Водители не знают, куда на самом деле «смотрит» их авто. Пять примеров, которые это доказывают

30 августа 2019 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

Водители не знают, куда на самом деле «смотрит» их авто. Пять примеров, которые это доказывают

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

Подходят к концу школьные каникулы, и водители привычно узнают, что в стране объявлена акция «Внимание — дети!» — то есть фары теперь нужно включать даже днем. Автомобилисты понемногу к этому привыкли, вопросы у сотрудников ГАИ возникают все реже. Но знаете ли вы, куда на самом деле «смотрит» ваша машина, нет ли у нее, к примеру, «косоглазия»? Мы провели небольшой эксперимент, и его результаты заставляют задуматься.

Куда на самом деле «смотрит» автомобиль?

Почему днем нужно включать фары

Госавтоинспекция Минска в период проведения акции «Внимание — дети!» работает в усиленном режиме. Водители же в числе прочего обязаны соблюдать пункт 166.9 Правил дорожного движения — «В светлое время суток для обозначения движущегося транспортного средства должны быть включены ближний свет фар или дневные ходовые огни (при их наличии) в период проведения Министерством внутренних дел республиканских специальных комплексных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения». Это просто напоминание на всякий случай, если кому-нибудь нужна шпаргалка.

И если когда-то давно некоторые воспринимали такое требование в штыки, то сегодня, по нашим наблюдениям, большинство участников дорожного движения согласны с тем, что это обосновано соображениями безопасности. Машину с работающими фарами легче заметить. Каникулы заканчиваются, дети вот-вот пойдут в школу — дополнительные меры предосторожности не будут лишними. В общем-то, это мировая практика.

Так вот, к одному из экипажей присоединились корреспонденты Onliner. Задумка простая: во-первых, узнаем, не забывают ли автомобилисты включать фары; во-вторых, проверим, следят ли они за состоянием своих транспортных средств и, в частности, в каком состоянии находится оптика. Для этого каждому водителю, которого останавливали инспекторы, предлагалось проследовать на диагностическую станцию, расположенную совсем рядом, — там специалисты с помощью оборудования проводили проверку и по возможности устраняли неполадки.

Водитель Opel: «Очень давно не проверял фары — самому интересно, что с ними»

— Чаще всего водители, которые не включили фары, объясняют это забывчивостью, — рассказывает инспектор отдела агитации и пропаганды УГАИ ГУВД Мингорисполкома Оксана Мехедко. — Кто-то забыл, кто-то не заметил, у кого-то в автомобиле фары в автоматическом режиме включаются только когда темнеет, хотя чаще всего есть режим, когда по умолчанию в светлое время суток работают ходовые огни. Совсем в редких случаях можно услышать от водителя, что он ничего не знает об акции: дескать, телевизор не смотрит, радио не слушает, новости не читает.

Между тем за нарушение требования ПДД предусмотрена ответственность по ч. 3 ст. 18.14 Кодекса об административных правонарушениях — «Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил пользования внешними световыми приборами». Могут предупредить или выписать штраф в размере до двух базовых величин (это 51 рубль).

Одним из первых инспекторы остановили автомобиль Opel. Водитель, услышав предложение пройти экспресс-диагностику фар, оживился.

— Ну если можно проверить — давайте проверим. Честно говоря, очень давно не проверял фары — самому интересно, что с ними, — сказал он.

При этом мужчина отметил, что не испытывал какого-либо дискомфорта в темное время суток, не замечал, чтобы оптика работала как-то не так. В том-то и суть, что на глаз определить проблему бывает очень сложно, пока фары не станут светить откровенно криво. Но всякую болячку лучше вовремя выявить и устранить, чем пустить все на самотек.

Opel заезжает на станцию. Первым делом специалисты проверяют давление в шинах.

— Автомобиль должен стоять ровно. Если хотя бы одно колесо будет приспущено, то регулировка фар не принесет должного результата, — поясняет мастер цеха сервисной станции компании «Автоидея» Евгений Касаков. — Кроме того, если в машине есть ручной регулятор фар, то его следует выставить в нулевое положение.

Евгений Касаков

Этим регулятором водители пользуются, например, тогда, когда под завязку нагружают багажник. Машина просела — фары светят слишком высоко, вот их чуть и опускают. Главное, не забыть потом вернуть все как было.

Проверка фар не занимает много времени, специальный прибор определяет силу и направление светового потока, а также указывает, какие необходимо произвести корректировки.

— Правая фара светит вниз и влево, — констатирует мастер. — Но регулировка по горизонтали не работает: скорее всего обломан регулировочный винт. Думаю, что на эту фару можно найти ремкомплект, так что устранение неполадки не будет слишком затратным. Световой поток левой фары также направлен чересчур вниз и влево.

То, что было возможно сделать на месте, специалисты сделали. Проблему с регулировочным винтом правой фары автовладельцу предстоит еще решить. Сам он не удивлен, что к состоянию оптики возникли вопросы — машину покупал когда-то уже подержанной.

— Я сразу не увидел — на фарах даже не стояли резиновые заглушки, внутрь попадала пыль. Только когда все оформил, заметил. Но ничего, это решаемые вопросы, — сказал водитель.

Дама на Ford: «Муж все время говорит, мол, потом посмотрю, что с машиной»

К слову, фары современных автомобилей, как правило, светят ярче, служат дольше, да к тому же эстетически приятнее для многих. Зато с точки зрения ремонтопригодности они могут уступать предшественникам. Владельцу подержанного Opel достаточно найти подходящий ремкомплект, чтобы решить свою проблему, а у какого-нибудь нового дорогого автомобиля разобрать фару с большой долей вероятности не получится — только замена.

— Необходимо время от времени проверять состояние оптики, — рекомендуют специалисты. — В случае ДТП, проведения ремонтных работ, просто при длительной эксплуатации настройка фар сбивается, ее нужно корректировать.

Кто-то пробует заниматься этим самостоятельно, хотя и на СТО такая процедура не будет стоить много.

— Я помню, мой дедушка рассказывал, что когда-то давно, отстояв очередь, смог купить автомобиль «Жигули». Приехал в гараж и сразу же, пока машина новая, начертил линию — как должны светить фары. Вот так поступали в те времена, — рассказал Евгений Касаков.

А на станцию загоняют Ford Galaxy. Женщина, управляющая автомобилем, сразу говорит: проблемы есть.

— У меня контакт в правой фаре отходит. И регулировку никто не проводил уже очень давно. Муж все время говорит, мол, потом посмотрю, что с машиной. Ужасно! Этот Ford такой древний!

— А можно нам поменять автомобиль? — шутит ее спутница. — Не глядя. Я бы вон тот «Миник» взяла, он такой хорошенький. BMW — нет, а Mini — это вообще моя слабость.

Пока дамы изучали новинки автопрома, специалисты станции решали проблемы Galaxy.

— Правая фара, ближний свет не горит. Но проблема не в контакте, просто лампочка свое уже отжила, — говорит Евгений Касаков. — Ближний свет не работает, а дальний включается на обеих фарах. Выходит, одна «нитка» сгорела — это же двухступенчатая лампочка, она отвечает за оба режима. В любом случае придется ее менять.

Однако на станции таких лампочек не оказалось. Левую же фару выровняли без проблем. Так что диагноз поставлен, но пока Ford, по сути, с одним глазом — нужно мужу все же заняться автомобилем супруги.

Парень на Mazda: «Да зачем проверять — машина на продажу»

Сотрудники ГАИ останавливают водителя Mazda3. Транзитные номера, зимняя резина на колесах, заклеенные проемы для противотуманок. Услышав предложение проверить основные фары, парень за рулем смутился:

— Да зачем проверять — машина на продажу.

Все же уговорили: рано или поздно автомобиль окажется продан, его нужно будет ставить на учет, проходить техосмотр. Новому владельцу наверняка понравится, что чем-то в этой Mazda да занимались на дилерской СТО.

— А вы машину фоткаете? Блин, надо было ее хотя бы помыть, — сетует водитель.

У авто тусклые фары — это бросается в глаза безо всяких приборов. На станции поясняют, что такое случается из-за естественного износа. Со временем пластик желтеет, становится мутным. Иногда фару можно спасти полировкой. Кроме того, приходят в негодность отражатели — если, например, на них попадает влага.

Выясняется, что обе фары у машины неродные. К тому же сторонний производитель, стремясь сэкономить, не предусмотрел наличие регулятора по вертикали. То есть влево-вправо — можно, вверх-вниз — нельзя.

— Не встречал такого прежде, — задумчиво говорит Евгений Касаков.

В итоге фары настраивают насколько это возможно, но трудно сказать, что этот автомобиль находится в идеальном предпродажном состоянии.

— Некорректная работа фар опасна в первую очередь для самого водителя. Он рискует не заметить вовремя изменение дорожной ситуации в темное время суток, не разглядеть на дороге препятствие — да много вариантов, к чему это может привести. К тому же фары, которые светят не так, как нужно, будут мешать другим участникам дорожного движения, — подчеркнули в ГАИ.

Как тут не вспомнить ксенон, которым «для крутости» оснащают свои автомобили некоторые владельцы. Одно дело, если это заводские фары, и совсем другое, если самопал — какая уж тут «крутость», сплошное недоразумение.

Мужчина на Volkswagen: «Я под капот не заглядываю — не интересно»

Любопытно, но отнюдь не все водители соглашались проехать на станцию и бесплатно проверить оптику своих машин. Многие ссылались на нехватку времени.

— Вы что, план выполняете? — прищурившись, спросил кто-то из автомобилистов.

— Какой план? По бесплатной настройке фар?

Наконец остановился Volkswagen Polo, водитель которого согласился на наше предложение. При этом он выразил уверенность, что с его транспортным средством все в полном порядке. Автомобилю меньше пяти лет, покупали в салоне.

— Машину вообще нужно приобретать новой. Моя дочь шутит, что если в салоне заполнилась пепельница — ее пора менять. Не пепельницу — машину, — рассмеялся мужчина.

Доверив авто профессионалам, сам он остался в стороне — похоже, не особо интересуясь происходящим.

— Я знаю только, куда жидкости заливаются. А так я под капот не заглядываю — не интересно.

— Это какая-то женская позиция, сказал кто-то.

— Совсем нет, как раз мужская, — спокойно ответил водитель. — Я зарабатываю N-ную сумму в час. Причем не руками, а головой. Для чего мне тратить время на ковыряние в машине? Что я там увижу? К тому же у меня есть отличный знакомый мастер.

Все таки о фарах: обе косили вниз и вправо. Не составило труда все скорректировать.

— Я доволен своей машиной, — продолжил тем временем мужчина. — До этого у меня был Golf Plus. Приемистый автомобиль и вроде как мужской. Но через два года начал ржаветь. Это при том, что его привезли из салона в Германии — мне нужен был особенный цвет. Так вот, за шесть лет машина стала полностью ржавой. А на этом Polo ни следа ржавчины. В остальном... Ну была у меня как-то Audi A4, тоже новая — не сравнить, конечно. Но вот вчера увидел Corvette — весь черный, двадцатые литые диски тоже черные, откидной верх — и понял, что жизнь прожита зря. А с каким звуком этот автомобиль уехал — вы бы слышали!

Кстати, регулировку фар проверяют при прохождении техосмотра. Другое дело, что это больная тема для многих.

— Я не прохожу техосмотр, и честно об этом сказал инспектору. Государство неправильно поступает: пусть будет налог на дороги, пусть он составляет рублей 50—60 — все будут платить, не жалко. Но 200—300 рублей, как сейчас, — я лучше заплачу штраф, как и многие другие, — сказал водитель Polo.

Владелец BMW: «Собирался фары полирнуть — не успел просто»

А вы можете, например, самостоятельно заменить лампочку в фаре своей машины? Много зависит от конкретной марки и модели. В одних автомобилях доступ к фаре достаточно простой, а в других чтобы до нее добраться, нужно разобрать чуть ли не всю переднюю часть.

Так же и при регулировке: в авто многих немецких марок она осуществляется шестигранником, тогда как для «японцев» чаще нужна отвертка. У BMW же, например... А вот, собственно, и BMW.

На станцию въехала «тройка» 2002 года выпуска. 17 лет! Что скажете, настоящая?

— Капот я уже заменил, старый прогнил полностью. Жаль еще не перекрасил всю машину. И собирался фары полирнуть — не успел просто, — говорит водитель.

Фары действительно мутноваты. Владелец утверждает, что это проблема всех возрастных BMW.

— Замутняются и фары, и задние фонари почему-то. Причем часть может быть нормальной, а часть — мутной, — отметил он. — Но я все равно доволен машиной — новые столько не ездят.

Наверное, такие автомобили выбирают по-настоящему увлеченные люди. Они понимают, что, с учетом возраста, у транспортного средства неминуемо будут возникать проблемы, поэтому готовы ко всему и не спешат огорчаться. Обе фары у этой машины светят слишком высоко — нужно опускать.

— Фары регулируются, что уже неплохо, — говорят на станции. — У BMW регулировка осуществляется руками, инструмент не требуется — просто крутишь регулятор.


Таким образом, из пяти автомобилей, которые прошли диагностику, в каждом были выявлены недочеты. Логично, что проблемы с оптикой касаются в основном машин солидного возраста, но и относительно свежий Polo нуждался в коррекции «зрения». И хотя не все неполадки удалось устранить, стало ясно, что фары должны не просто светить, а светить правильно.

светодиодная, производитель: Германия, цоколь: H7
галогенная, производитель: Германия, цоколь: H7

Благодарим за помощь в организации мероприятия компанию «АВТОИДЕЯ»
(официальный дилер BMW, BMW Motorrad и MINI)

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by