26 сентября 2019 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Влад Борисевич

Все шлагбаумы в Минске незаконны? Как прокуратура распорядилась демонтировать устройство, используя ошибку Мингорисполкома

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Влад Борисевич
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Пару лет назад в новом микрорайоне столицы у пр. Победителей, напротив Веснинки, появился дом типа «столбик». Это был один из первых домов на застраиваемом в те времена участке. Вскоре земля обросла другими постройками, а за ними подтянулась и дорожная сеть — с проездами, тротуарами и парковками. И в тот момент жители «столбика» решили, что трафик через проезд у их дома стал слишком плотным. В итоге, заручившись разрешением исполкома, они установили шлагбаум. Правда, через пару месяцев устройство пришлось демонтировать — по представлению прокуратуры. В документе указано, что решение Мингорисполкома не соответствует законодательству. Эта бумага ставит под сомнение легальность установки практически всех шлагбаумов в столице.

Чем уникален двор?

Речь в этой статье пойдет о достаточно новом районе столицы — прилегающем к пр. Победителей, сразу за «Минск-Ареной» (в сторону МКАД). Дом номер 119 по проспекту имеет нетривиальное устройство и схему движения. Посередине двора разместилась детская площадка, огороженная металлическим заборчиком с калиткой. Каждый день здесь веселятся дети, не рискуя оказаться на пути двигающейся машины. Автомобили проезжают по периметру площадки.

Возможно, ограждение площадки кому-то навеет неприятные ассоциации с закрытыми учреждениями. Однако вопрос ощущений стоит здесь не так остро, как проблемы безопасности. Дело в том, что к внутренней территории ведут четыре проезда: по два с проспекта (для направления от МКАД) и с ул. Мястровской. Первые минуют открытую парковку, вторые — закрытый платный паркинг.

Местные жители говорят, что мéста для стоянки предостаточно, хотя непосредственно у подъездов и детской площадки все заставлено машинами, а на платном паркинге определенно хватает свободных мест.

В какой-то момент жители дома №12 по ул. Мястровской устали от транзитного трафика, следовавшего мимо их «столбика» и ведущего к 119-му и далее — на проспект. Решили сброситься на шлагбаум. Пара месяцев для сбора подписей жильцов (их должно быть 50% + 1), бумаг от различных инстанций — и шлагбаум установили. Вышло недешево: устройство распознавало номера, было оснащено камерой, связью с оператором, GSM-модулем и другими технологиями.

Конструкция шлагбаума возле ул. Мястровской, 12

— Я был против этого шлагбаума у соседей из 12-го, — говорит один из жителей 119-го дома. — Из-за того что проезд был закрыт, многим водителям и даже машинам скорой помощи приходилось объезжать. Правда, сам проезд шире у соседнего «столбика» — дома номер 19. Там спокойно разъезжались два встречных автомобиля. И да, чаще к нашему двору заезжают именно со стороны Мястровской, а не с пр. Победителей — видимо, так удобнее, особенно после рабочего дня. Если ехать по проспекту из центра, то в проезд можно попасть только развернувшись в квартале от поворота.

— У нас есть чатик в мессенджере, и в нем поднимался вопрос об установке шлагбаума в нашем, 119-м доме, — продолжает житель многоэтажки. — Однако к консенсусу так и не пришли — много квартир, насколько мне известно, сдают в аренду, и их владельцы не сильно интересуются жизнью двора.

Конфликтов не было, но шлагбаум убрали

Как бы то ни было, свой шлагбаум у дома №119 не появился до сих пор. Однако устройство у соседнего дома №12 по ул. Мястровской тоже исчезло. Как говорится в документах, не прошло проверку, инициированную «на основании обращений товарищества собственников жилого дома №119». С чем были связаны «обращения»? Председатель товарищества собственников дома №119 отказался давать журналистам комментарий, но мы готовы опубликовать его точку зрения.

«Дом №117 из-за шлагбаума страдал не меньше, — после публикации статьи дополнил один из его жителей. — Мы оказались в гораздо худших условиях, чем 119-й. К нам ведет всего два заезда: с Мястровской и с проспекта. Бывали дни, когда первый был перекрыт шлагбаумом, а второй — ГАИ. Так происходило во время мероприятий и госпраздников с ограничениями движения по проспекту. Ночью к нам не могли въехать скорые, их водители сигналили у шлагбаума. Чипов мы не получили. Также хочу заметить, устройство с открытой стрелкой установили раньше, чем было выдано разрешение».

В качестве причины демонтажа шлагбаума Артем Осмоловский, председатель ЖСПК, в который входит дом №12, называет элементарное неудобство для соседей: «Система работала около полугода, не больше. За это время трафик снизился с пяти тысяч машин в день до одной тысячи. Это и было целью — мы не боролись с парковкой, мы хотели лишь сократить транзитное движение. Жильцы дома №119 выражали явное недовольство. Они хотели ездить, например, к магазину так, как им было удобно. На мой взгляд, проблема заключалась в том, что мы нарушили привычку. До появления шлагбаума никаких противостояний между домами не было. Мы предлагали разделить абонплату на жильцов нашего дома и 119-го — вышла сумма менее двух рублей. Мне было сказано: мы получим доступ к этому проезду, причем бесплатно. Их жалобы поначалу не имели последствий. В горисполкоме им ответили, мол, все правильно, есть альтернативные пути проезда, а транзит по придомовой территории запрещен ПДД. Но позже в конфликт включилась прокуратура. И „нарушения“ резко перевесили все согласования, которые мы прошли».

В итоге шлагбаум пришлось убрать. А «бумажная борьба» все еще продолжается. Все сводится к тому, что место размещения шлагбаума законно и обосновано, устройство действительно может здесь стоять, но решение исполкома, которое регулирует всю сферу, признали незаконным.

Все шлагбаумы под угрозой?

Сам факт демонтажа одного шлагбаума не столь интересен, как основание для его устранения. Таковым стало представление, подписанное первым замом прокурора города Александром Карповичем. В нем недвусмысленно говорится, что решение Мингорисполкома №2786 «О некоторых вопросах установки устройств, ограничивающих движение транспортных средств на придомовых и внутридворовых территориях» не соответствует действующему законодательству, а следовательно, выданные разрешения подлежат отмене.

В чем именно заключается несоответствие закону? Кратко изложим тезисы прокуратуры.

Место, на котором установлен шлагбаум, является внутриквартальным проездом, который обеспечивает транспортную связь между соседними домами. Порядок, закрепленный в решении №2786, не распространяется на сквозные проезды. (То есть перекрывать можно только тупиковые дворы? — Прим. Onliner.) Решение исполкома распространяется на придомовые и внутридворовые территории. А улицы, площади, проезды, парки и другие общественные места являются землями общего пользования. На них, без предоставления земли, нельзя устанавливать устройства (согласно Кодексу о земле). Потому выданное администрацией района разрешение на установку шлагбаума у Мястровской, 12, незаконно и подлежит отмене.

Кроме того, прокуратура изучила порядок принятия Мингорисполкомом решения №2786. По мнению надзорного органа, правовой акт не прошел обязательную юридическую экспертизу — это произошло «из-за формального исполнения сотрудниками исполкома своих должностных обязанностей, отсутствия должного контроля со стороны руководства Мингорисполкома».

Зампрокурора столицы предложил следующее: отменить решение администрации района, демонтировать незаконно установленный шлагбаум, доработать решение исполкома, направить документ на юрэкспертизу и рассмотреть вопрос о наказании для должностных лиц. Правда, представление больно ударило в первую очередь не по чиновникам, а по жителям 12-го дома по ул. Мястровской.

«Как написано в представлении, должны быть приняты меры по доработке решения Мингорисполкома, ставящего под сомнение легальность установки всех шлагбаумов в городе, — говорит Артем Осмоловский, председатель ЖСПК. — Однако нам известно только об одной уникальной реакции на решение прокуратуры — нашем демонтированном шлагбауме. О том, чтобы устройства убирали в других дворах, мы не слышали. О реальной работе по усовершенствованию 2786-го решения вестей также не поступало, само оно не отменено. Люди заплатили деньги, когда местные власти говорили, что все законно. А потом, когда выявилась ошибка, получилось, что наказали только нас — потерянные финансы уже не возвратить. Проблема с транзитным трафиком также вернулась».

Последствия. Что будет со старыми устройствами и будущими проектами?

По идее, после таких заявлений прокуратуры горисполком если и не должен был приняться за всестоличный демонтаж шлагбаумов, то хотя бы обязан был свернуть выдачу разрешений на их установку. Выяснить актуальное положение дел и узнать прогнозы мы решили у одного из игроков рынка.

— Ситуация запутанная. Кто-то из администраций ссылается на прокуратуру, кто-то нет, — рассказал директор одной из компаний-поставщиков шлагбаумов Сергей Сахар. — Но мы видим спад спроса на продукцию, объем продаж сильно упал. В среде коллег из других компаний ходят разговоры о постепенном уходе с сегмента рынка придомовых территорий. Хватает более стабильных клиентов — например, промышленные предприятия, новостройки с заранее согласованным проектом. В проблемном сегменте, насколько я знаю, сейчас большие сложности с тем, чтобы получить разрешение от исполкома. Создаются условия, при которых согласование просто не выдают. Например, в техзадании говорится про беспрепятственный въезд экстренных служб. Но, скажем, звонок оператору уже можно расценивать как препятствие. В Западной Европе эта проблема решается с помощью распознавателя звуковой сигнализации. Но наши службы используют сигналы другой тональности, перенастроить распознаватель на тоны белорусской МЧС, милиции или скорой нам не удалось.

— Согласитесь, если максимально упростить процедуру, многие жители столицы с удовольствием обзаведутся шлагбаумом. Сейчас же мы наблюдаем обратный процесс. На мой взгляд, это напрямую связано с представлением прокуратуры.


— Все же надежду на восстановление шлагбаума мы не теряем, — Артем Осмоловский верит, что жители дома №12 по ул. Мястровской не потеряют деньги и разгрузят свой двор. — В администрации намекают, что после выхода в свет нового документа от горисполкома мы сможем повторно и быстро пройти согласование.

В среде поставщиков шлагбаумов также говорят о новом законе, который урегулирует сферу. Правда, по поводу дат появления такого акта прогнозов не строят.

Похолодало! Время переобуваться. Зимние шины в каталоге Onliner

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by