29 316
217
27 ноября 2019 в 8:00
Источник: Александр Тумар. Фото: Максим Малиновский. Видео: Алексей Морозов

Центробежная сила против покрышек. Испытываем, на какой скорости войдут в крутой поворот шины

Представьте типичный «клеверный» съезд с МКАД. На какой максимальной скорости вы рискнете его проехать, причем так, чтобы не уйти в занос? 40, 50, 60 км/ч? А если проезжая часть мокрая? Загоняя автомобиль в крутой поворот, обычно проверяют поперечную устойчивость транспортного средства. Но мы решили таким образом оценить свойства шин: на какой скорости они позволят удержать заданную траекторию? Получилось динамично и местами весело!

Условия испытания: мокро и круто

Подобные тесты проводятся для оценки устойчивости и управляемости автомобиля в критичном режиме движения. Понятно, что многое зависит от подвески и ее настройки, загруженности машины и прочих параметров. Но шины тоже играют не последнюю роль. Нам показалось, что испытание на поворот будет показательным.

Итак, исследуем способность покрышек сохранять сцепные свойства в поперечном направлении при вхождении в поворот. На какой максимальной скорости они позволят пройти специальную траекторию?

Тесты проводятся на Республиканском полигоне для испытания мобильных машин (более известен как «Липки»). В нашем распоряжении — пять комплектов «зимы» и один — «лета».

зимние, для внедорожников, без шипов
зимние, для внедорожников, без шипов
зимние, для внедорожников, без шипов
зимние, для легковых автомобилей, без шипов
зимние, для легковых автомобилей, без шипов

Перед стартом шины проходили небольшую обкатку (до 100 км), устанавливалось и проверялось давление в них (2,2 бара). Система ESP не отключалась (с отметки в 40 км/ч и выше она включается автоматически).

В течение трех дней сохранялась стабильная погода, и все комплекты тестировались в схожих условиях. Температура воздуха составляла +5—6 градусов по Цельсию (дорожного покрытия — +7—8), дул слабый ветер.

Обычно такие испытания проводятся на сухом покрытии. Мы же усложнили задачу и попросили полить асфальт.

Теперь о спецучастке. Представьте себе треть окружности. От условного центра до внешней границы, вблизи которой пройдут левые колеса автомобиля, — 35 метров. Задача водителя — выписать дугу в 120 градусов и не выйти за пределы коридора.

При этом нужно определить максимальную скорость, на которой возможно проехать по данному радиусу. Мастерство водителя-испытателя должно быть на высоте.

— Алгоритм простой: выставляю ограничитель скорости, а срывы компенсирую рулем, — объясняет Юрий Краснов, который выступает в наших шинных тестах водителем-испытателем. — Если удалось пройти, то повышаю отметку ограничителя на 1—2 км/ч. В случае неудачи повторяем попытку.

Специального оборудования для фиксации результатов не требовалось. Если автомобиль не выходил за рамки коридора, то скорость считали зачетной. В случае когда попытка проваливалась, заезды повторяли несколько раз. Таким образом устанавливалась наибольшая скорость прохождения поворота.

Premiorri ViaMaggiore Z Plus

Украинские шины Premiorri ViaMaggiore Z Plus попали в тест как самые дешевые покрышки, подходящие для Renault Arkana. По результатам торможения на мокром асфальте и базальте (покрытие имитирует гололедицу) они оказались в конце нашего списка. Зато в акустических испытаниях проявили себя как не самые шумные.

Что насчет сцепных свойств? Как отмечает производитель — компания «Росава» (ранее Белоцерковский шинный завод), — особенностью этой модели является повышенная жесткость боковых блоков, увеличивающая устойчивость в поворотах и при перестроениях. Как раз эту характеристику мы и намерены проверить.

— Первая попытка на 60 км/ч, — объявляет Юрий Краснов и легко проходит радиус. Хотя если бы испытания проводились не на закрытой территории, а в реальных дорожных условиях, эта скорость не казалась бы такой уж безопасной.

Теперь ограничитель установлен на 62 км/ч. Но, увы, автомобиль выходит за границы коридора, сбивая фишку. Пока незачет...

Раздухарившись, еще один водитель (в испытаниях нам помогал профессиональный испытатель) решает попробовать бóльшую скорость. Стрелка спидометра замирает на отметке 65 км/ч. Однако в самой критичной точке вновь происходит срыв.

Понижаем ставку до 63 км/ч, но и это не помогает: две фишки повержены. Еще одна попытка для этой же скорости тоже оборачивается неудачей.

А вот следующий заезд — на 62 км/ч — успешный. «На грани, но прошел, — радуется водитель. — Больше никак не сможем».

Этот результат (62 км/ч) считаем проходным.

HIFLY Win-Turi 212

«Переобуваем» кроссовер в шины китайского бренда HIFLY (модель Win-Turi 212). Несмотря на некоторую предвзятость автомобилистов к продукции из КНР, эти покрышки неплохо проявили себя при торможении. При этом в акустическом тесте они вели себя шумновато (по сравнению с остальными участниками испытаний).

Изготовитель кратко описывает характеристики шины, упоминая сцепные свойства при повороте. Детали нам предстоит выяснить.

При 62 км/ч автомобиль проходит спецучасток как по маслу. Ни одна фишка даже не шелохнулась.

Повышаем отметку на 2 км/ч. Машина вновь легко выписывает заданную траекторию.

Ориентируем спидометр на 66 км/ч, однако попытка идет в незачет: автомобиль вылетает за пределы коридора, обозначенного фишками.

А вот следующий заезд (также на 66 км/ч) — зачетный. Браво водителю!

Юрий Краснов не останавливается, заявляя 67 км/ч. Опять успешно.

Несколько попыток предприняты, чтобы взять высоту в 68 км/ч. Но с каждым разом становится все более очевидно, что это нереально. Шины скрипят, машина уходит в сторону.

Получается, что в этих условиях 67 км/ч для Win-Turi 212 — это предел.

Viatti Bosco S/T V-526

Следующие на старте — российские покрышки Viatti Bosco S/T V-526. Крепкий середнячок показал не лучшие результаты при торможении (но и не худшие). В то же время шины из РФ оказались самыми тихими во время звукового испытания.

«Шины сохраняют возможность уверенного вождения и даже скоростных поворотов в самых неблагоприятных с точки зрения состояния дороги условиях. Это возможно благодаря технологии VRF (variable rigidity of the framework — переменная жёсткость боковины) — шина адаптируется к покрытию», сказано на сайте дистрибьютора продукции.

Юрий Краснов начинает со скорости в 62 км/ч и выигрывает. Рискнул бы он так заходить, например, на кольцевую дорогу?

Вторая попытка. Спидометр показывает 64 км/ч. Кажется, автомобиль вот-вот сорвется с оси. Но водителю удается удержать машину в красном коридоре.

А вот отметка в 66 км/ч не поддается. Раз за разом автомобиль задевает фишки.

Понижаем ставку до 65 км/ч. Снова бело-оранжевые конусы летят в стороны. Незачет. И опять, и опять...

— Срывает машину... — чуть не всхлипывает водитель. Что ж, в таблицу результатов для Viatti Bosco S/T V-526 записываем 64 км/ч.

Tigar SUV Winter

Продукция из Сербии Tigar SUV Winter показывала класс во время предыдущих испытаний, особенно при торможении на базальте. Постепенно эта модель стала одним из лидеров нашего шинного теста.

На русскоязычном сайте изготовителя покрышек указано, что модель надежна на мокрых дорогах и эффективно предотвращает аквапланирование.

Водитель задорно объявляет успешные попытки и скорость: «60 км/ч, 64 км/ч, 66 км/ч».

А вот при 68 км/ч происходит незачет: две фишки улетают в сторону.

Щупаем ту самую проходную скорость. Выходит, что это 67 км/ч. «Видно, что машина на грани срыва», — рапортует Юрий Краснов.

Nokian Hakkapeliitta R3 SUV

Наступает черед премиум-сегмента. На дисках — Nokian Hakkapeliitta R3 SUV, которым пока не предоставился шанс проявить себя. Для «скандинавов» переходный период с его плюсовыми температурами не самое выдающееся время.

Как заверяет изготовитель шин, дополнительные кромки обеспечивают отличное продольное и поперечное сцепление. А центральное ребро шины, которое прорезано ламелями с чередованием глубины нарезки, позволяет одновременно обеспечить надежное сцепление за счет наличия необходимого количества ламелей и улучшить управляемость автомобиля на высоких скоростях за счет устойчивости жесткого ребра к нагрузкам.

Первый заезд удачный: фиксируем 64 км/ч. Вторая попытка — на 66 км/ч — тоже. Хотя резина предательски скрипит на мокром асфальте, готовая вот-вот сорваться.

Юрий Краснов повышает скорость до 68 км/ч и сбивает фишки. А на 67 км/ч автомобиль вообще уходит за пределы трассы.

Сколько ни бился наш водитель, более 66 км/ч не вышло.

Bridgestone Dueler H/P Sport

Штатные Bridgestone Dueler H/P Sport относятся к летним шинам и были включены в тесты для сопоставления результатов. Самое удивительное, что при торможении на мокром асфальте они продемонстрировали лучший результат. Для нас это было не меньшим сюрпризом, чем для читателей. И тем не менее...

Заезды на 62, 63, 64 км/ч — удачные.

Тогда водитель повышает скорость до 68 км/ч. И проходит траекторию!

— Неплохие шины! — не удерживается от комплимента испытатель.

На спидометре 70 км/ч, шины выдают характерное «гым-гым-гым», кузов автомобиля предательски кренится, но зачет! Это лучший показатель за время испытаний на поворот.

Однако высота в 72 км/ч не поддается: фишка сбита.

— Сейчас пощупаем 71 км/ч, — предлагает водитель, но опять-таки выходит за границы трассы. Так повторяется еще несколько раз.

Оставляем 70 км/ч как зачетный вариант.

Таблица результатов

Premiorri ViaMaggiore Z Plus (зимние) HIFLY Win-Turi 212 (зимние) Viatti Bosco S/T V-526 (зимние) Tigar SUV Winter (зимние) Nokian Hakkapeliitta R3 SUV (зимние) Bridgestone Dueler H/P Sport (летние)
Максимальная скорость прохождения испытания на поворот  62 км/ч  67 км/ч  64 км/ч  67 км/ч  66 км/ч  70 км/ч
Уровень шума при постоянной скорости 50 км/ч  59,2 дБ  60,4 дБ  59,2 дБ  59,4 дБ  59,1 дБ  60,8 дБ
Уровень шума при постоянной скорости 60 км/ч  59,4 дБ   60,7 дБ  59,2 дБ  60 дБ  59,8 дБ  61,2 дБ
Уровень шума при постоянной скорости 90 км/ч  64 дБ  64,2 дБ  63,8 дБ  64 дБ  64,6 дБ  63,9 дБ
Уровень шума при постоянной скорости 120 км/ч  67,9 дБ  68,4 дБ  66,4 дБ  67,8 дБ  68,8 дБ  67,4 дБ
Средний тормозной путь с 40 до 0 км/ч на мокром базальтовом покрытии  34 м  27,7 м  28,2 м 25,8 м  30,2 м  28,3 м
Средний тормозной путь с 80 до 0 км/ч на мокром асфальте  38,7 м  30,3 м  36,3 м  31 м  34,6 м  28,3 м

Уже второй раз лидерами испытаний становятся летние Bridgestone. Этот результат можно расценивать как угодно, но очевидно, что при плюсовой температуре на мокром асфальте они проявили себя лучше всех: что при торможении, что при вхождении в поворот.

Напоминаем, что с 1 декабря по 1 марта автомобили общей массой до 3,5 тонны включительно могут передвигаться только с зимними шинами (п. 2071 ПДД). Госавтоинспекция в свою очередь напоминает об ответственности: предупреждение или штраф до 0,5 базовой величины.

Ну а наш шинный цикл продолжается: две следующие публикации будут посвящены топливной экономичности и разгону на базальте.

зимние, для внедорожников, без шипов
зимние, для внедорожников, без шипов
зимние, для внедорожников, без шипов
зимние, для легковых автомобилей, без шипов
зимние, для легковых автомобилей, без шипов

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Источник: Александр Тумар. Фото: Максим Малиновский. Видео: Алексей Морозов