо ли вы помните 56-й пункт Правил дорожного движения? «Перед началом движения, перестроением, поворотом налево или направо, разворотом и остановкой водитель обязан подавать сигнал световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны либо включена аварийная световая сигнализация — рукой, убедившись, что его действия будут безопасны и не создадут препятствия для дорожного движения». Вы поняли, в безопасности чего нужно убедиться?

— Некоторые думают, что требование убедиться в безопасности действий относится к моменту подачи сигнала поворота. Дескать, насколько безопасно я включаю поворотник. Очевидно, что предполагалось не это. Нужно просто разбить это предложение, поставить точку. А после нее написать: «Перед совершением маневра водитель обязан убедиться в безопасности своих действий», — отмечает Юрий Краснов.

Эксперт настаивает на вполне конкретном порядке действий:

  1. Подал сигнал поворота.
  2. Убедился в безопасности маневра.
  3. Выполнил маневр.

— Из практики могу сказать, что другие водители первое моргание указателя поворота вовсе не видят, вторе уже замечают и только при третьем осознают, что ты собираешься предпринимать. Именно поэтому включайте поворотник заранее — предупредите других участников дорожного движения о своих намерениях.

Освободить перекрестки

В пункте 65 Правил дорожного движения изложено логичное требование: «Поворот налево или направо должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей дорог транспортное средство не оказалось на встречной полосе движения». Легко написать, но легко ли выполнить?

— Есть предложение поменять слова «при выезде с пересечения проезжих частей» на «при выезде с перекрестка». Когда-то давно так и было написано, кстати. Непонятно, кто и в какой момент, а главное, зачем это поменял, — огорчен Краснов. — Дело в том, что если перекресток большой, там пересекаются широкие дороги — нет проблем разъехаться и не нарушить то правило. Но если перекресток совсем маленький, а таких и в Минске полно, бывает очень проблематично выполнить это условие.

Для подтверждения этих слов выезжаем на улицу Леонида Беды. Там почти на любом перекрестке характерная ситуация.

— Сейчас в городе на переходах стали массово обустраивать островки безопасности. Это правильно: так хотят обезопасить пешеходов. Но нельзя же забывать и о водителях. Когда такие островки расположены уже в границах перекрестка, а он и без того тесный, то при всем желании двум автомобилям, которые едут навстречу друг другу и оба поворачивают налево, уже крайне сложно разъехаться. Я сам попадал в такие ситуации. Пытаешься повернуть — и он пытается. И вы только мешаете друг другу, начинаете злиться, ругаться. А никто из вас не виноват, никто не ехал криво. Это так организовано движение.

Похожая проблема есть на пересечении улиц Коммунистической и Красной. На перекрестке установлен объект, препятствующий парковке. Но из-за него же крайне затруднительно вписаться в поворот даже на легковой машине.

Эксперт предлагает решение: освободить территорию перекрестков.

— Это пространство необходимо водителям, там любое транспортное средство должно без препятствий сманеврировать, — убежден он.

Знак на Немиге, известный всему Минску, тоже страдает как раз от этой проблемы.

— Смотрите, здесь островок безопасности заведен на территорию перекрестка, он расположен там, где машины поворачивают, — вот знак постоянно и сбивают, — констатирует Краснов. — Понятно, почему так произошло: на коротком отрезке дороги разместили остановку общественного транспорта, пешеходный переход с островком безопасности, тут же находится въезд на паркинг. Ой, а с разметкой здесь что?

Так всегда бывает, когда едешь по знакомому маршруту и с удивлением видишь, что организация дорожного движения изменилась. Разметка ведет нас из крайней левой полосы на Романовской Слободе прямиком в средний ряд на Немиге — именно в средний, не в левый. Водитель Volkswagen, едущий впереди, тоже, наверное, такого не ожидал, поэтому просто переехал разметку и поехал так, как привычнее. Аналогичным образом поступают многие.

— Это очередная попытка отодвинуть транспортный поток от этого знака. А все потому, что он стоит, по сути, на перекрестке, — задумчиво говорит эксперт.

Разобраться со знаками приоритета

Теперь давайте вспомним знаки приоритета: «Главная дорога» (2.1), «Конец главной дороги» (2.2), «Уступи дорогу» (2.4), «Движение без остановки запрещено» (2.5) и так далее. В автошколе их всегда удобно запоминать: они необычной формы, такие ни с чем не перепутаешь. И в этом есть свой смысл.

— Форма знаков приоритета не повторяется ни в одной другой группе знаков. Таким образом, даже если знак поврежден, залеплен снегом, его покрытие стерлось, водителям все равно легко понять, что он означает. Но в какой-то момент предупреждающие по своей сути знаки «Примыкание второстепенной дороги» (2.3.2 и 2.3.3), а также «Пересечение со второстепенной дорогой» (2.3.1) и «Пересечение равнозначных дорог» (2.3.4) были отнесены в группу знаков приоритета, — рассказывает Юрий Краснов.

Он считает такую классификацию неверной и просит вернуть все так, как было.

— Видимо, так сделали, чтобы на загородных дорогах не устанавливать одновременно и предупреждающий знак о примыкании, и знак приоритета. Но с точки зрения логики вот этих знаков (2.3.1—2.3.4) не должно быть среди знаков приоритета. Слишком уж они похожи на знаки из другой группы, откуда, собственно, и родом.

Не вынуждать останавливаться дважды

Не закрывайте параграф со знаками приоритета. Знак 2.5 — «Движение без остановки запрещено», читаем правило: «Запрещается движение без остановки перед знаком 2.5 или знаком 5.33 (горизонтальной дорожной разметкой 1.12), а при их отсутствии — перед краем пересекаемой проезжей части дороги. Необходимо уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 7.13 — транспортным средствам, движущимся по главной дороге, а также справа по равнозначной дороге. При подъезде к участку дороги, на котором установлен знак, а также к железнодорожному переезду, движение через который не запрещено, водитель должен остановиться перед знаком 2.5 или знаком 5.33 (горизонтальной дорожной разметкой 1.12)».

— Написана совершенно нелогичная фраза: нужно остановиться перед знаками или разметкой, а при их отсутствии — перед краем пересекаемой проезжей части. Это как? Если вы видите знак, но его нет — остановитесь перед краем пересекаемой проезжей части?

Краснов предлагает перефразировать это правило.

— Я считаю, что фраза составлена таким образом случайно. Если есть знак, нужно остановиться перед ним. А то в автошколах уже стали по-разному трактовать это требование: если есть знак, но нет стоп-линии, курсантов заставляют тормозить дважды: перед знаком, а затем перед краем проезжей части — стоп-линии же нет. Чехарда какая-то! — пожимает плечами ведущий «Разборов…».


Он закрыл книгу, отложил ее в сторону. Вечером снова будет перечитывать — так, просто освежить.

— Мы пытались разобрать нормы Правил дорожного движения, которые связаны с практическими действиями водителей на дороге. Все эти неточности, которые идут вразрез с логикой и здравым смыслом, с принципами и законами движений и маневрирования, — они как минимум приводят к возникновению конфликтных ситуаций. ПДД уже столько раз переписывали, что смотришь: то что-то нужное потерялось, то что-то бестолковое появилось. Изменения не всегда бывают к лучшему, и нужна работа над ошибками. Исправить и больше не трогать, чтобы люди наконец привыкли, как им действовать на дороге, — подвел черту Юрий Краснов.

Onlíner рекомендует
основная камера: 5 Мп 140°, видео 2592x1944 H.264/H.265, G-сенсор, экран 2" 320 x 240
Нет в наличии

«Разбор с Красновым» — разбираем самые интересные случаи на дороге

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by